Выбор и проектироание системы управленческого учета в организации на примере ОАО «Ферзиковский молочный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение существующей практики построения системы управленческого учета и особенностей его организации на предприятии ОАО «Ферзиковский молочный завод».

В соответствии с выдвинутой целью в работе были поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность и содержание управленческого учета;

рассмотреть существующие подходы к организации управленческого учета;

дать характеристику традиционным системам управленческого учета и сравнить их с современными системами;

проанализировать перспективы организации системы бюджетирования и контроллинга на предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

Глава 1 Теоретико-методические вопросы организации управленческого учета…………………………………………………………………………….5

1.1 Сущность и содержание управленческого учета………………………...5

1.2 Существующие подходы к организации управленческого учета…….....8

1.3 Характеристика традиционных систем управленческого учета……….17

Глава 2 Современное состояние организации управленческого учета в ОАО «Ферзиковский молочный завод» п. Ферзиково Калужской области ……..22

2.1 Организационно- экономическая и правовая характеристики организации……………………………………………………………………..22

2.2 Формирование в управленческом учёте информации о затратах на организацию учёта………………………………………………………..…….30

2.3 Анализ эффективности организации управленческого учёта в ОАО «Ферзиковский молочный завод» и его влияние на принятие управленческих решений………………………………………………………………………….35

Глава 3 Пути совершенствования организации управленческого учета в ОАО «Ферзиковский молочный завод» ……………………………………………..41

3.1 Организация управленческого учета в ОАО «Ферзиковский молочный завод»……………………………………………………………………………..41

3.2 Учетная политика и система нормативных издержек “стандарт-кост”….46

Заключение ………………………………………………………………………50

Глава 3 Практическая часть …………………………………………………52

Задание 4………………………………………………………………………...52

Список использованной литературы…………………………………………...56

Приложения ……………………………………………………………………..60

Работа содержит 1 файл

kursova9.docx

— 108.29 Кб (Скачать)

Результатная  информация об отклонениях от норм затрат формируется по местам возникновения  затрат (цех, склад, участок, автоматизированная линия), а также в нескольких временных  разрезах (смена, сутки, неделя и др.). Поэтому объем и состав результатной информации не может быть идентичным для всех уровней управления: чем  выше уровень, тем обобщеннее показатели результатной информации.

Эффективная разработка информации об отклонениях от норм затрат и своевременное ее предоставление для использования в управлении производством позволяют реализовать  преимущества системы нормативного учета и контроля затрат на производство, обеспечивающей действенный оперативный  контроль за снижением себестоимости  продукции.

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса об экономическом  обосновании применения в управленческом (производственном) учете калькулирования  неполной производственной себестоимости  продукции (работ, услуг). Такой подход к калькулированию носит название "директ-костинг".

Само понятие "директ-костинг", (или "директ-кост" (direct costing), означающее учет прямых затрат, было введено американцем Д. Харрисом в 1936 г. Учет переменных затрат он называл "вэриэйбл-костинг" (variable costing). Постепенно понятие "директ-костинг" расширялось, и в настоящее время основной характеристикой этой системы является разделение затрат на прямые и накладные. На русский язык "директ-костинг" переводят как управленческий учет, оставляя за ним функции: разделения затрат на прямые и накладные, оценки эффективности деятельности компании в целом, ее структурных подразделений, каждого сотрудника, а также создания системы оплаты труда, стимулирующей деятельность работников в нужном для компании направлении.

При использовании  системы "директ-костинг" себестоимость  может включать только прямые затраты; только переменные, то есть зависящие  от изменения объемов производства затраты; себестоимость можно калькулировать на основе только производственных расходов, связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или  оказанием услуг, даже если они носят  косвенный характер.

Но несмотря на различную полноту включения  в себестоимость объекта калькулирования  различных видов расходов, общим  для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые  по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, связанных с этим объектом, не включаются в калькуляцию, а возмещаются  единой суммой из выручки (или валовой  прибыли).

Рыночные процессы с их колебаниями цен, объемов  производства, разнообразными конъюнктурными изменениями, существенно сказываются  на "поведении" себестоимости  изделий, а значит, и на прибыли. Поэтому  чрезвычайно велика потребность  в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных затрат. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) - разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции в целом, дает система "директ-костинг" [17, с.135].

Вообще сегодня  в теории и практике управления себестоимостью и прибылью на Западе нередко декларируется  и применяется следующий принцип: самая точная калькуляция изделия - не та, которая наиболее полно после  многочисленных расчетов и распределений  включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные  с выпуском данной продукции, выполнением  работ и услуг.

Важно, что, применяя систему "директ-костинг", можно  оперативно изучать взаимосвязи  между объемом производства, затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью, маржинальным доходом). Эту взаимосвязь реально  изучать и графически, и аналитически.

Основное достоинство  системы "директ-костинг" в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные  оперативные решения по управлению предприятием. В первую очередь это  касается возможности проводить  эффективную политику цен.

В настоящее  время в российской практике находят  применение и система "стандарт-кост", и "директ-костинг". Выбор в  пользу одной из вышеперечисленных  систем организация осуществляет самостоятельно, исходя из особенностей своей хозяйственной  деятельности. 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Современное состояние  организации управленческого  учета в ОАО  «Ферзиковский молочный завод» п. Ферзиково  Калужской области 

     2.1 Организационно- экономическая  и правовая характеристики  организации 

     ОАО «Ферзиковский молочный завод» учреждено  в соответствии с указом Президента РФ №721 от 1 июля 1992 года путем акционирования и приватизации государственного предприятия  «Ферзиковский молочный завод», является его правопреемником, несет права  и обязанности, возникшие у указанного предприятия до момента его преобразования в АО.

     Акционерное общество является организационной  формой объединения акционеров. Оно  аккумулирует капитал путем выпуска  в обращение ценных бумаг - акций. АО обладает статусом юридического лица. Для его учреждения требуется  минимум уставного капитала, распределенный на определенное число акций. Имущество  общества составляют средства от продажи  акций в форме открытой подписки, доходы и т. д. Акционеры несут  ответственность по обязательствам АО в пределах своего вклада (пакета акций).

     Высшим  органом АО является собрание акционеров, исполнительным органом правление, контрольным органом ревизионная  комиссия. Члены общества имеют право  на управление обществом посредством  голосования по принципу одна акция - один голос. Однако обычно привилегированные  акции не дают права голоса на собрании акционеров. Обязательной является ежегодная  публикация в прессе таких основных финансовых показателей деятельности общества за год, как прибыль, убытки, дивиденды и др.

     АО  как организационная форма обладает по сравнению с другими видами предприятий определенными преимуществами:

     - неограниченный срок действия;

     - возможность привлечения дополнительных  инвестиций путем выпуска акций;

     - относительная простота обращения  акций в деньги при выходе  из общества по сравнению с  возможностью получить свою долю  при выходе из других обществ;  наличие отработанного механизма  функционирования на базе установившегося  в мировой практике акционерного  законодательства;

     - возможность котировки на фондовых  биржах ценных бумаг, выпускаемых  АО, и их свободного перехода  от одного лица к другому;

     - наличие значительного капитала, что уменьшает риск акционеров.

     Однако  АО присущи и определенные недостатки:

     - наличие проблемы увязки интересов дирекции АО и акционеров;

     - отсутствие заинтересованности  у лиц, работающих на предприятии  и не владеющих акциями, в  повышении производительности труда  и других показателей эффективности;

     - недостаточная гибкость, оперативность  и маневренность, консерватизм  в управлении.

     Структура управления представлена схематично на рис.1

 

Рис.1. Схема  структуры управления в ОАО «Ферзиковский  молочный завод».

     В ОАО «Ферзиковский молочный завод» существует подразделение, которое  занимается изготовлением и выпуском молочной продукции.

     Ремонтная группа занимается ремонтом машин и  оборудования.

     Более наглядно организационная структура  предприятия представлена на рисунке 2.

 

     

     Рис.2. Схема организационной структуры  ОАО «Ферзиковский молочный завод» 

     ОАО «Ферзиковский молочный завод» находится  по адресу: Калужская область, Ферзиковский район, пос.Ферзиково, ул.Бычкова, д.16-а. Таким образом, предприятие располагается  в черте посёлка Ферзиково, который  является районным центром. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции  Ферзиково пути Калуга-Ряжск 1 км, до областного центра - 38км.

     Предметом деятельности ОАО является торгово-закупочная и производственно-хозяйственная  деятельность. Основными направлениями  деятельности являются:

     - производство молочных продуктов  (молоко 2,5% жирности, творог, сметана,  масло, масса творожная);

     - производство сыра - сырца;

     - осуществление в установленном  порядке посреднической и торгово-закупочной  деятельности и др.

     Структура представлена в таблице 2.1.1

 

     Таблица 2.1.1

     Размер  и структура товарной продукции  ОАО «Ферзиковский молочный завод» в ценах фактической реализации

Отрасли и виды продукции Размер  денежной

выручки, тыс. руб.

Структура денежной выручки, в % к итогу Изменение

(+/-) в 

структуре

отчётного

года  к

2005г 2006г 2007г 2005г 2006г 2007г 2005г 2006г
Масло «Крестьянское» в/с:
    75 гр.
1994186,11 1981759,93 1670771,00 20,3 16 8,8 -11,5 -7,2
    85 гр.
- - 533619,80 - - 2,8 +2,8 +2,8
    200 гр.
489145,96 377407,84 580799,50 5 3,03 3,06 -1,94 +0,03
    400 гр.
- 12700,00 - - 0,1 - - -0,1
    70 гр.
- 260566,97 - - 2,1 - - -2,1
Масса творожная «Особая»,0.25 кг 44487,50 15146,00 61547,50 0,63 0,12 0,32 -0,31 +0,2
Молоко 2,5% 2497582,45 1972862,11 4179011,20 25,5 33,56 22 -3,5 -11,56
Обрат 343100,00 234242,00 - 3.5 1,9 - -3,5 -1,9
Сливки:
    20%
35999,00 16170,00 8300,00 0,37 0,13 0,04 -0,33 -0,09
    25%
- 3000,00 - - 0,02 -    
    30%
17338,00 14576,00 8780,00 0,18 0,12 0,05 -0,13 -0,07
Сметана 20%:
    200гр
175212,50 120121,50 - 1,8 0,96 - -1,8 -0,96
    220гр
- 23774,25 266274,40 - 0,19 1,4 +1,4 +1,21
    250гр
8614,40 - - 0,1 - - -0,1 -
    380гр
- 90962,00 370507,50 - 0,7 1,95 +1,95 +1,25
    400гр
332108,87 152474,50 - 3,4 1,2 - -3,4 -1,2
    фляжная
92427,70 11775,00 91344,00 0,94 0,09 0,48 -0,46 +0,39
Сыворотка 19402,82 - - 0,2 - - -0,2 -
Сыворотка (продукция) 18656,10 - 1000,00 0,2 - 0,005 0,195 +0,005
Сыр/сырец/:
    нежирный
606430,00 124744,00 459166,00 6,2 1 2,4 -3,8 +1,4
    жирный
28272,00 - - 0,3 - - - -
Сыр-брынза - 2565,00 - - 0,02 - - -0,02
Творог:
18% (35-00) 144062,00 5495916,50 4389577,80 1,5 44,1 23,1 +21,6 -21
18% (46-00) - - 4961927,20 - - 26,1 - -
5% - 308989,50 1269803,08 - 2,5 6,7 - +4,2
9% 250гр 123552,84 77430,00 128563,60 1,26 0,6 0,7 -0,56 +0,1
9% 2833547,68 1153766,76 - 2,9 9,3 - -2,9 -9,3
обезжиренный 8900,00 - 21070,00 0,1 - 0,1 0 +0,1
Итого: 9813026 12450950 19002063          
 

     Из  таблицы видно, что основным видом  деятельности предприятия является выпуск молочных изделий, что полностью  соответствует производственному  направлению предприятия. Сбыт готовой  продукции осуществляется посредством  собственной сети магазинов, расположенных  по Ферзиковскому району, а также  через торговые точки частных  предпринимателей, магазины, организации  и предприятия в пределах Калужской  области, г.Москвы и Московской области.

     Для более оптимального содержания магазинов  они не специализируются только на продукции молочного завода, а  занимаются и реализацией товаров, приобретаемых у других производителей: ЗАО «Калужский мясокомбинат», ОАО  «Сыры Калужские», ЗАО «Агрофирма Оптина» г.Козельск, ЗАО «Хлебокомбинат»  г.Калуга, ЧП «Кузькина» г.Калуга, ООО  «Премиум» г.Калуга, ИП «Лисенков  П.Г.» г.Калуга, ОАО «Калужский хладокомбинат», ООО «Тульский пищекомбинат», «Калужская оптовая торговая база» непосредственно  и через частных предпринимателей.

     Также молочные изделия ОАО «Ферзиковский  молочный завод» реализует в г.Москве и Подмосковье (г. Протвино, г.Пушкино).

     Основные  показатели размера производства в  ОАО «Ферзиковский молочный завод» представлены в таблице 2.1.2 

 

     Таблица 2.1.2

     Размер  производства организации

Показатели Годы 2007г в  % к
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г.
Выпуск  товарной продукции (за минусом НДС, акцизов) тыс. рублей. 23159 22175 32980 142,4 148,7
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 6150,5 6082,3 6506,5 105,8 107
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов 23001 21607 32837 142,8 152
Среднегодовая численность работников, чел. 95 82 73 76,8 89

Информация о работе Выбор и проектироание системы управленческого учета в организации на примере ОАО «Ферзиковский молочный завод»