Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа
Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2
должностных лиц:
1. национальное
государственное должностное
2. члены национальных государственных собраний;
3. иностранные
государственные должностные
4. члены иностранных государственных собраний;
5. должностные
лица международных
6. члены международных парламентских собраний;
7. судьи и
должностные лица
Принимая во внимание, что характеристика по ветвям власти и ха-
рактеру выполняемых функций нами уже дана, а также тот факт, что фор-
мулировки и термины, принятые при составлении и написании междуна-
33 Голубенко А.Е. Эволюция понятия должностного лица неизбежна. // Россий-
ский следователь. 2008. N 12. С. 18.
34 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург,
27 января 1999 года).
Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным за-
коном от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ. Конвенция вступила в силу 1 июля 2002 года.
22
родных договоров отличаются от формулировок и терминов российского
права, можно свести данную классификацию к следующей, где критерием
выступает гражданство лица, либо его принадлежность к международной
организации:
1. национальные (т.е. российские) должностные лица – это должно-
стные лица в том понимании, которое даёт нам наше законодательство;
2. иностранные должностные лица;
3. должностные лица публичных международных организаций.
В конце 2008 года во исполнение указанной Конвенции к статье 285
УК РФ всё же было добавлено приложение 5, отражающее сущность дан-
ной классификации. Приложение это имеет следующее содержание: «Ино-
странные должностные лица и должностные лица публичной международ-
ной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями
настоящей главы,
несут уголовную
главы в случаях, предусмотренных международными договорами Россий-
ской Федерации».
Однако нам представляется, что это всего лишь жалкая попытка за-
конодателя исполнить обязательства, взятые на себя при подписании и ра-
тификации Конвенции. Законодатель формально подошёл к решению про-
блемы и, упомянув
о существовании таких
сделал обратную
отсылку к «международными
Федерации». Представляется,
что эффективность такой
дательной активности близка к нулю. А между тем, итогом интегрирова-
ния правовых норм Конвенции в наше национальное уголовное законода-
тельство должна была бы стать выработка универсального подхода к
концепту «должное лицо» и легальное закрепление дефиниции.
23
3. Значение должностного лица в уголовном праве
В данной работе уже не раз обращалось внимание на то, что должно-
стные лица являются, образно говоря, слугами государства, проводниками
его идей. Вместе с прочими государственными служащими они входят в
механизм государства в качестве одного из элементов, они также обеспе-
чивают функционирование институциональных структур государства (ор-
ганов государства).
При этом, вследствие особого характера выполняемых ими полномо-
чий по обеспечению функционирования государства, должностные лица
имеют ряд особенностей своего правового статуса. В структуру правового
статуса входят помимо прочего такие элементы как юридическая ответст-
венность35 и гарантии прав36.
Таким образом,
для должностных лиц
чаях повышенные санкции, а субъектами некоторых преступлений и вовсе
могут быть только должностными лицами. Такое положение обуславлива-
ется опять же природой возложенных на должностных лиц функций.
В науке уже давно исследуются должностные преступления. Под
ними в современном российском уголовном праве понимаются прежде
всего деяния, закреплённые в главе 30 УК РФ. Отмечается также, что их
отличительными признаками являются:
- специальный субъект – должностное лицо;37
35 Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. С. 191.
36 См., например, Смагина И.А. Гарантии как элемент административно-
правового статуса государственного и муниципального служащего: дис.... канд. юрид.
Саратов, 2002.
37 Исключения составляют статья 291 УК (дача взятки), где субъект общий; статья
288 УК (присвоение полномочий должностного лица), где субъектом являются госу-
дарственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющим-
ся должностными лицами; статьи 292 (служебный подлог) и 292.1 УК (незаконная вы-
дача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в
документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ, где субъектом наря-
ду с должностными лицами могут также выступать и государственные служащие или
служащие органа местного самоуправления, не являющимся должностными лицами.
24
- совершение общественно опасных деяний возможно лишь благо-
даря занимаемому служебному положению или с использованием
своих служебных полномочий;
- общественно опасные деяния посягают на нормальную деятель-
ность органов государственной власти и управления, а также ор-
ганов местного самоуправления, либо содержат реальную угрозу
такого нарушения.38
Стоит также отметить, что должностные лица упоминаются в каче-
стве субъектов преступления и в других статьях Уголовного кодекса РФ.
Подробнее должностные лица как субъекты этих преступлений бу-
дут рассмотрены во второй главе нашей работы.
Рассмотрим теперь особенности гарантий прав должностных лиц че-
рез призму уголовного закона. Такие гарантии являются следствием особо-
го правового статуса должностных лиц – они должны способствовать вы-
полнению лицом возложенных на него обязанностей. А поскольку
должностное лицо
является элементом механизма
то и гарантии он уже имеет двойные: с одной стороны – как человек и гра-
жданин, а с другой – как носитель власти, пусть даже и незначительной её
части. Так, например, видовым объектом составов, предусмотренных
статьями 318, 319, 320 УК (глава 32 «Преступления против порядка управ-
ления») является нормальная управленческая деятельность органов госу-
дарственной власти и местного самоуправления.39 В данной работе уже
приводилось краткое социологическое исследование, согласно которому
через должностное лицо легитимируется власть.
38 Зубкова В.И. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против го-
сударственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местно-
го самоуправления // Курс уголовного права: в 5 т. Том 5. Особенная часть. / Борзенков
Г.Н. [и др.]. Под. ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. – М.: ИКД "Зерцало–М",
2002. – Гл. 2, § 1. // СПС “Гарант”.
39 Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций: в 3 т. Т. 3. Особенная
часть. – М., 2008. С. 511.
25
Таким образом, должностное лицо в нормах уголовного права вы-
ступает ещё и как обладающий особыми свойствами потерпевший. Как и в
случае с субъектом, отличительным признаком таких преступлений явля-
ется совершение общественно опасных деяний в связи с исполнением по-
терпевшим своих обязанностей. При этом должностное лицо можно на-
звать «специальным потерпевшим», т.к. этот субъект обладает
дополнительными, по отношению к общему правовому статусу потерпев-
шего, признаками: «Правовой статус, имеющий общий характер и распро-
страняющийся на всех граждан страны, обычно получает нормативную
конкретизацию применительно к тем или иным категориям и группам гра-
ждан. На этой основе складываются специальные правовые статусы раз-
личных категорий населения».40
Примечательно, что должностное лицо в этом значении изучено ма-
ло, работы по данной тематике практически отсутствуют. Возможно это
связано и с тем, что правовые нормы, закрепляющие такое положение
должностного лица разрозненны и зачастую противоречивы.
Более подробное рассмотрение должностного лица как потерпевшего
будет произведено в третьей главе нашей работы.
Наконец, должностное лицо может выступать в уголовном праве ещё
в одном значении. Так, в статьях 288 (присвоение полномочий должност-
ного лица), 291 (дача взятки должностному лицу), 304 (провокация взятки
либо коммерческого подкупа), 213, ч. 2 (хулиганство, связанное с сопро-
тивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обя-
занности по охране общественного порядка), 320 (разглашение сведений о
мерах безопасности,
применяемых в отношении
воохранительного или контролирующего органа) понятие должностного
лица употребляется для раскрытия объективной стороны преступления.
40 Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. Т. 1. С. 423.
26
Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что понятие
«должностное лицо» обладает в уголовном праве признаком полисемии
(многозначности)41 и имеет следующие значения:
1. специальный субъект;
2. специальный потерпевший;