Понятие должностного лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2

Работа содержит 1 файл

7.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

должностных лиц:

1. национальное  государственное должностное лицо;

2. члены национальных  государственных собраний;

3. иностранные  государственные должностные лица;

4. члены иностранных  государственных собраний;

5. должностные  лица международных организаций;

6. члены международных  парламентских собраний;

7. судьи и  должностные лица международных  судов.

Принимая во внимание, что характеристика по ветвям власти и ха-

рактеру выполняемых  функций нами уже дана, а также  тот факт, что фор-

мулировки и  термины, принятые при составлении  и написании междуна-

33 Голубенко А.Е. Эволюция понятия должностного лица неизбежна. // Россий-

ский следователь. 2008. N 12. С. 18.

34 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург,

27 января 1999 года).

Российская Федерация  ратифицировала настоящую Конвенцию  Федеральным за-

коном от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ. Конвенция вступила в  силу 1 июля 2002 года.

22

родных договоров  отличаются от формулировок и терминов российского

права, можно  свести данную классификацию к следующей, где критерием

выступает гражданство  лица, либо его принадлежность к  международной

организации:

1. национальные (т.е. российские) должностные лица  – это должно-

стные лица в  том понимании, которое даёт нам  наше законодательство;

2. иностранные  должностные лица;

3. должностные  лица публичных международных  организаций.

В конце 2008 года во исполнение указанной Конвенции  к статье 285

УК РФ всё  же было добавлено приложение 5, отражающее сущность дан-

ной классификации. Приложение это имеет следующее  содержание: «Ино-

странные должностные  лица и должностные лица публичной  международ-

ной организации, совершившие преступление, предусмотренное  статьями

настоящей главы, несут уголовную ответственность  по статьям настоящей

главы в случаях, предусмотренных международными договорами Россий-

ской Федерации».

Однако нам  представляется, что это всего  лишь жалкая попытка за-

конодателя исполнить  обязательства, взятые на себя при подписании и ра-

тификации Конвенции. Законодатель формально подошёл  к решению про-

блемы и, упомянув о существовании таких категорий  должностных лиц,

сделал обратную отсылку к «международными договорами Российской

Федерации». Представляется, что эффективность такой имитации законо-

дательной активности близка к нулю. А между тем, итогом интегрирова-

ния правовых норм Конвенции в наше национальное уголовное  законода-

тельство должна была бы стать выработка универсального подхода к

концепту «должное лицо» и легальное закрепление  дефиниции.

23

3. Значение должностного  лица в уголовном  праве

В данной работе уже не раз обращалось внимание на то, что должно-

стные лица являются, образно говоря, слугами государства, проводниками

его идей. Вместе с прочими государственными служащими  они входят в

механизм государства  в качестве одного из элементов, они  также обеспе-

чивают функционирование институциональных структур государства (ор-

ганов государства).

При этом, вследствие особого характера выполняемых  ими полномо-

чий по обеспечению  функционирования государства, должностные  лица

имеют ряд особенностей своего правового статуса. В структуру  правового

статуса входят помимо прочего такие элементы как  юридическая ответст-

венность35 и гарантии прав36.

Таким образом, для должностных лиц установлены  в некоторых слу-

чаях повышенные санкции, а субъектами некоторых преступлений и вовсе

могут быть только должностными лицами. Такое положение  обуславлива-

ется опять  же природой возложенных на должностных  лиц функций.

В науке уже  давно исследуются должностные  преступления. Под

ними в современном  российском уголовном праве понимаются прежде

всего деяния, закреплённые в главе 30 УК РФ. Отмечается также, что  их

отличительными  признаками являются:

- специальный субъект – должностное лицо;37

35 Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. С. 191.

36 См., например, Смагина И.А. Гарантии как элемент административно-

правового статуса  государственного и муниципального служащего: дис.... канд. юрид.

Саратов, 2002.

37 Исключения составляют статья 291 УК (дача взятки), где субъект общий; статья

288 УК (присвоение  полномочий должностного лица), где  субъектом являются госу-

дарственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющим-

ся должностными лицами; статьи 292 (служебный подлог) и 292.1 УК (незаконная вы-

дача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в

документы, повлекшее  незаконное приобретение гражданства  РФ, где субъектом наря-

ду с должностными лицами могут также выступать  и государственные служащие или

служащие органа местного самоуправления, не являющимся должностными лицами.

24

- совершение общественно опасных деяний возможно лишь благо-

даря занимаемому  служебному положению или с использованием

своих служебных  полномочий;

- общественно опасные деяния посягают на нормальную деятель-

ность органов  государственной власти и управления, а также ор-

ганов местного самоуправления, либо содержат реальную угрозу

такого нарушения.38

Стоит также  отметить, что должностные лица упоминаются  в каче-

стве субъектов  преступления и в других статьях  Уголовного кодекса РФ.

Подробнее должностные  лица как субъекты этих преступлений бу-

дут рассмотрены  во второй главе нашей работы.

Рассмотрим теперь особенности гарантий прав должностных  лиц че-

рез призму уголовного закона. Такие гарантии являются следствием особо-

го правового  статуса должностных лиц –  они должны способствовать вы-

полнению лицом  возложенных на него обязанностей. А поскольку

должностное лицо является элементом механизма государства, его частью,

то и гарантии он уже имеет двойные: с одной  стороны – как человек и  гра-

жданин, а с  другой – как носитель власти, пусть  даже и незначительной её

части. Так, например, видовым объектом составов, предусмотренных

статьями 318, 319, 320 УК (глава 32 «Преступления против порядка управ-

ления») является нормальная управленческая деятельность органов госу-

дарственной власти и местного самоуправления.39 В данной работе уже

приводилось краткое  социологическое исследование, согласно которому

через должностное  лицо легитимируется власть.

38 Зубкова В.И. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против го-

сударственной власти, интересов государственной  службы и службы в органах местно-

го самоуправления // Курс уголовного права: в 5 т. Том 5. Особенная  часть. / Борзенков

Г.Н. [и др.]. Под. ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. –  М.: ИКД "Зерцало–М",

2002. – Гл. 2, §  1. // СПС “Гарант”.

39 Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций: в 3 т. Т. 3. Особенная

часть. – М., 2008. С. 511.

25

Таким образом, должностное лицо в нормах уголовного права вы-

ступает ещё  и как обладающий особыми свойствами потерпевший. Как и в

случае с субъектом, отличительным признаком таких  преступлений явля-

ется совершение общественно опасных деяний в  связи с исполнением по-

терпевшим своих  обязанностей. При этом должностное  лицо можно на-

звать «специальным потерпевшим», т.к. этот субъект обладает

дополнительными, по отношению к общему правовому  статусу потерпев-

шего, признаками: «Правовой статус, имеющий общий характер и распро-

страняющийся  на всех граждан страны, обычно получает нормативную

конкретизацию применительно к тем или иным категориям и группам гра-

ждан. На этой основе складываются специальные правовые статусы раз-

личных категорий  населения».40

Примечательно, что должностное лицо в этом значении изучено ма-

ло, работы по данной тематике практически отсутствуют. Возможно это

связано и с  тем, что правовые нормы, закрепляющие такое положение

должностного  лица разрозненны и зачастую противоречивы.

Более подробное  рассмотрение должностного лица как  потерпевшего

будет произведено  в третьей главе нашей работы.

Наконец, должностное  лицо может выступать в уголовном  праве ещё

в одном значении. Так, в статьях 288 (присвоение полномочий должност-

ного лица), 291 (дача взятки должностному лицу), 304 (провокация взятки

либо коммерческого  подкупа), 213, ч. 2 (хулиганство, связанное  с сопро-

тивлением представителю  власти либо иному лицу, исполняющему обя-

занности по охране общественного порядка), 320 (разглашение  сведений о

мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица пра-

воохранительного  или контролирующего органа) понятие  должностного

лица употребляется  для раскрытия объективной стороны преступления.

40 Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. Т. 1. С. 423.

26

Из всего сказанного выше можно сделать вывод о  том, что понятие

«должностное  лицо» обладает в уголовном праве  признаком полисемии

(многозначности)41 и имеет следующие значения:

1. специальный  субъект;

2. специальный  потерпевший;

Информация о работе Понятие должностного лица