Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:14, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы оценить современное состояние международного туризма в Республике Казахстан, его место в экономике страны, проследить динамику развития въездного и выездного туризма Республики за последние годы, выявить наиболее актуальные проблемы развития международного туризма и его перспективные направления для нашей страны в ближайшем будущем.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН...……...…………………………………………………………....5
1.1 Влияние международного туризма на развитие экономики……….......5
1.2 Международный туризм в экономике Республики Казахстан...……....9
1.3 Условия развития международного туризма………………..……….....12
1.4 Современное состояние международного туризма……………….……16
1.4.1 Общемировые тенденции развития международного туризма.....16
1.4.2 Современное состояние международного туризма в Казахстане 18
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЪЕЗДНОГО И ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА КАЗАХСТАНА………..…....................................................................................23
2.1 Факторы, влияющие на въездной и выездной туризм…………....……23
2.1.1 Факторы, сдерживающие развитие международного туризма….23
2.1.2 Стимулирующие факторы развития международного туризма...25
2.1.3 Региональные конкуренты по экспорту туристских услуг…...…28
2.2 Структура международного туризма Казахстана……………………….29
2.2.1 Цели туристских поездок…………………………………………...29
2.2.2 География въездного туризма……………………………………...33
2.2.3 География выездного туризма……………………………………...38
2.3 Региональный обзор развития международного туризма Казахстана...44
3 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ТУРФИРМЕ «NUKA-TRAVEL»……………………………………………………….……...49
3.1 Внутренняя среда предприятия………………………………………....49
3.2 Внешняя среда предприятия……………………………………..……...51
3.3 Маркетинговые исследования…………………………………………..52
3.4 Договорные отношения предприятия…………………………………..53
3.5 Организация туров……………………………………………………….56
3.6 Проблемы и перспективы организации международного туризма компании «Nuka-Travel»………………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..…………...68
Природно-географические факторы развития международного туризма находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, в подземных богатствах (минеральные воды, пещеры и т.д.).
Природные элементы и
комплексы вначале выступают
как условия рекреационной
Туристско-рекреационные ресурсы – природные и социально-экономические комплексы и их элементы, способствующие восстановлению и развитию физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья, которые при современной и перспективной структуре рекреационных потребностей и технико-экономических возможностях используются для прямого и косвенного потребления и производства туристских услуг /10/.
Демографические факторы также оказывают существенное влияние на развитие международного туризма. В результате роста народонаселения планеты увеличивается и мировой туристский потенциал, в туристскую деятельность втягиваются новые людские ресурсы. В группу таких факторов также относятся: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык либо связанных общностью истории и культуры (этнический туризм); повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции (специализированный туризм). Кроме того, развитию туризма способствует возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей /1/.
Существенное влияние на туристский спрос оказывает возрастная структура населения. При прочих равных условиях рекреационная подвижность возрастает с увеличением доли лиц от 30 до 50 лет – основных потребителей туристских товаров и услуг во многих странах мира. Высокими темпами роста выделяется рынок пожилых людей старше 55 лет.
Урбанизация с её повышенным риском для здоровья человека играет активную роль в формировании рекреационных потребностей и туристского спроса. Чем крупнее город, тем острее желание его жителей вернуться в естественное состояние и шире круг лиц, которые проводят отпуск вне постоянного места жительства, спасаясь от экологической агрессии /3/.
Значение социально-
Во второй половине ХХ века изменился сам стереотип жизни человека. На смену тому, который можно было охарактеризовать как статичный, когда основная масса населения годами не покидала своего дома, приходит новый динамичный стереотип жизни. Смена обстановки становится в современных условиях бурного городского ритма жизни крайне необходимой.
При современных темпах труда и жизни расходы на отдых, особенно связанные с путешествиями, быстро переходят в разряд необходимых.
Положительное воздействие на развитие международного туризма оказывает расширение социального состава туристов, что стало возможным благодаря улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, предоставление рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий и профсоюзов /12/.
В 70-х годах в промышленно развитых странах возникла тенденция к делению отпуска на две части, что дает возможность в течение года совершить два путешествия – одно зимой и одно летом. В Казахстане с недавних пор некоторые организации также практикуют такую форму отпусков.
Развитию туризма способствует также и понижение во многих странах возрастного порога для выхода на пенсию, что (с учетом увеличения продолжительности жизни) привело к появлению так называемого туризма «третьего возраста».
В путешествиях принимает участие и молодежь, что способствует активизации подросткового и юношеского туризма.
К социально-экономической группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также повышение уровня образования и культуры, эстетических потребностей населения. Более высокий уровень образования предполагает и более высокие эстетические потребности у людей. Как элемент последних можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах. Естественно, что удовлетворение этих потребностей происходит только в процессе международных туристских путешествий /17/.
Развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей проявляется в расширении научных и деловых контактов, выражением которого является развитие новых видов международных туристских связей – научного (конгрессного) и делового туризма.
Большое влияние на рост
международного туризма и расширение
его социальной базы оказывают материально-
Материальной основой расширения туристского движения является транспорт. В последние десятилетия в результате научно-технического прогресса транспорт стал более быстрым, безопасным, комфортабельным.
Специфическая особенность транспортных связей – их интеграционный характер, так как они превращают мир в единое пространство, объединяют отдельные страны и континенты в единое целое. Для международного туризма наиболее важно обеспечение связей между местными, национальными и международными средствами перемещения, чтобы туристские путешествия не имели разрывов в транспортном сообщении. Наряду с этими требованиями возрастает значение и качественных показателей – скорости, технической безопасности транспортных средств, которые превращаются в факторы, имеющие решающее значение в выборе туристами того или иного средства передвижения /18/.
Основными видами транспорта в туризме являются авиация, автобусы и автомобили, теплоходы морские и речные, поезда.
Материальная база, предназначенная для размещения туристов, занимает одно из основных мест при формировании туристской инфраструктуры. Речь идет о гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, туристских деревнях, частных квартирах и т.п.
Быстрое развитие туризма во второй половине ХХ века привело к ускоренному строительству средств размещения почти во всех странах мира.
Во время туристских путешествий не менее важную роль, чем условия ночлега играет организация питания туристов. Именно поэтому наряду с расширением фонда размещения во всех центрах туризма была создана широкая сеть предприятий питания.
При организации питания туристов возникают серьезные проблемы, порождаемые сезонным характером туристских путешествий. Обычно наиболее массовый поток туристов приходится на летние месяцы, что требует предварительного накапливания и складирования определенных видов продуктов. Для этого необходимы специализированные холодильные установки. Современная техника позволяет консервировать, замораживать, расфасовывать многие пищевые продукты, что в определенной мере решает проблему питания туристов /11/.
Что касается политической группы факторов, активно способствующих расширению международных туристских связей, то здесь следует отметить, прежде всего, фактор внутриполитической стабильности страны, которая принимает у себя зарубежных гостей.
Кроме того, важную роль играют мирные, дружественные, добрососедские отношения между государствами.
Серьезным политическим фактором является наличие межгосударственных и межправительственных соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, научно-технических и культурных взаимосвязей, туризма и обменов.
Такие события как распад СССР, объединение Германии, события в Югославии, военный конфликт в районе Персидского залива и некоторые другие вызвали серьезные изменения в мировой политике конца ХХ в. и во многом способствовали переориентации туристских потоков.
Следует сказать и о том внимании, которое начали уделять туризму молодые, развивающиеся государства. Для многих из них туризм является важной статьей пополнения государственного бюджета и активно способствует национальному экономическому развитию /15/. Хотя бы именно поэтому Казахстан должен воспользоваться своим немалым потенциалом в развитии туризма.
Анализируя предпосылки развития международного туризма, следует остановиться и на факторах, сдерживающих его рост. К наиболее важным из них относятся:
- внутриполитическая нестабильность в стране или регионе;
- отсутствие между
государствами добрососедских
- военные конфликты;
- циклические и структурные кризисы в экономике;
- инфляция;
- рост безработицы;
- нарушение условий
- отсутствие планирования
Все эти условия являются тормозящими факторами, которые оказывают негативное влияние на рост международного туристского обмена.
1.4 Современное состояние
1.4.1 Общемировые тенденции развития международного туризма
Перемены в социальной сфере, связанные с ухудшением экономической конъюнктуры в 80-е годы ХХ века сказались на характере туристского спроса. Был снижен возраст выхода на пенсию, удлинен отпускной период, сокращена рабочая неделя и введен гибкий график работы. Эти меры, направленные на сглаживание сложившихся диспропорций на рынке труда, одновременно способствовали увеличению фонда свободного времени населения и расширению круга потенциальных потребителей туристских услуг /16/.
Современный характер туристского спроса складывается под воздействием субъективных факторов. С появлением новых ценностей в психологии человека происходят глубокие перемены. Они обусловлены следующими моментами:
- более свободным,
- пересмотром отношений с другими индивидуумами, социальными группами и учреждениями. Они носят более мягкий и гибкий характер и зависят преимущественно от выбора самого человека;
- формированием иного отношения
к природе. Что нашло
Рассмотренные факторы определили глубокие сдвиги в туристском потреблении. С увеличением объема свободного времени в рекреационном поведении населения обнаруживаются две главные тенденции – дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок /12/.
Организация так называемых «путешествий с интервалами» оказалась чрезвычайно выгодным делом, и турфирмы со своей стороны начали всемерно поощрять потребительский спрос на них. Очевидная заинтересованность предприятий в расширении нового сегмента туристского рынка объясняется тем, что краткосрочные посетители несут более высокие расходы в расчете на один день пребывания, чем обычные туристы. Кроме того, «путешествия с интервалами» пользуются спросом в течение всего года с некоторым оживлением в апреле, сентябре-октябре и феврале, помогая решить одну из самых острых проблем туристской отрасли – сгладить сезонную неравномерность в работе гостиниц и транспорта /18/.
Большую популярность у населения Западной Европы приобрели маршруты выходных и праздничных дней. Они включают посещение выставок, музеев, галерей, а также магазинов в соседних странах. С неменьшим удовольствием люди проводят уик-энд в национальных парках или ненадолго отправляются в путь, чтобы принять участие в фестивалях, карнавалах, различных дегустациях. Основным видом транспорта для непродолжительных путешествий служат личные автомобили. Для казахстанских туристов примером непродолжительных поездок за рубеж может служить отдых в пансионатах и санаториях на побережье озера Иссык-Куль в соседнем Кыргызстане. Причем, если совсем недавно туда ездили преимущественно алмаатинцы, то в последние годы в связи с экономическим прогрессом и улучшением благосостояния населения на Иссык-Куль могут себе позволить выехать жители и многих других городов Казахстана, например, таких как Астана, Караганда, Кызылорда, Шымкент, Тараз.
При всем росте числа непродолжительных поездок на небольшие расстояния туризм не сводится к этой новой форме отдыха населения. Одновременно сохраняется спрос на дальние путешествия.
Другая тенденция – расширение туристского спроса людей пенсионного и предпенсионного возраста. В отличие от занятой части населения, для которой туризм – это отдых, позволяющий отойти от повседневных забот и восстановить свою работоспособность, для пенсионеров, располагающих значительным свободным временем, турпоездка – форма активного образа жизни. Данное обстоятельство, в частности, объясняет наличие туристского рынка лиц старшего возраста.