Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:14, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы оценить современное состояние международного туризма в Республике Казахстан, его место в экономике страны, проследить динамику развития въездного и выездного туризма Республики за последние годы, выявить наиболее актуальные проблемы развития международного туризма и его перспективные направления для нашей страны в ближайшем будущем.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН...……...…………………………………………………………....5
1.1 Влияние международного туризма на развитие экономики……….......5
1.2 Международный туризм в экономике Республики Казахстан...……....9
1.3 Условия развития международного туризма………………..……….....12
1.4 Современное состояние международного туризма……………….……16
1.4.1 Общемировые тенденции развития международного туризма.....16
1.4.2 Современное состояние международного туризма в Казахстане 18
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЪЕЗДНОГО И ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА КАЗАХСТАНА………..…....................................................................................23
2.1 Факторы, влияющие на въездной и выездной туризм…………....……23
2.1.1 Факторы, сдерживающие развитие международного туризма….23
2.1.2 Стимулирующие факторы развития международного туризма...25
2.1.3 Региональные конкуренты по экспорту туристских услуг…...…28
2.2 Структура международного туризма Казахстана……………………….29
2.2.1 Цели туристских поездок…………………………………………...29
2.2.2 География въездного туризма……………………………………...33
2.2.3 География выездного туризма……………………………………...38
2.3 Региональный обзор развития международного туризма Казахстана...44
3 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ТУРФИРМЕ «NUKA-TRAVEL»……………………………………………………….……...49
3.1 Внутренняя среда предприятия………………………………………....49
3.2 Внешняя среда предприятия……………………………………..……...51
3.3 Маркетинговые исследования…………………………………………..52
3.4 Договорные отношения предприятия…………………………………..53
3.5 Организация туров……………………………………………………….56
3.6 Проблемы и перспективы организации международного туризма компании «Nuka-Travel»………………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..…………...68
Еще одним значимым событием стала 1-ая международная казахстанская выставка «Туризм и путешествия КIТF-2001», организованная компанией IТЕСА (кстати, в предыдущие годы данная выставочная организация не решалась на проведение туристской ярмарки в Алматы). В рамках выставки прошел международный семинар, посвященный экотуризму. В ней принял участие заместитель Генерального секретаря Всемирной туристской организации г-н Давид Де Виль, что тоже знаковый фактор.
За это время возникли и утвердились два туристских союза: Алматинская Ассоциация туристских организаций (ААТО), объединившая турфирмы «на выезд», и Казахстанская Ассоциация турагенств (КАТ) - в нее в основном вошли представители фирм «на прием». Профессиональные объединения сыграли действенную роль в защите их специфического бизнеса. Например, ААТО сумела отстоять свои права, добившись отмены НДС на суммы, перечисляемые зарубежным партнерам (п. 1 ст. 36 Закона РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»). КАТ с целью оптимизации деятельности и снижения цен на въездные визы инициировало эксперимент «Упрощение визовых процедур для иностранных туристов» в аэропортах Астаны и Алматы. Как прокомментировало Агентство по туризму и спорту, «целью данного проекта является желание исполнительной власти помочь турфирмам в привлечении иностранных туристов». В эксперимент были включены страны «Большой семерки», некоторые другие страны (порядка 20) и отдельные рекомендованные турфирмы (порядка 10-15). Тариф консульских сборов составлял 35 долларов, обычные же визы стоят от 40 до 100 долларов (ускоренный режим до 250 долларов). В туристской среде «упрощение» назвали своеобразным «экспериментом в эксперименте», так как некоторые организации в нововведении получали «эксклюзивные права». Тем не менее, туристские двух- и трехкратные визы остаются огромной проблемой для тех фирм, кто продает свой турпакет по Шелковому пути /34/.
Появилась новая редакция закона «О туризме», что во многом обещает упорядочить туристскую деятельность. На взгляд специалистов, новый закон, где основные приоритеты отданы внутреннему и въездному туризму, во многом позитивен. Правда, п. 2. ст. 15 вызвал большое недоумение и беспокойство у предпринимателей, где «уполномоченный орган вправе приостановить во внесудебном порядке действие лицензии турфирмы на срок до 6 месяцев». Понятно желание уполномоченного органа оставить для себя рычаги давления, но это может привести к злоупотреблениям со стороны чиновников. Алматинская Ассоциация туристских фирм считает, что «любые споры и отношения между турфирмами и исполнительными органами должен решать суд. Закон одинаков для всех - как для предпринимателей, так и для исполнительных органов».
Оптимистичны прогнозы Всемирной Туристской Организации относительно бывших советских республик: в начале третьего тысячелетия постсоветскому пространству предрекают быть одним из самых перспективных в мире. Но казахстанский турпродукт, как и сама страна, по-прежнему остаются малоизвестными. Как отмечают зарубежные эксперты, Казахстан на мировом рынке туруслуг не найдет своего места, пока не создаст «четкого» турпродукта, который выделялся бы среди других стран. Некоторая определенность просматривается уже сегодня. Наш турпродукт имеет два базовых компонента: культурный туризм на Шелковом пути (паломнический и традиционный) и тесно связанный с ним эко-приключенческий туризм (сафари, рафтинг, орнитология, треккинг, альпинизм, охота, рыбалка). Наиболее перспективные области — Алматинская, Южно-Казахстанская, Жамбылская, Восточно-Казахстанская. Тем более мы в русле с мировыми тенденциями. В XXI веке самыми «горячими» будут пять направлений: круизы, экотуризм. приключенческий, культурно-познавательный и тематический туризм. И Казахстану, как одному из немногих «островов на планете, не исковерканных цивилизацией», будет непростительно не использовать свои уникальные возможности - от ледников до песчаных пустынь. А особенно Алматинской области, где вся экзотика в том, что путешественник в течение дня и даже нескольких часов может стать свидетелем смены нескольких климатических зон. Тем более что своеобразные ландшафты составляют 20% туристского потенциала страны. К тому же в южном мегаполисе сконцентрированы международный аэропорт, почти 3/4 туристских компаний страны и большинство иностранных посольств и миссий. По подсчетам специалистов, ежегодно Алматинский регион может принимать до 300 тыс. туристов. По сегодняшним показателям активность обслуживания Алматы составляет 49%, Астаны - 20%, Караганды - 8% /35/.
Особенностью казахстанского турбизнеса является его разобщенность. Еще один минус данного рынка - это отсутствие информационно-аналитического центра как в госструктуре, так и в профессиональных объединениях. Между отраслями, работающими в туризме, образовался информационный вакуум. Турфирмы - в хаотичных поисках перспективной ниши. Туристские структуры и различные ведомства определяют собственные планы и постановления. Гостиничный сектор устанавливает свою ценовую политику. Национальные государственные парки пытаются «без посредников» выйти на международные рынки. Авиарынок живет своими непредсказуемыми законами. Казахстанские посольства и консульства «варятся в собственном соку». Профессиональных гидов и экскурсоводов остались считанные единицы и т.п. Нет во всей этой длинной цепочке связующего координирующего звена. Кроме того, для мировой туриндустрии казахстанская ниша остается незаполненной. Отсутствует специализированное издание, в котором была бы отражена реальная ситуация об участниках рынка, предложениях и спросе. Даже при самом большом желании зарубежному туроператору негде разместить свою рекламную информацию. Одно лишь участие на международных выставках не делает большой погоды, тем более это могут позволить лишь единицы турфирм. Нет объективной информации. И как следствие - нет маркетинговых исследований. Отсюда не развит государственный менеджмент.
2.1.2 Факторы, сдерживающие развитие международного туризма
На сегодня Казахстану трудно мечтать хотя бы о малой доли выше упомянутых цифр. Нашей республике хотя бы попасть в развитые туристские державы. До последнего времени мировая статистика вообще не включала Казахстан как субъект международного туристского рынка. Не раз у зарубежных экспертов складывалось мнение, что «у казахстанского правительства нет серьезных попыток представить страну как обладающую туристским потенциалом» (хотя возможности у него немалые). Об этом говорили и зарубежные специалисты Общества Карла Дуйсенберга (Германия), приезжавшие повышать квалификацию специалистов национальных парков и гостиничных хозяйств. В течение 4-5 лет Казахстан на государственном уровне не участвовал на крупных туристских биржах и ярмарках (переломным стал 2001 год). Задолжали немалую сумму и Всемирной Туристской Организации (ВТО). В результате мы были лишены информационной поддержки этой солидной международной организации. Соответственно, в 1998 году удельный вес туризма в ВВП Казахстана составил 0,09%! Экономический анализ развития отрасли, проведенный Агентством по туризму и спорту, показал, что в платежном балансе республики по статье «Туризм» на протяжении девяти лет складывалось отрицательное сальдо. И это туризм, который по доходности в мире относят к третьей отрасли в экономике! По данным Агентства РК по статистике, доля налогов и сборов от туристской деятельности в общих поступлениях в бюджет в 1998 году составляла 0,1%, в 1999 году-1,1%. Доход РК от деятельности турфирм и агентств в 2000 году составили всего около $9 млн /33/.
Наш туристский рынок развивался хаотично и спонтанно, так как не было четкой государственной стратегии. В первой половине 90-х годов основным выразителем состояния рынка был шоп-туризм. «Челноки» стали первыми, кто активно стал познавать мир, а через них в мире стали узнавать о нашей стране. С годами бум прошел. На второй волне турфирмы стали постепенно отрабатывать элитный туризм, хотя ежегодный объем «челночной» торговли во внешнеторговом обороте Казахстана составляет примерно около $1 млрд. Подавляющее большинство турфирм занимается по-прежнему выездным туризмом, а это, в первую очередь, приводит к оттоку капитала из Казахстана. По данным Агентства РК по статистике, в 2003 году наиболее посещаемыми казахстанцами стали страны: Китай -31,8%, Турция - 22,9%, Германия - 12,4%, ОАЭ - 5,8% от общего количества выезжающих туристов.
Туризм на «прием», т.е. обслуживание иностранных туристов, изначально привлекал мизерное количество турфирм. Развитие этого вида туризма требовало крупных капиталовложений. Негатив увеличивался из-за отсутствия концепции по формированию имиджа Казахстана как объекта туризма за рубежом. Неквалифицированное управление порождало массу других проблем: усложнение административных формальностей (визы, регистрация иностранных граждан, таможенные процедуры), высокий консульский сбор, неразвитая инфраструктура, жесткий налоговый режим, недоброжелательное восприятие туристов населением. Доходило до того, что в Интернете появлялась информация, где Казахстан причислялся к списку стран, опасных для посещения туристами! /27/
С целью увеличения притока въезжающих предпринимались попытки привязать количество отправляемых к количеству принимаемых данной организацией туристов (т.е. 1 интурист к 4 выезжающим). Против этого выступали не только представители частного турбизнеса, но и чиновники. По мнению одного из них, «только грамотно продуманная политика может изменить ситуацию, и даже не на 25, а на все 50%».
По данным Агентства РК по туризму и спорту, на 1.01.2004 года в стране функционировало 713 турорганизаций. Всего за 2003 год туристскими фирмами было обслужено 229 тыс. туристов, услугами туристских фирм Казахстана воспользовались 45 тыс. иностранных граждан.
Не едут туристы, следовательно,
не развивается гостиничный
В Казахстане достаточно
развиты международные
Кадровое обеспечение оставляет желать лучшего. В настоящее время в Казахстане с учетом государственных, частных и российских филиалов насчитывается 41 вуз, осуществляющих подготовку менеджеров туризма. По данным статистики, на данный момент обучаются 3381 студент. Из-за недостаточного уровня знаний преподавателей о туристском потенциале Казахстана и отсутствия у них опыта работы в туристской отрасли, как правило, будущие специалисты оторваны от реального рынка. Например, в Алматы на туристском рынке котируются всего 5-10 профессиональных гидов и инструкторов.
2.1.3 Региональные конкуренты по экспорту туристских услуг
Еще одна немаловажная проблема отрасли – конкуренция по экспорту туристских услуг, особенно со стороны Кыргызстана и Узбекистана. Их главное преимущество в том, что там туризм является приоритетом государственной политики: Прямые субсидии из бюджета, высокий статус уполномоченных органов, льготы по налогообложению. У них дешевле, быстрее и проще решаются въездные формальности, ниже по стоимости транспортные, гостиничные и прочие услуги. Например, Кыргызстан для японских туристов выдает визу без приглашения. Узбеки для американцев предоставили многократную визу сроком до 5 лет. Хотя их сервис во многих отношениях оставляет желать лучшего. Тем не менее, у них 5-звездные номера могут стоить $50-60, тогда как у нас 3-звездные - порядка $100. Некоторые алматинские отели идут на уступки фирмам, предоставляя сезонные скидки или льготные тарифы на туристские группы (почти 30-40%). Но довольно часто сами турфирмы, нарушая договоренность с отелем, не предоставляют льготных скидок своим потенциальным клиентам, используя их в счет своих комиссионных. Иной раз умудряются использовать под «туристские» льготы бизнес-туры.
Радикальные продвижения в Кыргызстане наступили в 1994 году с приходом Макса Хаберштро на должность советника Президента Кыргызс-кой Республики. Благодаря превосходным качествам немецкого топ-менеджера, соседняя республика по многим показателям стала уровнем выше. Увеличился туристский поток - с 7 тыс. в 1994 году до 30 тыс. в 2000 году, вырос объем туристов из СНГ - до 200 тысяч. На взгляд господина Ха-берштро, «первопричина торможения туризма в Центрально-Азиатском регионе - это «война бумаг», бюрократия.
Узбекистан, в отличие от нас, после развала Союза сохранил наработанную инфраструктуру, поддержал ее на должном государственном уровне и стал своевременным членом ВТО, а это - консультации, технологии, участие в выгодных проектах, льготы.
Наши частые взоры на запад не всегда благоприятны для дела. Этот синдром не миновал и туристский рынок. Турфирмы в борьбе за богатенького зарубежного туриста не желают замечать более надежный источник - внутренний туризм. Игнорирование отечественного туризма - один из сильных проколов в продвижении турпродукта. Сложно продать товар, не зная всех его достоинств. Как ни поворачивай, но внутренний туризм является плацдармом для въездного. По статистике, в большинстве развитых стран он приносит от 30 до 50% общего дохода от туризма. Особенностью нашего туризма является сезонность. Основная его активность приходится с мая по октябрь. Кроме того, каждый сегмент имеет свою специфику: у альпинизма - с июля но август; у орнитологии - с апреля по июнь, с середины августа по сентябрь; у треккингов - с июня по август; у горных лыж - с ноября по март; у охоты свой специфический сезон и т.д. Это в свою очередь делает местный туризм более уязвимым. Если фирма за сезон примет в среднем 3-4 группы, то это будет считаться неплохим показателем. Но преобладающая часть турфирм остается в ожидании «заморского гостя». Почему и проигрывает. Кстати, экономический кризис в 1999 году в России благоприятно отразился на внутреннем туризме. С тех пор им активно занимаются /36/.
Сегодня надо браться за каждого туриста, не обязательно богатого. Наша проблема в том, что, закинув удочку, мы ждем, когда клюнет «капиталистическая акула». А сами и не знаем, какой должна быть приманка. А ведь внутренний туризм может стать доходным бизнесом. С развитием внутреннего будет развиваться и въездной туризм. В разряд перспективных видов туризма можно выделить школьный, молодежный и паломнический. Государство вложило немалые деньги в реконструкцию Туркестана - уникального исторического центра страны. А в последнее время среди населения появляется большой интерес к истории, религии. У нас немало «святых мест» для паломнических туров. Озера Балхаш и Алаколь могут стать прекрасными местами отдыха с вагончиками на прицепах для молодежных туров. Прошлогодний анализ показывает, что впервые появился доход турбаз - 19.8 млн. тенге, кемпингов и мотелей - 6,9 млн. тенге.