Современное состояние развития международного туризма Казахстана на примере турфирмы «Nuka-travel»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы оценить современное состояние международного туризма в Республике Казахстан, его место в экономике страны, проследить динамику развития въездного и выездного туризма Республики за последние годы, выявить наиболее актуальные проблемы развития международного туризма и его перспективные направления для нашей страны в ближайшем будущем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН...……...…………………………………………………………....5
1.1 Влияние международного туризма на развитие экономики……….......5
1.2 Международный туризм в экономике Республики Казахстан...……....9
1.3 Условия развития международного туризма………………..……….....12
1.4 Современное состояние международного туризма……………….……16
1.4.1 Общемировые тенденции развития международного туризма.....16
1.4.2 Современное состояние международного туризма в Казахстане 18
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЪЕЗДНОГО И ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА КАЗАХСТАНА………..…....................................................................................23
2.1 Факторы, влияющие на въездной и выездной туризм…………....……23
2.1.1 Факторы, сдерживающие развитие международного туризма….23
2.1.2 Стимулирующие факторы развития международного туризма...25
2.1.3 Региональные конкуренты по экспорту туристских услуг…...…28
2.2 Структура международного туризма Казахстана……………………….29
2.2.1 Цели туристских поездок…………………………………………...29
2.2.2 География въездного туризма……………………………………...33
2.2.3 География выездного туризма……………………………………...38
2.3 Региональный обзор развития международного туризма Казахстана...44
3 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ТУРФИРМЕ «NUKA-TRAVEL»……………………………………………………….……...49
3.1 Внутренняя среда предприятия………………………………………....49
3.2 Внешняя среда предприятия……………………………………..……...51
3.3 Маркетинговые исследования…………………………………………..52
3.4 Договорные отношения предприятия…………………………………..53
3.5 Организация туров……………………………………………………….56
3.6 Проблемы и перспективы организации международного туризма компании «Nuka-Travel»………………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..…………...68

Работа содержит 1 файл

Василенко Денис.doc

— 2.68 Мб (Скачать)

Надо сделать акцент на постсоветские страны, Боровое - для российских туристов, Туркестан - для южных соседей, тем более, что узбеки считают его своим паломническим местом и этот фактор надо использовать. А в соединении с Бухарой, Самаркандом Туркестан быстрее продвинется на международный рынок. Мы часто говорим о нашем государстве как транзитном. Таковыми являются 120 стран, но мы не используем это в полной мере. Поэтому во многом пока проигрываем своим соседям-конкурентам.

 

2.2 Структура международного туризма  Казахстана

 

2.2.1 Цели туристских поездок

 

Структура международного туризма  Казахстана довольно разнообразна. Но пока, к сожалению, количество выезжающих туристов значительно превосходит количество въезжающих. А, как известно, «пассивный» туризм (выездной) приводит к вывозу капитала из страны и обогащению за счет казахстанских туристов иностранных государств. «Активный» туризм (въездной), наоборот, приносит прибыль казахстанским компаниям, а значит от него получает пользу экономика Республики в целом. Поэтому именно въездному туризму следует уделять повышенное внимание в структуре международного туризма для процветания туристской индустрии Казахстана /35/.

В целом же нужно сказать, что за 2003 год по данным Агентства Республики Казахстан по статистике туристскими предприятиями страны было обслужено 139 682 туриста, входящих в статистику международного туризма. Из них на долю въездного туризма приходилось 44 990 человек, что составляет 32,2%,  а на долю выездного – 94 692 человека, что составило 67,8% от общего количества туристов-международников. А если считать от общего числа обслуженных туристов в Казахстане за 2003 год – 229 014 человек – то общая доля международного туризма составляет 61%, а въездного и выездного – 19,6% и 41,3% соответственно /5/.

 

 

Рисунок 3

 

 Структура въездного  туризма, изображенная на рисунке  3, показывает, что наиболее популярной целью приезда иностранных туристов в нашу страну пока по-прежнему остается посещение знакомых и родственников или, так называемый, ностальгический туризм как его определяет ВТО (Всемирная Туристская Организация) – 44,1% от общего количества «активных» туристов. Ни для кого не секрет, что с обретением независимости, из Казахстана многие лица не коренной национальности стали переселяться на историческую родину (немцы, русские, украинцы, евреи и др.). Не все из них прижились за границей в полной мере из-за различий в менталитете, а также непривычных условий жизни и работы. Поэтому многие из них каждый или почти каждый год (смотря как позволяют время и денежные средства) приезжают в Казахстан навестить родственников и знакомых. Довольно много желающих вернуться в нашу страну на постоянное место жительства. Второе место по популярности занимают деловые и профессиональные цели посещения туристами Казахстана – 35,2%. Деловой туризм завоевывает всё более устойчивые позиции в структуре международного туризма во всем мире, и Казахстан не является исключением. Постоянное увеличение доли делового туризма связано ещё и с тем, что наша страна занимает важное стратегическое положение с точки зрения экономики, политики, культуры, транспортных связей между крупными и влиятельными странами и регионами, такими как Россия и Китай, Центральная и Восточная Азия и Западная Европа, Среднеазиатские государства и другие страны СНГ и дальнего зарубежья. Казахстан является молодым государством, а это привлекает иностранные деловые круги для сотрудничества и к готовности инвестировать свои средства в наиболее перспективные сферы и отрасли развития обретающего всё большую уверенность нового государства, каким считается Казахстан. Только на третьем месте по популярности среди иностранных туристов стоит досуг, рекреация и отдых. Это, наверное, один из главных минусов для Казахстана, так как наша страна обладает в целом благоприятными и разнообразными природными рекреационными ресурсами, что является непосредственными предпосылками для создания центров массового туризма. Но неразвитость инфраструктуры, почти полное отсутствие рекламы для иностранных туристов и недостаточная в экономическом и законодательном плане поддержка государства не позволяют пока превратить все наши потенциальные возможности в сфере развития туризма в реальность. Пока все из перечисленных выше факторов не будут учтены доля въезжающих туристов с целью досуга, отдыха и рекреации будет оставаться такой же низкой, как и сейчас. Шоп-туризм (с этой целью к нам приезжают в основном граждане России) и другие виды туризма не пользуются особой популярностью у зарубежных туристов (всего 2,4% от их общего числа). Больше всего тревожит то, что со всеми возможностями и объектами, которые есть у нас по официальным данным за 2003 год с целью лечения к нам прибыл только один человек, а религиозно-паломнические памятники не вызвали интереса ни у одного туриста из зарубежа.     

Структура выездного  туризма за 2003 год (рис.4) показывает, что наиболее популярной целью выезда наших граждан за рубеж по-прежнему остается шоп-туризм – 42,8% от общего числа выезжающих. Наиболее популярным направлением для такого вида туризма является Китай, так как окупаемость для шоп-туристов, выбравших это направление выше за счет дешевизны товаров. Для этой цели выездного туризма популярными также остаются Турция, ОАЭ, Иран, Корея, Греция, Пакистан, в последнее время улучшаются позиции Кыргызстана. В связи с постоянно улучшающейся экономической ситуацией в Казахстане благосостояние населения растет. Это непосредственно влияет на то, что всё большее количество наших граждан могут позволить себе выехать за границу с целью досуга, отдыха и рекреации. Приоритеты всё те же: Турция (Анталья, Бодрум, Кушадасы, Мармарис), Таиланд (Паттайя, Пхукет), ОАЭ (Шарджа, Дубаи), Египет (Хургада, Шарм-эль-Шейх), Малайзия (о.Лангкави), Кыргызстан (дома отдыха оз.Иссык-Куль).

 

 

 

Рисунок 4

 

Остальные цели выезда казахстанских  туристов за рубеж не столь популярны. Так на посещение знакомых и родственников  вне Казахстана приходится 9,8% от общего числа выезжающих. С деловыми и профессиональными целями отправляются за рубеж 5,1% наших туристов, с целью лечения – 1,6% /5/. Любопытно резкое увеличение религиозно-паломнических туров. Если в 2001 году таких туристов по официальным данным было 2, в 2002 – 16, то в 2003 году их за рубеж выехало аж 770. Наиболее популярными являются поездки на мусульманские святыни, прежде всего в Мекку (Саудовская Аравия). С уходом в прошлое атеистического советского времени, когда вера в Бога, мягко говоря, не приветствовалась, всё большее количество людей стараются придерживаться религиозных канонов и традиций (например, каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить хадж в Мекку) и готовы тратить немалые по нашим сегодняшним меркам деньги на совершение таких путешествий. Это, честно говоря, радует потому, как религиозный туризм всегда был и остается одним из самых популярных и значимых видов туризма во всем мире, более того вера в Бога в духовном плане только обогащает людей и делает их добрее и терпимее к другим.  

В целом же нужно сказать, что количество выехавших и въехавших  туристов в последние годы постоянно  увеличивается, в сравнении с 2002 годом прирост доли въездного туризма в 2003 году увеличился на 51%, а прирост доли выездного – на 27%. В общем же, прирост международного туризма в 2003 году увеличился на 34% по сравнению с 2002 годом, и в 3,7 раза по сравнению с 2001 годом.

 

2.2.2 География въездного туризма

 

География въездного  туризма с каждым годом расширяется. Это связано, прежде всего, с увеличением общего числа иностранных туристов ежегодно посещающих территорию Казахстана, а также с тем, что наша страна постепенно всё-таки завоевывает определенные позиции в регионе в отношении туризма. Что касается нашего турпродукта, то его популярность в разных странах в целом повышается и при этом изменяется в различных пропорциях (таблица 1).

 

Таблица 1 Первая десятка стран по количеству въезжающих в Казахстан туристов, обслуженных туристскими предприятиями /5,6,7/

 

Страна

Число обслуженных туристов-нерезидентов по годам

2001

2002

2003

Кол-во

% от общего числа

Кол-во

% от общего числа

Кол-во

% от общего числа

Германия

312

12,4

8740

29,4

21 596

48,0

Китай

72

2,9

1713

5,8

3 649

8,1

США

175

7,0

1530

5,1

2 745

6,1

Великобритания

99

3,9

535

1,8

1 837

4,1

Россия

581

23,2

938

3,2

1 824

4,1

Турция

43

1,7

261

0,9

1 004

2,2

Италия

13

0,5

285

1,0

946

2,1

Франция

108

4,3

504

1,7

837

1,9

Литва

10

0,4

936

3,1

820

1,8

Израиль

33

1,3

877

2,9

751

1,7

Всего:

2 507

100,0

29771

100,0

44 990

100,0


 

Лидером с недавнего  времени и довольно уверенно стала  Германия. Каждый год процентная доля граждан этого государства стремительно растет с 12,4% в 2001 году до 48,0% в 2003. Остальные  же страны мира по этому показателю значительно отстают. На 2-м месте по количеству въехавших в Казахстан туристов второй год подряд остается Китай с довольно планомерным ростом в процентном соотношении с общим количеством туристов-нерезидентов (с 2,9% в 2001 до 8,1% в 2003 году). На третьем месте, как и год назад остаются США. Процент граждан из этой страны остается довольно стабильным третий год подряд. Далее идут Великобритания и Россия, причем примечательно, что доля последней значительно снизилась по сравнению с 2001 годом (23,2% против 4,1% в 2003 году), когда наш северный сосед являлся главным поставщиком туристов для нашей Республики. Из первой десятки идет постоянный ежегодный рост въезжающих из Турции, Италии и Франции. И только число туристов из Литвы и Израиля за последний год пошло на спад в количественном и процентном соотношении. Следует отметить отсутствие по сравнению с 2002 годом туристов из Азербайджана, Армении, Молдовы и Северной Кореи. Зато в 2003 году на территории Казахстана были впервые замечены туристы из таких стран как Алжир, Афганистан, Кувейт, Исландия, Вьетнам, Ливия, Маврикий, Коморские острова, Нигерия, Македония, Чили /5,6,7/.

Вся вышеприведенная  статистика показывает количество прибывших  в Казахстан непосредственно  через туристские фирмы и агентства (рис.5). Но существует также статистика общего количества прибывших нерезидентов в Казахстан. Ведь не каждый турист пользуется услугами туристских фирм, а за счет несовершенства статистического учета лица, практически относящиеся к категории туристов, теоретически к ним не относятся, вследствие чего не попадают в итоговую статистику.

В 2003 году Казахстан в  целом посетили 3,2 миллиона иностранных  граждан (снижение по сравнению с 2002 годом на 12%). Число посетивших Казахстан  из стран СНГ было на 471 тысячу, или  на 14%, меньше, чем в предшествующем году (таблица 2), что объясняется в основном уменьшением количества посетивших граждан из Кыргызстана (на 30%), на долю которых приходилось 47% против 57% в 2002 году.

Основной целью посещения  Казахстана гражданами стран Содружества, как и в предшествующие годы, являются частные поездки (таблица 3), доля которых сократилась с 61% в 2002 году до 52% в 2003 году. По сравнению с 2002 годом их число уменьшилось на 26%. Сокращение посещения с этой целью отмечено из Кыргызстана на 43%, и Узбекистана – на 50%, на эти две страны приходился 71% (в 2002 году – 96%) общего количества граждан стран СНГ, прибывших в Казахстан в 2003 году с частными целями. Число посетителей с этой целью из всех остальных стран Содружества увеличилось.

 

Основные страны-поставщики туристов для Казахстана

 

 

Условные обозначения:

 

% обслуженных туристов-нерезидентов  по странам

 

                   более 10%  от общего числа


 

                3-10% от общего числа



                        1-3% от общего числа

 

      Составлено автором по данным Агентства Республики Казахстан по статистике /5/

 

Рисунок 5

 

По сравнению с 2002 годом  число посетителей с деловыми целями из стран Содружества уменьшилось на 86 тысяч человек, или на 34%, что вызвано резким снижением посетителей из Кыргызстана (на 84%). Если в 2002 году 90% посетителей с деловыми целями из стран СНГ приходилось на Кыргызстан, то в 2003 году их доля составила 22%, при этом возросла доля России с 5% до 30% и Узбекистана – с 4% до 39% /40/.

 

 

 

Таблица 2 Число граждан стран Содружества, прибывших в Казахстан в 2003 году (тыс.чел.) /40/

 

Страна

2003

В % к 2002

Доля в общем объеме прибытий, %

2002

2003

Азербайджан

24,7

124

0,6

0,8

Армения

9,7

в 10,8 раза

0,0

0,3

Беларусь

7,0

в 3,1 раза

0,1

0,2

Грузия

2,7

157

0,0

0,1

Кыргызстан

1 382,0

70

57,0

46,5

Молдова

6,3

в 3,1 раза

0,1

0,2

Россия

604,9

в 3,7 раза

4,8

20,4

Таджикистан

202,7

213

2,8

6,8

Туркменистан

15,2

238

0,2

0,5

Узбекистан

688,5

58

34,3

23,2

Украина

27,6

в 4,2 раза

0,2

0,9

Информация о работе Современное состояние развития международного туризма Казахстана на примере турфирмы «Nuka-travel»