Лыжный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:25, реферат

Описание работы

Уже давно доказано, что по силе и разносторонности оздоровительного и эстетического воздействия на человека с лыжным туризмом могут соперничать лишь немногие виды спорта. Лыжные прогулки и походы – эликсир здоровья для всех. Прежде всего, зимний отдых обладает удивительным тонизирующим эффектом. Пребывание на морозе активизирует эндокринные и другие процессы жизнедеятельности организма. И все это происходит благодаря тому, что в морозном воздухе в несколько раз больше, чем в жарком, биологически активных, отрицательных ионов, а сам воздух отличается чистотой в силу адсорбции снегом пыли и газовых примесей. Длительное пребывание на таком воздухе, оказывает исключительное оздоровительное воздействие на человека.

Работа содержит 1 файл

13 Лыжный туризм.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

13. Лыжный туризм

13.1. Введение

Уже давно доказано, что по силе и разносторонности оздоровительного и эстетического воздействия  на человека с лыжным туризмом могут соперничать лишь немногие виды спорта. Лыжные прогулки и походы – эликсир здоровья для всех. Прежде всего, зимний отдых обладает удивительным тонизирующим эффектом. Пребывание на морозе активизирует эндокринные и другие процессы жизнедеятельности организма. И все это происходит благодаря тому, что в морозном воздухе в несколько раз больше, чем в жарком, биологически активных, отрицательных ионов, а сам воздух отличается чистотой в силу адсорбции снегом пыли и газовых примесей. Длительное пребывание на таком воздухе, оказывает исключительное оздоровительное воздействие на человека.

Лыжный туризм – одно из самых действенных и надежных средств развития выносливости сердечной мышцы и всего организма, прекрасный способ сохранения стройной талии и гибкости позвоночника.

Но, зима – это  также сильный мороз, беспощадная  пурга, резкие изменения погоды, сложный для обустройства походный быт – факторы, определяющие специфику лыжного туризма и особенности организации и проведения походов в зимний период. Они накладывают на руководителя и группу множество дополнительных обязанностей, выполнение которых способствует успеху путешествия. Прежде всего, это относится к тщательному выбору маршрута, подбору участников, осуществлению обширной программы физических тренировок и технического совершенствования, тщательной подготовке личного и общественного снаряжения, продуманному подбору высококалорийных продуктов питания. Планируя лыжный поход, приходится учитывать влияние короткого дня, расположение населенных пунктов, наличие лесов, сложных участков рельефа. Необходимым условием для участия конкретного человека в зимнем путешествии является способность его организма переносить холод (так называемая, холодовая устойчивость). Еще одна сложность, характерная для лыжного туризма – в необходимости переноса больших грузов. Вес рюкзака туриста-лыжника на 15-20 % превышает вес багажа туриста отправляющегося в путешествие летом.

Лыжный туризм многообразен: это и однодневные  прогулки по готовым лыжням за городом, и походы выходного дня (порой очень напряженные) по заснеженным, целинным лесам в пределах области; это и многодневные автономные походы по Кольскому полуострову или Уральским горам, сложные экспедиции в горах Сибири или в Арктике. Можно прибавить сюда еще и ски-тур – внетрассовое катание на горных склонах без подъемников и горнолыжных курортов. Для жителей центра и севера России лыжный туризм особенно актуален – снег лежит полгода, так что неудивительно, что из года в год с первым снегом электрички наполняются лыжниками. Туристские путешествия осенью и в полярную ночь, комбинированные походы весной относятся к межсезонью. В них могут участвовать только высоко опытные и схоженные туристские группы, в полной мере владеющие тактическими и техническими приемами действий в сложных и своеобразных погодных и климатических условиях межсезонья.

Итак, как мы уже говорили, суровые условия лыжных походов предъявляют повышенные требования к организации спортивного лыжного путешествия (предпоходной подготовке, подбору участников, выбору маршрута, организации питания и т.д.).

13.2. Снаряжение для лыжных походов.

Личное  снаряжение.

Выбор лыж, лыжных креплений, лыжных палок и обуви. Исторически лыжи родились как средство передвижения по глубокому снегу. С появлением в 19-м веке лыжного спорта лыжи стали получать специализацию, появились беговые, горные, прыжковые, туристские, охотничьи лыжи. Друг от друга они отличаются геометрией, материалом изготовления, массой и многими другими характеристиками.

Сейчас подавляющее  большинство лыж – пластиковые, если у вас не сохранилось старых советских лыж в кладовке. Здесь  речь идет именно о материале скользящей поверхности, поскольку в дорогих моделях внутри эффектной пластиковой «обертки» чаще всего скрывается старый добрый деревянный клин (хотя встречаются и иные материалы, вплоть до специального пенопласта). Для туристских целей деревянная скользящая поверхность имеет ряд плюсов, но вместе с тем есть и свои минусы. Деревянная поверхность меньше «отдает» на подъемах, но более чувствительна к налипанию влажного снега. Лыжи с деревянной скользящей поверхностью необходимо периодически смолить, и обязательно соблюдать правила хранения: вставлять распорку между лыж, чтобы они не теряли геометрию и упругость. Вообще, лыжи требуют достаточно тщательного ухода! Лыжи нельзя обрезать по длине, поскольку это навсегда портит заложенную создателями лыжи геометрию. Даже при бережном обращении лыжи имеют ресурс, и рано или поздно портятся: теряют жесткость, закручиваются винтом и т.д.

При выборе лыж  один из первых моментов, на которые  обращают внимание – это их длина или «ростовка». Лыжи для продолжительных походов с рюкзаком выбирают таким образом: совокупный вес лыжника с рюкзаком до 80 кг – 160-170 см, вес до 100 кг – 180 см, вес до 120 кг – 190 см, вес свыше 120 кг – 200 см и больше. Например, если лыжник весит в одежде 80 кг, и тащит рюкзак в 30 кг, то ему подойдут туристские лыжи длиной 190 см. Все лыжи, которые мы упомянем ниже, можно условно разделить на три класса: беговые, лесные и горно-туристские. Эти классы не являются взаимозаменяемыми; другими словами, универсальных лыж не существует, и для разных сфер применения предпочтительны те или иные типы лыж.

Для коротких однодневных  прогулок по готовым лыжням как нельзя лучше подходят обычные беговые  лыжи. Уровень лыж определяется, в основном, уровнем подготовки лыжника, но в дорогих «рэйсинговых» моделях  для туристских целей особого смысла нет, да и жалко их обдирать о всякие неожиданные препятствия прогулочной лыжни. Беговые лыжи «прогулочного» типа часто производят с насечкой на скользящей поверхности – «мультигрипом», или, по простому – «чешуей». Такая насечка ухудшает скольжение вперед, но зато частично предотвращает «отдачу» лыж на подъемах.

У современных  «коньковых» лыж есть одна неприятная для туриста особенность –  слишком слабо загнутые носки. Действительно, для бега по подготовленной трассе высокий носок вроде бы и не нужен: лишний вес, лишнее сопротивление воздуха. Но для малейшей целины или просто заметных неровностей такие лыжи уже не подходят, поскольку зарываются носками.

Относительно  недорогие прогулочные лыжи делают многочисленные производители. У известных фирм, таких как Fisсher, Atomic или Rossignol, есть неплохие модели для «несоревновательного» использования. Эти лыжи обычно чуть шире «рэйсинговых» топ-моделей, а по жесткости и прочим характеристикам не слишком сильно уступают элитным собратьям.

Следующий шаг  в сторону лыжного туризма  – более широкие лыжи класса «backcountry»  или «туринг». Они встречаются  в продаже реже. Часто «мультигрип» на таких лыжах делают почти по всей длине скользящей поверхности. По лыжне они идут еще хуже обычных прогулочных лыж, зато на них уже можно идти по неглубокой целине или пересеченной местности с постоянными спусками и подъемами. Для воскресных вылазок в лесную зону это – практически идеальный вариант. Значительно реже встречается продвинутая разновидность таких лыж с вклеенным под грузовую площадку камусом. Некоторые модели имеют металлический кант, что расширяет область применения: на таких лыжах, при условии использования соответствующих креплений, уже можно совершать интенсивные походы по горам Кольского полуострова или Полярного Урала. Стоит обратить пристальное внимание на то, где кончается кант, и как «оформлено» это деликатное место. У не слишком добросовестных производителей встречается ситуация, когда кант заканчивается ровно на подъеме носка лыжи, и даже немного торчит из скользящей поверхности вперед, навстречу движению. Понятно, что долго такой кант не протянет, обязательно будет вырван при встрече с бревном или камнем.

Для длительного  перемещения по глубокому снегу, в тайге, находят применение лыжи следующего класса, «лесные» или «охотничьи». Для походов эти лыжи не очень удобны. Как показывает практика, полностью исключить тяжелое тропление лыжни они все равно не в силах, а хождение на слишком широких лыжах неудобно. Как промежуточный вариант, одно время пользовались популярностью лыжи «Турист», в основном за счет доступности по цене. Но они непрочные, без канта, и сейчас их применение в туризме свелось к минимуму.

Можно самостоятельно снабдить лесные лыжи металлическим  кантом. Для этого под грузовой площадкой специальным рубанком необходимо выбрать паз, куда переставить канты от старых слаломных лыж или просто подручные полосы металла. Металлические канты нужно тщательно закрепить посадив на клей и саморезы.

Следующий класс  лыж условно назовем «горно-туристские». Это лыжи шириной 7-8 см под грузовой площадкой, с металлическим кантом. Такие лыжи отличаются повышенной прочностью и рассчитаны на самые тяжелые условия эксплуатации: сибирские наледи, ледовые торосы, слегка присыпанные снегом каменные россыпи. Кант является обязательным атрибутом подобных лыж. Часто в носках лыж туристы сверлят небольшие отверстия (диаметром 4-5 мм), для продевания шнурка, что дает возможность тащить лыжи за собой волоком в местах, где идти на них затруднительно. Эти же отверстия могут использоваться для вязки санок-волокуш. К данному классу относятся легендарные лыжи «Тисса-Бескид», производимые ранее Мукачевской экспериментальной лыжной фабрикой в Закарпатье. Своим названием лыжи обязаны гуцульскому слову, в переводе означающему «лесистый хребет».

Сейчас, к сожалению, производство остановлено, фабрика  полностью перешла на изготовление беговых и горных лыж по лицензии Fischer, и купить «Бескид» можно только случайно, «из старых запасов». На этих лыжах выросло не одно поколение туристов-лыжников. От современных импортных аналогов «Бескид» отличался деревянной скользящей поверхностью, из прочных сортов дерева, что давало определенные преимущества в походах с постоянно меняющимися снежными условиями. Еще одно отличие – наборный кант, или «мультикант», – то есть состоящий из отдельных секций, крепящихся на шурупах. Такой кант обладает ремонтопригодностью – в случае поломки или потери отдельных секций канта их можно заменить на новые. Запасные секции можно раздобыть со сломанных аналогичных лыж.

Как альтернативу «Бескидам» некоторые туристы используют обычные горные лыжи, в основном старые, классической (не карвинговой) геометрии. Но горные лыжи более тяжелые, а пластиковая скользящая поверхность требует применения мазей держания или камусов. При использовании мазей возникает еще одна тонкость, о которой обычно забывают: жесткость горных лыж имеет совсем иные характеристики, нежели у беговых, и мазь «работает» совсем не так, как должна. Обычно такие лыжи достаточно мягкие, и скользящая поверхность остается все время в полном контакте со снегом, тем более при троплении. С другой стороны, туристы сталкиваются с более крутыми подъемами, нежели гонщики. Все это приводит к тому, что во избежание «отдачи» лыжу мажут очень густо и по всей скользящей поверхности, причем часто не в температуру. Лыжи все равно проскальзывают назад, при этом и вперед они идут крайне неохотно. Но есть и положительные моменты: горные лыжи прочные, их трудно сломать, и к тому же их обычно не жалко, то есть можно не заботиться о царапинах на скользящей поверхности. Некоторые туристы для создания требуемого эффекта торможения используют стамеску или грубую шкурку. Еще одна хитрость, на которую пускаются лыжники для превращения горных лыж в туристские – это частичное или полное удаление пластика со скользящей поверхности. Этот фокус проделывают со очень старыми горными лыжами типа «Львiв-Слалом», которые по сути своей были полными аналогами «Бескида», но с приклеенным слоем пластика на скользящей поверхности. Этот самый пластик срезают или выжигают (способ применим для партии лыж, где конструкторы применили очень горючий пластик). Пластик можно удалять полностью, а можно только под грузовой площадкой, как кому нравится.

К горно-туристкому классу относятся и лыжи для ски-тура. От обычных горных лыж их отличает меньший вес, часто наличие отверстия в носке и/или в пятке (для транспортировки лыж за собой на веревочке и быстрой вязки волокуш). Для передвижения по ровному месту или на подъеме в гору используют камус – ворсистую ленту, которая скользит только в одном направлении. Камуса бывают клеевые и механические. Клеевой камус достаточно легко приклеить и отлепить, в случае износа клеящей поверхности – нанести клей снова. Механические камуса крепятся к лыже на ремешках. Камус – изобретение древних охотников, только раньше для обеспечения одностороннего скольжения применяли звериные шкуры, а теперь – синтетику и последние достижения в области химии полимеров. Лыжи для ски-тура и камуса оправданы в больших горах, при движении по сильнопересеченному лесу они неудобны.

Помимо ски-тура, для лыжных походов можно использовать еще лыжи для телемарка. Эти лыжи относительно легкие, прочные, с металлическим кантом. В принципе, особых отличий от ски-тура у них нет, но классические лыжи для телемарка несколько уже и по своей геометрии очень напоминают вышеописанные лыжи «Турист». Сейчас появились новые тенденции в телемарке, поэтому вы можете увидеть в продаже и широкие теле-лыжи для свежей целины, и лыжи с выраженной карвинговой геометрией.

Лыжные крепления. Для прогулок и непродолжительных  походов лучше всего подходят жесткие крепления различных  модификаций. Особенно удобны целиковые, которые следует подбирать по размерам обуви. Они легко устанавливаются, а в случае поломки лыжи переставляются без дополнительной подгонки ботинок. Традиционно, отечественные туристы-лыжники использовали несколько типов креплений: производимые промышленностью «прыжковые» («Кандагар»), «универсальные» (по сути – тот же «Кандагар», но хуже качеством), «полужесткие» и разнообразные самодельные вариации на эти же темы. Самый массовый вариант – «универсалки». Традиционно непрочные крепления, но простые и легкие. «Щечки» выполнены из тонкой стали; чем позже год выпуска, тем эта сталь более мягкая. В качестве тросика используется витая пружина, в более старых креплениях – с тросиком внутри, в более новых – без оного, так что вообще непонятно, как она может прослужить, хоть какое-то время. Пружина натягивается простейшей «собачкой» с тремя прорезями. Умельцы изготавливали подобные крепления самостоятельно, часто заменяя тросик капроновой лентой или шнуром, что делало их более ремонтопригодными. Строго говоря, изготавливать нужно было только «щечки». Поскольку их делали «под себя», то никакой регулировки ширины площадки не подразумевалось, и это резко повышало прочность и снижало вес.

Информация о работе Лыжный туризм