Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:28, курсовая работа
Целью настоящей работы является формирование предложений по совершенствованию туристской инфраструктуры в России и превращению нашей страны в привлекательный для посещения регион.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Каковы требования туристов к дестинации
Как эти требования реализуются в странах с развитым туристским сервисом
Какими туристскими ресурсами обладает Россия
Что необходимо сделать для развития отечественных туристских ресурсов
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ ОТ ТУРИЗМА И НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ВЫГОД 5
1.1. СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫГОД ОТ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.2 ТУРИЗМ, КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ 7
2. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ 13
2.1 ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 13
2.2 ИСТОРИКО- КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 17
2.3 СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 18
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТУРИЗМА В РОССИИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЫГОДЫ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28
Все эти страны полностью или частично расположены в лесном поясе умеренных широт и для их граждан природа преобладающей части России, лежащей также в лесной зоне, не является экзотичной. А ведь именно экзотичность, уникальность представляет собой важнейшее условие, от которого зависит направленность туристских потоков. Расположенные южнее лесной зоны степи никогда не относились к туристским регионам. Не являются они таковыми и в настоящее время.
Черноморское побережье Краснодарского края не выдерживает конкуренции ни с одной из приморских курортных местностей в субтропической зоне зарубежных стран, пользующихся устойчивой популярностью, ни по качеству воды (на Черном море не существует ни одного пляжного участка, которому был бы присвоен голубой флаг ЕС, говорящий о его экологической чистоте), ни по погодным условиям.
Определенный интерес у некоторой части иностранных туристов наблюдается к крупным рекам России и озеру Байкал. Но в настоящее время Волга превращена в систему водохранилищ с разрушенными волновой абразией высокими берегами и залитыми на многие километры противоположными - низкими. Из-за столь резких изменений, произошедшими с ее берегами, Волга потеряла свое очарование, особенно ниже города Нижний Новгород.
С сибирскими же реками проблема состоит в том, что на них крайне короткий период туристской навигации, и, кроме того, они находятся на значительном удалении от основных экспортеров туристов в Россию и на их берегах незначительное количество историко-культурных центров.
Невелики перспективы нашей страны и в отношении горных территорий. Наиболее освоенный Большой Кавказ на неопределенное время выпал из активной международной туристской жизни по причине продолжающегося терроризма в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии. Горы Сибири слишком суровы для массового туризма, совершенно не обустроены и могут представлять интерес лишь для небольшого числа групп, поклонников спортивного туризма.
Не способствует интенсивному развитию туризма, особенно въездного в те или иные районы страны, также отсутствие на их территориях уникальных, единственных в своем роде творений природы, поражающих воображение людей, таких, как, например, Ниагарский водопад в Северной Америке, Большой Барьерного риф у восточного побережья Австралии, заповедник Нгоронгоро в Африке, Большой Каньон Колорадо и другие чудеса природы, которые являются постоянной основой для въездных потоков в них.
По причине сказанного, следует признать, что природные ресурсы России, достаточные для развития различных видов внутреннего туризма, не могут генерировать большие и устойчивые потоки въездного туризма. Самыми интересными для туристов из Европы являлись Центральный и Западный Кавказ, особенно Приэльбрусье, Домбай, Архыз, но сегодня число туристов из зарубежья здесь крайне незначительно.
Россия – страна с интересной историей и культурой, которая унаследовала черты от многочисленных народов, населяющих территорию России. Однако приходится согласиться с авторами приведенной выше публикации, которые утверждают, что основной историко-культурный потенциал России сосредоточен в Центральном и Северо-Западном экономических районах, в треугольнике с углами в Смоленске, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, превышающим по площади одного из лидеров международного туризма – Италию. Именно памятники, расположенные достаточно компактно на этой территории, представляют интерес для иностранных граждан. По оценкам компании «Интурист», около 75 % туристов из-за рубежа посещают только Москву, Санкт-Петербург и города «Золотого кольца России».
Территории с наличием значительного числа ресурсов познавательного характера высокого бонитета, по мнению Ю.С. Путрика и В.В. Свешникова, занимают еще меньшую площадь, чем оздоровительного. Большая часть страны имеет низкую и среднюю степень познавательности. К территориям очень высокой и высокой познавательности относятся регионы европейской России, расположенные в сплошной полосе расселения. Среди них особо выделяются Центральный и Северо-Западный экономические районы. То есть те территории, где начиналось формирование Российской государственности
В настоящей работе мы отметим, что Санкт- Петербург является, безусловно, крупнейшим культурно-историческим центром не только российского, но и мирового уровня. Огромной популярностью пользуются музеи города, его дворцово – парковое ожерелье, а также имеющиеся в Санкт-Петербург театры. Аналогичая ситуация имеет место и в Москве. Существенно хуже знакомы иностранные туристы с культурными сокровищами других городов. Например, недостаточно широко распространена информация о древнерусском зодчистеве в Пскове и Новгороде. Владимире и Суздале. Мало продвигается деревянное зодчество Карелии. Недостаточно говорится о своеобразных и очень интересных памятниках Казани.
Говоря о проблемах развития туризма в России, депутат государственной Думы А.А. Алексеев еще в 2003 году отмечал, что «в России 10 музеев на один миллион жителей, в Нидерландах - 35, в Германии - 32, в Чехии - 34. В столице нашей Родины на миллион жителей приходится 8 музеев, в Лондоне - 41, в Париже - 39, в Риме - 36. А сколько их и других интересных для россиян и иностранцев мест в иных регионах России! Многие из них не менее знамениты, чем в Москве. Например, знаменитые Столбы в Красноярском крае, Суздаль на Владимирщине, Ипатьевский монастырь в Костроме, Плес, Палех в Ивановской области, Кижи, Валаам на севере... Перечисление можно продолжить до бесконечности. Но как до них добраться, где и как организовать возникшие бытовые проблемы? Все это относится к сфере деятельности туризма, эффективность которого не только могла бы быть выше, но и улучшила бы деятельность учреждений культуры, гостиниц, в какой-то мере помогла решить проблему занятости. Возможно, следует провести федеральный конкурс субъектов Российской Федерации по государственной поддержке инвестиций в туристскую индустрию с целью выбора 10-20 регионов страны для реализации "пилотных" проектов с использованием государственных и привлеченных финансовых ресурсов. Результатом могло бы стать создание 10-20 общефедеральных маршрутов по различным видам туризма. Каждый маршрут должен иметь отреставрированные объекты показа, оснащенные современным оборудованием, местами для отдыха, питания, развлечения, категорийными средствами размещения и транспорта, профессиональными гидами и международным уровнем обслуживания. В этом случае увеличится поток как отечественных, так и зарубежных туристов.» 7
Необходимо учитывать, что граждане зарубежных стран достаточно плохо знакомы с историей России, поэтому априорно то, что рассматривается россиянами как исторические ценности для зарубежных туристов таковым не является.
Наиболее узким местом (слабым звеном) в развитии отечественного туризма является собственно туристская инфраструктура. Туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную развитием туризма, и собственно туристскую инфраструктуру. К собственно туристской инфраструктуре принадлежат транспортные средства; сооружения для размещения туристов: туристские, курортные сооружения, развлекательные учреждения, центры для проведения конгрессов и семинаров; сооружения для оказания посреднических услуг (службы обслуживания и информации)8.
В туристскую супраструктуру входят гостиничные предприятия и предприятия питания.
Таким образом, для удовлетворения туристского спроса необходимо наличие нескольких элементов. Туристскую инфраструктуру можно подразделить на следующие крупные блоки:
Если отсутствует какой-нибудь важный элемент, стратегическая цель туризма не может быть достигнута.
В регионах России все перечисленные элементы имеются, однако их качество существенно ниже, чем в развитых туристских регионах мира, а цена нередко существенно завышена. Так, гостиничный комплекс в российских городах, в первую очередь наиболее популярных для иностранцев центрах, которыми являются Москва и Санкт-Петербург, во-первых недостаточен, во вторых, в нем практически отсутствуют гостиницы экономического класса, наиболее популярные в туристских центрах мира. Безусловно, зарубежные туристы не станут селиться в гостиницах, предлагающих удобства на этаже. Для зарубежных гостей непонятно, как могут предлагаться номера без душа, как в отеле могут не предоставляться интернет- услуги в любом номере и без всякой дополнительной оплаты.
Хотя ресторанный комплекс в нашей стране сегодня находится на достаточно хорошем уровне, у зарубежных гостей еще не до конца изжит синдром начала 90-х годов, когда пища и вода в нашей стране считались не отвечающими мировым экологическим стандартам. Фактор экологической опасности является существенным препятствием превращения России в мировой центр туризма.
В большинстве стран, ориентированных на прием гостей развита информационная система туризма. В центрах городов и даже небольших поселений, в вестибюлях гостиниц и ресторанов посетители совершенно бесплатно могут получить схемы города, на которых показаны интересные для гостей объекты. Имеется большое число специальных информационных центров, в которых гостя проконсультируют о том, как ему попасть на интересующий объект, дадут информацию о времени работы музеев, о репертуаре театров и т.п. При этом консультанты владеют английским, а часто также французским и немецким языком. Такие центры в России вообще отсутствуют.
Негативно
сказывается на туристском имидже России
разница в ценах на билеты в
музей для отечественных
Среди предлагаемых гостям популярных сервисов – прокат автомобилей. Эта услуга в России находится в зачаточном состоянии.
Как отмечал А.А. Алексеев, определяющими условиями развития внутреннего и въездного туризма является:
- формирование
качественного туристского
- наличие
отлаженной маркетинговой
- создание
имиджа России как страны
- продуманная
рекламно-информационная
- современный уровень сервиса, следовательно, профессионально подготовленный обслуживающий персонал;
- а
также привлечение инвестиций
в развитие туристской
Итак,
утверждение о том, что Россия
обладает значительными туристскими
ресурсами может
В.М. Козырев весьма резко и негативно оценивает отечественный тенденции в развитии туризма как экономически выгодной сферы. Считая, что в основе экономических успехов в туризме лежит понятие туристской ренты, автор предлагает двенадцать «правил экономической игры», опираясь на которые он надеется сделать Россию страной, получающий высокие прибыли от туризма.9
Информация о работе Туризм как важная отрасль экономики страны