Туризм как динамичная отрасль экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 09:22, лекция

Описание работы

Предмет экономики туризма

Значение туризма

Динамичность экономической системы туризма

Работа содержит 1 файл

Экономика отрасли туризма.docx

— 20.51 Кб (Скачать)

ТУРИЗМ  КАК ДИНАМИЧНАЯ ОТРАСЛЬ  ЭКОНОМИКИ 

Предмет экономики туризма 

Значение  туризма

Динамичность  экономической системы  туризма

    Предмет экономики туризма

    Термин  «экономика» появился еще в Древней  Греции. Это сочетание двух греческих  слов «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — закон. Буквальный перевод этого термина — домоводство.

    Термин  «экономика» рассматривается в  двух значениях:

    - народное хозяйство, включающее  отрасли материального производства  и непроизводственной сферы;

    - научная дисциплина, занимающаяся  изучением отраслей хозяйства  страны или отдельных регионов, а также отдельных секторов  и некоторых условий и элементов  производства.

    Структурно  экономика делится на макроэкономику и микроэкономику.

    Макроэкономика  — это часть экономики, охватывающая экономические процессы в масштабах территориальных границ (страны, региона, города). Она исследует действие и развитие экономической системы в целом.

    Микроэкономика — это часть экономики, связанная с поведением отдельных экономических субъектов (производителей и потребителей) на отдельных рынках. Она изучает «клеточку» общественного хозяйства — предприятие.

    Экономика туризма также имеет два уровня:

    - экономика туризма как межотраслевого  комплекса социально-бытовой инфраструктуры;

    - экономика хозяйствующего субъекта (туристского предприятия, фирмы).

    Предметом экономики туризма являются экономические  отношения, которые возникают и  развиваются в сфере туризма  в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя.

    Экономика туризма представляет собой научную  дисциплину, которая исследует отраслевые аспекты экономических отношений  в этой сфере деятельности, а также  процессы и явления, происходящие в  период производства, формирования, обмена и потребления туристских продуктов  и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

    Значение  туризма

    Экономика страны и туризм тесно взаимодействуют  друг с другом. Общеэкономические  факторы воздействуют на туризм как  положительно, так и отрицательно. Факторами положительного влияния являются:

    - рост реального дохода — при увеличении реального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег, соответственно увеличивается и спрос на туризм;

    - более равномерное распределение дохода — чем равномернее распределяется доход в обществе, тем большее число людей сможет купить туристский продукт;

    - стабильное положение валюты — если курс иностранной валюты стабильный, то население может купить ее в большем количестве, а в такой ситуации легче спланировать свой отдых.

    Факторами отрицательного влияния на туризм являются:

    - экономические кризисные явления;

    - рост безработицы, сокращение заработной платы и т. п.;

    - нестабильная ситуация с валютой — если курс иностранной валюты высокий, то население может приобрести ее меньше, а значит, туристская поездка российского жителя за рубеж будет стоить дороже.

    Туризм  оказывает большое воздействие  на экономику региона, в котором  он развивается. Можно выделить три основные направления влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное и гуманитарное.

    Экономическое значение туризма. Как экономическое явление туризм рассматривается с двух сторон:

    - как экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными связями, процессами и отношениями;

    - как важнейший катализатор экономического роста. В этом качестве туризм выступает каналом перераспределения валового продукта.

    В современном мире туризм:

    - имеет индустриальную форму;

    - выступает в виде услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;

    - характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;

    - является пионером хозяйственного освоения новых районов;

    - выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия;

    - совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.

    Известно, что доход от иностранного туризма  в развитых странах в два раза превышает доход от международной  торговли цветными и черными металлами.

    Доходы  от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских  расходов, производимых посетителем  в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы  включают оплату:

    - комплексных поездок;

    - пакетов услуг на отдых и туры;

    - размещения;

    - питания и напитков;

    - транспорта;

    - рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;

    - потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;

    - медицинского обслуживания и др.

    Перечисленные туристские расходы оказывают прямое влияние на экономику, то есть экономическая  деятельность туризма вносит вклад  в создание национального дохода.

    Сферами воздействия туризма  на экономику страны и общество в целом являются:

    Предпринимательская сфера. Создание туристского предприятия приносит выгоду, поскольку оно предоставляет клиентам свои продукты и услуги, рабочим и служащим — заработную плату и другие виды выплат, акционерам (владельцам) — прибыль, государству (региону) — налоги и сборы;

    Потребительская и доходная сферы. Туризм создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные товары и услуги способствует развитию местной промышленности. Благодаря этому развивается производство потребительских товаров и повышается уровень жизни населения.

    Благодаря туризму развиваются местные  предприятия, в том числе:

    — Культурные и развлекательные (музеи, выставки, мемориальные комплексы и  памятники, шоу-бизнес, кинобизнес), которые, в свою очередь, через налогообложение  приносят пользу региону и местному населению;

    — транспортные предприятия и фирмы (общественный транспорт, прокат автомобилей, использование автобусов под  экскурсии, местные авиакомпании в  значительной мере ориентированы на доходы от туризма);

    — предприятия, изготавливающие сувениры, специальное туристское снаряжение и народный промысел (продукция этих предприятий во всем мире в значительной степени ориентирована на туристов).

    Валютная  сфера. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристский пакет (тур), но и в виде обмена денег в обменных пунктах туристского центра на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и т. д.

    Производственная  инфраструктура. Туризм создает структуру отдыха, которая может быть использована не только для туристов, но и для местного населения. Появление новых туристских центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Развитая туристская инфраструктура в том или ином регионе служит показателем уровня жизни местного населения.

    Деньги, потраченные туристами в месте  пребывания, одновременно создают доходы для страны (региона) пребывания. Этот доход ведет к цепной реакции: расходы — доходы — расходы  — доходы и т. д. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета  предприятия. Таким образом, в результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые  доходы, но уже третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением.

    Динамичность  экономической системы  туризма

    В экономической системе туризма  выделяются следующие стадии прохождения  туристского продукта:

    - производство;

    - формирование;

    - реализация;

    - потребление.

    Производство  туристских услуг формируется туристской индустрией. Туристское производство в значительной степени зависит  от таких внешних факторов, как  общее состояние и развитие экономики  государства, политическая обстановка, вопросы безопасности и информационное обеспечение региональных потребителей. Любой из этих факторов способен оказать решающее влияние на финансовую устойчивость туристского предприятия, так как может сократить туристские потоки.

    Сложной сферой является процесс формирования туристского продукта и его последующая  реализация на туристском рынке. Каждая отдельная туристская услуга (размещение, питание, экскурсии, транспортировка, культурно-массовые мероприятия и  т. п.) сама по себе не может удовлетворить  все потребности туриста. В этих условиях возникает объективная  необходимость кооперации различных  туристских услуг в единый комплекс, то есть создание туристского продукта, который является результатом усилий многих предприятий и туристских ассоциаций. Такая необходимость  предопределила в экономике туризма  особую роль турорганизаторов на туристском рынке — туроператоров и турагентов, через которых осуществляется функция организации доведения туристского продукта до потребителя.

    Заключительное  звено экономической системы  туризма — это потребление  туристского продукта. В этом процессе имеются свои особенности.

    В обычном материальном производстве результат производства (товар) движется от места производства к месту  потребления. В отличие от товарных и финансовых рынков для потребления  турпродукта в целом или отдельных услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен в место производства туристского продукта. Эта особенность туристского потребления вызывает производный эффект — необходимость индустриальной базы в местах потребления турпродукта (транспортных услуг, жилья, пищеблоков, системы гостеприимства), создания необходимых условий для лечения, развлечений, удовлетворения потребности в новых впечатлениях, а также наличия экологически здоровой среды, безопасности и т. п.

    Другой  особенностью потребления туристского  продукта является ограниченность во времени срока пребывания туриста  на месте. Эта особенность туристского  потребления рождает интенсификацию всex действий туриста, что в свою очередь объективно вызывает необходимость высочайшей организации производства туристских услуг, труда и управления в сфере туризма. В этом смысле вся деятельность сферы туризма приобретает особый динамичный стиль.

    Наконец, некоторые виды туристских услуг  имеют неосязаемый, нематериальный характер. Потребитель туристского  продукта не имеет возможности предварительно ознакомиться с качеством предлагаемых ему туров и услуг. Например, рассказ  экскурсовода может оказать на туристов глубокое эмоциональное воздействие, которое нельзя выразить материально, заранее предвидеть и испытать. Другие услуги туризма имеют материальный характер: были хорошо организованы доставка на место, размещение, лечение, отдых и т. д. Но в том и другом случае специфика туристских услуг состоит в том, что они не существуют до их предоставления. Иными словами, в туризме имеется неразрывная связь производства и потребления услуг.

Информация о работе Туризм как динамичная отрасль экономики