Учет затрат на предприятиях связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование вопроса издержек производства, проведение оценки эффективности затрат на примере ОАО «Уралсвязьинформ», а также разработка рекомендаций по снижению себестоимости продукции компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты понятия и сущности издержек производства;
2. Изучить классификацию издержек, основные методы учета затрат и калькулирования продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..……………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ ……………………………………..9
1.1. Себестоимость продукции: понятие, экономическая сущность …...9
1.2. Структура затрат на производство и реализацию продукции ……12
1.3. Основные методы учета затрат и калькулированию продукции …18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ В ОАО «УРАЛСВЯЗЬИНФОРМ» ………………………………………………………23
2.1. Характеристика компании и анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности ………………………………..23
2.2. Анализ структуры затрат на производство продукции ……..............28
2.3. Предложения по сокращению затрат и снижению себестоимости продукции …………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….……39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….....41

Работа содержит 1 файл

ОАО Уралсвязьинформ курсовая.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

Анализируемая организация электросвязи имеет три уровня управления:

1.      генеральная дирекция;

2.      представительство, филиалы;

3.      структурные подразделения филиалов.

По состоянию на 1 января 2010 г. ОАО «Уралсвязьинформ» — основной поставщик телекоммуникационных услуг Уральского региона (Уральский федеральный округ и Пермский край). Компания работает на территории Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Пермского края, Ханты-Мансийского автономного округа — Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа. В регионе общей площадью 1,9 млн км² проживает 15,5 млн человек (9% населения России).

ОАО «Уралсвязьинформ» обслуживает 90% регионального рынка местной связи, 50% — сотовой связи, 41% — рынка новых услуг, 39% — интернет-услуг, 41% — других услуг (документальная связь, проводное вещание, радиорелейная связь, телевидение).

Общее количество абонентов по основным услугам превышает 10 млн., в том числе 3,7 млн. абонентов фиксированной и 5,7 млн. абонентов мобильной связи, 541 тыс. пользователей широкополосного доступа, 117 тыс. платного телевидения.

Количество сотрудников — 23,5 тыс.

Рассмотрим основные экономические показатели работы ОАО «Уралсвязьинформ» за 2010–2011 гг., анализ динамики которых позволит сделать выводы относительно эффективности или неэффективности реализуемой в настоящее время политики управления затратами и себестоимостью продукции предприятия (табл. 1.).

Таблица 1.

Основные экономические показатели работы ОАО «Уралсвязьинформ» за 2010–2011 гг., млн. руб.

Показатель

2010

2011

Изменения

(+,-)

Темп роста %

1

2

3

4

5

Выручка от реализации

15215

15462

+247

101,6

Себестоимость производства

15027

15117

+247

100,6

Валовая прибыль

188

345

+157

183,6


 

Согласно данным таблицы 2.1., положительная динамика за 2010-2011 гг. наблюдается для всех трех из представленных показателей – выручки от реализации, себестоимости производства и валовой прибыли. Однако оценка данной динамики для различных показателей различна. Так, выручка от реализации продукции в 2011 г. увеличилась на 1,6 %, валовая прибыль, которую предприятие получило  в 2011 г., на 83,6 %. Все это, безусловно, можно оценить как положительный момент в оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Однако при этом себестоимость производства продукции предприятия также увеличилась - на 0,6 % за рассматриваемый период, что уже нельзя оценить как положительную тенденцию. 

Далее рассмотрим основные показатели эффективности деятельности компании. Согласно официальной финансовой отчетности компании, представленной в свободном доступе на корпоративном сайте, рентабельность по прибыли от продаж в 2011 году составила 21,3%, против 28,4% в 2010 году. Рентабельность по чистой прибыли: 2011 год – 8,0%, 2010 год – 12,1% (табл. 2.).

Таблица 2.

Основные показатели эффективности деятельности ОАО «Уралсвязьинформ»

Наименование показателей

Единица измерения

2010

2011

Темп изменения

Рентабельность по прибыли от продаж

%

28,4

21,3

 

Рентабельность по чистой прибыли

%

12,1

8,0

 

Себестоимость на 100 руб. прибыли

руб.

77,9

82,4

5,8 %

 

Очевидно, что по итогам 2011 г. наблюдается снижение основных показателей рентабельности и рост себестоимости в соотношении с получаемой прибылью.

Таким образом, рассмотренные финансовые показатели свидетельствуют о снижении эффективности хозяйственной деятельности компании: при росте объемов продаж происходит и рост себестоимости производства и уменьшению получаемой чистой прибыли, а следовательно, это свидетельствует о не достаточно эффективной системе управления затратами и себестоимостью продукции.

2.2. Анализ структуры затрат на производство продукции

 

На основе данных бухгалтерской отчетности ОАО «Уралсвязьинформ» проведем оценку себестоимости продукции компании. Расчеты выполнены на основе данных работы предприятия за 2011 год, при сопоставлении с показателями 2010 г.

Для целей учета расходов обычные виды деятельности компании подразделяются на основные и неосновные. В бухгалтерском учете ведется раздельный учет затрат по видам услуг, работ и производимой продукции, которые являются объектами калькулирования.

Для целей распределения затрат по основным видам деятельности на объекты калькулирования компания использует метод учета затрат по производственным процессам. Производственным процессом называется однозначно определяемая деятельность (последовательность действий или совокупность функций и заданий), не ограниченная во времени и имеющая распознаваемый результат.

Для целей распределения затрат на объекты калькулирования процессы подразделяются на основные производственные процессы, вспомогательные производственные процессы и совместные процессы.

К основным производственным процессам относятся процессы, совершаемые непосредственно для оказания услуг связи.

К вспомогательным производственным процессам относятся процессы, необходимые для осуществления основных и совместных производственных процессов и опосредованно связанные с оказанием услуг связи.

К совместным производственным   процессам относятся процессы, необходимые для осуществления основных производственных процессов, но не связанные с оказанием услуг связи.

Базами распределения затрат являются фактические натуральные показатели производственной деятельности Организации, состав которых определен в Методических указаниях  по учету расходов.

Все затраты, связанные с основными видами деятельности, являются косвенными, то есть не относимыми прямо, а распределяемыми между объектами калькулирования, и учитываются в разрезе производственных процессов.

Распределение расходов обслуживающих производств и хозяйств по направлениям их деятельности (реализация, безвозмездная передача, оказание услуг другим подразделениям ) производится в сумме фактической себестоимости.

На рис. 4. представлена структура производства продукции ОАО «Уралсвязьинформ» по затратам.

Рис. 4. Структура производства продукции ОАО «Уралсвязьинформ» по затратам

 

Из рис. 4 видно, что наибольший удельный вес затрат в компании приходится на  материальные затраты – 30 %, далее по убывающей идут затраты на аренду - 22 %, затраты на организацию труда - 19 %, услуги сторонних организаций - 14%, управленческие расходы – 11 %, амортизация – 4 %.

 

1. Анализ динамики обобщающих показателей и факторов.

Осуществим анализ себестоимости продукции компании, проанализировав динамику себестоимости всей товарной продукции.

Расчет общей суммы издержек предоставление услуг в зависимости от факторов изменения представлен в Приложении 1.

Далее проведем анализ показателей по экономическим элементам затрат. Из данных таблицы 3 видно, что фактические затраты за 2011 год составили 15117,1 млн. руб., что на 0,6% выше плановых.

Таблица 3.

Смета затрат на производство на 2011 год, млн. руб.

Статьи затрат

Сумма (тыс. руб.)

Структура затрат (%)

ПЛАН

ФАКТ

Отклонение от плана

(+/-)

ПЛАН

ФАКТ

Отклонение от плана

(+/-)

1

2

3

4

5

6

7

Затраты на оплату труда

3588,6

3315,3

-273,3

23,9

21,9

-1,95

Отчисления на социальные нужды

1283,94

1182,3

-101,64

8,5

7,8

-0,72

Амортизация ОС

890,8

964,9

+74,1

5,9

6,4

+0,45

Материалы

1913,0

1672,2

-240,8

12,7

11,1

-1,67

Электроэнергия

2761,4

2117,5

-643,9

18,4

14,0

-4,37

Услуги вспомогательных производств

 

 

1820,7

+643,73

7,8

12,0

+4,21

Услуги сторонних организаций

103,4

282,9

+179,5

0,7

1,9

+1,18

Текущий ремонт и техническое обеспечение

311,2

566,6

+255,4

2,1

3,7

+1,68

Резервный фонд на кап.ремонт

278,1

167,1

-111

1,9

1,1

-0,75

Общеэксплуатационные расходы

2386,56

2004,6

-381,96

15,9

13,3

-2,62

Прочие  затраты (налоги)

333,1

1023,0

+689,9

2,2

6,8

+4,55

Производственная себестоимость

15027,07

15117,1

+90,03

100,0

100,0

0,00

в т.ч.:

 

 

 

 

 

 

    переменные затраты

11416,61

11124,6

-471,99

75,97

73,59

-2,38

постоянные затраты

3610,46

3992,5

+381,96

24,03

26,41

+2,38

 

Как видно из таблицы 3, наибольший удельный вес в общей сумме затрат занимает оплата труда (3588,6 млн. руб.),  электроэнергия (2761,4 млн. руб.), общеэксплуатационные расходы (2386,56 млн. руб.). Но как видно из данных этой таблицы, практически по всем этим статьям наблюдается экономия, в том числе: по фонду оплаты труда на  1,95 % (за счет сокращения в течение года численности персонала), электроэнергии на 4,37 % (за счет энергоресурсобережения). Увеличение общей суммы затрат составляет 90,3 млн. рублей. 

В общей структуре затрат увеличение произошло по следующим элементам затрат, в том числе, за счет увеличения прочих затрат на 4,55 %. Причиной увеличения послужили расходы связанные с установкой нового оборудования, т.к. наибольший удельный вес по этой статье приходится именно на этот вид продукции.

Увеличение по статье услуги вспомогательных производств  произошло на 4,21 %, их рост вызван увеличением себестоимости 1 машино-часа работы транспортных средств для собственного производства.

2. Анализ затрат на рубль товарной продукции

Далее осуществим анализ затрат на рубль товарной продукции. Структура и расчет затрат на единицу продукции представлена в табл. 4.

Таблица 4.

Расчет затрат на рубль товарной продукции

№ п/п

Название статьи

2011 год.

план        (млн. руб)

затраты на 1 руб.

факт (млн. руб.)

затраты на 1 руб.

Отклонение от плана, в коп. на рубль товарной продукции

1

2

3

4

5

6

7

1

Затраты на оплату труда

3 589

23,59

3 315

21,44

-2,14

2

Отчисления на соц. нужды

1 284

8,44

1 182

7,65

-0,79

3

Амортизация ОС

891

5,85

965

6,24

0,39

4

Материалы

1 913

12,57

1 672

10,81

-1,76

5

Электроэнергия

2 761

18,15

2 118

13,69

-4,45

6

Услуги вспомогательных производств

1 177

7,74

1 821

11,78

4,04

7

Услуги сторонних организаций

103

0,68

283

1,83

1,15

8

Текущий ремонт и техническое обеспечение

311

2,05

567

3,66

1,62

Информация о работе Учет затрат на предприятиях связи