Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:28, курсовая работа
Целью настоящей работы является формирование предложений по совершенствованию туристской инфраструктуры в России и превращению нашей страны в привлекательный для посещения регион.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Каковы требования туристов к дестинации
Как эти требования реализуются в странах с развитым туристским сервисом
Какими туристскими ресурсами обладает Россия
Что необходимо сделать для развития отечественных туристских ресурсов
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ ОТ ТУРИЗМА И НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ВЫГОД 5
1.1. СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫГОД ОТ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.2 ТУРИЗМ, КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ 7
2. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ 13
2.1 ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 13
2.2 ИСТОРИКО- КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 17
2.3 СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 18
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТУРИЗМА В РОССИИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЫГОДЫ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28
Правило 1. Все туристские организации действуют в свободном рыночном пространстве, т.е. представляют потребителям свои услуги как товар по рыночным ценам на основе законов стоимости, спроса и предложения, конкуренции и тем самым осуществляют свою предпринимательскую деятельность, руководствуясь целями максимизации своего коммерческого успеха.
Правило 2. Предпринимательская деятельность туристских организаций в условиях рынка не исключает, а предполагает регулирование ее со стороны государственных органов власти и других институциональных организаций (прежде всего профсоюзов).
Правило 3. Взаимоотношения между государственными органами власти и туристскими организациями оформляются в системе договоров, которые четко разделяют доли прав собственности между участниками этих отношений.
Правило 4. В системе договоров (контрактов) между участниками правовых отношений одновременно определяются экономические и бухгалтерские издержки туристских организаций, а также социальные издержки органов власти, вызванные внешними эффектами (экстерналиями) - как положительными, так и отрицательными. Туристские организации представляют органам власти данные финансового учета, которые во всех странах мира не являются коммерческой тайной и публикуются в открытой печати. Вместе с тем и органы власти в договорах представляют свои социальные издержки, связанные с развитием туризма в регионе. Разделение прав собственности теперь обретает реальное экономическое содержание и создает основу для распределения и использования туристской ренты на реальной хозяйственно-пра вовой основе.
Правило 5. В указанных выше договорах (контрактах) определяются также формы рентных платежей за туристские ресурсы. Теоретически формы этих платежей могут быть различными: а) это платежи за туристские ресурсы, увязанные с величиной и качеством этих ресурсов на основе кадастровых оценок; б) платежи в форме твердых ставок из массы прибыли; в) платежи в виде процентных ставок от нормы прибыли или нормы рентабельности; г) платежи в форме фиксированной ставки с каждого рубля валовой выручки. В конкретно российских условиях совокупную туристскую ренту можно было бы учитывать в форме фиксированных процентных ставок платежей от объема валовой выручки или (что, по сути, одно и то же) в форме фиксированной ставки платежей, взимаемых в копейках с каждого рубля реализованных туристских услуг (турпродукта). Несомненное достоинство этой формы туристской ренты - ее простота, доступность в расчетах и в информации.
Правило 6. По своему характеру ставка рентных платежей в современных российских условиях должна быть единой для всех туристских организаций на всей территории страны. Теоретически эта ставка может быть единой в рамках всего национального хозяйства; единой в рамках региона, но дифференцированной на основе кадастровых оценок. При отсутствии кадастра туристских ресурсов всякая дифференциация этих ставок несла в себе большую долю субъективизма. Напротив, единая ставка рентных платежей в рамках всего национального хозяйства ставит все туристские организации в равное экономическое положение, тем самым рождает чувство справедливости, что имеет немаловажное социальное значение. Абсолютные величины туристской ренты при этом окажутся различными, поскольку всегда неравны величины валовой выручки в различных туристских фирмах.
Правило 7. Размер рентной ставки должен быть величиной приемлемой, "кесаревой", жертвенной, умеренной. В современных российских условиях был бы приемлем размер туристской ренты на уровне 6-8 % от объема валовой выручки при реализации турпродукта.
Правило 8. В современных российских условиях, когда деградация внутреннего туризма стала обвальной, вся туристская рента должна быть направлена исключительно на развитие туризма, т.е. той социальной сферы, которая создает этот источник своего саморазвития и самофинансирования.
Правило 9. Долевое соотношение распределения ставок рентных платежей между субъектами прав собственности и субъектами хозяйствования в сфере туризма должно быть основано на принципах взаимной выгоды, социальной справедливости и учета национальных интересов России. Целесообразной представляется следующая схема этих долевых соотношений: туристские организации, занимающиеся внутренним и въездным туризмом, и органы власти (прежде всего местные органы) единую ставку рентных платежей делят в пропорции 1:1; туристские организации, обеспечивающие выездной туризм, всю 6-8%-ную ставку от валовой выручки направляют в распоряжение органов власти, которые, в свою очередь, в пропорции 1:1 направляют эти средства на развитие внутреннего и въездного туризма. Данная мера защитила бы национальные интересы России. По своему характеру перечисленные меры - не что-то чрезвычайное, а обычная общепринятая мировая практика протекционистского характера.
Правила 10. Тяжелейшим недугом, свойственным экономике современной России, является бесконтрольность в использовании финансовых средств. В этих условиях и рентные платежи в туризме может ожидать подобная участь. Чтобы избежать нецелевого и теневого характера использования туристской ренты, необходимо ввести четкую и простую систему контроля, которая включала бы в себя два звена: а) туристские организации ежеквартально подают местным органам власти справку (отчет) об использовании своей доли туристской ренты; б) исполнительные органы власти (как местные, так и региональные) ежеквартально отчитываются перед соответствующими законодательными органами власти.
Правило 11. Введение рентных платежей на туристские ресурсы не дают оснований для увеличения цен и тарифов на туристские услуги, так как рента - это следствие уже действующих цен на туристском рынке. Нельзя рассматривать рентные платежи и как очередной вид налогового платежа, так как половина этих платежей остается в самой турфирме, а другая половина идет на развитие инфраструктуры туризма под контролем местных и региональных органов власти. Налог есть то, что уходит из средств организации или отрасли, а рента в туризме есть нечто прямо противоположное, а именно то, что остается в турфирме и в сфере туризма. Рентные платежи не повышают объем выручки от турпродукта, а всего лишь выделяют в нем своеобразный, дополнительный, накопительный "амортизационный" финансовый фонд, который призван возродить национальный туризм за счет самого туризма.
Правило 12. Серьезная проблема современного хозяйственного механизма России - нецелевое использование средств. В связи с этим необходима система мер, которая законодатель но утвердила бы правовое положение: если туристская рента не используется на развитие туризма, она целиком поступает в доходную часть федерального бюджета через налоговые органы. Эта мера в равной мере должна быть отнесена и к самим туристским организациям, и к органам власти (как местным, так и региональным). Сокрытие или нецелевое использование рентных платежей в сфере туризма должно рассматриваться как экономическое преступление.
Помимо
сформулированных предложений, которые
могут рассматриваться как
Безусловно, важнейшей составляющей привлекательности России как туристского региона является ее информационное продвижение. Создание сайтов об интересных объектах на территории нашей страны с информацией на разных языках, публикация печатных иллюстрированных материалов, распространение компакт- дисков с позитивной информацией – вот достаточно действенный и недорогой способ привлекать в Россию зарубежных туристов.
Безусловно необходимым является упрощение получение виз. В частности, постановка задачи безвизового обмена со странами шенгена уже озвучена, но реализация этой задачи требует значительных дипломатических усилий.
Сегодня большая часть отечественных идеологов туризма предлагает подход, основанный не региональной оценке туристских ресурсов и использовании именно такой оценки для формирования привлекательного имиджа России. По мнению автора настоящей работы, в связи с тем, что туристские ресурсы России невелики, следует акцентировать внимание на формировании оригинальных и привлекательных туристских программ. Как было показано выше, эти программы не могут опираться на природные и культурно-исторические ресурсы. По мнению автора настоящей работы, приоритет следует отдавать научному и образовательному туризму. Для этого необходимо инвестировать значительные бюджетные средства в развитие отечественной науки и образования. Утраты позиций страны в данной сфере представляются наиболее разрушительными для хозяйства и экономики России. Возрождение отечественных научных и педагогических позиций вписывается в общую идеологию подъема страны. При этом интерес к получению образования в России даст толчок к развитию туризма. Достоинства образовательного туризма заключаются в том, что дают возможность проведения краткосрочных (от недели), среднесрочных и долгосрочных (до нескольких лет) образовательных программ. Еще один плюс образовательного туризма в том, что специалисты, получившие здесь, действительно, хорошее образование становятся проводниками позитивной информации о России и ее возможностях.
Еще одна перспектива развития туристских ресурсов связана с такой тенденцией современного туризма, как анимационные программы10. Эффективность использования весьма ограниченных ресурсов России может быть существенно повышена за счет содержательности туров. Такая содержательность представляется действенной, если будет носить игровой характер, требовать постоянных физических и умственных усилий. Привлекательной видится идея использования культурных связей между отечественными и зарубежными вузами и создания на этой основе интернациональных туристских групп, для которых и разрабатываются анимационные программы.
Безусловно, формирование привлекательного туристского имиджа России требует устранения тех недостатков, о которых говорилось в предыдущей главе настоящей работы. Представляется, что инвестиции в устранение названных недостатков окажутся существенно ниже прибыли от въездного туризма.
Проведенный в настоящей работе анализ позволяет сделать следующие выводы:
1.
Туристская сфера деятельности
является одной из наиболее
динамично развивающихся. Эта
сфера может быть
2. Экономическая эффективность туризма определяется в первую очередь входными потоками гостей в регион и их готовностью нести в этом регионе расходы. Доходы от туризма рассчитываются как прямые (отчисления турфирм в бюджет) и косвенные, связанные с покупками продукции местных товаропроизводителей, оплатой услуг и т.п.
3.
Позитивное воздействие
Комплексный учет влияния туризма на экономику осуществляется за счет использования так называемого «мультипликатора». Однако единой методики вычисления этого параметра пока не существует.
4.
Исследователи отмечают также
и негативное воздействие
А) Необоснованными и не приносящими эффекта инвестициями в туристскую сферу (например, огромные вложения в сочинскую олимпиаду 2000 могут оказаться большими, чем доход от проведения соревнований, полученных как за счет спортивных федераций, телевизионных трансляций, так и за счет наплыва туристов)
Б) Непредвиденными факторами, повлиявшими на туристский спрос (природные и техногенные катастрофы, политические коллизии, экономические кризисы)
В)
Неоправданное перетекание
5.
Туристская привлекательность
Информация о работе Туризм как важная отрасль экономики страны