Лыжный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:25, реферат

Описание работы

Уже давно доказано, что по силе и разносторонности оздоровительного и эстетического воздействия на человека с лыжным туризмом могут соперничать лишь немногие виды спорта. Лыжные прогулки и походы – эликсир здоровья для всех. Прежде всего, зимний отдых обладает удивительным тонизирующим эффектом. Пребывание на морозе активизирует эндокринные и другие процессы жизнедеятельности организма. И все это происходит благодаря тому, что в морозном воздухе в несколько раз больше, чем в жарком, биологически активных, отрицательных ионов, а сам воздух отличается чистотой в силу адсорбции снегом пыли и газовых примесей. Длительное пребывание на таком воздухе, оказывает исключительное оздоровительное воздействие на человека.

Работа содержит 1 файл

13 Лыжный туризм.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

Большинство лыжных маршрутов в горной местности  проходит по долинам. Особенно лавиноопасны узкие V-образные долины с крутыми  безлесными склонами и долины с каньонами. Опасны также корытообразные безлесные  долины (рис. 24). Лавина, сорвавшись с одного склона, нередко пересекает всю долину, перехлестывает на другой склон и обрушивается на группу или вызывает сход лавины с противоположного склона. Такие долины не следует включать в маршрут. При невозможности обхода движение рекомендуется совершать со всеми предосторожностями по одному с интервалами на всю длину опасного участка (рис. 25).

Как бы ни были удобны для достижения цели заснеженные  кулуары и желоба, подъем по ним  сопряжен с большой опасностью, поэтому  ими нельзя пользоваться для движения.

Микрорельеф, растительный покров и грунтовые воды при любых  формах рельефа существенно влияют на лавиноопасность склонов.

Склон с большим  количеством не засыпанных снегом камней, особенно торчащих вертикально или с наклоном верху гребня, практически нелавиноопасен. Каменные плиты, ориентированные вниз, слабо удерживают снег. На таком склоне лавины неизбежны. Травянистая подстилка значительно уменьшает сцепление снега со склоном и увеличивает возможность схода лавин.

Поросший лесом склон наиболее безопасен несмотря на трудоемкость и замедленность движения по нему. Однако сход лавин возможен и тут, о чем свидетельствуют «прочесы» – постепенно суживающиеся кверху широкие просеки, где растут отдельные деревья и кусты, деформированные частыми снежными потоками. Внизу «прочесов» могут быть нагромождения поваленных деревьев. Пересекать «прочесы» в середине или внизу опасно, самое правильное – подняться и перейти на другую сторону по границе леса или обойти значительно ниже возможного выноса лавины.

Характеристика  снежного покрова. Оценивая характер снега, следует выяснить толщину снежного покрова, памятуя, что лавины начинают сходить уже при слое 50 см. Затем  необходимо установить, какой на склоне снег – новый или старый со множеством разновидностей, неодинаково проявляющих свою лавинную опасность.

Опасные разновидности  свежевыпавшего снега – порошковый и плотный. Порошковый снег (сухой  в виде хлопьев или пуха), выпадающий при минусовых температурах и  безветрии, даже незначительной толщины, лежащий на уплотненном настовом или обледенелом склоне, – враг № 1. И если он сползает под тяжестью лыжника, обнажая плотный слой, считайте это предупреждением и прекратите дальнейший путь. Порошковый снег порождает пылевые лавины, особенно опасные удушающим действием.

Плотный снег образуется при выпадении порошкового или  в результате метелевого переноса ранее выпавшего сухого снега (поэтому его в обиходе называют «переносным»). Плотный снег формируется в виде прочного слоя – доски, которая на наветренных склонах обретает большую плотность. Уплотнению, кроме ветра, может способствовать и плюсовая температура. Такой снег порождает особо опасные, чаще всего встречающиеся лавины – «снежные доски». Сильно уплотненный слой называется ветровым настом. Его поверхность обычно не имеет покрывающего ледяного слоя. На подветренной стороне склона переносной снег нагромождается в виде карнизов или подушек – надувов значительных масс рыхлого снега, который плохо держится, и достаточно незначительных перегрузок, чтобы вызвать лавину.

Разновидностью  старого снега являются фирн и  наст. Фирн представляет собой массу  льдистых зерен, слабо сцепленных друг с другом. Из влажного и сырого фирна  образуются мокрые лавины, обладающие огромной разрушительной силой и цементирующим действием. Оказаться в такой лавине даже на короткое время – смертельная опасность! Сырой фирн, покрывшийся от мороза ледяной коркой, становится настом, который служит хорошим слоем скольжения для свежевыпавшего снега.

В толще старого  снега происходит множество скрытых процессов. Один из них – образование глубинного инея (своеобразной коррозии снега) – обладает опасным следствием: образуется слой слабого сцепления, по которому при малейшем воздействии (крик, выстрел сигнальной ракетой, падение снега, выход человека) срываются лавины. Этот процесс обычно не заметен на поверхности снега. Единственный сигнал предупреждения – характерный глухой звук, похожий на «у-у-ух», сопровождающий оседание снега, что вовсе не увеличивает сцепления слоев и не уменьшает опасности схода лавины. Чтобы убедиться, не попали ли вы на снег с глубинной изморозью, выкопайте ямку. Если между плотными слоями заметен рыхлый слой снега, состоящий как бы из маленьких ледяных шариков или кристаллов, которые, словно песок, ссыпаются с руки, и из них не вылепишь снежка, значит, надо быть осторожнее.

Температура, влажность  воздуха, ветер, освещенность склона. Эти  факторы формируют отрицательные  свойства снежного покрова и определяют его опасное состояние в каждый оцениваемый момент, что нужно всегда принимать во внимание при окончательных выводах о лавинной опасности склона. Поэтому, отправляясь в путешествие, необходимо собрать максимум сведений о том, какая была погода в начале сезона, ибо она оказывает решающее влияние не только на формирование, но и на последующее поведение снежного покрова. Незнание предшествующей погоды может существенно исказить итоги конкретных оценок снежных условий.

Плюсовая температура, повышенная влажность воздуха и  теплый ветер увлажняют и утяжеляют снег, что приводит к уменьшению сцеплений и перегрузкам. Такое состояние снега оценивается как весьма лавиноопасное.

Солнечная радиация, глубоко проникая в толщи снега, разрыхляет его. Неудивительно поэтому, что большинство случаев гибели в лавинах произошло на склонах южной экспозиции в самое теплое время дня – от 12 до 16 часов.

С наступлением весны талые воды, просачиваясь до грунта, уменьшают сцепление снега  с ним и увеличивают эффект скольжения. Не только потепление, но и резкое длительное похолодание может стать причиной повышенной лавинной опасности: сжатие снега приводит к образованию критических перегрузок в зоне максимального растяжения, что способствует отрыву в местах перегибов «снежных досок».

Время. Дневной  график движения нужно строить так, чтобы лавиноопасный склон оказывался на вашем пути ранним утром, а времени до освещения склона солнцем хватило на преодоление опасного участка. Туристы зачастую пренебрегают этим известным выстраданным правилом.

Обобщённый опыт специалистов-лавинщиков и горных спортсменов рекомендует отказаться от попытки преодоления склона, как лавиноопасного, когда:

1) идет или  только что прошел обильный  снегопад;

2) необходимо  пересечь гладкий склон крутизной  более 25-30° без камней, деревьев  и кустов, обильно покрытый рыхлым сухим снегом, лежащим на твердом слое;

3) на данном  склоне или в других сходных  местах наблюдаются следы снежных  лавин или оползни снега;

4) произошло  оседание снега с характерным  звуком «у-у-ух», что свидетельствует  о наличии слоя слабого сцепления – «глубинного инея»;

5) над склоном  нависают значительные снежные  карнизы;

6) склон освещен  солнцем, снег сырой, наблюдаются  «снежные улитки» – самопроизвольное скатывание со склона снежных колобков;

7) резко упала  видимость.

Приняв решение  о преодолении препятствия, необходимо выработать тактический план: выбрать основное направление движения и запасные пути, определить порядок следования группы и наметить действия при чрезвычайных обстоятельствах, определить необходимое время на преодоление препятствия, а также время начала и окончания движения. В принятии решения, как и в оценке обстановки, должны участвовать все члены туристской группы.

Выяснить мнение всех желательно не только потому, что  «свое» решение и выполняется  охотнее, дело еще и в другом: невольно присутствующие в суждениях каждого погрешности, имеющие случайный характер, как бы компенсируются при суммировании мнений.

Главное в выборе плана действий – умение выявить  отрицательные и положительные  моменты в комплексе оцениваемых позиций и соизмерить их последствия.

Например, при  выборе оптимально безопасного пути движения по лавиноопасному склону наряду с обеспечиваемой безопасностью обязательно возникнут «неприятности»: путь окажется более длинным; потребует больших затрат физических сил, времени и применения средств страховки; будет связан с нежелательным набором высоты и т. д.

Наилучшим решением следует считать то, которое обеспечивает максимум безопасности при минимуме осложняющих маршрут обстоятельств.

Направление движения следует выбирать под защитой  препятствий на пути возможной лавины (участки камней, выступающих из-под снега, кусты и деревья), а также по выположенным участкам выше перегибов, уступам склонов, контрфорсам, каменистым и заснеженным гребням, даже если это удлинит путь и потребует нежелательного набора высоты (рис. 26). Заснеженные склоны следует проходить выше линии основного снегосбора, склон с твердым слоем снега – в верхней, а с рыхлым – в нижней выположенной части; по наветренному и теневому склону движение безопаснее, чем по подветренному и солнечному.

Перед началом  преодоления склона руководитель должен организовать движение и настойчиво добиваться выполнения намеченного плана.

Вначале необходимо выставить на безопасное место с  хорошим обзором преодолеваемого  отрезка наблюдателя и установить сигнал предупреждения о лавине. Наблюдатель смотрит за движением и фиксирует в случае схода лавины место исчезновения участника.

Важно проверить  состояние снега на пути следования: первый турист, застрахованный с помощью  основной веревки, проверяет, не дает ли снег осадки, не происходит ли его сползание. При неустойчивом состоянии снежного покрова надо немедленно отказаться от избранного пути.

Прежде чем  начать движение, каждый обязан застегнуть капюшон, заправить штормовку в брюки, вынуть руки из темляков лыжных палок, ослабить плечевые ремни рюкзака, лыжные крепления, распустить лавинную ленту. Руководитель еще раз напоминает порядок действий в случае схода лавины, а также путь, по которому целесообразно скатываться, и местные предметы, за которыми можно укрыться от нее.

При движении участники  должны соблюдать установленную  дистанцию (не менее 100 м), идти след в  след впереди идущего, не кричать, не делать резких движений и без необходимости не останавливаться.

Зонды и лопаты, если они оказались не у всех членов группы, необходимо переправлять так, чтобы они были у участников на той и другой стороне преодолеваемого склона. Совет переправлять их с одним из участников следует признать неправильным: при попадании этого участника в лавину группа лишится всего противолавинного снаряжения.

Заметив начало схода лавины, наблюдатель и все  остальные криком предупреждают  идущего об опасности, а при его исчезновении, замечают место, где попавший в лавину исчез.

Идущий должен стараться выкатиться к краю лавины или укрыться за местным предметом, освободиться от палок, сбросить рюкзак, а в последний момент и лыжи. Как показывает опыт, те, кто успевал сделать это, оставались не засыпанными или откапывались сами. В случае попадания в лавину надо попытаться удержаться на поверхности снега. Оказавшись в снегу, следует подтянуть колени к животу (сгруппироваться), прикрыть рот руками, а после остановки стараться расширить в снегу пространство перед лицом и грудью, не терять спокойствия, стараться откопаться. Кричать рекомендуется, только если оставшиеся на поверхности товарищи находятся над засыпанным. Вот как описывают свое поведение и состояние побывавшие в лавинах:

«...Отбросил палки, сбросить рюкзак не успел – упал. Работая руками, старался удержаться на поверхности. Некоторое время удавалось, потом накрыло с головой. Стало выворачивать ноги – лыжи так и не слетели с ног. Вдохнул снег, с силой выдохнул его. При дальнейшем движении увидел светлый снег перед глазами, разгреб его. Окончательно откопали товарищи».

«...Когда засыпало, сделал перед лицом «воздушный мешок». Мог свободно двигать руками, достал ножик и отрезал лямки рюкзака. Увидел, где светлее всего, и палкой стал пробивать снег. Палку заметили товарищи и через полчаса откопали. Находился на глубине около 2 м».

Участники, избежавшие лавины, должны немедленно организовать спасательные работы, помня, что от их оперативности зависит судьба попавших в лавину. Опыт показывает, что живыми остаются те, кого удается откопать в течение 20-60 минут и, очень редко, – после 1,5-2 часов, хотя известны случаи откапывания живыми после нескольких дней пребывания в лавине!

Действия оставшихся наверху сводятся к следующему:

Информация о работе Лыжный туризм