Туризм как важная отрасль экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является формирование предложений по совершенствованию туристской инфраструктуры в России и превращению нашей страны в привлекательный для посещения регион.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

Каковы требования туристов к дестинации
Как эти требования реализуются в странах с развитым туристским сервисом
Какими туристскими ресурсами обладает Россия
Что необходимо сделать для развития отечественных туристских ресурсов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ ОТ ТУРИЗМА И НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ВЫГОД 5
1.1. СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫГОД ОТ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.2 ТУРИЗМ, КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ 7
2. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ 13
2.1 ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 13
2.2 ИСТОРИКО- КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 17
2.3 СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 18
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТУРИЗМА В РОССИИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЫГОДЫ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28

Работа содержит 1 файл

Туризм как важная отрасль экономики страны.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

Туризм  как важная отрасль  экономики страны 
 
 

Содержание

 

Введение

    В настоящее время вопросам развития туризма в России посвящено большое  число как фундаментальных исследований, так и материалов в периодической  прессе. При этом теория и практика туризма далеко не всегда соответствуют  друг другу. Так, с точки зрения теории для экономики страны выгоден в первую очередь въездной туризм, поскольку именно он привлекает в Россию потоки валютных средств и стимулирует развитие ряда сфер деятельности, направленных на обслуживание зарубежных гостей. Полезным для экономики страны и отдельных ее регионов является также туризм внутренний. Выездной же туризм приводит к вывозу финансовых средств в другие страны, т.е объективно работает не на российскую экономику, а против нее. В то же время большая часть крупных отечественных турфирм ориентирует свою деятельность именно на развитие выездного туризма, поскольку он приносит быструю прибыль именно данной конкретной компании.

    Таким образом налицо проблема: как сделать  так. чтобы туристская отрасль работала приоритетно на экономические интересы России. В свете того, что данная проблема стлоит уже более пятнадцати лет. Но сдвига в сторону улучшения туристского имиджа России нет, эта проблема продолжает оставаться актуальной.

    Целью настоящей работы является формирование предложений по совершенствованию туристской инфраструктуры в России и превращению нашей страны в привлекательный для посещения регион.

    Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  1. Каковы требования туристов к дестинации
  2. Как эти требования реализуются в странах с развитым туристским сервисом
  3. Какими туристскими ресурсами обладает Россия
  4. Что необходимо сделать для развития отечественных туристских ресурсов

    Объектом  исследования является туристский потенциал  России

    Предметом исследования является использование туристского потенциала в интересах экономики страны.

    Хотя  вопросы, рассматриваемые в настоящей  работе, постоянно освещаются в фундаментальной  и периодической литературе, эффективность  приводимых рекомендаций невелика. Это  позволяет говорить о недостаточном уровне исследованности проблемы и о том, что доводы таких авторитетов в данном вопросе, как В Квартальной, М. Биржаков и др. недостаточен.

    Методика  написания настоящей работы заключается  в анализе литературы, нормативных документов, Интернет – источников, в сопоставлении литературы с реальной ситуацией в сфере туризма и сравнении положения туристской отрасли в России и других странах.

 

1. Экономические  выгоды от туризма  и необходимые  условия реализации  этих выгод

    По  данным ВТО (Всемирной Туристской Организации доходы от туризма в первом десятилетии XXI века занимают второе место в мире после доходов топливно-энергетического комплекса и обгоняют доходы сферы высоких технологий и автомобилестроения. Одна из причин такой популярности туризма – единство современного мира и возможность путешествовать практически в любую точку планеты и даже в космос. Эта возможность предоставляется как благодаря высочайшим техническим достижениям, так и благодаря политическим действиям, существенно облегчающим пересечение границ. Успех стран в туристской сфере в значительной мере обеспечивается поддержкой государственных структур, в первую очередь путем нормативно-правовым, а также прямым стимулированием туристской сферы.

    Туризм, не будучи на сегодняшний день (по общероссийским классификаторам) выделяем в отдельную самостоятельную отрасль народного хозяйства, является экономическим явлением, которое многие исследователи с некоторой долей условности называют агрегированной отраслью экономики.

    Рассмотрим  понятие «агрегирование». Агрегирование  объединение, укрупнение показателей по какому-либо признаку. С математической точки зрения агрегирование рассматривается как преобразование модели в модель с меньшим числом переменных и ограничений  агрегированную модель, дающую приближенное (по сравнению с исходным) описание изучаемого процесса или объекта. Его сущность  в соединении однородных элементов и превращении их в более крупные.

    Некоторыми  теоретиками термин «агрегирование»  понимается также как переход  от микроэкономического к макроэкономическому взгляду на изучаемые экономические явления.

    По  мнению ряда специалистов, роль туризма в экономике России недооценена и сильно занижена. Оказывая воздействие на развитие многих других секторов деятельности (включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и др.), туризм является катализатором развития целого блока отраслей и секторов экономики, что зачастую «размывается» в традиционной статистике, учитывающей генерируемые туризмом доходы по другим отраслям. Таким образом, экономическое воздействие туризма определяется по значительно заниженным показателям. Отсюда и проистекают абсолютно не соответствующие действительному положению вещей оценки доли доходов от туризма в ВВП России ()

1.1. Структура экономических  выгод от туристской  деятельности

    Структура экономических выгод от туризма  складывается из следующих составляющих:

1. Непосредственная  выгода от платежей туристов, прибывающих из других стран. Эта выгода заключается в оплате услуг турфирм, процент от прибыли турфирм поступает в бюджет региона. Кроме того, гости платят за посещения театров и музеев, за проживание в отелях и питание в ресторанах. Туристы обычно приобретают сувениры. Все это приносит существенные материальные выгоды.

2. Туристы  тратят деньги, посещая магазины, развлекательные учреждения, заказывая  такси, пользуясь другими транспортными  средствами. Сегодня все в большей  мере распространена такая услуга, как прокат автомобилей.

3 Как  специалисты в туристской сфере,  так и экономисты, а так же руководители регионов, отмечают, что, помимо прямой выгоды, туризм является своеобразным локомотивом экономики дестинации. Действительно, туризм стимулирует развитие гостиничного и ресторанного дела, транспорта, пищевой промышленности, местной промышленности, вкючая народные промыслы и др. «Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и (прямо или косвенно) взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса»1.

4. Туризм  способствует появлению новых  рабочих мест и, тем самым,  снижает социальную напряженность  в регионе.

5. Туристы  весьма требовательны к качеству  экологии. Туризм, таким образом,  косвенно стимулирует охрану окружающей среды.

6. Туризм  стимулирует охрану культурного  наследия региона и способствует созданию новых культурных ценностей.

7. Туристская  индустриия и ее привлекательность  для зарубежных клиентов служит  своего рода индикатором успешности  страны в формировании своего имиджа, как региона безопасного, удобного для жизни, имеющего значительные культурно-познавательные, природно-рекреационные и другие ресурсы.

      О прямом и косвенном воздействии  туризма на экономику страны пишет  Г.А. Папирян. Г. Папирян предлагает механизм оценки воздействия туризма на экономику региона: «Прямое воздействие - это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др. Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.

      Во  время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается  доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать  на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности» 2.

      Цитируемый  автор отмечает также, что туризм  может оказать и негативное воздействие  на экономику. Производство туристской продукции и услуг требует  переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д. Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах.

      Инфляция  может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из-за неэластичности предложения там и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.

1.2 Туризм, как сектор  экономики

    В. Квартальнов, подробно исследуя место туризма в мировой экономике и экономике регионов отмечает быстрое развитие туризма во многих странах мира. По мнению этого исследователя, сейчас в туризме существуют две тенденции: подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке. В. Квартальнов также указывает на то, что в России туристская индустрия не стала значимой для подъема отечественной экономики.

    Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека.

    В современных условиях экономический  аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма.

    Одна  из основ экономики туризма формулируется В. Квартальным следующим образом:

    «Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.

    Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного  принимающего региона… Расходы иностранцев  в стране в туристских целях представляют собой для России туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки.

    Туристский  экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег  в данную страну. Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.

    При туристском экспорте направление денежного  потока совпадает с направлением потока туристов, тогда как при  экспорте товаров данные потоки направлены противоположно.

    Это пояснение иллюстрируется следующей  схемой:

    То  есть, в отличие от экспорта товаров, когда направления потоков товаров  и денег разнонаправлены, в сфере  туризма потоки туристов совпадают с денежными потоками.

    Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.

    Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).

    В. Квартальнов анализирует экономические  показатели туризма с позиций оценки места туристской индустрии в экономике региона.

    Система показателей развития туризма для  региона (страны) включает:

- объем  туристского потока;

- среднюю  величину туристских расходов  в сутки;

- состояние  и развитие материально-технической базы;

- показатели  финансово-экономической деятельности  туристской фирмы;

Информация о работе Туризм как важная отрасль экономики страны