Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:14, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы оценить современное состояние международного туризма в Республике Казахстан, его место в экономике страны, проследить динамику развития въездного и выездного туризма Республики за последние годы, выявить наиболее актуальные проблемы развития международного туризма и его перспективные направления для нашей страны в ближайшем будущем.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН...……...…………………………………………………………....5
1.1 Влияние международного туризма на развитие экономики……….......5
1.2 Международный туризм в экономике Республики Казахстан...……....9
1.3 Условия развития международного туризма………………..……….....12
1.4 Современное состояние международного туризма……………….……16
1.4.1 Общемировые тенденции развития международного туризма.....16
1.4.2 Современное состояние международного туризма в Казахстане 18
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЪЕЗДНОГО И ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА КАЗАХСТАНА………..…....................................................................................23
2.1 Факторы, влияющие на въездной и выездной туризм…………....……23
2.1.1 Факторы, сдерживающие развитие международного туризма….23
2.1.2 Стимулирующие факторы развития международного туризма...25
2.1.3 Региональные конкуренты по экспорту туристских услуг…...…28
2.2 Структура международного туризма Казахстана……………………….29
2.2.1 Цели туристских поездок…………………………………………...29
2.2.2 География въездного туризма……………………………………...33
2.2.3 География выездного туризма……………………………………...38
2.3 Региональный обзор развития международного туризма Казахстана...44
3 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ТУРФИРМЕ «NUKA-TRAVEL»……………………………………………………….……...49
3.1 Внутренняя среда предприятия………………………………………....49
3.2 Внешняя среда предприятия……………………………………..……...51
3.3 Маркетинговые исследования…………………………………………..52
3.4 Договорные отношения предприятия…………………………………..53
3.5 Организация туров……………………………………………………….56
3.6 Проблемы и перспективы организации международного туризма компании «Nuka-Travel»………………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..…………...68
Пожилые туристы наших дней – опытные и искушенные путешественники, для которых туризм стал формой познания мира в его динамике и многообразии, а не только способом ухода от ежедневной рутины. Подавляющая их часть предпочитает групповые туры, прибегая к услугам различных организаций и турагенств.
Расширение спроса пожилых людей приобретает устойчивый характер. Высокие темпы роста, отличающие этот сегмент рынка туризма, сохраняется и в перспективе. С учетом этой тенденции ведущие туристские фирмы перестраивают свою деятельность, изыскивая новые формы работы для привлечения клиентов пожилого возраста /1/.
Коренные изменения происходят и в стиле отдыха. Пассивное времяпрепровождение на пляже, хотя и остается наиболее распространенной формой проведения отпуска, постепенно уступает место иным запросам. На смену «трем S» - море (sea) – солнце (sun) – песок (sand) постепенно приходит формула «три L» - национальные традиции – пейзаж (landscape) – досуг (leisure). Она наилучшим образом соответствует новым ценностям, которые утверждаются в психологии человека и получают выражение в поведении и мышлении современного туриста.
Стремясь оторваться от повседневной действительности, временный посетитель проявляет повышенный интерес к местному колориту, особенностям быта, нравов, культуры чужого народа. Одновременно растет осознание необходимости активного отдыха для полноценного восстановления и развития сил человека. Люди отправляются в путешествие, чтобы компенсировать недостаток физической нагрузки и нервное напряжение, возникающее в сфере производства и в быту /13/.
Эта эволюция рекреационной мотивации происходит в контексте расширения личных свобод. Каждый человек желает сам определять программу своей туристской поездки без какого бы то ни было давления извне.
1.4.2 Современное состояние международного туризма в Казахстане
Туризм в нашей республике, благодаря его высокой эффективности, рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений национальной экономики. В целях обеспечения устойчивого развития индустрии туризма выработана и определена единая государственная политика в туристской сфере.
Опираясь на законодательную базу республики и руководствуясь пакетом нормативно-правовых актов, Агентство по туризму и спорту, как орган, осуществляющий государственное управление в сфере туризма, совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами, разработал Стратегическую программу по развитию отрасли до 2030 года. Также была разработана государственная программа "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма". Обе программы утверждены Указом Президента и Постановлением Правительства РК. С целью возрождения казахстанского участка Великого Шелкового пути создано Акционерное общество "Национальная Компания "Шелковый путь - Казахстан", которая должна обеспечить объединение необходимого научного и производственного потенциала /25/.
Для того чтобы выявить особенности развития туризма в Казахстане на современном этапе, необходимо рассмотреть хотя бы в общих чертах некоторые его аспекты.
С момента обретения
Ведется работа по координации деятельности областных управлений туризма и спорта, оказанию практической помощи туристским организациям в вопросах качественного обслуживания туристов. Организуются встречи руководителей турорганизаций с представителями сопричастных министерств и ведомств, таких как МИД, МВД, КНБ, Госкомитет по охране государственной границы, ведущих авиакомпаний республики.
В настоящее время в Казахстане более 700 туристских организаций, которые сотрудничают практически со всеми странами мира. Наряду с такими крупными фирмами, как АОЗТ "Яссауи", МТК "Спутник Казахстана", ТОО "Жана-Арка", ТОО "Гульнартур", ТОО “Жана-Нур”, авиакомпания "Гиацинт-Рахат", осуществляют свою деятельность множество различных ассоциаций, совместных и малых предприятий, частных фирм и агентств, туристских авиакомпаний, в которых в общей сложности занято более 5 тысяч человек.
В целом в туризме республики доминирует процесс выезда туристов за рубеж (рис.1).
Поток отъезжающих туристов стабилизировался и составляет в среднем около 2275 тысяч человек в год. Большая их часть выезжает за границу с поездками частного характера (1596,3 тыс. чел). Со служебными целями ежегодно выезжают около 344,4 тыс. чел. Туризм здесь занимает лишь четвертое место (121,8 тыс.чел.). В 2000 году 22 туристские компании республики занимались организацией чартерных авиарейсов в Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Индию, Южную Корею, Польшу, Грецию, Болгарию, Италию. В последнее время наметилась тенденция к снижению количества туристов, направляющихся в шоп-туры, в частности, Пакистан, Иран. Резко сократился поток казахстанских туристов в СУАР (Китай). Несколько уменьшилось количество туристов, выезжающих в коммерческие туры, - в Германию, Южную Корею, Турцию, ОАЭ.
Условные обозначения:
ОПТ.СЗС – обслуживающий
Составлено автором по данным Агентства Республики Казахстан по статистике за 2003 год /5/.
Рисунок 1
В то же время повышается интерес
к турам познавательного характ
Между тем, Казахстан сам представляет интерес в туристском плане. Богатейшая история республики, начинающаяся с первого века до нашей эры, редкостные материальные исторические памятники, самобытная культура, политическая стабильность, открытость республики и ее готовность к сотрудничеству, - все это располагает к интенсивному развитию туристской индустрии.
В настоящее время посетить Казахстан приезжают иностранные граждане с различными целями поездок (рис. 2).
Согласно данным диаграммы видно, что Казахстан посещали в основном с частными целями поездок (2138,4 тыс. чел) и с транзитными целями (845,9 тыс. чел.). Учитывая слабое развитие Казахстана в туристском плане, соответственно и невысокая доля посетителей с туристскими целями.
Особое внимание уделяется сейчас возрождению туризма на отрезке Великого Шелкового пути. Но не менее важная роль отводится туристскому освоению Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Карагандинской областей, имеющих рекреационные и исторические возможности для привлечения туристов в Казахстан.
Условные обозначения:
ОПТ.СЗС – обслуживающий
Составлено автором по данным Агентства Республики Казахстан по статистике за 2003 год /5/.
Рисунок 2
В республике имеются уникальные сочетания ресурсов для удовлетворения современных стереотипов туристского спроса. На территории страны много ландшафтно-рекреационных зон различного функционального назначения, различной емкости и степени благоприятности, пригодных для круглогодичной туристско-рекреационной деятельности.
К своеобразным объектам туризма относятся природные парки, заповедники, заказники, памятники природы, где предполагается развитие научного и учебно-образовательного туризма. В государственных и приписных охотничьих хозяйствах получают дальнейшее развитие спортивные охотничьи туры и туры по заказным охотничьим лицензиям. Возрождаются национальные виды охоты с ловчими птицами и казахскими борзыми – тазы /26/.
Казахстан обладает богатыми ресурсами для организации приключенческих туров: спортивный и горный туризм, альпинизм, скалолазание, дельтапланеризм, горные и равнинные лыжи, санное катание. У нас прекрасные возможности для открытия горных отелей и спортивных баз и бальнеологических курортов. В Алматинской области, например, создан и успешно действует международный альпинистский лагерь "Хан-Тенгри". На внутренних горных реках, на озерах Алаколь, Зайсан, Балхаш, на Бухтарминском и Капчагайском водохранилищах и Каспии активно развивается водный туризм.
В современной структуре казахста
Сейчас и республике начата работа по подготовке и переподготовке профессиональных кадров для туристской отрасли. Выпускники независимого Университета "Туран", АГУ им. Абая, КазНУ им. Аль-Фараби уже пополнили штаты многих туристских организаций. Международные программы обмена студентами и отраслевыми специалистами, обучение в Общеобразовательном центре КазУМОиМЯ и на действующих факультетах туризма республиканских университетов обеспечат казахстанский туристский рынок квалифицированными мастерами своего дела. Департамент туризма возлагает большую надежду на существующую программу подготовки таких специалистов, поскольку туристская отрасль республики, помимо финансовой, нуждается и в интеллектуальной поддержке /44/.
Многие проблемы уже находятся в стадии разрешения, но еще больше предстоит решить.
Казахстан с получением независимости открыл перед собой большие перспективы в развитии туризма. Сейчас республика прилагает усилия по привлечению иностранных туристов, но недостаточно укомплектованная, устаревшая материально-техническая база, низкий сервис и большое количество затрат на туристские услуги отталкивают туристов от нашей страны. Развитие туризма, а в особенности международного, дало бы возможность увеличению притока валюты, пополнению бюджета, ликвидации безработицы, расширению рынка рабочих мест, повышению доходов населения и уровня жизни и в конечном итоге к процветанию и устойчивому развитию Республики Казахстан /19/.
В Казахстане после обретения суверенитета появилось множество туристских фирм и агентств, которые на начальном этапе своей деятельности предлагали ограниченный спектр услуг. Год за годом, набирая опыт и укрепляя свою финансовую базу, некоторые туристские фирмы стали предлагать различные виды услуг (увеличился контингент стран, куда могли бы поехать наши туристы, упростились формы оформления виз, паспортов и т. д.). Здесь мы наблюдаем явное соперничество между спросом и предложением, когда люди ориентируются на более выгодные предложения, а фирмы, представляющие широкую палитру услуг, удовлетворяют возрастающий спрос. Тем самым мы наблюдаем живую конкуренцию на туристском рынке Казахстана.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЪЕЗДНОГО И ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА КАЗАХСТАНА
2.1 Факторы, влияющие на въездной и выездной туризм
Международные эксперты относят современный туризм к отрасли мировой экономики, не знающей спадов. По доходности он уступает лишь экспорту нефти, нефтепродуктов и автомобилей. При этом продажа сырья истощает энергоносители страны, а туристская индустрия работает на возобновляемых ресурсах. Невольно задумаешься, что выгоднее - развивать туризм или продавать сырье.
Туризм обладает более сильным мультипликаторным эффектом, чем большинство других экономических секторов. Он прямо или косвенно влияет на 32 отрасли экономики (это турфирмы, все виды транспорта, гостиничные комплексы, система питания, дома отдыха, санатории, национальные ремесла, национальные парки и многое другое). К тому же - это каждое девятое рабочее место в мировом производстве /1/.
По подсчетам зарубежных экономистов, 100 тысяч туристов, проведя 2 часа в городе, расходуют не менее 350 тысяч долларов (17,5 долларов на человека каждый час). По данным отечественной статистики, в нашей стране иностранный турист оставляет в среднем $700. Всемирная Туристская Организация пошла еще дальше в своих показателях. По ее перспективным прогнозам, число путешествующих людей в мире возрастет с 613 млн. в 1997 году до 1,6 млрд. в 2020 году. Поступления от международного туризма увеличатся с $443 млрд. в 1997 году до $2 трлн. к 2020 году.
2.1.1 Стимулирующие
факторы развития
Надо признать, что одной из главных причин неразвитости туризма в Казахстане является то, что на государственном уровне им не занимались целенаправленно, как отраслью экономики. Как только подул «ветер перемен», воодушевились и турорганизации в желании заниматься въездным туризмом. Новый импульс дало заявление Президента страны о приоритетности данной отрасли. Правительство незамедлительно утвердило план мероприятий по формированию туристского имиджа Казахстана на 2000-2003 годы, а позднее приняло программу по развитию туризма на 2005-2010 годы. Прошедшие 2-3 года для турбизнеса стали буквально переломными. Во-первых, в бюджете страны появилась статья «Туризм», в которую заложили 26 млн. тенге. После некоторых лет забвения Казахстан принял активное участие в крупных туристских биржах: IТВ (Берлин), WТМ (Лондон), МIТТ (Москва). На выставочных стендах замелькал казахстанский флаг. Заметно оживилась деятельность по формированию имиджа южной столицы. Впервые большим тиражом (25 тысяч экземпляров) выпускается красочный рекламно-информационный буклет о туристских возможностях Алматы и Алматинской области. Департаментом туризма были изданы плакаты, настольные календари, карты, выпущены два видеофильма, раскрывающие туристские достоинства края. Для поднятия внутреннего и въездного туризма были организованы информационно-рекламные туры в Алматинскую и Южно-Казахстанскую области. Правда, планировали организовать туры также в северные, центральные и восточные регионы страны /42/.