Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:05, дипломная работа
Цель дипломной работы – дать оценку состояния и перспективы развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь, предложить мероприятия по его дальнейшему развитию.
С учетом поставленной цели автор ставит и решает следующие задачи:
Введение………………………………………………………………………..
5
1 Содержание понятий “розничная банковская услуга” и “розничный банковский продукт”: теоретический аспект, проблемы……………………
8
1.1Место и роль рынка розничных банковских услуг в обслуживании клиентов………………………………………………………………..…….......
8
1.2 Классификация розничных банковских услуг по видам, срокам и направлениям деятельности банков…………………………………………
22
2 Анализ практики работы ОАО «АСБ «Беларусбанк» по оказанию банковских услуг физическим лицам……………………..…………………
29
2.1 Краткая организационно-техническая характеристика ОАО «АСБ Беларусбанк»………………………………………………………………….
29
2.2 Анализ эффективности работы ОАО «АСБ Беларусбанк»……………..
35
2.3 Практика организации работы филиала 527 «Белжелдор» ОАО «АСБ Беларусбанк» по оказанию розничных банковских услуг………………..
39
3 Основные направления дальнейшего совершенствования розничного
банковского бизнеса в Республике Беларусь……………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
66
Список использованных источников………………………………
На рисунке 2.7 явно выразилась биполярность валютного портфеля физических лиц по состоянию на 01.01.2011г. Структуру депозитного портфеля составляют практически только две категории вкладов: долгосрочные свыше 18 месяцев и краткосрочные до 3 месяцев включительно, причем практически в равных долях. После появления еще одного нового вклада в иностранной валюте «Ваш выбор», который объединил в себе все удобные условия для клиентов, доля краткосрочных вкладов сроком до 3 месяцев удвоилась по сравнению с предыдущим годом. По этому вкладу была установлена практически самая высокая процентная ставка среди других срочных вкладов в иностранной валюте, она была фиксирована, срок депозита установлен 3 месяца, возможность осуществлять дополнительные взносы и вклад пролонгируется. Доли остальных категорий вкладов настолько остались незначительными, что даже практически не заметны на фоне двух лидирующих: до востребования – 0,4%, срочные от 3 до 12 месяцев – 0,7%, срочные от 12 до 18 месяцев – 1,8%.
На основании проведенного анализа банковских услуг, предлагаемых филиалом 527 «Белжелдор» ОАО «АСБ «Беларусбанк», можно сделать следующие выводы:
- сумма кредитов физических лиц филиала на 01.01.2011г. составила 71,0 млрд. руб. и выросла на 28,4%;
- наибольший удельный вес в структуре кредитного портфеля физических лиц составляли потребительские кредиты – 95,8% и 95,2%, соответственно;
- в структуре кредитного портфеля физических лиц филиала занимают необеспеченные кредиты – 94,8% и 91,4%, соответственно;
- в составе и структуре депозитного портфеля физических лиц наибольший удельный вес занимают средства населения в белорусских рублях, что обусловлено более высокой доходностью вкладов в белорусских рублей над вкладами в иностранной валюте;
- вклады до востребования занимают совсем незначительную часть депозитного портфеля (от 1% до 4%);
- доля срочных вкладов в формировании депозитного портфеля физических лиц филиала на протяжении анализируемого периода колеблется от 96,4% до 99%;
- в структуре депозитного портфеля физических лиц филиала наибольший удельный вес занимают вклады, размешенные на долгосрочной основе. Как правило, по таким видам вкладов ОАО «AСБ «Беларусбанк» предлагаются более высокие процентные ставки, чем по краткосрочным.
3 Основные направления дальнейшего совершенствования розничного банковского бизнеса в Республике Беларусь
Развитие рынка розничных банковских услуг возможно только при создании благоприятных экономических условий. Решение проблем развития сферы розничных банковских услуг может быть обеспечено путем проведения соответствующих преобразований в экономике в целом и непосредственно в банковской системе. Важную роль в развитии отечественного рынка розничных банковских услуг играет изучение, а также адаптация к национальным особенностям и использование опыта развитых стран.
Можно выделить несколько основных факторов, тормозящих развитие розничного рынка в Республике Беларусь.
Во-первых, это низкая капитализация белорусских банков, не позволяющая развить дистрибьюторскую сеть до такого уровня, при котором белорусские банки могли бы покрыть операционные издержки и конкурировать по цене предоставляемых розничных услуг с иностранными банками.
Во-вторых, значительная поляризация групп населения по доходам и низкий уровень доходов его основной массы.
Именно уровень доходов населения оказывает наибольшее влияние на динамику развития розничного рынка и может служить индикатором для его участников и целевым ориентиром при разработке программ развития данного рынка.
В-третьих, работа государственных институтов и качество институциональной базы не во всем удовлетворительны. За 2009-2011 года в Республике Беларусь была проведена значительная работа по совершенствованию законодательства в области регулирования банковской деятельности. В то же время остается довольно много проблем, требующих решения. Среди них можно выделить следующие:
1. Развитие кредитных операций коммерческих банков должно в значительной степени стимулироваться наращиванием объемов выпуска ипотечных бумаг банками, совершенствованием залогового законодательства и законодательства, направленного на защиту прав кредиторов. Это позволит достичь сокращения стоимости кредита и тем самым увеличения доступности кредитных ресурсов для кредитополучателей — физических и юридических (малых и средних предпринимателей) лиц.
Для повышения эффективности института залога необходимо всего решить вопрос о пересмотре процедуры обращения взыскания на заложенное имущество и предоставлении залогодержателям реальных прав по внесудебному обращению взыскания на предмет залога, введении системы государственной регистрации залогов в отношении любого вида имущества и прав, упрощении внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество, а также установить на законодательном уровне процедуры перевода на покупателя заложенного права требования при его реализации на публичных торгах.
В-четвертых, фактором, существенно ограничивающим развитие розничного банковского бизнеса, является недоверие к банковской системе со стороны населения и частного бизнеса. До настоящего времени банковские депозиты не рассматриваются значительной частью населения ни как особо надежные, ни как выгодные формы размещения временно свободных средств, что, в свою очередь, порождает следующие негативные для развития ритейла в Республике Беларусь факторы: высокую концентрацию наличных денежных средств на руках у населения и существенный теневой оборот средств, преимущественно в сфере малого бизнеса.
Повышение доверия к белорусским банкам невозможно без унификации и стандартизации деятельности коммерческих банков и методов регулирования их деятельности. Так, на уровень доверия к национальной банковской системе положительное воздействие может оказать стандартизация подходов к оценке деятельности кредитных организаций, в частности разработка и внедрение национальных стандартов качества банковской деятельности, а также доведение до сведения общественности факта соблюдения этих стандартов конкретными кредитными организациями.
При применении принципов стандартизации деятельности коммерческими банками необходимо разработать, принять и организовать контроль исполнения кредитными организациями стандартов корпоративного управления. Принятие таких стандартов и информирование банковской общественности об их соблюдении банками помимо повышения доверия к банкам со стороны кредиторов, вкладчиков, потенциальных инвесторов повысит транспарентность банковского бизнеса, его конкурентоспособность.
Особое внимание необходимо уделять уровню обеспечения кредитных организаций информацией о развитии и текущем состоянии розничного банковского бизнеса, основных параметрах рынка, положении на региональных рынках розничных банковских услуг, а также уровню обеспечения частных лиц информацией относительно деятельности коммерческого банка на данном рынке, его продуктового ряда, целевого клиентского сегмента.
Но самое важное — это создание системы эффективного внутреннего управления розничным сектором бизнеса в банке, изначально специализирующемся на обслуживании корпоративных клиентов, встраивание данного блока в его структуру.
Для того чтобы снизить риски внутри коммерческого банка, более точно просчитать эффективность деятельности его розничного блока, возможность в случае необходимости выгодно его реализовать, а также чтобы повысить конкурентоспособность и стрессоустойчивость розничного сегмента банковского бизнеса в целом, целесообразно выводить данное направление бизнеса коммерческого банка в отдельную структуру. Этот фактор, если учесть оценки экспертов относительно возможных темпов роста рынка обслуживания частных клиентов, весьма значим.
Для банка эта методика особенно привлекательна, поскольку именно на данном сегменте банковского рынка достаточно важным конкурентным преимуществом является себестоимость продуктов и услуг. Одной из важных задач, решаемых с использованием названного метода, является оптимизация числа сотрудников банка.
В реализации указанного метода можно выделить пять основных этапов:
1. Определение исследуемого бизнес-процесса. При анализе операций розничного банка основное внимание необходимо уделять фронт-офисным операциям, поскольку именно здесь клиент непосредственно встречается с персоналом банка либо пользуется различными способами автоматизированного доступа к своим счетам.
2. Выбор оптимальной размерности и единицы измерения бизнес-процесса (для получения возможности соотнесения результатов от реализации различных процессов). Так, единицей измерения может быть выбран достаточно важный фактор для розничного банка — время обслуживания клиентов, уменьшение которого снижает общую себестоимость банковского продукта и положительно сказывается на оценке потребителями уровня обслуживания. В этом случае в качестве «сигмы» может выступать показатель «открытие срочного счета для 9 клиентов за 50 минут».
3. Анализ результатов исследования составляющих бизнес-процесса. Например, при открытии счета клиент должен предоставить необходимые документы, операционист — их проверить, а бэк-офис — осуществить постконтроль операции. При исследовании этих трех активностей может оказаться, что клиент тратит на подготовку документов 15% времени, проверка операциониста тоже занимает 15%, а отправление документов в бэк-офис для осуществления постконтроля и проводки операции — 70%. Очевидно, что в данном случае необходимо найти способ уменьшения затрат времени на обработку документов бэк-офисом.
4. Оптимизация бизнес-процесса по результатам проведенного исследования. Здесь недостаточно разработать новый процесс, необходимо протестировать новую модификацию на практике, например внедрить в одном из отделений и проанализировать результаты. Лишь при получении положительных результатов тестирования и заключении о надлежащем функционировании в одном отделении обновленный бизнес-процесс внедряется в остальных отделениях банка.
Развитие рынка розничных банковских услуг предполагает дальнейший рост уровня конкуренции между его участниками. Однако сегодня основной объем розничных услуг оказывает ОАО «AСБ «Беларусбанк», который привлекает более 62 процентов от общей суммы вкладов населения и предоставляет более 90 процентов потребительских кредитов, исторически располагает более развитой институциональной структурой (31,5 процента общего количества банковских филиалов). ОАО «AСБ «Беларусбанк» эмитировано 56,6 процента находящихся в обращении банковских пластиковых карточек.
Помимо ОАО «AСБ «Беларусбанк» наиболее активными участниками рынка розничных банковских услуг являются "Приорбанк" ОАО, ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "Белвнешэкономбанк".
В результате недостаточно высокий уровень конкуренции, обусловленный монопольным положением отдельных банков, наличием преференций для ряда участников рынка розничных банковских услуг, серьезным образом тормозит процессы увеличения объемов, расширения спектра и повышения качества услуг, оказываемых населению.
Следует также отметить невысокую эффективность организации процесса клиринга при осуществлении межбанковских расчетов по операциям с использованием банковских пластиковых карточек (в качестве расчетного банка выступает Национальный банк, а клиринг осуществляется процессинговыми центрами соответствующих платежных систем, в том числе и за пределами Беларуси, что существенно увеличивает издержки проведения клиринговых операций).
Недостаточно рационально распределение инфраструктуры по территориальному принципу, обусловленное неравномерностью распределения плотности населения и экономической активности между территориями. В частности, далеко не во всех сельских населенных пунктах и поселках городского типа (в которых проживает 32,9 процента населения республики) есть филиалы и отделения банков; наряду с этим там пока не созданы условия для внедрения современных каналов предоставления услуг вследствие отсутствия соответствующего технического обеспечения (персональных компьютеров, банкоматов и т.п.), а также из-за низкого уровня технической грамотности населения. Все это обусловливает неравные условия доступа к получению услуг в зависимости от места жительства и социального статуса.
Неразвитость институциональной структуры и инфраструктуры рынка розничных банковских услуг сдерживает развитие конкуренции, негативно влияет на увеличение объемов и расширение спектра розничных банковских услуг, улучшение качества обслуживания населения. Более того, высокие издержки на создание и поддержание инфраструктуры зачастую не покрываются полученными от этого доходами даже в крупных банках.
Ряд проблем формирования рынка розничных банковских услуг вызван недостаточным уровнем активности банков в данном сегменте банковского рынка.
Большинство банков до сих пор не сформировало целостную, обоснованную и последовательную долгосрочную стратегию развития розничных банковских услуг, позволяющую определить наиболее благоприятную клиентскую нишу и наращивать объемы операций в сочетании с построением эффективной системы управления рисками и гибкого перераспределения ресурсов внутри уже сложившейся дистрибьюторской сети.