Современное состояние развития международного туризма Казахстана на примере турфирмы «Nuka-travel»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы оценить современное состояние международного туризма в Республике Казахстан, его место в экономике страны, проследить динамику развития въездного и выездного туризма Республики за последние годы, выявить наиболее актуальные проблемы развития международного туризма и его перспективные направления для нашей страны в ближайшем будущем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН...……...…………………………………………………………....5
1.1 Влияние международного туризма на развитие экономики……….......5
1.2 Международный туризм в экономике Республики Казахстан...……....9
1.3 Условия развития международного туризма………………..……….....12
1.4 Современное состояние международного туризма……………….……16
1.4.1 Общемировые тенденции развития международного туризма.....16
1.4.2 Современное состояние международного туризма в Казахстане 18
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЪЕЗДНОГО И ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА КАЗАХСТАНА………..…....................................................................................23
2.1 Факторы, влияющие на въездной и выездной туризм…………....……23
2.1.1 Факторы, сдерживающие развитие международного туризма….23
2.1.2 Стимулирующие факторы развития международного туризма...25
2.1.3 Региональные конкуренты по экспорту туристских услуг…...…28
2.2 Структура международного туризма Казахстана……………………….29
2.2.1 Цели туристских поездок…………………………………………...29
2.2.2 География въездного туризма……………………………………...33
2.2.3 География выездного туризма……………………………………...38
2.3 Региональный обзор развития международного туризма Казахстана...44
3 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ТУРФИРМЕ «NUKA-TRAVEL»……………………………………………………….……...49
3.1 Внутренняя среда предприятия………………………………………....49
3.2 Внешняя среда предприятия……………………………………..……...51
3.3 Маркетинговые исследования…………………………………………..52
3.4 Договорные отношения предприятия…………………………………..53
3.5 Организация туров……………………………………………………….56
3.6 Проблемы и перспективы организации международного туризма компании «Nuka-Travel»………………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..…………...68

Работа содержит 1 файл

Василенко Денис.doc

— 2.68 Мб (Скачать)

Заинтересованность всех стран в развитии международного туризма объясняется, прежде всего, теми же самыми мотивациями, что и  интерес к развитию внешней торговли. Движение туристов, пересекающих границу страны, сопровождается платежами в иностранной валюте, подобно тому, как это имеет место при движении товаров. Поэтому многие специалисты подчеркивают исключительную экономическую рентабельность приема иностранных гостей и указывают на большие выгоды, вытекающие из ориентации на развитие хозяйства в направлении международной туристской специализации, по сравнению со специализацией в традиционном экспорте.

В связи с этим можно  привести веские аргументы, доказывающие рентабельность иностранного туристского  оборота, а также то, что развитие иностранного туризма (т.е. продажи туристских услуг иностранным туристам) становится самой выгодной формой улучшения структуры платежного баланса, увеличения объема внешнеэкономического оборота с зарубежными странами и обеспечения активизации промышленно не развитых районов:

1. Ориентация на строительство  экспортного туристского сектора  позволяет освоить природные  ценности страны, т.е. значительной  составной части национального  богатства.

2. Производство туристских  товаров и услуг, по мнению специалистов, необходимо для стран, вступающих на путь экономического развития, какой и является Республика Казахстан. Такие страны располагают дешевой рабочей силой, имеют относительно низкие цены на продукты питания, а также могут развивать производство большинства туристских товаров и услуг на месте при относительно небольших потребностях в импорте.

Международная туристская специализация должна осуществляться при соблюдении принципов взаимной выгоды. Необходимо отметить, что сравнительные выгоды специализации имеют постоянный характер и приводят к ориентации на развитие туристской монопродукции.

3. Расширение экспортного  туристского сектора приводит  к максимизации отношения текущего  экспорта к текущим инвестициям.  Активизация туризма (приезд туристов) позволяет добиваться прибыли нетто в валюте. В результате затрат иностранных туристов туристский сектор, по сравнению со всеми другими областями хозяйственной деятельности, быстрее поставляет валюту /4/.

Туристский оборот не требует долгосрочных кредитов, как традиционный, вследствие форм оплаты. Также неоспоримым является и тот факт, что в туристском экспорте реализуются товары и услуги, которые не могут быть проданы в традиционном экспорте. Нужно четко отдавать себе отчет в том, что добиться какого-либо эффекта в туристском экспорте можно лишь при наличии привлекательных туристских объектов и достаточно убедительной рекламы.

Эффект туристского  экспорта проявляется также и  при продаже услуг, которые нельзя экспортировать. Это, однако, требует дорогостоящей инфраструктуры и значительных затрат труда.

Успешное развитие туристского  сектора менее зависит от других взаимно дополняющих друг друга  отраслей, но это отнюдь не снижает  важности капиталовложений в этой сфере. Туристское хозяйство опирается, прежде всего, на услуги, особенно индивидуальные, что предопределяет небольшую потребность в комплексном использовании отраслей. Если отвлечься от транспортных средств и дорог, то основные туристские инвестиции направляются в гостиничное хозяйство. Это создает также благоприятные условия для расширения экспортного туристского хозяйства /3/.

Иностранный туризм может  усилить внешнюю торговлю путем  использования дополнительных благ, определяемых как «невидимые». Использование  этих особенностей туристского экспорта, временных или постоянных может иметь большое хозяйственное значение.

Даже самый массовый туризм не в состоянии самостоятельно обеспечить рентабельность инфраструктуры. Рентабельность наступает только при  соответствующем развитии нетуристских отраслей хозяйства. Туризм пользуется выгодами, возникшими в результате развития хозяйственной инфраструктуры. Вследствие того, что эти выгоды рассматриваются как «бесплатные» для туристской индустрии, туризм во всех странах обеспечивает себе рентабельность. Включение хотя бы части стоимости инфраструктуры в общие издержки туристского сектора ведет к его нерентабельности /2/.

Поэтому только комплексная  оценка туристского потенциала, спроса и предложения туристских услуг  позволит определить текущую рентабельность туристского хозяйства и сделать долгосрочный прогноз его развития. 

 

1.2 Международный туризм в экономике Республики Казахстан

 

Туризм оказывает большое  позитивное влияние на мировую экономику. Ведь туризм – прежде всего категория экономическая, одна из развитых её отраслей, не знающая спада. Не случайно туристский бизнес считается не только престижной, но и надежной формой вложения капитала. Он обладает высокой эффективностью, т.к. прибыль от одного туриста в мире составляет, по разным оценкам, от 500 и более долларов США, что значительно больше, чем при экспорте любого товара /14/.

Международный туризм –  одна из важных сфер экспортного потенциала страны, не связанная с поставками за рубеж не возобновляемых ресурсов. Это форма «невидимого» экспорта становится одной из самых распространенных в мире. В настоящее время на туризм приходится около 30 % мировой торговли услугами. Доля доходов от международного туризма в общем, объеме мирового экспорта очень высока, что позволяет индустрии туризма уверенно занимать на протяжении последних 15-ти лет третье место после экспорта нефти и автомобилей /1/.

Эту отрасль в мире называют «курицей, несущей золотые  яйца». Однако в Казахстане из-за слабой инфраструктуры туризма она находится далеко не в лучшем состоянии, что вызывает необходимость формирование соответствующих условий для ее развития. Поэтому не случайно туризм и его инфраструктура определены в порядке первоочередных приоритетов развития до 2010 года как наиболее актуальные проблемы, требующие скорейшего решения.   

Повышение роли и места  сферы рекреации и туризма  в социально-экономическом развитии Казахстана, вовлечение в этот сектор хозяйства необходимых трудовых и материальных ресурсов, комплексное и эффективное развитие природных ресурсов, несомненно, является реальным источником экономического роста республики.

Страна, имея огромный туристский потенциал, не может его реализовать. Доля туризма в национальном доходе республики по-прежнему не велика (0,2%) и заметно отстает от показателей других стран /5/. Не велики и доходы от туризма, на которые заметно влияют различные налоги и сборы.

Формирование в начале 90-х годов правовой базы туризма  в республике в условиях рыночных преобразований, растущее число туроператоров  и турагенств (их насчитывается сегодня  более 700) сказалось не только на росте качественных показателей туристского бизнеса, пиком которых стал 1994 год, но и оказалось положительным фактором развития казахстанского рынка туризма /6/.

Однако в дальнейшем в результате реструктуризации государственных туристских организаций распался последний оплот советского туризма в Казахстане – Казахский республиканский совет по туризму и экскурсиям, а также «Интурист», БММТ «Спутник». Состояние развития международного туризма в республике заметно ухудшилось.

Изменения динамики туризма вызваны рядом причин, повлиявших на развитие туризма в стране во всех его проявлениях.

Прежде всего, обращает на себя внимание альтернатива, сложившаяся  в международном туризме республики в начале 90-х годов. Так, на рост показателей въездного туризма в период становления суверенного Казахстана, по мнению некоторых исследователей, оказало существенное влияние наличие среди представителей делового туризма большого числа зарубежных бизнесменов, которые хотели бы вложить свой капитал в экономику нашей страны. В то же время на подъем въездного туризма и на формирование шоп-туризма, как ни парадоксально, позитивно повлияли нарастающий с начала 90-х годов экономический кризис, нарушение установленных торговых связей со странами СНГ и дальним зарубежьем, безработица.

Поездки за границу граждан  республики с целью приобретения товаров для последующей их реализации носили массовый характер, а шоп-туризм стал выразителем состояния рынка  туристских услуг Казахстана, вызвав в период экономического кризиса оживление спроса на туристские услуги. Это, в свою очередь, оказало существенное влияние на рост негосударственных структур туризма, в основном туристских фирм, чаще всего осуществлявших из-за недостатка соответствующего опыта и квалифицированных кадров только посреднические туристские услуги между туристами и чартеродержателями, особенно по вывозу «челноков».

Кроме того, челночный бизнес на 1/4 наполнял товарами потребительский рынок Казахстана и в целом с системой сбыта и реализации обеспечивал занятостью около 150 тысяч человек, а также позволял в какой-то мере позволял отдельным «челнокам» решать и проблемы своего отдыха в тех странах, откуда в основном вывозился товар /20/.

Несмотря на вышеназванные  положительные черты шоп-туризма, он оказывал и негативное влияние, прежде всего на бюджет страны, так как «челноками» ежегодно вывозились в КНР, Турцию, ОАЭ, Пакистан, Греция, Германия и другие страны миллионы долларов для покупки товаров, способствуя тем самым развитию экономик этих стран. Не случайно объем «челночной» торговли во внешнеторговом обороте Казахстана ежегодно составлял 2 млрд. долларов США. В то же время подъем шоп-туризма как одного из секторов туристского бизнеса не оказал существенного влияния на повышение уровня сервиса туристского обслуживания. 

Путешествия с целью  развлечения и отдыха, т.е. рекреационной  туризм, являются основным направлением развития туризма. На их долю приходится приблизительно 70 % мирового туризма. Емкость  рынка услуг выездного туризма  велика. Однако развитие рекреационных, лечебно-оздоровительных и других видов выездного туризма из-за низкой платежеспособности населения, а также въездного туризма в Казахстане осуществлялось очень медленно. Хотя опыт развитых стран показывает, что именно въездной туризм как активный вид международного туризма (с точки  зрения платежного баланса и пополнения валютой бюджета) способен коренным образом преобразовать экономику, развить инфраструктуру туризма /15/.

Несмотря на это, осуществляемое в республике реформирование социально-экономической жизни ещё не затронуло в полной мере туризм и его инфраструктуру. Из-за слабой материальной базы индустрии гостеприимства, в которую входит и туризм (количество гостиничных мест, соответствующих международным стандартам, незначительно и составляет лишь 10 %, а предприятия – 15 %), Казахстан теряет ежегодно миллионы долларов /5/.

Одной из причин несложившейся  системы туризма в РК и её индустрии  в целом является то, что на государственном  уровне республики целенаправленно  ещё не занимались ею как отраслью экономики. В результате не уделялось должного внимания комплексному прогнозированию, долгосрочному развитию и территориальной организации туризма. Организуемый и управляемый негосударственными структурами туризм в республике также не получил со стороны государства должного внимания. К тому же на положении дел в сфере туризма особенно отрицательно сказались систематическая реорганизация бывших министерств и ведомств, отвечавших за развитие туризма, урезание финансирования на их содержание, различные кадровые перестановки /23/.

Очень важно, чтобы льготное налогообложение было установлено  для общественных объединений, действующих  в сфере туризма, по доходам, направленным на уставные цели организации, а также предприятий и учреждений, перечисляющих денежные и другие материальные средства на развитие туристской индустрии. Ведь все они за последние годы не по своей воле оказались в тяжелом финансовом положении, так как лишились своих профсоюзных и государственных «покровителей», а новые меценаты не торопятся хотя бы оказать им какое-то материальное содействие. В этих целях важно установление временных налоговых льгот, льготных условий кредитования, страхования, применение которых даст возможность не только улучшить инфраструктуру туризма Казахстана, но и окажет позитивное влияние на развитие его экономики /10/.

Итак, экономическая эффективность  туристской индустрии заключается в высокой степени автономности развития экономики Казахстана, а это очень важно для определения промышленной политики в нашей республике в ХХI веке. В настоящее время Казахстан основные инвестиции и доходы получает от продажи сырья в дальнее зарубежье. При этом продажа сырья истощает энергоносители страны, а туристская индустрия работает на возобновляемых ресурсах. Следовательно, развитие туризма – длительное и экономически выгодная перспектива в будущем. Туризм оказывает три положительных эффекта на экономику государства:

  1. Он обеспечивает приток иностранной валюты и сказывается на экономических показателях как платежный баланс и совокупный экспорт
  2. Туризм помогает увеличить занятость населения. Каждый турист, въезжающий в государство, создает в среднем 9 рабочих мест. Отрасль прямо или косвенно связана с 32 отраслями народной экономики.
  3. Туризм способствует развитию его инфраструктуры. Казахстан обладает природным, историческим, культурным потенциалом, способным привлечь туристов. Но требуется развитие инфраструктуры туризма: строительство новых гостиниц, кемпингов, создание индустрии развлечений.

 

1.3 Условия развития международного туризма

 

Международный туризм за сравнительно недолгое время прошел в своем развитии от «аристократического» в XIX – начале XX вв., когда туристские путешествия совершались в индивидуальном порядке представителями имущих слоев, до стадии массового туризма начала XXI в.

Изучение тенденций, сложившихся  в туристской деятельности в 60-90-х  годах ХХ века, позволяет выделить основные факторы, благоприятствующие развитию международного туризма. Их можно  подразделить на так называемые статичные  и динамичные. К первым относится, прежде всего, совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам, сделать их более доступными для использования. Ко вторым относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Эти факторы могут иметь различную оценку, значение, меняющееся во времени и в пространстве.

Информация о работе Современное состояние развития международного туризма Казахстана на примере турфирмы «Nuka-travel»