Теория организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

За последние десять лет понятие "миссия" стало едва ли не самым модным в лексиконе европейских и американских менеджеров. К настоящему времени почти 90% компаний развитых стран сформулировали свою миссию. В России также начали осознавать важность наличия миссии, поскольку наши компании стали активно сотрудничать с иностранными. Четкое понимание миссии имеет столь огромное значение, что влияет как на дальнейшее развитие организации, так и на само ее выживание. Достаточно привести хотя бы тот факт, что все зарубежные, а теперь и крупные российские спонсоры требуют в заявках на благотворительное финансирование указания миссии организации. Спонсоры должны знать, для чего создается организация и к чему она стремится. Иначе им трудно будет принять решение о выделении денег.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Характеристика организации………………………………………………4
Миссия организации……………………………………………………….11
Цели организации (требования к целям)…………………………………12
Жизненный цикл организации (на каком этапе жизненного цикла находится рассматриваемая организация)……………………………….13
Организационная культура……………………………………………….16
Функции управления (общие и специфические)………………………..19
Организационная структура предприятия (основные типы структур). Тип организационной структуры рассматриваемого предприятия…………22
Штатное расписание (административный и производственный персонал, з/п, начисление ЕСН, распределение издержек на з/п персонала на постоянные и переменные)……………………………………………….30
Норма контроля на каждом уровне иерархической организационной структуры………………………………………………………………….31
Централизация и децентрализация предприятия.
Делегирование полномочий.
Коммуникационные процессы в организации. Вертикальные и горизонтальные связи в организации……………………………………36
Практика на примере компании «ООО «Стройкомплект»» …………..37
Заключение……………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

Курсовая Оригинал.doc

— 797.50 Кб (Скачать)
  1. вместо волевых решений необходимо научно обосновывать каждый элемент, а для этого нужно:
    1. исследовать все движения при выполнении работ
    2. хронометрировать последовательность движения и время на выполнение операций
    3. осуществлять нормирование труда (разработка норм и каждую отдельную операцию)
  2. с помощью определенных критериев отбирать рабочую силу, затем обучать и развивать ее
  3. тесно сотрудничать с рабочими, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки управления.
  4. обеспечение обоснованного разделение труда и ответственность между руководителем и работником
  5. введение премиальной системы оплаты труда (мотивация)
  6. впервые школа научного управления говорит о необходимости иметь руководителя, занимающегося только управлением.

Школа научного управления, по сути, занималась научной организацией труда (НОТ). В современных предприятиях рационализацией труда рабочих занимается НОТ.

Представители школы научного управления в основном были выходцы из рабочего класса.

Административная  школа управления.

В отличие от школы научного управления представители  административной школы управления были руководители крупных компаний. Одним из представителей являлся Фацоль. Он руководил крупной французской компанией, он разработал 14 принципов управления и некоторые применяются до сих пор.

  1. разделение труда (специализация). Целью разделения труда является выполнение работы большей по объему и с лучшим качеством при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и усилия работы.
  2. полномочия и ответственность. Полномочия – есть право отдавать приказ. Ответственность возникает там, где есть полномочия. Ответственность за выполнение задания.
  3. дисциплина – предполагает уважение в достигнутом соглашении между фирмой и ее работниками.
  4. единоначалие – работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
  5. единство управления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена одним планом, и управляться одним руководителем.
  6. подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании.
  7. вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую заработную плату за свою работу.
  8. централизация. Должна бать определенная пропорция между централизацией и децентрализацией.
  9. скалярная цепь командования. Скалярная цепь – ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение вниз до руководителя низового уровня.
  10. порядок – место для всего и все на своем месте.
  11. справедливость – сочетание доброты и правосудия.
  12. стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность деятельности организации. Руководитель, который держится за свое рабочее место предпочтительней, чем талантливый менеджер, который быстро может покинуть организацию и не держится за место.
  13. инициатива. Нужно поддерживать инициативу
  14. корпоративный дух. Союз – это сила.

Бюрократическая школа управления.

Представитель: М. Вебер

Принцип:

  1. все задания необходимые для достижения цели должны разделяться на высоко специализированные виды работ (специализация). Исполнители должны стать высокими профессионалами в своей работе, чтобы нести ответственность.
  2. каждое задание должно выполняться в соответствии с постоянной системой абстрактных правил (по инструкции)
  3. каждый сотрудник или офис организации должен отвечать перед своим руководителем за свои действия и действия своих подчиненных. Власть руководителя основывается на его профессиональной занятости. Эта власть делегируется ему с верхних уровней управления. Таким образом, создается скалярная цепь.
  4. каждое официальное лицо должно вести дела своего офиса безлично и формально. Руководитель должен поддерживать социальную дистанцию между собой и клиентом. Должны отсутствовать отношения, основанные на личной дружбе и знакомстве.
  5. принимая на работу сотрудников нужно учитывать техническую квалификацию, и работник должен быть защищен от произвольного увольнения.

Учитывая эти 5 принципов, и построенная с их учетом организация приближается к  бюрократии идеального типа. 

Теория  эффективной организации (система 4).

Основатель этой школы Лайкерт. Согласно его теории, эффективной является та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на создание эффективной рабочей группы с высоко производительными целями (цели которые ведут к высоким результатам)

Он утверждал, что организации, построенные на основе классической теории организации, являются не эффективными и не учитывают  изменения характера внешней  среды. К таким изменениям Лайтер относил:

  1. рост конкуренции со стороны организации, которая имеет относительно более низкую себестоимости продукции при одинаковой технологии.
  2. Рост конкуренции имеют более высокие технологии и более высокое качество выполнение  продукции при одинаковой себестоимости. 
  3. тенденции к большей индивидуальной своде и инициативе на нижних уровнях управления и связанных с этим сокращение полномочий верхних уровней.
  4. повышение уровня образования руководящего состава всех уровней управления, выраженных в поведении людей, способных принимать самостоятельные решения.
  5. повышенное внимание здоровью и личности в организации
  6. усложнение технологий, что требует от каждого работника повышение квалификации. В  таких случаях руководитель организации знает о подразделении менее чем его подчиненные руководители подразделений.
 

    Составление характеристик организации. 

Характеристика  организации Классическая  организация Эффективная организация
Процесс руководства Данный процесс  не включает доверие и ответственность  руководителя и подчиненных. Подчиненные  не свободны в обсуждении рабочих  проблем со своими руководителями, которые в свою очередь не считаются с их поведением и мнением Процесс руководства  предполагает доверие и ответственность  руководителя и подчиненных. Подчиненные  обсуждают рабочие проблемы с  руководителем, а руководители считаются  с мнением и требованием своих сотрудников.
Мотивационный процесс Включает только физические, экономические и мотивы безопасности. Часто сотрудников  пытаются проверять с помощью  санкций, поэтому отношение к  организации со стороны сотрудников  не благосклонны. Чаще всего превалируют связи наемных работников. Охватывает  широкий круг мотивов подчиненных. В такой организации подчиненные  принимают участие в разработке мотивов, что является залогом и  благосклонного отношения к организации  и ее целям
Процесс коммуникации Информация  поступает сверху вниз, имеет тенденции  к искажению, часто имеет не точности и поэтому рассматривается подчиненными с подозрением Информация  свободно перемещается по всей организации  вертикально и горизонтально, благодаря  этому информация дается точно и не искаженно
Процесс взаимодействия Данный процесс  закрытый и ограничен, т.е. подчиненный  мало влияет на цели, методы и деятельность подразделения. Открытый и  широкий, т.е. руководитель и подчиненные  могут воздействовать на цели, методы и деятельность организации.
Процесс принятия решений Относительно  централизован и происходит только в верхних звеньях организации Достаточно  децентрализован, и он происходит на всех уровнях управления путем группового участия
Процесс постановки цели Сосредоточен  в верхних звеньях управления и не стимулирует групповое участие. Побуждает групповое  участие
Процесс контроля Централизованна и основная направленность контроля -  это порицание за ошибки Процесс «распылен» по всей организации. Делается на самоконтроле и решение проблем внутри подразделения.
Цели  производства Достаточно  низкие руководство ведет их пассивный  поиск и ничего не предпринимает  для развития человеческих ресурсов организации Цели производства высокие руководители ведут их активный поиск и предпринимают комплекс мер для развития человеческих ресурсов.
 

Современные направления развития теория организации.

Среди основных направлений современного развития теория организации можно ответить следующее:

  1. реинжениринг
  2. концепция внутренних рынков
  3. теория альянса
  4. концепция экологически осознанного руководства предприятия.

Реинжениринг – перестройка производства и управления на предприятии на основе современных информационных технологий.

Теория  реинжениринга рассматривает  вопросы связанные:

  1. с оптимизацией функционирования организации
  2. с оптимизацией структуры управления
  3. с оптимизацией принятия и поддержку управленческих решений.

Решения данных вопросов происходят при помощи применения современных информационных технологий, интеллектуальности тех управления, методов искусственного интеллекта, а так же экспортных систем.

Концепция внутренних рынков корпорации. Данная теория характеризуется перенесением закономерности рыночного хозяйства во внутренней деятельности корпорации. Такие рыночные отношения охватывают все подразделения корпорации (линейные, функциональные, маркетинговые), в таких корпорациях все подразделения становятся автономными, т.е. они покупают и продают товары и услуги часто внутрифирменным и меж фирменным оборотом. Все подразделения таких корпораций объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культуры. Благодаря развитию прямых связей сокращаются многие виды расходов, а внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических горизонтальных управленческих структурах. В соответствии с данной концепции подразделения, имеющие экономическую самостоятельность внутри предприятия может, оперативно вносить изменения в производство своих товаров. На основе данной теории использование информационных технологий могут формироваться сетевые организации с распределенными автономными звеньями (виртуальные корпорации).

Теория  альянс. Интеграционные процессы управления ориентированы на более эффективное использование всех видов ресурсов, приводят к появлению многообразных форм,  горизонтального объединения организации т.е. образуются плоские организационные иерархии,  вокруг основных процессов, иерархия чаще всего имеет специфические цели. Плоские организационные иерархии – это горизонтальные корпорации представляющие собой стратегические союзы, различные модификации консоциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп. Новая корпоративная модель предусматривает расширение корпораций среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняет представление о границах организации. Профессиональные знания и умения каждого члена альянса должны использоваться наиболее эффективно, что позволит создать более эффективную организацию, которая любая функция и процесс реализуется на высоком профессиональном уровне. Чаше всего компаниями применяется, для того чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые отдельно взятыми организациями не могут быть реализованы. В данной теории центральными становятся отношения к людям как к ведущему ресурсу и как к капиталу. Важное значение, так же придается, проблеме доверия (системы управления, руководителя, к принятым решениям).

Концепция экологически осознанного  руководства. Согласно этой теории важнейшими целями предприятия является:

  1. защита ресурсов
  2. ограничение выбросов
  3. сокращение отходов
  4. ограничение риска
  5. производство без вредных продуктов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Миссия организации 

Миссия – это предназначение организации.  

Значение  определения миссии организации состоит  в следующем:

  1. миссия представляет собой базисную точку опоры для всех плановых решений, которые предпринимаются в организации, а так же для ее цели и задач.
  2. миссия создает уверенность, что организация преследует не противоречивые и ясные цели.
  3. миссия помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении и объединяет их усилия.
  4. миссия вызывает понимание и поддержку всех внешних участников организации.

Примерная характеристика. Предназначение организации в  обобщенном виде может  включать:

  1. предлагаемые продукты и услуги
  2. место и роль в системе рыночных отношений.
  3. цели организации (вживание рост и доходность)
  4. технологии (инновации)
  5. философия
  6. внутренняя концепция.
  7. внешний образ и имидж организации.

Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Цели организации 

Цели  классифицируются следующим  образом:

Критерии  и классификации Виды  целей.
Период  установления Стратегические  и тактические Оперативные
Содержание Экономические, организационные и научные Социальные, технические и политические.
Структура (по специфическим функциям управления) Маркетинговые, инновационные и кадровые Производственные, финансовые, административные
Структура (по общим функциям управления) Планирование, организация, мотивация, координация  и контроль.
Среда Внутренние  цели Внешние цели
Приоритетность Особо приоритетные Приоритетные (прочие цели)
Измеримость Количественные  цели Качественные
Повторяемость Постоянные, часто  повторяющиеся Разовые
Иерархия Цели организации Цели подразделения
Стадия  жизненного цикла Проектирование, создание и рост объекта Зрелость объекта  и завершение его жизненного цикла.

Информация о работе Теория организации