Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:04, реферат
Статистическая комиссия ООН во введении к третьему варианту Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК) дает следующее определение отрасли: отрасль экономики совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.
Статистическая
комиссия ООН во введении к третьему варианту
Международной стандартной отраслевой
классификации (МСОК) дает следующее определение
отрасли: отрасль экономики совокупность
всех производственных единиц, осуществляющих
преимущественно одинаковый или сходный
вид производственной деятельности.
Отрасль характеризуется прежде всего
как совокупность однородных производственных
единиц. Последние и выступают в экономике
в качестве объектов отраслевого управления,
а субъектами управления являются отраслевые
министерства. Все страны мира имеют министерства.
Но далеко не все из них имеют министерства
туризма. «Министерский» период был в
истории российского туризма, когда им
руководило Министерство культуры и туризма.
В подчинении данного министерства недолгое
время находились не только туристские
предприятия, но прежде всего многочисленные
музеи, театры, киноконцертные залы и т.
п. Это был далеко не лучший период отечественного
туризма. Именно в это время произошел
развал прежней общественной структуры
туризма, поскольку руководство министерства
невольно рассматривало туризм только
как финансовое подспорье для поддержки
другой быстро разваливающейся системы
- культуры, лишенной бюджетного финансирования.
Безусловно, туризм связан с культурой,
поскольку именно дифференциация культурных
ценностей, так же как территориальные
различия в природе, способна поддерживать
интерес к познанию мира и путешествиям.
Однако действующие международные отраслевые
классификаторы не объединяют туризм
и культуру в одну отрасль хозяйства.
С I января 1976 г. в нашей стране действует
Единый классификатор «Отрасли народного
хозяйства», который был разработан Госкомитетом
СССР по статистике, Госпланом СССР и Госкомитетом
СССР по стандартам. С учетом изменений,
внесенных Госстандартом СССР (№ 1-17), а
также Госстандартом Российской Федерации
(№ 18/95, 18/96, 20/97, 21/97), этот классификатор
приобрел современный вид и получил официальное
название Общероссийский классификатор
«Отрасли народного хозяйства» 1.75.018. (ОКОНХ).
ОКОНХ представляет группировку видов
деятельности по отраслям, отличающимся
характером функций. Известно, что в ходе
общественного разделения труда складываются
однород-
ные отраслевые группировки, которые со
своей стороны характеризуют уровень
процесса расширенного воспроизводства.
В этом плане ОКОНХ помогает анализировать
структуру народного хозяйства.
ОКОНХ - составная часть Единой системы
классификации и кодирования технико-экономической
информации, используемой в автоматизированных
системах управления в народном хозяйстве.
ОКОНХ предназначается для обеспечения
машинной обработки информации и используется
для решения задач АСУ различных уровней
управления и обеспечения их информационной
совместимости. Одна из важнейших задач
ОКОНХ -обеспечить сопоставимость показателей
при анализе экономической эффективности
общественного производства. При помощи
ОКОНХ происходит увязка отчетных показателей
и характеризуется уровень развития экономики
и культуры отдельных регионов и стран.
Основной целью ОКОНХ является группировка
предприятий и организаций по отраслям
для выявления межотраслевых связей и
научного анализа оптимальных пропорций
в развитии народного хозяйства.
ОКОНХ выделяет иерархию отраслей. Внутри
крупных отраслей народного хозяйства
(как результат общественного разделения
труда) выделяются более дробные отрасли
- совокупности предприятий, производящих
однородную продукцию или выполняющих
однородные общественные функции. Предприятие,
учреждение, организация, состоящие на
самостоятельном балансе, являются классификационными
единицами отрасли, поскольку каждое из
них относится к определенной отрасли
народного хозяйства. Именно от их слияния
и образуются отрасли, подотрасли, виды,
группы и подгруппы, которые и образуют
иерархическую структуру ОКОНХ.
Отрасли народного хозяйства с точки зрения
характера общественного труда и участия
в создании совокупного общественного
продукта и национального дохода подразделяются
на сферу материального производства
и непроизводственную сферу.
К сфере материального производства относят
отрасли, которые объединяют предприятия,
создающие материальные блага в форме
продуктов, энергии, перемещения грузов,
хранения продуктов, их сортировки, упаковки
и других функций, являющихся продолжением
производства в сфере обращения. К этой
сфере в соответствии с ОКОНХ относят:
- промышленность;
- сельское хозяйство;
- лесное хозяйство;
- рыбное хозяйство;
- транспорт и связь;
- строительство;
- торговлю и общественное питание;
- материально-техническое снабжение;
- заготовки;
- информационно-вычислительное обслуживание;
- операции с недвижимостью и имуществом;
- общую коммерческую деятельность по
обеспечению функционирования рынка;
- геологию и разведку недр, геодезическую
и гидрометеорологическую службы;
прочие виды деятельности материального
производства.
Отдельно в данном перечне отраслей туризм
не называется,
хотя нетрудно предположить, что многие
предприятия, обслуживающие нужды туристов,
будут входить в такие отрасли, как транспорт
и связь, торговля и общепит, материально-техническое
снабжение и сбыт, информационно-вычислительное
обслуживание и др.
Туризм
как отрасль народного
1.
Туризм как общественно-
Туризм – сложное общественное явление, которое недостаточно изучено и трудно поддается количественной оценке. Поэтому, имея многовековую историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. И тем не менее, с развитием научного знания он предстает как системный объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого сложного и многогранного общественно-хозяйственного явления. Поэтому, как уже отмечалось выше, возникает необходимость концептуального, сущностного определения туризма.
В советской географической науке была разработана принципиальная модель территориальной рекреационной системы (ТРС), в середине 70-х годов группой ученых под руководством В.С. Преображенского (1975) и получила дальнейшее развитие в работах Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебова (1981). На Западе же принята концептуальная модель туризма, разработанная Г. Гуибилато (1983) и уточненная Г. Ваккерманном (1988). Согласно нее, туризм как система схематично изображен на рисунке 13. Система (сфера) туризма включает в себя две подсистемы: "субъект туристской деятельности" (туристы) и "объект туристской деятельности" (туристские ресурсы, туристские предприятия и организации). Познание природы и функций разных элементов (подсистем) этой системы, а также существующих связей между ними и внешней средой позволяет во многом понять ее поведение, раскрыть механизм функционирования.
Туристы в рамках этой системы выступают в роли предъявителей спроса, или покупателей, которым противостоят продавцы – поставщики туристских услуг и товаров. Каждый турист, отправляясь в путешествие, выражает свой спрос на туризм, оплачивая услуги транспортных организаций, учреждений размещения для ночлега и питания, увеселительных и иных заведений. Следовательно, субъекту туристской деятельности – туристу – в системе противостоит объект туристской деятельности – "туристское хозяйство", которое и выступает производителем потребляемых туристом товаров и услуг. Всю совокупность последних можно объединить под общим названием – "туристские услуги". Иначе говоря, туристское хозяйство производит продукцию, которая называется туристские услуги. Туристское хозяйство подразделяется на две части: туристские ресурсы и туристская инфраструктура, куда входят туристские предприятия, организации и учреждения. Туристские ресурсы выступают средством производства и предметом труда, т.е. основой для производства туристских услуг. Инфраструктура же – непосредственным производителем этих услуг.
2. Туристский спрос и его характерные черты
Туризм с экономической точки зрения вызывает к жизни новую форму потребительского спроса, который касается целого комплекса товаров и услуг и становится массовым, охватывая широкие слои населения.
Туристско-рекреационная миграция населения есть не что иное, как выражение общественно необходимой потребности людей в отдыхе и путешествиях, проявляющейся в форме спроса на комплекс разнообразных услуг и предметов потребления, позволяющих удовлетворить материально-бытовые, а также культурно-познавательные интересы. Комплекс услуг объединяет услуги транспорта, предприятий размещения, питания и торговли, музеев и культурно-просветительных учреждений, предприятий развлечения, спортивных, лечебных и других учреждений. В туристские услуги входит также предоставление природно-климатических и социально-экономических ресурсов.
Как категория потребительского спроса туристский спрос обращен на всю совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуг) потребительных стоимостей, способных удовлетворить различные запросы туристов. Совокупность потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, принято называть "туристским продуктом". Содержание туристского продукта (услуги и предметы потребления) удовлетворяет комплекс потребностей человека, появившихся в период его туристского путешествия.
Туристский спрос является категорией социальной и массовой и характеризуется такими чертами, как динамизм, многообразие и комплексность, эластичность, неравномерность во времени и пространстве и др. Он формируется под влиянием многочисленных факторов объективного и субъективного характера (рис.15). Динамичное развитие туризма во всем мире обусловлено прежде всего действием комплекса демографических, природно-географических, социально-экономических и научно-технических факторов. Наряду с ними выделяется группа субъективных факторов, включающих вкусы и предпочтения потребителей (туристов), национальные традиции, мода, престиж и др.
3. Туристское хозяйство
Еще в древности обращали внимание на хозяйственные выгоды, которые несли с собой приезды туристов. Однако, только начиная с XIX столетия, туризм начал оказывать существенное влияние на экономику многих регионов (например, побережья Средиземного и Черного морей, некоторые пространства Альп, Карпат, Судетских гор). Высокие прибыли, какие имели хозяйства отдельных стран или регионов от обслуживания туристов, привели к тому, что на грани XIX и XX вв. отрасль туристских услуг начали называть "туристской промышленностью" (индустрией). Название это определяет (выделяет) хозяйственный ранг туризма, отвечающий на пространствах с развитой туристской функцией эффекту, какой в индустриальных регионах связывается с развитой промышленностью.
Удовлетворение потребностей туристов и пользование туристскими благами требуют определенного хозяйственного освоения районов туризма. Туристское хозяйство представляет собой определенный комплекс различных секторов, создание и развитие которых стимулируется приездом и пребыванием туристов. Это хозяйство состоит из взаимно дополняющих друг друга отраслей, которые могут удовлетворить спрос туристов лишь в комплексе.
Туристское хозяйство, как один из основных элементов туристского предложения, оказывает решающее влияние на территориальную систему, а также интенсивность туристского движении. Возрастающий с каждым годом спрос, все большая дифференциация видов отдыха, а также изменения в социальной структуре туристов приводят к тому, что туристское хозяйство подвергается постоянным переменам как в структурном, так и в географическом отношениях. Особая роль принадлежит базе ночлега, транспорту и базе питания, без которых развитие массового туризма невозможно, даже в случае высокой туристской привлекательности местности. Очень большое значение для увеличения туристской привлекательности имеет и сопутствующая база.
Туристское хозяйство можно разделить на прямое и косвенное. Они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
К первой группе можно отнести учреждения и объекты, предназначенные исключительно для обслуживания туристов: турбазы, гостиницы, кемпинги, приюты, специальные дороги и транспортные центры и т.п. Это так называемые туристские объекты, ко второй – учреждения и объекты нетуристского назначения, но используемые частично или периодически туристами. К ним относятся общегосударственные дороги, транспорт и коммуникации, сеть ресторанов, магазинов, коммунальные службы, бытовые и культурные учреждения. Весь этот комплекс по функциональному признаку может быть поделен на четыре базы: ночлега (размещения), питания, коммуникационную и сопутствующую.
4. Индустрия туризма и туристский рынок
Любая экономическая деятельность характеризуется определенным временем, местом, где она осуществляется, технической стороной, т.е. способом использования производственных факторов, наконец, количеством и видами товаров и услуг, их реализацией. Изготовляемые товары и предоставляемые услуги должны соответствовать потребностям человека, в рассматриваемом нами случае - потребности в туризме.
Сложную систему туристского обслуживания следует рассматривать как входящую, наряду с другими одноранговыми системами, в суперсистему народного хозяйства. Система "народное хозяйство" формирует потребности и платежеспособный спрос на туристские услуги и товары, управляет целевым назначением индустрии туризма, финансовым, материально-техническим, трудовым, нормативно-правовым обеспечением ее деятельности, организует связь с другими одноранговыми системами.
Выше нами было рассмотрено соотношение понятий: рекреационная отрасль и индустрия туризма. Теперь настало время обратиться к более подробному определению последнего понятия для того, чтобы лучше понять, суть организации туристского обслуживания населения. Энциклопедия туриста (М., 1993) дает этому понятию следующее определение: "Индустрия туризма – это совокупность предприятий, учреждений и организаций материальной и нематериальной сфер производства, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг для туристов, освоение и эксплуатацию туристско-рекреационных ресурсов и создание материально-технической базы туризма. Условно выделяют 3 группы предприятий, учреждений и организаций индустрии туризма:
Туристский рынок обладает рядом специфических особенностей. Если в цену товара на мировом рынке входят экспортные расходы, то в цену на туристские услуги – расходы туристов на транспорт. Именно в этом главное отличие туристского рынка от традиционного товарного и других рынков. Транспортные расходы туристов, наряду с платой за другие туристские услуги, определяют стоимость путешествия и входят в общую цену туристских услуг.