Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является совершенствование методики планирования и контроль за результатом финансово-хозяйственной деятельности крупного промышленного предприятия посредством бюджетирования. Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

а) рассмотреть систему бюджетного планирования на предприятии;

б) выявить место и роль бюджетирования в системе управления крупного многопрофильного промышленного предприятия;

в) обособить проблемы внедрения системы бюджетирования на российских предприятиях и предложить пути их решения.

г) взаимоувязка системы бюджетирования с действующей методикой ведения бухгалтерского учета;

д) использование бюджетной системы планирования для управления финансовым состоянием предприятия.

Работа содержит 1 файл

4.doc

— 982.00 Кб (Скачать)

По нашему предприятию, очевидно необходимым является повышение коэффициента абсолютной ликвидности, чье предварительное расчетное значение на конец бюджетного периода находится в опасной близости от минимально допустимого. В практической плоскости это означает, что предприятие может столкнуться с ситуацией нехватки средств на расчетном счете для оперативного обеспечения текущих финансовых платежей. Увеличение сальдо денежных поступлений-расходов на текущий период возможно либо за счет увеличения финансовых поступлений, либо за счет сокращения финансовых расходов, либо комбинированным способом, причем каждый из вариантов имеет побочные негативные последствия для текущей и долгосрочной эффективности предприятия. На основе тщательного изучения вариантов выбирается тот из них, который является наиболее сбалансированным в контексте трех основных задач развития бизнеса предприятия:

обеспечения высокого уровня текущей эффективности;

соответствия долгосрочным планам (стратегии) развития бизнеса, в  первую очередь, в инвестиционной политике;

поддержания приемлемого уровня финансовой устойчивости (ликвидности).

Так, представляется, что по нашему предприятию оптимальным  может быть вариант с дополнительным привлечением краткосрочных банковских кредитов с целью достижения значения коэффициента абсолютной ликвидности на конец бюджетного периода порядка 0,15.

Заметим, что при  сохранении стабильной величины текущих  обязательств на конец периода (6 670 270 тыс.руб.) для выполнения указанной  задачи необходимо дополнительное привлечение  Х руб. кредитов, где

(740 000 + Х) / (6 670 270 + Х) = 0,15, откуда Х = = 306 518 тыс.руб

При этом текущие обязательства  на конец периода возрастут до 6 976 788 руб, что означает очень незначительное снижение целевого уровня текущей ликвидности (до 1,26), а коэффициент срочной  ликвидности возрастет до 0,97. Иными словами, в течение бюджетного периода будет сохраняться относительно приемлемый уровень финансовой устойчивости и обеспечиваться рост финансовых показателей по сравнению с фактическими на начало периода, хотя значения коэффициентов ликвидности будут ниже нормативных. Также важным представляется то обстоятельство, что дополнительное кредитное привлечение не скажется существенно на снижении величины конечных финансовых результатов предприятия. Так, плановая величина процентов по кредитам составляет 125 000 тыс.руб. (таблица 31.) при сумме основного долга в 3 200 000 тыс.руб. (таблица 32.), т.е. ставка кредитования равна около 4% в квартал. Следовательно, дополнительное привлечение кредитов на 306 518 тыс.руб. вызовет увеличение процентных выплат предприятия на 12 260 тыс.руб. или 0,4% запланированной чистой прибыли.

При корректировке  показателей сводного бюджета происходит соответствующий пересмотр предварительных  проектов подбюджетов (форм сводного бюджета). Так, при утверждении вышеописанного варианта повышения уровня абсолютной ликвидности это повлияет на изменение следующих «выходных» форм:

бюджета движения денежных средств;

прогнозного баланса;

отчета об изменении  финансового состояния.

Таблица 32. Составление  проекта баланса на конец бюджетного периода (01.01.2005) для ООО «Тольяттикаучук» (по агрегированным статьям), тыс. руб.

 
АКТИВ  
Статьи актива На 1.01.2004 (факт) Приход Расход На 1.01.2005 (план)  
(1) (2) (3) (4) (5)= (2)+(3)-(4)  
1.Внеобо-ротные  активы

1.1.ОС

1.2.КВ

1.3.Прочие

2.Материальные запасы

2.1.Сырье и матери-

алы

2.2. НЗП

2.3.Готовая продукция

2.4.Прочие

3.Расчеты

3.1.Дебиторская зад-ть  покупателям

3.2.Прочие

4. Денежные  
средства и  
краткосрочные финансовые вложения

4.1.Денеж-ные ср -ва

4.2. КФВ

35 000 000

30 400 000

4 600 000

0

2 010 420

479 420

101 000

1 100 000

330 000

4 900 000

4 800 000

100 000

1 150 000

1 150 000

0

3 800 000

2 510 000

0

2 678 350

2 929 592

5 739 512

2 270 000

14 000 00

0

430 000

13 890 00

0

0

954 000

3 800 000

0

2 691 077

2 869 239

5 740 777

2 253 000

13 200 00

0

442 000

14 300 00

0

0

36 556 000

33 246 000

3 310 000

0

2 073 781

466 693

161 353

1 098 735

347 000

5 688 000

5 600 000

88 000

740 000

740 000

0

 
ВСЕГО

(1+2+3+4)

43 060 420     45 057 781  
ПАССИВ          
Статьи пассива На 1.01.2004 (факт) Приход Расход На 1.01.2005 (план)  
(6) (7) (8) (9) (10)= (7)+(8)-(9)  
1.Собст-венные  средства

1.1.Акционерный капитал

1.2 Нерас-пределенная  
прибыль(убыток) прошлых лет

1.3. При-быль(убы-ток) 
теку-щего года

1.4 Прочее

2. Долго-срочные  
заемные средства

3.Текущие

обязательства

3.1.Краткосроч. кредиты

3.2.Расчеты

с поставщиками 
сырья и материалов

по оплате труда

с бюджетом

с внебюджет. фондами

прочие

расчеты

3.3.Прочие тек. обяз-ва

36 465 000

10000000

26 465 000

0

0

0

6 595 420

3 200 000

3 395 420

1 134 000

975 000

834 000

321 000

131 420

0

0

0

1 922 511

0

0

0

2 678 350

2 366 660

3165500

899 340

200 000

0

0

0

0

0

0

0

2 700 000

2 670 000

3200000

620 000

45 000

0

38 387 511

10 000 000

26 465 000

1 922 511

0

0

6 670 270

3 200 000

3 470 270

1 112 350

671 660

799 500

600 340

286 420

0

 
ВСЕГО (1+2+3) 43 060 420     45 057 781  
           

Таблица 33. Проект отчета об изменении финансового состояния  для ООО «Тольяттикаучук» за 2004г., тыс. руб

 
Показатели На 1.01.2004 (факт) На 1.01.2005 (план) Изменение  
(1) (2) (3) (4)  
1. Оборотные  активы (1.1+1.2+1.3) 8 060 420 8 501 781 441 361  
1.1. Материальные  запасы 2 010 420 2 073 781 63 361  
1.2. Расчеты 4 900 000 5 688 000 788 000  
1.3. Денежные  средства и КФВ 1 150 000 740 000 -410 000  
2. Краткосрочные  
обязательства
6 595 420 6 670 270 74 850  
3. Чистый  оборотный  
капитал (1-2)
1 465 000 1 831 511 366 511  
Коэффициенты  ликвидности        
- текущая  ликвидность (1/2) 1,22 1,27 0  
- срочная  ликвидность ((1.2+1.3)/2) 0,92 0,96 0  
- абсолютная  ликвидность (1.3/2) 0,17 0,11 0  
         
         

При других вариантах  сокращения первичного финансового  дефицита перечень пересматриваемых «выходных» форм намного больше. Так, если бы оптимальным  был признан вариант увеличения финансовых поступлений за счет роста  объема продаж, это обусловило бы пересчет всех форм операционного бюджета.

Корректировка бюджетных  показателей на основе первичного и  целевого уровня финансового дефицита является последней итерацией составления  проекта сводного бюджета. Таким  образом, на «выходе» проект сводного бюджета включает в себя:

прогнозный отчет  о прибылях и убытках с «расшифровками»  в виде отдельных бюджетных форм (по продажам, выпуску, себестоимости);

проект инвестиционного  бюджета и прогнозный баланс движения внеоборотных активов;

проект бюджета движения денежных средств;

прогнозный динамический баланс предприятия за бюджетный  период;

прогнозный отчет  об изменении финансового состояния.

На основе теоретических  выводов был разработан сводный  бюджет предприятия на 2004 год, в котором  запланирован рост объемов производства, что в результате должно привести к повышению выручки от реализации.

 

3. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

О проблемах российских предприятий много  пишут, предлагая  различные пути их решения. В данной работе предлагается обсудить реальные возможности процессного подхода к реорганизации деятельности, направленной на повышение финансово-экономической эффективности, усиление клиентной ориентации предприятия.

Обратимся, прежде всего, к проблемам, связанным с организацией системы финансового планирования. На рис.3.1. эти проблемы распределены по важности.

Рис.3.1 Проблемы связанные  с организацией финансового планирования

Источником информации является богатый опыт работы в проектах по внедрению подобного рода систем и общение с руководителями финансовых служб предприятий (финансовые директора, начальники плановых отделов и другие).

Важнейшей проблемой  в этой области является реальность формируемых финансовых планов. Действительно, реальное и эффективное управление компанией возможно лишь при наличии обоснованного плана на достаточно длительный промежуток времени - год, квартал. Нереальность планов вызывается, как правило, необоснованными плановыми данными по сбыту, плановой доле денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, раздутыми потребностями в финансировании (затраты подразделений на техническое обслуживание, капитальный ремонт, общехозяйственные расходы и т.д.). В итоге, полученные ценой значительных усилий, планы не являются реальным инструментом управления, которое осуществляется по-прежнему - путем субъективного распределения оборотных средств по различным текущим статьям. Одной из ключевых причин этого факта является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов.

Второй важнейшей  проблемой является оперативность  составления планов. Даже хорошо проработанный  план становиться ненужным, если опаздывает к заданному времени. Так месячный план, утверждаемый к концу второй недели, с самого начала вызывает сомнения в своей практической пользе. Причины низкой оперативности хорошо известны управленцам, это: отсутствие четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, необходимость долгих процедур итерационного согласования планов, недостаток и недостоверность информации. Очень часто, процедуры формирования финансового плана строятся на недокументированных взаимоотношениях между отделами, телефонных звонках, нестандартных документах.

Эти две проблемы неизбежно вызывают третью - прозрачность планов для руководства. Это естественное следствие отсутствия четких внутренних стандартов формирования финансовых планов.

Отсутствие последовательности операций, проходящей через все отделы и имеющей своей целью удовлетворении потребностей руководства в инструменте управления - финансовом плане, приводит к отрыву долгосрочных финансовых планов (например, на 1 год) от краткосрочных (месяц, неделя). Краткосрочные планы формируются по своим законам, и имеют целью распределение дефицитных оборотных средств предприятия по направлениям и проектам, руководители которых сумели выбить ресурсы из генерального и его замов. Конечно, сейчас встречаются предприятия, где эта проблема в значительной степени решена, но для большинства из них она продолжает оставаться актуальной.

Отметим еще две  проблемы - реализуемость планов и  их комплексность. Под реализуемостью планов понимается их выполнимость с  точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными  ресурсами, отсутствие дефицитов. Практика работы российских предприятий показывает, что очень часто принимаются к исполнению финансовые планы с дефицитом до 30-60 %. Комментарии тут излишни. Комплексность планов означает, что помимо любимого всеми сотрудниками финансовых отделов плана по доходам и расходам, необходимы еще реальные планы по прибылям и убыткам, изменению задолженности, плановый баланс. Все эти планы должны формироваться в форме, удобной для руководителей. Кроме того, целесообразно использовать инструменты факторного анализа, чтобы оценить возможные варианты развития событий при изменении ключевых плановых показателей (выручка, цена, стоимость сырья и т.д.).

Дополнительно следует  отметить, что для большинства  российских предприятий основными  параметрами при составлении  годового плана являются выручка, себестоимость и прибыль. Конечно, это ключевые показатели деятельности любого предприятия. Однако, в то же время, не считаются и не анализируются такие показатели, как: рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, оборачиваемость активов, запас финансовой прочности, темп экономического роста компании. Очень часто, на предприятиях не формируется плановый баланс и не анализируется его структура, не прогнозируется динамика изменения финансовой устойчивости и ликвидности. Отсутствие такого анализа на этапе долгосрочного планирования существенно снижает его эффективность, как инструмента управления предприятием.

Информация о работе Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"