Туризм как важная отрасль экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является формирование предложений по совершенствованию туристской инфраструктуры в России и превращению нашей страны в привлекательный для посещения регион.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

Каковы требования туристов к дестинации
Как эти требования реализуются в странах с развитым туристским сервисом
Какими туристскими ресурсами обладает Россия
Что необходимо сделать для развития отечественных туристских ресурсов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ ОТ ТУРИЗМА И НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ВЫГОД 5
1.1. СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫГОД ОТ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.2 ТУРИЗМ, КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ 7
2. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ 13
2.1 ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 13
2.2 ИСТОРИКО- КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 17
2.3 СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 18
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТУРИЗМА В РОССИИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЫГОДЫ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28

Работа содержит 1 файл

Туризм как важная отрасль экономики страны.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

    Все эти страны полностью или частично расположены в лесном поясе умеренных  широт и для их граждан природа  преобладающей части России, лежащей также в лесной зоне, не является экзотичной. А ведь именно экзотичность, уникальность представляет собой важнейшее условие, от которого зависит направленность туристских потоков. Расположенные южнее лесной зоны степи никогда не относились к туристским регионам. Не являются они таковыми и в настоящее время.

    Черноморское  побережье Краснодарского края не выдерживает  конкуренции ни с одной из приморских курортных местностей в субтропической зоне зарубежных стран, пользующихся устойчивой популярностью, ни по качеству воды (на Черном море не существует ни одного пляжного участка, которому был бы присвоен голубой флаг ЕС, говорящий о его экологической чистоте), ни по погодным условиям.

    Определенный  интерес у некоторой части  иностранных туристов наблюдается к крупным рекам России и озеру Байкал. Но в настоящее время Волга превращена в систему водохранилищ с разрушенными волновой абразией высокими берегами и залитыми на многие километры противоположными - низкими. Из-за столь резких изменений, произошедшими с ее берегами, Волга потеряла свое очарование, особенно ниже города Нижний Новгород.

    С сибирскими же реками проблема состоит  в том, что на них крайне короткий период туристской навигации, и, кроме  того, они находятся на значительном удалении от основных экспортеров туристов в Россию и на их берегах незначительное количество историко-культурных центров.

    Невелики  перспективы нашей страны и в  отношении горных территорий. Наиболее освоенный Большой Кавказ на неопределенное время выпал из активной международной туристской жизни по причине продолжающегося терроризма в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии. Горы Сибири слишком суровы для массового туризма, совершенно не обустроены и могут представлять интерес лишь для небольшого числа групп, поклонников спортивного туризма.

    Не  способствует интенсивному развитию туризма, особенно въездного в те или иные районы страны, также отсутствие на их территориях уникальных, единственных в своем роде творений природы, поражающих воображение людей, таких, как, например, Ниагарский водопад в Северной Америке, Большой Барьерного риф у восточного побережья Австралии, заповедник Нгоронгоро в Африке, Большой Каньон Колорадо и другие чудеса природы, которые являются постоянной основой для въездных потоков в них.

    По  причине сказанного, следует признать, что природные ресурсы России, достаточные для развития различных  видов внутреннего туризма, не могут  генерировать большие и устойчивые потоки въездного туризма. Самыми интересными для туристов из Европы являлись Центральный и Западный Кавказ, особенно Приэльбрусье, Домбай, Архыз, но сегодня число туристов из зарубежья здесь крайне незначительно.

2.2 Историко- культурный потенциал

    Россия  – страна с интересной историей и культурой, которая унаследовала черты от многочисленных народов, населяющих территорию России. Однако приходится согласиться с авторами приведенной  выше публикации, которые утверждают, что основной историко-культурный потенциал России сосредоточен в Центральном и Северо-Западном экономических районах, в треугольнике с углами в Смоленске, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, превышающим по площади одного из лидеров международного туризма – Италию. Именно памятники, расположенные достаточно компактно на этой территории, представляют интерес для иностранных граждан. По оценкам компании «Интурист», около 75 % туристов из-за рубежа посещают только Москву, Санкт-Петербург и города «Золотого кольца России».

    Территории  с наличием значительного числа ресурсов познавательного характера высокого бонитета, по мнению Ю.С. Путрика и В.В. Свешникова, занимают еще меньшую площадь, чем оздоровительного. Большая часть страны имеет низкую и среднюю степень познавательности. К территориям очень высокой и высокой познавательности относятся регионы европейской России, расположенные в сплошной полосе расселения. Среди них особо выделяются Центральный и Северо-Западный экономические районы. То есть те территории, где начиналось формирование Российской государственности

    В настоящей работе мы отметим, что  Санкт- Петербург является, безусловно, крупнейшим культурно-историческим центром  не только российского, но и мирового уровня. Огромной популярностью пользуются музеи города, его дворцово –  парковое ожерелье, а также имеющиеся в Санкт-Петербург театры. Аналогичая ситуация имеет место и в Москве. Существенно хуже знакомы иностранные туристы с культурными сокровищами других городов. Например, недостаточно широко распространена информация о древнерусском зодчистеве в Пскове и Новгороде. Владимире и Суздале. Мало продвигается деревянное зодчество Карелии. Недостаточно говорится о своеобразных и очень интересных памятниках Казани.

    Говоря  о проблемах развития туризма  в России, депутат государственной  Думы  А.А. Алексеев еще в 2003 году отмечал, что «в России 10 музеев на один миллион жителей, в Нидерландах - 35, в Германии - 32, в Чехии - 34. В столице нашей Родины на миллион жителей приходится 8 музеев, в Лондоне - 41, в Париже - 39, в Риме - 36. А сколько их и других интересных для россиян и иностранцев мест в иных регионах России! Многие из них не менее знамениты, чем в Москве. Например, знаменитые Столбы в Красноярском крае, Суздаль на Владимирщине, Ипатьевский монастырь в Костроме, Плес, Палех в Ивановской области, Кижи, Валаам на севере... Перечисление можно продолжить до бесконечности. Но как до них добраться, где и как организовать возникшие бытовые проблемы? Все это относится к сфере деятельности туризма, эффективность которого не только могла бы быть выше, но и улучшила бы деятельность учреждений культуры, гостиниц, в какой-то мере помогла решить проблему занятости. Возможно, следует провести федеральный конкурс субъектов Российской Федерации по государственной поддержке инвестиций в туристскую индустрию с целью выбора 10-20 регионов страны для реализации "пилотных" проектов с использованием государственных и привлеченных финансовых ресурсов. Результатом могло бы стать создание 10-20 общефедеральных маршрутов по различным видам туризма. Каждый маршрут должен иметь отреставрированные объекты показа, оснащенные современным оборудованием, местами для отдыха, питания, развлечения, категорийными средствами размещения и транспорта, профессиональными гидами и международным уровнем обслуживания. В этом случае увеличится поток как отечественных, так и зарубежных туристов.» 7

    Необходимо  учитывать, что граждане зарубежных стран достаточно плохо знакомы  с историей России, поэтому априорно то, что рассматривается россиянами как исторические ценности для зарубежных туристов таковым не является.

2.3 Состояние туристской  инфраструктуры

    Наиболее  узким местом (слабым звеном) в развитии отечественного туризма является собственно туристская инфраструктура. Туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную развитием туризма, и собственно туристскую инфраструктуру. К собственно туристской инфраструктуре принадлежат транспортные средства; сооружения для размещения туристов: туристские, курортные сооружения, развлекательные учреждения, центры для проведения конгрессов и семинаров; сооружения для оказания посреднических услуг (службы обслуживания и информации)8.

    В туристскую супраструктуру входят гостиничные предприятия и предприятия питания.

    Таким образом, для удовлетворения туристского  спроса необходимо наличие нескольких элементов. Туристскую инфраструктуру можно подразделить на следующие крупные блоки:

  • Транспортное обеспечение;
  • Коммунальные системы;
  • Торговля и бытовое обслуживание;
  • Телекоммуникационные связи;
  • Места размещения и питания.

    Если  отсутствует какой-нибудь важный элемент, стратегическая цель туризма не может быть достигнута.

    В регионах России все перечисленные  элементы имеются, однако их качество существенно ниже, чем в развитых туристских регионах мира, а цена нередко  существенно завышена. Так, гостиничный комплекс в российских городах, в первую очередь наиболее популярных для иностранцев центрах, которыми являются Москва и Санкт-Петербург, во-первых недостаточен, во вторых, в нем практически отсутствуют гостиницы экономического класса, наиболее популярные в туристских центрах мира. Безусловно, зарубежные туристы не станут селиться в гостиницах, предлагающих удобства на этаже. Для зарубежных гостей непонятно, как могут предлагаться номера без душа, как в отеле могут не предоставляться интернет- услуги в любом номере и без всякой дополнительной оплаты.

    Хотя  ресторанный комплекс в нашей  стране сегодня находится на достаточно хорошем уровне, у зарубежных гостей еще не до конца изжит синдром  начала 90-х годов, когда пища и  вода в нашей стране считались не отвечающими мировым экологическим стандартам. Фактор экологической опасности является существенным препятствием превращения России в мировой центр туризма.

    В большинстве стран, ориентированных  на прием гостей развита информационная система туризма. В центрах городов и даже небольших поселений, в вестибюлях гостиниц и ресторанов посетители совершенно бесплатно могут получить схемы города, на которых показаны интересные для гостей объекты. Имеется большое число специальных информационных центров, в которых гостя проконсультируют о том, как ему попасть на интересующий объект, дадут информацию о времени работы музеев, о репертуаре театров и т.п. При этом консультанты владеют английским, а часто также французским и немецким языком. Такие центры в России вообще отсутствуют.

    Негативно сказывается на туристском имидже России разница в ценах на билеты в  музей для отечественных граждан  и иностранцев. Устанавливая такую разницу, руководители музеев преследуют временные интересы, не заботясь о том, насколько данная дифференциация негативно влияет на психологическом уровне, вызывая раздражение гостей. В конечном итоге, негативная реакция выливается в распространение за рубежом мнения о низком уровне обслуживания иностранных туристов в России.

    Среди предлагаемых гостям популярных сервисов – прокат автомобилей. Эта услуга в России находится в зачаточном состоянии.

    Как отмечал А.А. Алексеев, определяющими условиями развития внутреннего и въездного туризма является:

    - формирование  качественного туристского продукта;

    - наличие  отлаженной маркетинговой стратегии  продвижения туристского продукта  на российском рынке;

    - создание  имиджа России как страны благоприятной  для туризма;

    - продуманная  рекламно-информационная политика  не только в России, так за  рубежом;

    - современный уровень сервиса, следовательно, профессионально подготовленный обслуживающий персонал;

    - а  также привлечение инвестиций  в развитие туристской инфраструктуры. В первую очередь отечественные  и иностранные инвестиции необходимы  для формирования сети гостиниц, в том числе малых, мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортное проживание при доступных ценах.

    Итак, утверждение о том, что Россия обладает значительными туристскими  ресурсами может рассматриваться  как миф. Однако туристские ресурсы, по справедливому утверждению В.С. Боголюбова и В.П. Орловской формируются и совершенствуются путем направленной и управляемой как рынком, так и государственной политикой деятельностью. Российские исследователи достаточно едины в мнении о том, что принимаемые в стране меры по развитию туризма и повышению эффективности вложений в туризм недостаточно эффективны.

 

3. Предложения о совершенствовании туризма в России с целью получения экономической выгоды.

    В.М. Козырев весьма резко и негативно оценивает отечественный тенденции в развитии туризма как экономически выгодной сферы. Считая, что в основе экономических успехов в туризме лежит понятие туристской ренты, автор предлагает двенадцать «правил экономической игры», опираясь на которые он надеется сделать Россию страной, получающий высокие прибыли от туризма.9

Информация о работе Туризм как важная отрасль экономики страны