Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:00, дипломная работа
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Казахтелеком», предметом анализа - финансовые процессы предприятия и конечные финансово - хозяйственные результаты его деятельности.
Основная цель выпускной работы – исследование финансов и запасов данных предприятий.
Введение
9
1
Финансовый анализ как база принятия управленческих решений
13
1.1
Роль финансового анализа в современных условиях
13
1.2
Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа
21
1.3
Методика анализа финансового состояния предприятия
31
2
Анализ финансового состояния на примере павлодарского филиала акционерного общества «Казахтелеком»
50
2.1
Характеристика деятельности за период с 2003 по 2004 года
экспресс–анализ деятельности предприятия
50
2.2
Анализ ликвидности и платежеспособности
58
2.3
Анализ финансовой устойчивости и деловой активности
64
2.4
Анализ доходности и рентабельности
72
3
Пути повышения финансового состояния
79
Заключение
95
Список использованных источников
97
Приложение А. Организационная структура по ПОДТ АО «Казахтелеком»
99
Приложение Б. Бухгалтерский баланс по ПОДТ АО «Казахтелеком» за 2003-2004 годы
100
Приложение В. Отчет о движении денежных средств ПОДТ АО«Казахтелеком» за 2003-2004 годы
102
Приложение Г. Методика расчета относительных показателей ликвидности
103
Приложение Д. Коэффициенты финансовой устойчивости
104
Приложение Е. Формирование внутренней стратегии предприятия
105
Приложение Ж. Финансовая политика предприятия
106
Приложение З. Недостатки деятельности предприятия и пути их решения
107
Приложение И. Пути снижения дебиторской задолженности
108
Приложение К. Графическая часть
3.1.3. Устный опрос
Данный
метод сбора аудиторских доказа
Для раскрытия сущности данной аудиторской процедуры необходимо ответить на вопрос — устный опрос кого?
Опрос или беседа должны быть проведены практически со всеми сотрудниками предприятия, участвующими в ведении учета и составлении отчетности.
Ошибку совершает тот аудитор, который ограничивается беседой только с главным бухгалтером и его заместителями. Следует помнить, что отчетность, формируемая с помощью бухгалтерского учета, представляет собой вершину стройной
117
пирамиды, основанием которой является огромное множество фактов хозяйственной деятельности, оформленных первичными документами и бухгалтерскими проводками. Если у пирамиды еще не достроена вершина, это не беда, а если при наличии вершины из основания пирамиды удалить несколько крупных камней, то пирамида может превратиться в карточный домик и рассыпаться.
Именно поэтому аудитор должен обязательно убедиться в том, что хозяйственные операции, лежащие в основании отчетности, соответствуют законодательству, правильно оформлены и корректно отражены в бухгалтерском учете. И начинать проверку каждого раздела бухгалтерского учета следует с устного опроса или беседы с исполнителями — рядовыми сотрудниками бухгалтерии, ведущими первичный учет хозяйственных операций.
Второй вопрос, на который следует ответить при раскрытии метода сбора информации, -- когда проводится устный опрос персонала?
Как правило, эта процедура проводится на начальной стадии проверки, когда аудитор знакомится с проверяемым предприятием, оценивает объем и степень сложности работ для того, чтобы составить соответствующую программу проверки.
Для ведения беседы с персоналом аудитору следует быть в достаточной степени психологом, так как его цель — "разговорить" собеседника, выяснить порядок его действий, усердие и квалификацию, "узкие" места в работе и пр.
Для того чтобы беседа дала необходимые аудитору результаты, она, как и все прочие аудиторские процедуры, должна быть тщательно спланирована. Разумеется, так как в устном опросе участвует другой человек — опрашиваемый сотрудник проверяемого предприятия, всегда сохраняется опасность, что беседа примет непредсказуемый оборот, но тем важнее заранее составить ее план и придерживаться его в беседе.
Для составления программы проверки аудитор должен иметь список сотрудников бухгалтерии, а также экономической и плановой служб. Список должен включать в себя фамилии, имена, отчества сотрудников, наименование их официальных должностей, а также перечень направлений (разделов, участков, счетов бухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), которые ими курируются.
К сожалению, на многих предприятиях такие документы, как должностные инструкции сотрудников, графики докумен-
118
тооборота, в настоящее время не составляются, поэтому аудитору либо следует эту работу проделать самому, либо начинать проверку тогда, когда указанная информация будет для него подготовлена.
Таким образом, будем считать, что приступая к опросу того или иного сотрудника бухгалтерии, аудитор уже знает его фамилию, имя, отчество, круг должностных обязанностей и направления его деятельности.
План и соответственно состав вопросов, задаваемых со-трудникам, не могут быть одинаковы, а зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или оперативного учета, которым занимается опрашиваемый.
Каждому
направлению учета присущи
Подробный план устного опроса персонала по каждому на-хравлению учета зависит от специализации этого направления, но примерный план беседы может быть таким:
5. Как
и кем производится выверка полученных
вами резуль
татов?
6. Назовите
типичные хозяйственные операции, которые
вам
приходится
оформлять.
I. Каков порядок
ваших действий при выполнении каждой
из
тпичных хозяйственных операций?
10. Как вы исправляете ошибки, когда они имеют место']
II. Имеются
ли какие-либо неудобства в ведении учета,
сверке
результатов?
12. Чувствуете ли вы наличие в вашей работе проблем? Каких?
119
3.1.4.
Получение письменных
Данная
аудиторская процедура
По наиболее распространенным вопросам в анкете могут быть предложены и возможные ответы. В этом случае опрашиваемому лииу достаточно выбрать и отметить ответ, соответствующий практике проверяемого предприятия.
Опросный лист должен содержать такие обязательные реквизиты, как фамилия, имя, отчество и должность опрашиваемого, заполненный опросный лист также должен быть проверен главным бухгалтером предприятия и заверен его подписью.
3.1.5. Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц
К документам, полученным клиентом от третьих лиц, относятся:
• юридические документы, подтверждающие определенные права предприятия, — выписки из реестров акционеров; договоры страхования; договоры аренды и пр.
Проводя эту процедуру, аудиторы обращают внимание на правильность составления и оформления этих документов, а также на своевременность, точность и полноту их отражения в бухгалтерском учете.
3.1.6. Проверка документов, подготовленных
на предприятии клиента
К документам, подготовленным на предприятии клиента, относятся документы различной степени сложности, составленные на предприятии клиента. Так как эти документы составляются на предприятии, то информация является внутренней и ее достоверность зависит от качества системы внутреннего контроля предприятия.
Состав таких документов чрезвычайно обширный, так как включает в себя практически все документы, за исключением тех, проверка которых была нами рассмотрена в предыдущем параграфе. К таким документам относятся: первичные документы по различным разделам учета; журналы, книги, карточки, ведомости и прочие регистры аналитического учета; журналы-ордера, ведомости и иные регистры синтетического учета в зависимости от применяемой формы счетоводства; Главная книга предприятия; бухгалтерская и иная финансовая отчетность; расчеты и декларации по уплате налогов и иных сборов, взносов в бюджет и внебюджетные фонды и пр.
3.1.7. Проверка арифметических расчетов
Проверка арифметических расчетов проводится в зависимости от оценки аудитором состояния системы внутреннего контроля. В том случае, если состояние системы внутреннего контроля признается аудитором удовлетворительным, проверка арифметических расчетов проводится выборочно, в противном случае она может быть либо сплошной, либо аудитор делает отрицательный вывод о правильности арифметических расчетов на основании результатов выборочной проверки, экстраполируя (распространяя) этот вывод на весь отчетный период.
Размер и шаг выборки для проверки арифметических расчетов устанавливаются аудитором самостоятельно и согласовываются с заказчиком и фиксируются в договоре.
120
121
Необходимость проведения данной аудиторской процедуры — проверки арифметических расчетов — зависит прежде всего от двух обстоятельств: во-первых, от формы счетоводства, применяемой на предприятии. Так, если на предприятии действует автоматизированная форма счетоводства, то необходимость проверки правильности арифметических расчетов отпадает, но в таких условиях становится актуальной проблема проверки алгоритма, заложенного в систему автоматизации бухгалтерского учета. Особенно необходима такая проверка в тех случаях, когда система автоматизации бухгалтерского учета не является программным продуктом, достаточно распространенным на рынке бухгалтерских программ, а также если эта система является иностранной и не адаптированной к системе отечественного бухгалтерского учета.
Для проведения проверки системы автоматизации бухгалтерского учета (алгоритмов проведения расчетов, логики регистрации хозяйственных операций, методов округления, закрытия счетов, формирования отчетности и т.д.) аудитору целесообразно воспользоваться услугами эксперта в области информатики. Необходимость приглашения эксперта для целей экспертизы бухгалтерской программы определяется на этапе планирования аудиторской проверки, что согласовано с заказчиком в договоре.
Во-вторых, проверка арифметических расчетов клиента зависит от раздела бухгалтерского учета. Так, например, проверка арифметических расчетов при оформлении операций по расчетному и другим счетам в банках практически не требуется, так как допущенные ошибки выявляются самим бухгалтером, ведущим учет безналичных расчетов,, -- остатки по журналу-ордеру сверяются с остатком по выписке банка, а проверка арифметических расчетов по кассе предприятия, наоборот, необходима, так как в результате подвижности денежных средств и массовости денежных операций этот участок хозяйственной деятельности предприятия наиболее уязвим с точки зрения различных нарушений.
3.1.8. Анализ
В аудиторской деятельности применяется широкий спектр приемов и методов экономического анализа.
В
международных аудиторских
122
Анализ в аудите должен выявить:
Аналитические процедуры считаются наиболее эффектив-[ыми с точки зрения затрат аудиторских процедур.
Информационную базу анализа финансового состояния предприятия составляют в основном данные бухгалтерского юта и отчетности. Если для анализа используется только шешняя публичная финансовая отчетность (баланс, отчет о шнансовых результатах и их использовании и другие обяза-зльные формы отчетности), то такой анализ называется впеш-шм финансовым анализом.
Если помимо внешней публичной финансовой отчетности гля анализа используется также внутренняя информация -щнные бухгалтерского, финансового и производственного уче-)в, то такой анализ называется внутренним.
Таким образом, областью или информационной базой и шешнего и внутреннего анализов является внешняя отчетность (см. подробнее раздел III).
В указанном смысле применяемые в аудите методы финан-:ового анализа можно рассматривать как внутренний анализ шнансового состояния.
Наиболее распространенными являются следующие аналитические процедуры:
• сопоставление
остатков по счетам за различные учетные
1ериоды;
• сопоставление
показателей бухгалтерской (финансовой)
от
четности с теми, которые планировались
(прогнозировались) ру
ководством проверяемого предприятия
на отчетный период, ука
зывались в планах
(программах, бизнес-планах, сметах и пр.);
• сопоставление
полученных в отчетном периоде соотно-
юний между различными статьями отчетности
с аналогичны-
ш соотношениями прошлых периодов;
• сопоставление
финансовой и нефинансовой информации,
частности, сведений об объеме выпуска
продукции в денеж-
ных и натуральных единицах;
• сопоставление
финансовых показателей (финансовых ко-
эффициентов) со среднеотраслевыми значениями.
Информация о работе Анализ финансового состояния на примере АО Казахтелеком