Туризм как важная отрасль экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является формирование предложений по совершенствованию туристской инфраструктуры в России и превращению нашей страны в привлекательный для посещения регион.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

Каковы требования туристов к дестинации
Как эти требования реализуются в странах с развитым туристским сервисом
Какими туристскими ресурсами обладает Россия
Что необходимо сделать для развития отечественных туристских ресурсов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ ОТ ТУРИЗМА И НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ВЫГОД 5
1.1. СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫГОД ОТ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.2 ТУРИЗМ, КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ 7
2. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ 13
2.1 ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ 13
2.2 ИСТОРИКО- КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 17
2.3 СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 18
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТУРИЗМА В РОССИИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЫГОДЫ. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28

Работа содержит 1 файл

Туризм как важная отрасль экономики страны.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

- показатели  развития международного туризма.

    Существуют  расчетные формулы, позволяющие  вычислить трудозатраты на обслуживание одного гостя, мощность региона по потенциалу приема (из расчета коечных мест) и т.п. Представляется, однако, что эти показатели достаточно условны и их величина лишь в малой мере определяет туристскую привлекательность региона.

    Можно согласиться с В. Квартальным в том, что привлекательность страны как туристской дестинации в огромной степени зависит от туристской политики государства.

    Туристская политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса. Основные направления туристской политики России:

- защита  прав путешествующих;

- защита  интересов производителей отечественного  турпродукта;

- всемерная  поддержка внутреннего и въездного  туризма, которая может проявляться в форме:

    а) прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры;

    б) научного и рекламно-информационного обеспечения  продвижения национального турпродукта  на мировом рынке;

    в) налоговых  и таможенных льгот, стимулирующих  приток инвестиций.

    Туристская  политика государства базируется на стратегии и тактике.

    Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы.

    Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.

    Г.А. Папирян обращает внимание на то, что  количественная оценка экономического воздействия туризма, хотя и базируется на расходах туристов, должна учитывать  весьма сложный комплекс факторов. «Здесь очень важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействие расходов туристов.

    Расчет  экономического воздействия расходов туристов производится с помощью  мультипликатора.

    Так как местные предприятия зависят  от других предприятий-снабженцев, любые сдвиги расходов туристов в туристской местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Мультипликатор туризма - это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей, скажем, производства (занятости, дохода) к изменению расходов туристов. Определение мультипликатора базируется на кейсианском анализе.» 3

    Исследователь иллюстрирует действие мультипликатора туризма следующим рисунком:

    

    Где,

    И - импорт;

    Д - внутренние поступления;

    МБ - местный бизнес;

    П – правительство

    Приведенная схема показывает, что расходы  в первую очередь идут на туристские предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разных поборов. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов (заработная плата, прибыль и т.д.). Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются и в каждом цикле происходит утечка капитала из системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.

    О туристском мультипликаторе пишет  и В. Квартальнов. Он отмечает, что  сочетание прямого и косвенного влияния схемы расходов туристов определяет влияние на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.

    Эффект  мультипликатора - это количество раз, которое деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. Этот коэффициент можно назвать также коэффициентом доходов, так как потраченные туристами деньги прямо или косвенно становятся доходами местного населения. Теоретически эффект мультипликатора в туризме неоспорим, но на практике возникают трудности с его учетом. Западная экономическая наука по проблемам туризма только начинает разрабатывать методику учета и расчета вклада отрасли в экономику страны.

    В. Квартальнов утверждает, что любое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.

    Туризм  как торговлю услугами на мировом  рынке можно назвать невидимым  экспортом, вносящим соответствующий  вклад в платежный баланс страны4.

    Таким образом, аналитики туризма отмечают, что эффективность туристской деятельности прямо связана с эффективностью инвестиций в туристскую сферу и влиянием государственной политики. Поскольку популярность региона для туристов определяется также природными, социально- экономическими и политическими факторами, то погодные катаклизмы, политические коллизии, мировые экономические кризисы могут свести на нет инвестиции в сферу туризма. Хотя последнее говорит о рискованности вложений в туристскую сферу, отметим, что во-первых рискованными являются любые инвестиции и любое предпринимательство, во-вторых, растущая популярность туризма в мире делает эту отрасль весьма привлекательной. В этой связи оценим перспективы России как привлекательного для туризма региона.

 

2. Туристские ресурсы России. Плюсы и минусы

    Доктор  экономических наук, профессор, академик РАЕН В.М. Козырев пишет:

    «По своей экономической природе  туристские ресурсы не связаны только с землей и ее недрами: они органично  соединяют в себе природные, исторические и социально-культурологические факторы. Их потребительская стоимость (полезность) включает в себя и курортологическую, и общеоздоровительную, и рекреационную, и духовно-культурологическую направленность. Следовательно, туристские ресурсы - это особый вид ресурсов, качественно и количественно отличный от чисто природных факторов (земли и ее недр). Соответственно этому туристские ресурсы выступают как особый и самостоятельный экономический фактор»5.

    Ресурсную базу туризма составляют туристско-рекреационные  ресурсы, которые тесно связаны между собой. Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, эти ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.

    Туристские  ресурсы состоят из различных  природных, культурно-исторических, а  также социально-экономических объектов и явлений (на данной фазе развития общества), которые пригодны в качестве основы для предоставления туристских услуг.

    Отдельные исследователи к туристским услугам относят и рекреационные ресурсы, т. е. ту часть природных и культурных ресурсов, которая обеспечивает отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей. Они играют важную роль при реализации туристского бизнеса, который осуществляется только при наличии таких составляющих, как капитал, технологии, кадры, земля.6

2.1 Природно-климатический  потенциал России

    Природно- климатические ресурсы привлекательны для любителей красивых пейзажей, для любителей походов, требующих физических усилий (пешие, лыжные, конные, велосипедные, водные и т.п.), любителей экстремальных видов туризма: альпинизм, водный слалом на горных реках и др., для любителей рекреационного отдыха и любителей развлечений на лоне природы.

    Россия  обладает огромной территорией с  разнообразными ландшафтами. На ее территории находятся огромные лесные массивы. Один из наиболее привлекательных с  точки зрения природных феноменов  ресурсов – озеро Байкал, являющееся крупнейшим пресноводным водоемом мира. Огромный интерес может вызывать Камчатка с ее гейзерами. Карелия привлекает любителей леса, рек, озер. Огромные водные ресурсы России могли бы привлекать любителей рыбной ловли со всего мира. Столь же велики возможности отечественных охотничьих угодий.

    После распада СССР привлекательные для  альпинистов семитысячники Памира остались вне российских границ, однако горы Кавказа, в том числе самая высокая точка Европы – Эльбрус находятся в России. Интерес у любителей гор могли бы вызвать и красоты Алтая и его природные богатства. Горнолыжные трассы имеются также на Кольском полуострове в Хибинах. Интересен для сложных походов центральный и северный Урал. Очень мало освоены ресурсы Сибири в том числе – великих сибирских рек.

    Сложнее обстоит дело с природно-климатическими ресурсами, ориентированными для любителей курортного пляжного отдыха. Только черноморское побережье Кавказа отвечает по своим климатическим условиям современным требованиям. Возможно также использование ресурсов прикаспийского региона.

    В целом в материале «Развитие  научных исследований туристской деятельности в России: 1930 – 2010 гг.

    на  сайте http://gennadiy-dolzhenko.ru/tourism_studies/articles/36-modul-otsenka-i-rayonirovanie-turistskih-resurso.html авторы весьма критически оценивают природный потенциал нашей страны с точки зрения его привлекательности для зарубежных гостей. Исследователи справедливо отмечают, что вся территория нашей страны расположена в следующих природных зонах: арктических пустынь, тундры, лесной и степной. Только Черноморское побережье в пределах Краснодарского края находится в субтропиках, природной зоне, считающейся во всем мире одной из самых привлекательных для организации массового отдыха на побережьях теплых морей.

    Почти три четверти территории России относится  к зоне Крайнего Севера и приравненным к нему территориям. Широкое распространение  получила многолетняя мерзлота, занимающая более 30 % ее площади, и около 10 % относится к заболоченным местностям.

    Оценка  природных условий России, проведенная  по методике, разработанной О.Р. Назаревским, подразделяет всю территорию нашей  страны на пять ареалов по степени  благоприятности природных условий для проживания человека: крайне неблагоприятные, неблагоприятные, малоблагоприятные, благоприятные и наиболее благоприятные.

    Исследованиями  О.Р. Назаревского показано, что около 70 % территории России неблагоприятны или малоблагоприятны для жизни  человека, соответственно, и для  массовой туристско-оздоровительной  деятельности. К наиболее благоприятным для проживания относятся территории Северо-Западного, Центрального, Центрально-Черноземного, северная половина Поволжского и почти всего Северо-Кавказского экономических районов.

    Теплый  период, в который предпочитает отдыхать преобладающая часть населения страны, имеет в большинстве регионов с благоприятными условиями проживания продолжительность не более трех месяцев. Дискомфортность природных условий на всех территориях особо ярко выражается в холодное время года при низких температурах и сильных ветрах.

    Россия  достаточно ограничена в выборе территорий для массового туризма с использованием природных ресурсов. Российская Федерация  принадлежит к числу северных стран, отличающихся длительной холодной зимой, низкими показателями ультрафиолетового излучения, коротким летом, непродолжительным сроком купания в открытых водоемах и др.

    Сравнивая природные условия России со странами, поставляющими наибольшее число  туристов в нашу страну, такими как  Финляндия, Польша Германия, США и  ряд других, можно констатировать, что российские природные ресурсы для них не являются мотивом приезда в Россию. Аналогичные ресурсы они имеют в своих странах.

Информация о работе Туризм как важная отрасль экономики страны