Анализ системы местного налогооблажения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 11:26, реферат

Описание работы

Земельный налог: порядок его расчета и уплаты. Налог на имущество физических лиц: его исчисление и порядок уплаты.

Работа содержит 1 файл

часть 2.docx

— 37.99 Кб (Скачать)

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ 

2.1 Земельный  налог: порядок его расчета  и уплаты 

     Земля является мощным экономическим потенциалом. Земельный налог – основная форма  платы за пользование земельными ресурсами. Порядок исчисления и  уплаты земельного налога устанавливается  налоговым законодательством.

     В соответствии со ст. 388 Налогового Кодекса  Российской Федерации плательщиками  налога признаются как физические, так и юридические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого дарения. То есть плательщикам земельного налога признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • международные организации;
  • филиалы иностранных и международных организаций, в том числе представительства, созданные на территории России;
  • индивидуальные предприниматели, в том числе: частные нотариусы, частные охранники, частные детективы;
  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

     Налогоплательщиками признаются граждане и организации, зарегистрировавшие в установленном порядке право собственности. Таким образом, основанием для взимания налога является правоустанавливающий документ на земельный участок. При этом налогоплательщикам земельного налога не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

     За  земли, переданные в аренду, взимается  арендная плата. Она представляет собой  плату за пользование имуществом, и является важным условием договора аренды земельного участка.

     Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и  сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Физические  лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в  нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них  Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться  на то, что они не являются индивидуальными  предпринимателями.

     Затруднения при определении категории налогоплательщика  по уплате земельного налога может  вызвать реорганизация юридических  лиц в форме присоединения. Ведь в данном случае идет перерегистрация  присоединяющейся организации и  непонятно, что делать с принадлежащей ей землей.  Министерство Финансов в своем письме № 03-05-06-02/128 от 19 ноября 2007 года дает разъяснения по данному вопросу.

     В таких случаях права и обязанности  присоединенного юридического лица переходят к другой организации, а значит и право постоянного (бессрочного) пользования на землю не должно составить исключение. Согласно статье 268 Гражданского Кодекса Российской Федерации при реорганизации компании принадлежащее ей право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства к вновь образованному юридическому лицу. В качестве документального доказательства перехода прав и обязанностей выступает передаточный акт.

     Непосредственно присоединение компании к другой организации должно сопровождаться прекращением деятельности первой, что обязано быть зарегистрировано регистрируется в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц. Таким образом,  права и обязанности по уплате земельного налога возникают со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации – бывшей владелицы земли. То есть уплачивать земельный налог в местный бюджет должна уже реорганизованная компания. В качестве основания возникновения обязанностей по уплате налога у нового правообладателя выступает  решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Данная налоговая обязанность накладывается на правопреемников до прекращения их прав.

       Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен налог. Так же объектом являются части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности), предоставленные физическим и юридическим лицам в собственность, владение или  пользование. Земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения, перечислены в ст. 389 Налогового Кодекса Российской Федерации.

     Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка.  Кадастровая стоимость земельного участка является величиной, отражающей его качественные характеристики (ценность, полезность) при существующем его использовании определяется расчетным путём при проведении государственной кадастровой оценке земель.

     Государственная кадастровая оценка земель – комплекс правовых, административных и технических мероприятий, направленных на установление кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату. 

     Для определения кадастровой оценки проведена оценка земель, исходя из их категорий и удельных показателей  по видам разрешенного использования. Всего кадастровая оценка утверждена по 13 основным видам разрешенного использования  и 14 категория – прочие земли  поселений. Кадастровая стоимость  земель сельскохозяйственного назначения напрямую зависит от качества земли, а земель поселений от наличия  и развития инфраструктуры в населенных пунктах и анализа рыночных цен  на объекты недвижимости.

     По  итогам проведения государственной  кадастровой оценки земель кадастровая  стоимость земельного участка по состоянию на 1 января каждого года доводится до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.

     Кадастровый номер присваивается каждому  земельному участку, права на который  подлежат государственной регистрации  в Едином государственном реестре  на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом несколько обособленных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя этих участков могут быть учтены как один объект недвижимого имущества. В соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации № 60 от 06 сентября 2000 года, этому объекту может быть присвоен один кадастровый номер. Исходным материалом для выявления границ участка являются: землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объектов землеустройства.

     Результатом кадастровой оценки является получение  кадастровой стоимости земли оценочной зоны, т.е. рыночной стоимости единицы площади типичного для данной зоны земельного участка, установленной по уровню текущих рыночных цен на аналогичные земельные участки.

     Показатели  кадастровой стоимости не должны превышать уровня рыночных цен или  предельных значений базовой стоимости  на земельные участки аналогичного целевого использования, устанавливаемых  органами власти субъекта федерации по оценочно-территориальным зонам, различным городам и поселкам. Особенно остро вопрос повышения кадастровой стоимости земельных участков стоит перед промышленными предприятиями, имеющими большие производственные площади, такими как: стале-промышленные, машиностроительные, предприятия химического производства, которые расположены в пределах территорий населенных пунктов.

     Налогоплательщики – организации определяют налоговую  базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем  им на праве собственности или  праве постоянного (бессрочного) пользования.

     Налогоплательщики – физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, также определяют налоговую  базу самостоятельно в отношении  тех земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном  участке, принадлежащем им на праве  собственности или праве постоянного  (бессрочного) пользования или праве пожизненного дарения. Прочие граждане уплачивают налог на основании налогового уведомления, где сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, исчисляется налоговым органом.

     За  земельные участки, находящиеся  в долевом пользовании (владении), плательщиком земельного налога является каждый субъект землепользования соразмерно его доле. За земельные участки, находящиеся  в совместном пользовании (владении) нескольких физических лиц, в том  числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, плательщиком является каждый субъект землепользования в равных долях, если иное не предусмотрено  законом или соглашением вышеуказанных  лиц.

     Сумма налога определяется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы. То есть в общем виде сумма  налога за налоговый период, определяется как сумма произведений налоговой  базы и налоговой ставки в отношении  каждого земельного участка:

      ,1

     где налоговая база по i-му земельному участку;

           НС – налоговая ставка, применительно  к i-му земельному участку.

     Согласно  статье 391 Налогового Кодекса  налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Как определить налоговую базу земельного участка, образованного в течение налогового периода, кодекс не разъяснял. С 1 января 2010 года данная неясность устранена. Федеральным законом № 283-ФЗ от 28.11.2009 п. 1 ст. 391 НК РФ дополнен новым положением, согласно которому налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

     Согласно  Методическим указаниям по определению  кадастровой стоимости вновь  образуемых земельных участков и  существующих земельных участков в  случаях изменения категории  земель, вида разрешенного использования  или уточнения площади земельного участка, утвержденным Приказом Минэкономразвития  России от 12.08.2006 N 222, при образовании  нового земельного участка его кадастровая  стоимость определяется на основе последних  результатов государственной кадастровой  оценки земель в соответствующем  субъекте Российской Федерации.

     В таком случае указанный земельный  участок не попадает в перечень подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков, формируемый  на 1 января года проведения работ, и  его кадастровая стоимость при  образовании и постановке на кадастровый  учет определяется исходя из результатов  ранее проведенной государственной  кадастровой оценки и действующих  на момент образования и постановки на кадастровый учет этого земельного участка. После утверждения новых  результатов государственной кадастровой  оценки кадастровая стоимость такого земельного участка определяется заново на основе новых результатов.

     С 1 марта 2005 года вступил в силу новый  Жилищный Кодекс. Земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Собственникам нежилых помещений (магазинов, офисов, гаражей, и др.), находящихся в этом доме, принадлежит доля в праве на этот земельный участок.

     В случае если земельный участок, на котором  расположен многоквартирный дом  и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного Кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

     На  основании статьи 392 Налогового Кодекса  налоговая база в отношении земельных  участков, находящихся в общей  долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного  земельного участка, пропорционально  его доле в общей долевой собственности.

Информация о работе Анализ системы местного налогооблажения в России