Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа
Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2
Федерация, будучи федеративным государством, имеет двухуровневую
систему государственной власти: общефедеральные органы и органы субъ-
ектов.
К законодательным органам относятся: Федеральное Собрание Рос-
сийской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума),53 законо-
дательные (представительные) органы государственной власти субъектов
РФ.54
К органам судебной системы относятся федеральные суды, консти-
туционные и уставные суды субъектов РФ и мировые судьи.55
53 См. гл. 5 Конституции РФ.
54 См. Федеральный закон N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законо-
дательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года.
55 См. ФКЗ N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря
1996 года.
37
Наибольшую трудность представляет установление перечня органов
исполнительной власти. В упрощённом виде можно привести такую сис-
тему:
1. Федеральные органы:
- Президент РФ;56
- Правительство РФ;
- министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти;
- территориальные органы федеральных органов исполнитель-
ной власти.
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ (во главе с Высшим
должностным лицом субъекта РФ; по сути повторяет систему федеральных
органов, но на уровне субъекта).
Проводить какой-либо более подробный анализ государственных ор-
ганов в данной работе, на наш взгляд, нецелесообразно, т.к. эта система не
является предметом нашего исследования.57
Система органов местного самоуправления не входит в систему ор-
ганов государственной власти, но в целом аналогична ей и определяется
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»58
Учреждения, согласно статье 120 Гражданского кодекса РФ, явля-
ются некоммерческими организациями, созданными для осуществления
управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерче-
ского характера. Учреждение может быть создано в том числе и Россий-
ской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным об-
разованием (соответственно федеральные государственные учреждения,
государственные учреждения субъекта РФ и муниципальные учреждения).
56 На наш взгляд. Несмотря на закреплённое в Конституции РФ положение, со-
гласно которому Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти.
57 Подробно см, напр., Алёхин А.П. Кармолицкий А.А. Указ. соч. Раздел II.
58 См. Федеральный закон N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года.
38
Как правило, государственные и муниципальные учреждения создают со-
циальные ценности непроизводственного характера: образование, здраво-
охранение, наука, культура.59
Работники таких учреждений могут быть признаны должностными
лицами в случае, если они обладают правами совершать по службе перио-
дически значимые действия, способные порождать, изменять и прекращать
правоотношения,
т.е. действия организационно-
министративно-хозяйственного характера.60
Аналогично определяются и должностные лица государственных
корпораций.
Интересно в этой связи рассмотреть, какие же конкретно лица в го-
сударственных и муниципальных учреждениях, государственных корпора-
циях могут быть отнесены к должностными. Так, Ю.Н. Тарасова приводит
следующий перечень должностных лиц организации:61
1. руководитель организации, который согласно статье 273 Трудово-
го кодекса РФ в соответствии с ТК РФ, иными нормативно-правовыми ак-
тами, документами юридического лица осуществляет руководство этой ор-
ганизацией, в том числе выполняет функции её единоличного
исполнительного органа. К его компетенции относятся вопросы руково-
дства текущей деятельностью организации. Руководитель без доверенно-
сти действует от имени организации, в т.ч. представляет её интересы, со-
вершает сделки от имени организации, утверждает штаты, издает приказы
и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками органи-
зации;
2. члены коллегиального органа управления организацией (совета
директоров, правления);
59 Алёхин А.П. Кармолицкий А.А. Указ. соч. С. 246.
60 Наумов А.В. Указ. соч. Т. 3. С. 365.
61 Тарасова Ю.Н. Административная ответственность должностных и юридиче-
ских лиц // Административное право. 2008. N 2. С. 22–23.
39
3. заместители руководителя организации;
4. иные лица, выполняющие в организации организационно-
распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и
т.д.).
Думается, что данный список является достаточно полным и может
служить примерным ориентиром при определении должностных лиц в ор-
ганизации. Хотя, конечно, правоприменитель в каждом конкретном случае
должен тщательно исследовать, какие именно функции выполняло лицо в
организации.
Вооруженные Силы РФ, согласно ФЗ «Об обороне»,62 представляют
собой государственную военную организацию, состоящую из центральных
органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей
и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ,
в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск
Вооруженных Сил РФ.
Согласно статье 12 Закона РФ «О безопасности»,63 к «другим вой-
скам и воинским формированиям РФ» относятся:64
- федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внеш-
ней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной,
исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц,
налоговой службы;
- Государственная противопожарная служба, органы службы ликви-
дации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования граж-
данской обороны;
- внутренние войска;
62 Федеральный закон N 61-ФЗ «Об обороне» от 31 мая 1996 года.
63 Закон РФ N 2446-I «О безопасности» от 5 марта 1992 года.
64 Комментарий к Федеральному закону «Об обороне» (под общ. ред.
А.В.Кудашкина). – М., 2002. // СПС «Гарант»
40
- органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышлен-
ности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы
обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни,
природоохранительные органы, органы охраны здоровья населе-
ния
- другие государственные органы обеспечения безопасности, дейст-
вующие на основании законодательства.
Обратимся теперь к примечаниям 2 и 3 статьи 285 УК РФ. В них го-
ворится о двух уровнях должностных лиц. Такое деление связано с феде-
ративным устройством Российской Федерации и соответствующей этому
системе государственных органов. Так, в приложении 2 приводится опре-
деление государственных должностей Российской Федерации. Интересно
при этом отметить, что существует Сводный перечень государственных
должностей Российской Федерации, в котором перечислены государствен-
ные должности, предусмотренные Конституцией РФ и федеральными за-
конами.65 Перечень включает 42 государственные должности. При этом
Перечень носит скорее информативный характер и не может быть исполь-
зован в качестве источника информации о том, какие должности являются
государственными должностями РФ. Тем более что документ имеет статус
подзаконного нормативно-правового акта.
Таким образом, правоприменитель для того чтобы установить вид
государственной должности (государственная должность РФ или государ-
ственная должность субъекта РФ), должен в каждом конкретном случае
обращаться к соответствующим законам РФ и субъектов РФ.
Наконец, хотелось бы затронуть вопрос о возможности отнесения к
категории должностных лиц работников, выполняющих профессиональ-
ные и технические обязанности. Дело в том, что в теории продолжается
дискуссия о возможности привлечения таких работников (иногда в литера-
65 Утверждён Указом Президента РФ N 32 «О государственных должностях Рос-
сийской Федерации» от 11 января 1995 года.
41
туре можно встретить формулировку вроде «врачи и преподаватели») к от-