Учет затрат на предприятиях связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование вопроса издержек производства, проведение оценки эффективности затрат на примере ОАО «Уралсвязьинформ», а также разработка рекомендаций по снижению себестоимости продукции компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты понятия и сущности издержек производства;
2. Изучить классификацию издержек, основные методы учета затрат и калькулирования продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..……………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ ……………………………………..9
1.1. Себестоимость продукции: понятие, экономическая сущность …...9
1.2. Структура затрат на производство и реализацию продукции ……12
1.3. Основные методы учета затрат и калькулированию продукции …18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ В ОАО «УРАЛСВЯЗЬИНФОРМ» ………………………………………………………23
2.1. Характеристика компании и анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности ………………………………..23
2.2. Анализ структуры затрат на производство продукции ……..............28
2.3. Предложения по сокращению затрат и снижению себестоимости продукции …………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….……39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….....41

Работа содержит 1 файл

ОАО Уралсвязьинформ курсовая.doc

— 403.50 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ ..……………………………………………………………………..6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ ……………………………………..9

1.1. Себестоимость продукции: понятие, экономическая сущность …...9

1.2. Структура затрат на производство и реализацию продукции ……12

1.3. Основные методы учета затрат и калькулированию продукции …18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ В ОАО «УРАЛСВЯЗЬИНФОРМ» ………………………………………………………23

2.1. Характеристика компании и анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности ………………………………..23

2.2. Анализ структуры затрат на производство продукции ……..............28

2.3. Предложения по сокращению затрат и снижению себестоимости продукции …………………………………………………………………..36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….……39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….....41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена особой значимостью рассматриваемой проблемы. В условиях рыночной экономики перед предприятиями встает множество проблем, от решения которых зависит успешность их деятельности. При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость совершенствования и создания четкой системы учета и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в рамках управленческого учета.

Учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов продукции или услуг, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат.

Таким образом, достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление затратами на производство и реализацию продукции. Это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов. Поэтому в современных условиях все более очевидным становится необходимость повышения действенности и оперативности анализа за издержками производства, организации учета затрат по местам их возникновения, видам продукции. Все это обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование вопроса издержек производства, проведение оценки эффективности затрат на примере ОАО «Уралсвязьинформ», а также разработка рекомендаций по снижению  себестоимости продукции компании.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.      Раскрыть теоретические аспекты понятия и сущности издержек производства;

2.      Изучить классификацию издержек, основные методы учета затрат и калькулирования продукции;

3.      На конкретном предприятии осуществить анализ издержек и оценить эффективность применяемых методов калькулирования продукции;

4.      Выявить возможности экономии издержек предприятия и снижения себестоимости производимой продукции.

Объектом анализа работы выступает ОАО «Уралсвязьинформ».

Предметом анализа – особенности управления производственными затратами в данной компании.

При написании курсовой работы были использованы статьи периодических изданий и монографическая литература таких авторов, как  Бабаев Ю.А., Бердышев С.Н., Н.П., Кодацкий В., Крылов Э.И. и др. В практической части работы использовались отчетные и статистические документы анализируемой компании.

Структура курсовой работы соответствует поставленной цели и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАТРАТАМИ

 

1.1. Себестоимость продукции: понятие, экономическая сущность

 

Себестоимость продукции является важнейшим качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности предприятия, а также инструментом оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления. Она выступает как исходная база для формирования цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного денежного фонда – бюджета[1].

В связи с тем, что вопрос выбора метода расчета себестоимости и распределения затрат может являться одним из ключевых факторов правильности управленческих решений,  необходимо определить входящее в него понятие «себестоимость». Как отмечают исследователи, слово «себестоимость» является типично русским. Русско-английский словари дают два варианта перевода данного термина – 1) cost , и 2) cost price. Первый вариант переводится на русский язык как затраты, издержки, расходы и себестоимость.  Второй вариант несет значение о том, что цена продукта соответствует затратам на его производство. Таким образом, себестоимость какого-либо объекта означает величину затрат предприятия на производство данного объекта[2].

Понятие «себестоимости» может относиться к различным объектам, которые производятся на предприятии. В литературе по экономике часто встречаются понятия: себестоимость продукции, себестоимость услуг, себестоимость операции. Продукция, услуги, операции – все это может быть объектом для понятия «себестоимости». В связи с тем, что по своему значению себестоимость объекта – это затраты на производства данного объекта, в терминологии управленческого учета существуют отдельные понятия для обозначения объектов себестоимости, или иначе говоря – объектов затрат.

Понятие себестоимости является гибким по отношению к набору входящих в расчет элементов. В себестоимость или в затраты на производство объекта могут входить или не входить затраты на различные виды ресурсов: в частности, затраты на привлеченный или акционерный капитал, затраты на используемые активы. В целом, себестоимость продукции можно определить как затраты предприятия на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме, как выраженная в денежной форме совокупность расходов  производства[3].

Специалисты различают плановую и фактическую себестоимость.
Плановая себестоимость продукции включает в себя только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми. Они исчисляются на основе плановых норм использования оборудования, трудозатрат, расхода материалов.
Отчетная себестоимость определяется фактическими затратами на изготовление продукции.

По последовательности формирования различают себестоимость технологическую (операционную), цеховую, производственную и полную. Технологическая себестоимость используется для экономической оценки вариантов новой техники и выбора наиболее эффективного. Она включает затраты, имеющие непосредственное отношение к выполнению операций над определенным изделием. Цеховая себестоимость имеет более широкий спектр затрат: кроме технологической себестоимости включает затраты, связанные с организацией работы цеха и управления им. Производственная себестоимость включает производственные затраты всех цехов, занятых изготовлением продукции, и расходы по общему управлению предприятием. Полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость и внепроизводственные (коммерческие) расходы.

Выделение таких видов себестоимости как индивидуальная и среднеотраслевая позволяет создать базу для определения отпускных цен (оптовых). Совокупность затрат отдельного предприятия на производство и реализацию продукции составляет индивидуальную себестоимость. Среднеотраслевая себестоимость характеризует затраты на производство данной продукции в среднем по отрасли[4].

Себестоимость выпускаемой продукции является одним из важных объектов экономического анализа, т.к. ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Анализ себестоимости проводится в следующих направлениях:

1.      Анализ динамики показателей себестоимости.

2.      Анализ динамики состава и структуры затрат.

3.      Анализ себестоимости по элементам и статьям затрат.

4.      Факторный анализ себестоимости.

5.      Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции

6.      Выявление резервов снижения себестоимости[5].

Во время анализа используют данные отчета по себестоимости продукции и отчета предприятия из работы. Привлекаются также плановые и отчетные калькуляции отдельных видов продукции и соответствующие данные бухгалтерского учета. Информацией для анализа служат форма №2 и №5 годового отчета, форма №5з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции», действующие нормы и нормативы расхода материальных, трудовых и денежных ресурсов, сметы затрат, данные бухгалтерского учета и другие материалы учета и отчетности[6].

В ходе анализа учитывают существующую классификацию затрат на производство продукции, которые подразделяются по экономическим элементам затрат и статьям калькуляции. В процессе анализа показателей себестоимости изучают структуру затрат на производство по отдельным элементам затрат, а также проводят анализ затрат по статьям себестоимости.

В процессе производства продукции на ее себестоимость могут влиять различные факторы, основные из которых отражены на рис. 1[7].

Рис. 1. Основные факторы, влияющие на себестоимость продукции

 

Изменение данных факторов необходимо отслеживать и по возможности устранять их негативные влияния.

 

1.2. Структура затрат на производство и реализацию продукции

 

Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление затратами на производство и реализацию продукции. Это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов.

Управление затратами для любого предприятия представляет собой  умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них. Затраты в свою очередь – это стоимость всех использованных ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Однако не все затраты отражаются по итогам периода в управленческом отчете о прибылях и убытках. Только те затраты, которые участвуют в формировании прибыли определенного периода, являются расходами, а оставшаяся часть затрат капитализируется в активах компании в виде готовой продукции, незавершенного производства, незавершенных объектов капитального строительства, нематериальных активов и т.п. (упрощенная схема на основе стандартов МСФО представлена на рис. 2)[8].

Затраты организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, кроме уменьшения вкладов по решению собственников имущества[9].

1. В зависимости от направлений деятельности организации расходы подразделяются:

1.1. расходы по обычным видам деятельности – по изготовлению продукции, выполнению работ, оказанию услуг;

1.2. прочие расходы – операционные, внереализационные, чрезвычайные, относятся на счета финансовых результатов.

2. По отношению к технологическому процессу:

2.1. основные – расходы, непосредственно обусловленные технологическим процессом производства;

2.2. накладные – расходы, связанные с управлением производством и организации в целом.

3. В зависимости от характера связи с объемом производства:

3.1. условно-постоянные – не зависят от объема производства;

3.2. переменные – их величина напрямую зависит от объема производства.

4. По способу включения в себестоимость продукции:

4.1. прямые – расходы, связанные с производством определенной продукции или изделия;

4.2. косвенные – расходы, связанные с производством двух и более изделий или продукции.

5. По роли в производственном процессе:

5.1. производственные – все расходы, возникающие в организации в сфере производства;

5.2. непроизводственные – расходы, возникающие в сфере обращения, если они связаны с продажей продукции.

6. По степени однородности затрат:

       6.1. одноэлементные;

       6.2. многоэлементные.

7. По степени охвата планом:

       7.1. планируемые;

       7.2. непланируемые.

8. По периодичности возникновения:

       8.1. текущие;

       8.2. единовременные.

9. По местам возникновения затрат:

       9.1. основное производство;

       9.2. вспомогательное производство.

10. По экономическому содержанию:

       10.1. элементы;

       10.2. статьи калькуляции[10].

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99[11], при формировании расходов по обычным видам деятельности организация должна обеспечить их группировку по элементам затрат (рис. 3)[12]:

Рис. 3. Группировка элементов затрат

1. Материальные затраты, за вычетом стоимости возвратных отходов, включают в себя:

Информация о работе Учет затрат на предприятиях связи