Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:05, дипломная работа
Цель дипломной работы – дать оценку состояния и перспективы развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь, предложить мероприятия по его дальнейшему развитию.
С учетом поставленной цели автор ставит и решает следующие задачи:
Введение………………………………………………………………………..
5
1 Содержание понятий “розничная банковская услуга” и “розничный банковский продукт”: теоретический аспект, проблемы……………………
8
1.1Место и роль рынка розничных банковских услуг в обслуживании клиентов………………………………………………………………..…….......
8
1.2 Классификация розничных банковских услуг по видам, срокам и направлениям деятельности банков…………………………………………
22
2 Анализ практики работы ОАО «АСБ «Беларусбанк» по оказанию банковских услуг физическим лицам……………………..…………………
29
2.1 Краткая организационно-техническая характеристика ОАО «АСБ Беларусбанк»………………………………………………………………….
29
2.2 Анализ эффективности работы ОАО «АСБ Беларусбанк»……………..
35
2.3 Практика организации работы филиала 527 «Белжелдор» ОАО «АСБ Беларусбанк» по оказанию розничных банковских услуг………………..
39
3 Основные направления дальнейшего совершенствования розничного
банковского бизнеса в Республике Беларусь……………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
66
Список использованных источников………………………………
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра бухгалтерского учета, контроля и финансов
Специальность Банковское дело
Допущена к защите
Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доцент
_________ С.К. Маталыцкая
«___»__________ 2012 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Развитие рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь: проблемы и перспективы (на примере филиала №527 «Белжелдор» ОАО «АСБ Беларусбанк»)
Слушатель
КТЦ, ПБД – 2 И.В.Пискун
Руководитель
канд. истор. наук,
доцент Л.Е.Антонова
Нормоконтролер
МИНСК 2012
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
АННОТАЦИЯ
Дипломная работа: 71 с., 7 рис., 6 табл., 44 источника.
БАНК, БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ, БАНКОВСКАЯ УСЛУГА, БАЛАНС, КЛИЕНТ, АКТИВ, ПАССИВ, ДОГОВОР БАНКОВСКОГО ДЕПОЗИТА, ТАРИФ
Объект исследования – рынок розничных банковских услуг в Республике Беларусь.
Предмет исследования – процесс развития рынка розничных банковских услуг с участием ОАО «АСБ Беларусбанк».
Цель работы: проанализировать современное состояние белорусского рынка розничных банковских услуг и сформулировать отдельные практические рекомендации и предложения по дальнейшему развитию этого важного сегмента финансового рынка Республики Беларусь.
Методы исследования: дедукции, индукции, сравнительного анализа, обобщения, экономического моделирования, а так же специальные методы экономического анализа (табличный, графический, сравнения, относительных величин).
Область возможного практического применения: отдельные положения дипломной работы, выводы и рекомендации могут быть использованы в практике работы белорусских банков при оказании клиентам розничных банковских услуг, при написании студентами научных работ по банковским дисциплинам, при повышении квалификации банковских работников, специализированных на обслуживание физических лиц.
Экономическая и социальная значимость: расширение спектра депозитных операций банков, предлагаемых юридическим и физическим лицам.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
______________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… | 5 |
1 Содержание понятий “розничная банковская услуга” и “розничный банковский продукт”: теоретический аспект, проблемы…………………… | 8 |
1.1Место и роль рынка розничных банковских услуг в обслуживании клиентов………………………………………………………… | 8 |
1.2 Классификация розничных банковских услуг по видам, срокам и направлениям деятельности банков………………………………………… |
22 |
2 Анализ практики работы ОАО «АСБ «Беларусбанк» по оказанию банковских услуг физическим лицам……………………..………………… |
29 |
2.1 Краткая организационно-техническая характеристика ОАО «АСБ Беларусбанк»……………………………………………… |
29 |
2.2 Анализ эффективности работы ОАО «АСБ Беларусбанк»…………….. | 35 |
2.3 Практика организации работы филиала 527 «Белжелдор» ОАО «АСБ Беларусбанк» по оказанию розничных банковских услуг……………….. | 39 |
3 Основные направления дальнейшего совершенствования розничного банковского бизнеса в Республике Беларусь………………………………. |
|
Заключение…………………………………………………… | 66 |
Список использованных источников……………………………………….. | 69 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Воздействие мировых финансовых кризисов на деятельность коммерческих банков отражает сложный процесс приспособления кредитной системы к новым макроэкономическим условиям. Проблемы ликвидности и сокращение предложения на рынке межбанковских кредитов требуют более взвешенного подхода к направлениям размещения банковских ресурсов и их структурной диверсификации. Вопросам функционирования кредитных организаций в условиях снижения ликвидности и доходности активов в настоящее время уделяется значительное внимание, однако многие методические аспекты данной проблемы недостаточно разработаны. В связи с этим возрастает объективная необходимость рассмотрения особенностей предоставления банковских услуг для физических лиц.
Актуальность избранной автором дипломной работы обусловлено тем что, формирование и развитие рынка розничных банковских услуг имеет важное значение не только для банковской системы, но и для экономики республики в целом.
Для банковской системы основной результат развития розничных банковских услуг будет состоять в увеличении числа клиентов, объемов привлекаемых ресурсов, улучшении их структуры, росте возможностей банков по проведению активных и посреднических операций. На основе стандартизации услуг массового характера и по мере внедрения современных элементов инфраструктуры банковского рынка будет постепенно повышаться рентабельность сектора розничных банковских услуг, что будет способствовать повышению устойчивости банковской системы и улучшению ее качественных параметров.
Для физических лиц важнейшие результаты развития данного сегмента банковского рынка будут заключаться в улучшении качества и расширении спектра оказываемых услуг. Это будет происходить как на основе усиления ориентации банков на развитие розничных банковских услуг, так и с учетом обеспечения со стороны государства общих условий для развития рынка розничных банковских услуг.
Для экономики республики в целом результатом развития рынка розничных банковских услуг будет создание условий, способствующих:
- вовлечению в инвестиционный процесс свободных денежных средств населения как основного источника инвестиционных ресурсов для обеспечения устойчивого экономического развития страны и реализации социальных программ;
- сглаживанию при помощи потребительских кредитов различий между денежными доходами и накоплениями, уровнем и структурой потребления различных категорий граждан.
Важными последствиями развития рынка розничных банковских услуг станут: общее повышение доверия населения к банковской системе, перемещение части ресурсов теневого сектора в официальный, снижение уровня долларизации экономики и прироста на этой основе добавленной стоимости в банковском секторе.
Однако, до настоящего времени, имеются определенные проблемы формирования рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь. Среди них можно выделить неразвитость институциональной структуры и инфраструктуры рынка розничных банковских услуг, недостаточное проведение маркетинговых исследований данного сегмента и др.
Цель дипломной работы – дать оценку состояния и перспективы развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь, предложить мероприятия по его дальнейшему развитию.
С учетом поставленной цели автор ставит и решает следующие задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию рынка розничных банковских услуг;
- рассмотреть основные виды банковских услуг, предлагаемых частным клиентам;
- рассмотреть зарубежный опыт в организации рынка розничных банковских услуг;
- рассмотреть состояние и тенденции развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь на примере конкретного банка;
- на основе обобщения зарубежного опыта предложить дальнейшие пути совершенствования обслуживания физических лиц банками в Республике Беларусь.
При написании дипломной работы применены следующие методы исследования: дедукции, индукции, сравнительного анализа, обобщения, экономического моделирования, методы экономического анализа (табличный, графический, относительных величин).
В качестве объекта исследования в дипломной работе выбран филиал № 527 «Белжелдор» ОАО «АСБ Беларусбанк».
Дипломная работа имеет достаточно широкую источниковую базу. Методологической основой дипломной работы явились Банковский кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Постановления Совета Министров Республики Беларусь, научные монографии и периодическая литература, интернет.
Цели и задачи дипломной работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, содержит выводы и предложения, а также приложения и список использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы дипломного исследования, формулируются цель и решенные задачи, а также указываются имеющиеся ограничения.
В первой главе дипломной работы рассматриваются сущность и участники рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь, а также зарубежный опыт в исследовании этого вопроса.
Во второй главе проводится анализ состояния и тенденций основных направлений рынка розничных банковских услуг на примере конкретного банка.
В третьей главе даны практические рекомендации по дальнейшему развитию рынка розничных банковских услуг.
Сделанные на основе проведенных исследований выводы и предложения приводятся в заключение дипломной работы.
1 Содержание понятий “розничная банковская услуга” и “розничный банковский продукт”: теоретический аспект, проблемы
1.1 Место и роль рынка розничных банковских услуг в обслуживании клиентов
Одним из направлений деятельности банков Республике Беларусь в настоящее время является развитие розничного бизнеса. Согласно Концепции развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь рынок розничных банковских услуг характеризуется как сфера рыночных отношений, складывающихся по поводу удовлетворения потребностей физических лиц в банковских услугах [24].
Банковская розничная услуга - совокупность согласованных действий, в результате которых происходит использование денежных ресурсов на цели личного потребления клиентов [24].
Под денежными ресурсами здесь понимаются те суммы денежных средств, требований и обязательств клиентов (при привлечении вкладов, проведении расчетов), самих банков (при выдаче кредитов) и третьих лиц (например, гарантов и поручителей), движение которых отражается на банковских счетах.
Банковский розничный продукт - комплексная, регламентированная и стандартизированная совокупность банковских услуг, предназначенных для определенного круга розничных клиентов.
В настоящее время в современной экономической литературе нет достаточно четкого определения понятия "рынок розничных банковских услуг". Такие авторы, как, например, Бичик С.В., Даморацкая А.С. под "рынком услуг" понимают рынок, в основе которого лежат товарно–денежные отношения по поводу реализации услуг розничного характера. Выделяют рынки услуг производственного характера и услуг, оказываемых населению [1,с.104].