Автор: Степан Суворов, 17 Октября 2010 в 21:27, реферат
Конституционная ответственность
Административная ответственность
Дисциплинарная ответственность
Гражданско-правовая ответственность
Уголовная ответственность
нет
Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
Ответственность
органов и должностных лиц
местного самоуправления — это неблагоприятные
последствия, наступающие в случае
принятия органами и должностными лицами
местного самоуправления противоправных
решений, неосуществления или
Федеральный закон о местном самоуправлении № 131- ФЗ от 6 октября 2003 г. выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:
-перед населением муниципального образования;
-перед государством;
-перед физическими и юридическими лицами.
Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
Конституционная ответственность
Органы и должностные
лица местного самоуправления несут
конституционную
при утрате доверия;
издании незаконных правовых актов;
неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.
Ответственность должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверия. В соответствии с ч. 2 ст. 71 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г. население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г. указывал, что основанием ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением является утрата доверия . В Федеральном Законе о местном самоуправлении 2003 г. данный термин не используется, однако анализ закона показывает, что предусмотренный ст. 24 и ч. 2 ст. 71 механизм ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления также основывается на утрате доверия к ним жителей муниципального образования.
Сам термин «утрата
доверия» в Федеральном Законе о
местном самоуправлении 1995 г. не был
определен, поэтому конкретное наполнение
его содержанием осуществлялось
в законах субъектов Федерации
и нормативных актах
Законы субъектов РФ используют существенно разные подходы к определению понятия «утрата доверия» — от совершения уголовного преступления до отказа от приема жалоб избирателей.
Исходя из формулировки ч. 1 ст. 71 большинство из этих оснований могут сохраниться и после вступления в силу Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 24 данного Закона основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке
Муниципальное образование с учетом законодательства субъектов РФ определяет процессуальный механизм реализации права населения на отзыв данных выборных лиц муниципального образования. При этом следует помнить, что в соответствии с подп. «а» п. 8 ст. 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопрос о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц не может быть вынесен на местный референдум.
Как свидетельствует практика, процедура отзыва депутатов и избранных населением должностных лиц решается не только в уставах муниципальных образований, но и в законах субъектов Федерации о местном самоуправлении (Калужская, Свердловская области), в законах о выборах (Алтайский край) или в специальных законодательных актах о порядке отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления (Саратовская, Тамбовская, Белгородская области).
Вместе с тем,
обобщая некоторые вопросы
Ответственность
должностных лиц местного самоуправления
в случае издания незаконных правовых
актов. Конституционная
Механизм реализации роспуска представительного органа муниципального образования закреплен в ст. 73 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г.
Основанием начала
процедуры применения данного вида
ответственности к
В таком случае высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.
Федеральный Закон
о местном самоуправлении 1995 г. также
предусматривал возможность досрочного
роспуска представительного органа
местного самоуправления в случае принятия
последним незаконного
-увеличивается срок, в течение которого представительный орган муниципального образования обязан принять меры по исполнению решения суда с десяти дней до трех месяцев;
-не требуется судебного подтверждения того, что установленные действия повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;
-не предусматривается в качестве обязательного этапа процедура привлечения представительного органа муниципального образования к ответственности вынесением письменного предупреждения представительного органа о возможности привлечения к ответственности;
-требуется обязательное судебное подтверждение факта неисполнения первого судебного решения;
-предусматривается обязательность законодательной инициативы высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) при принятии закона о роспуске представительного органа муниципального образования (ранее законодательный орган субъекта РФ мог и сам выступить с такой инициативой).
Меры, предусмотренные ст. 73 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г., носят факультативный, т.е. необязательный характер. Как следует из ее содержания, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не обязан, а лишь обладает правом внести в законодательный орган субъекта РФ закон о роспуске представительного органа муниципального образования, а законодательный орган субъекта РФ не обязан его принимать.
Ответственность
представительного органа муниципального
образования наступает
В тексте указанного закона речь идет о судебном решении, которым установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, Федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования. Однако, как уже указывалось выше, данные положения могут содержаться как в одном судебном решении, так и в нескольких взаимосвязанных решениях.
Подсудность и
порядок рассмотрения дел о признании
недействующими нормативных правовых
актов устанавливаются
Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске.
Закон субъекта
РФ о роспуске представительного
органа муниципального образования
может быть обжалован в судебном
порядке в течение 10 дней со дня
вступления в силу. Суд должен рассмотреть
жалобу и принять решение не позднее
чем через 10 дней со дня ее подачи.
Порядок рассмотрения таких обращений
устанавливается указанным
Схожие основания
и процедура предусмотрены
Основанием отрешения от должности главы муниципального образования (местной администрации) является не только принятие незаконного нормативного правового акта, но и совершение иных действий (в том числе принятие незаконного акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. В любом случае эти действия должны быть подтверждены решением суда.
Срок исполнения решения суда о признании нормативного правового акта противоречащим Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования устанавливается в два месяца, если иное не предусмотрено судебным решением. Срок исполнения решения суда о признании незаконными иных действий главы муниципального образования (местной администрации) законом не установлен, следовательно, определяется самим судом. Однако в любом случае глава муниципального образования (местной администрации) не может быть привлечен к ответственности ранее, чем через месяц со дня вступления в силу решения суда.
Глава муниципального
образования (местной администрации)
отрешается от должности правовым актом
высшего должностного лица субъекта
РФ (руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ). Конкретный вид этого правового
акта не установлен, однако очевидно, что
он не имеет нормативного характера.
Глава муниципального образования
или глава местной
В то же время в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ст. 254 ПК РФ право обжаловать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации имеется и у любого другого заинтересованного лица.
Ответственность
органов и должностных лиц
местного самоуправления в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения отдельных
государственных полномочий. Органы
и должностные лица местного самоуправления
несут ответственность за осуществление
отдельных государственных
Информация о работе Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления