Лыжный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:25, реферат

Описание работы

Уже давно доказано, что по силе и разносторонности оздоровительного и эстетического воздействия на человека с лыжным туризмом могут соперничать лишь немногие виды спорта. Лыжные прогулки и походы – эликсир здоровья для всех. Прежде всего, зимний отдых обладает удивительным тонизирующим эффектом. Пребывание на морозе активизирует эндокринные и другие процессы жизнедеятельности организма. И все это происходит благодаря тому, что в морозном воздухе в несколько раз больше, чем в жарком, биологически активных, отрицательных ионов, а сам воздух отличается чистотой в силу адсорбции снегом пыли и газовых примесей. Длительное пребывание на таком воздухе, оказывает исключительное оздоровительное воздействие на человека.

Работа содержит 1 файл

13 Лыжный туризм.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

Вставание после  падения при спусках. Туристы-лыжники  должны научиться вставать после  падений на склонах. Первейшее правило  – помощь товарищей упавшему, особенно женщине, обязательна.

При падениях на склонах с глубоким и рыхлым снежным покровом, когда опора на палки не дает эффекта (они проваливаются в снег под нагрузкой), разумней всего снять рюкзак, развернуться так, чтобы лыжи оказались ниже тела и перпендикулярно линии склона, сгруппировать корпус и, опираясь на палки, положенные вместе на снег, встать, отряхнуть снег и надеть рюкзак. Попытки встать в таких условиях, не снимая рюкзака, как правило, безуспешны, а сил и времени тратится много.

На склоне с  твердым снегом следует подтянуть  лыжи к корпусу, надежно упереть их в снег и, опираясь на палки, сложенные вместе, подняться (рис. 22). Сильные лыжники делают это, не снимая рюкзака.

13.4. Тактика  лыжных путешествий.

Как и любой  другой поход, путешествие на лыжах  должно быть посильным и максимально безопасным для его участников, в то же время оно должно быть насыщенным, интересным, содержать определенную спортивную нагрузку. Как оптимально совместить то и другое? До отъезда на маршрут руководитель похода на собрании группы обязан рассказать участникам, в каком режиме пройдет путешествие: в «отдыхательном» или спортивном. Главная роль в расставлении приоритетов принадлежит руководителю, т.к. именно он готовит поход. Однако, основные «изюминки» маршрута, а также тактические действия группы должны знать все участники, чтобы понимать своего руководителя и знать его мотивацию. В первую очередь выбирается район похода. На его выбор влияют: новизна, красота маршрута, сложность района, транспортные (читай: финансовые) возможности. Сложность района – это в первую очередь, наличие перевалов и вершин определенной категории трудности, во вторую очередь климатические и другие факторы. Понятно, что ехать в такой далекий район, как например Кодар, чтобы пройти там поход 2 к.с., несколько нецелесообразно, т.к. для этого забайкальского хребта характерны перевалы 2А-2Б к.тр. Да, и дорогое это удовольствие. Для «двойки» вполне подойдет и Кольский полуостров.

Выбор района обязательно  должен увязываться со временем его  посещения. При подготовке маршрута следует выяснить погодные условия местности, чтобы правильно выбрать сезон, пойти именно тогда, когда погода благоприятствует. Для января месяца, например, условия Приполярного Урала будут экстремальными и надо хорошенько подумать прежде, чем планировать туда маршрут в это неблагоприятное для туризма время. Для туристов-лыжников еще очень важна толщина снежного покрова, т.к. количество снега может кардинально повлиять на скорость группы. Все это должен знать руководитель. Весьма желательно, чтобы он или кто-то из участников уже побывал в этом или подобном районе прежде, и был бы готов к преодолению характерных для этого района препятствий. На этот момент, кстати, обращает внимание и маршрутная комиссия при рассмотрении заявки на поход.

 Если мы  отправляемся в путешествие в  труднодоступный район (каковыми в России являются практически все горно-таежные районы), то нитка похода должна как минимум начинаться и заканчиваться в местах, куда можно подъехать. Поэтому надо заранее выяснить транспортные возможности района. Для непосредственного планирования нитки маршрута необходимо запастись классификатором перевалов, т.е. знать, где и какие перевалы находятся, и какая у них трудность (годятся ли они для заявленной категории сложности маршрута). Такие сведения содержатся в «Перечне перевалов среднегорья» или справочнике «Высокогорные перевалы» (в зависимости от района). Лучше всего иметь карту, на которой нанесены все перевалы и указана их трудность. Кроме карт, необходимо тщательно изучить отчеты, составленные предшественниками. Переснять описания перевалов, восхождений и кроки подходов. Труды предшественников можно найти в туристских библиотеках или в Интернете, где перед походом руководителю предстоит провести немало времени. Ваш маршрут должен содержать перевалы различных категорий трудности. Наиболее сложные из них называют – определяющими, т.к. именно они в основном задают общую категорию сложности похода.

Маршруты бывают линейные, кольцевые, линейно-кольцевые  и другие более сложной конфигурации. Линейный маршрут имеет различные точки старта и финиша, и его нитка нигде не пересекается. На кольцевом маршруте – начальная и конечная точка пути совпадают. Наиболее оптимальны линейно-кольцевые маршруты. Линейный маршрут позволяет охватить очень большой район, увидеть много интересного, но имеет и минусы – большой переносимый вес рюкзака и, как правило, отсутствие возможности сократить маршрут. На этапе планирования путешествия обязательно необходимо предусматривать запасные варианты маршрута. Резервные варианты нужны на наиболее сложные участки. Как правило, надо, чтобы сложный перевал (определяющий) можно было обойти через более простой. К запасным вариантам причисляют, и варианты аварийного выхода из района на случай чрезвычайных происшествий, они должны проходить вниз по долинам рек в цивилизацию и лежать через простые перевалы. Следует также учесть, что при равной протяженности и сложности более предпочтительным является возвращение по пройденному пути, там есть лыжня, там вы уже были и знаете, куда и как идти.

Теперь следует  разбить маршрут по дням. Средний  дневной переход в лыжном походе составляет 15-18 км. Это для горно-таежных районов, в тундре можно закладываться на 20-25 км. На протяженность дневного перехода влияют такие факторы: проходит ли он в безлесной зоне или в лесу, вверх вы идете или вниз, по речке или нет. Первые факторы ускоряют движение, последние наоборот замедляют ваш темп. Очевидно, что скорость преодоления технических препятствий надо рассчитывать отдельно. Например, преодоление каньона с замерзшими водопадами длиной всего в несколько километров может занять весь день. Поэтому важно по возможности ознакомиться с описаниями не только отдельных перевалов, но и долин, и подходов к перевалам. Планируя график, нужно учесть, что в конце путешествия за день вы будете проходить в среднем больше чем в начале: легче рюкзак, люди втянулись в походный режим. Протяженный поход никогда не будет пройден строго по графику, даже очень тщательно проработанному. Все предвидеть нельзя, неожиданности будут приводить к изменению графика, как в одну, так и другую стороны, и погрешность будет постепенно только накапливаться. К сожалению, чаще приходится сталкиваться с задержками, нежели с опережением. Поэтому, дневки и запасные дни на непогоду, просто необходимы! Здесь правило такое: один запасной день на каждые 5-7 дней похода.

Одно из главных  правил тактики лыжного похода, гласит: перевалы и технически сложные участки надо проходить в первой половине дня. Почему? Технический участок – наиболее непредсказуемая вещь. Здесь может вмешаться все: погода, необычно большое количество снега и т.д. Поэтому необходимо иметь запас времени. Еще более важное обстоятельство – безопасность. Во второй половине дня в горах возрастает лавиноопасность, и надо постараться накануне подойти под самый перевал, а утром, пока снег еще не раскис, «взять» его. Не лишним бывает вечером направить пару человек протропить лыжню на завтра, а в сложных походах выслать часть группы на «обработку» перевала (провесить начало подъема веревками).

При выборе места бивака в лесной зоне определяющими факторами являются: наличие дров, наличие удобной площадки, защищенность от ветра, наличие открытой воды. Находясь в тундровой зоне, следует выбирать место стоянки исходя из: лавинной безопасности (в горах), закрытости от ветра, удобства площадки, наличия снега для строительства ветрозащитной стенки. В таежных походах охотничьи избушки, сами по себе представляют интерес, ночевки в них оставляют незабываемые впечатления, несут особый колорит. Однако помните, практика показывает, утренние сборы в избушке, как ни странно, длятся дольше. Но не стоит полагаться на домик, лишь обозначенный на карте, его уже давно может не существовать. Стоит рассчитывать на теплый ночлег, только в тех избушках, про которые есть свежие сведения, что они пригодны для жилья.

На этапе планирования похода надо определиться, как группа будет обедать на маршруте. Либо готовить на костре (примусах) либо только перекусывать. В короткий зимний день горячий обед – непозволительная роскошь. Он отнимет не менее 2 часов светового времени. И наоборот, весной в северных регионах, вполне можно устроить продолжительный обеденный привал, можно даже поставить палатку и отобедать внутри, что особенно приятно в ненастную погоду. 

Движение в  походе должно быть организовано безопасно и оптимально быстро. В опытных и схоженных группах можно не назначать порядок движения и отказаться от определения каждый день замыкающего. Чтобы не возникало разрывов, следует поставить участников идущих медленно поближе вперед (если конечно нет сложной тропежки, в этом случае даже идя сзади, они отставать не будут). Преимущественно сзади следует идти ремонтнику, и уж ни в коем случае, он не должен уезжать далеко вперед на спусках. Перед привалом следует сбавить темп движения. На привале – утеплиться. Садиться на рюкзак можно, но так, чтобы не деформировать его укладку и не раздавить хрупкие предметы.

В одиночку долго  тропить лыжню сложно, поэтому  необходимо меняться. В случае глубокой тропежки, лидер просто делает шаг в сторону, это служит сигналом второму, что ему надо идти вперед, теперь его очередь. В это время бывший лидер пропускает всю группу (или ее часть) и встает последним. Таким образом, обеспечивается поочередная смена тропящего. Бывает и так, что тропить лыжню с рюкзаком из-за глубокого снега оказывается просто невозможно. Тогда лидер бросает рюкзак и прокладывает лыжню налегке, при этом большая нагрузка ложится на второго, который, идя с грузом проваливается глубже. Через некоторое время первый сменяется, возвращается по готовой лыжне за рюкзаком и встает в конце группы, а второй, оставив рюкзак, продолжает его нелегкое дело. Такую тактику называют «первый без рюкзака». В особо тяжелых случаях двое первых идут без рюкзака или, например, второй уже идет с рюкзаком, но без санок, а третий уже со всем грузом.

Двигаясь в  безлесной зоне, разделяться группе не следует, т.к. неожиданная изменившаяся погода может замести лыжню и  сократить видимость, а это может  легко привести к чрезвычайной ситуации. Темп движения должен подбираться, исходя из возможностей самого слабого участника группы. Этот момент не может быть предметом обсуждения. Руководитель должен регулировать вес рюкзаков, выделять наиболее сильных участников для внеочередной тропежки или направлять их на разведку. Умелое чередование движения и отдыха исключает перегрузки и переутомление, способствует бодрости и хорошему настроению. Первый малый привал рекомендуется назначать через 20-30 мин после начала движения. На нем туристы снимают лишнюю одежду, поправляют лыжные крепления, подтягивают ремни рюкзака и т. д. Для несложных походов соотношение длительности переходов и привалов, как правило, составляет 45/15. В походах более высоких категорий оно меняется, и может составлять 60/10. В условиях глубокой тропежки, когда скорость тропления определяет скорость всей группы, можно устраивать раздельные привалы, чтобы «изготовление» лыжни не прекращалось ни на минуту. К примеру, первый участник, отработав лидером, возвращается к рюкзаку и отдыхает самостоятельно, потом он легко догоняет группу по проложенной всеми участниками лыжне.

При разработке маршрута необходимо исключить движение по шоссе или дорогам. Если избежать этого невозможно, то руководитель обязан разъяснить порядок следования группы в необычных условиях: на шоссе группа движется колонной по одному по левой обочине навстречу транспорту. Руководитель находится в середине или сзади, несколько правее колонны.

Прежде чем  пересечь шоссе (железную дорогу), группа останавливается, снимает лыжи на обочине. Если не видно и не слышно машин или поезда, то по команде руководителя группа быстро переходит дорогу. Если шоссе (железную дорогу) необходимо пересечь вблизи поворота, то к нему направляется один из участников группы и подает сигнал о возможности перехода или о приближении машины (появившемся вдали поезде).

Группа не имеет  права уходить с привала (места  бивака), пока тщательно не уберет все  за собой. Костер, разведенный даже на снегу, обязательно надо забросать  снегом, чтобы погасли все угли.

При планировании похода приходится также задумываться о том, чтобы место ночевки было хоть как-то удалено от населенных пунктов. Дело в том, что местные жители не везде одинаково дружелюбны. Следует поинтересоваться до похода, какая в данном районе обстановка. Причинами неприятностей могут стать межнациональные конфликты, хулиганы, зеки. Из этого следует, что ночевать накануне завершения похода (коль скоро нельзя уехать вечером) следует примерно в одном переходе от цивилизации, чтобы рано утром прийти в поселок.

13.5. Особенности обеспечения безопасности в лыжном туризме

1. Одной из  самых распространенных причин  травмирования в зимнем туризме  является падение при спуске  на лыжах. Общей рекомендацией  для исключения подобных травм  является запрещение спуска на  лыжах с незнакомых склонов,  особенно с грузом, который значительно снижает устойчивость лыжника. Следует придерживаться на спусках небольшой скорости, при которой турист может владеть лыжами. Скорости «гасят» в экстренных случаях технически правильно выполненным падением. Технику внезапных остановок на спусках, включая падения, необходимо освоить на тренировочных выходах до похода.

Правильное выполнение приема внезапной остановки падением заключается в том, что турист должен резко перейти из положения  стоя в сидячее и затем падать назад вбок от лыж. При этом лыжи сами развернутся поперек движения и помогут торможению. Приседать и падать надо мимо лыж, иначе легко превратиться в нагруженные неуправляемые санки.

2. В походах  следует запрещать свободное  катание со склонов во время  отдыха, так как травма или поломка лыж может поставить группу в тяжелое положение.

3. Меры самостраховки  туриста при траверсировании,  подъеме или спуске «лесенкой»  заключаются в постоянной готовности туриста к самозадержанию в случае потери равновесия. Для этого используют ледорубы, лыжные палки, обращенные штычками к склону. Для увеличения сцепления со снегом, фирном, льдом используют «кошки», а также репшнур, многократно обмотанный вокруг лыжи у крепления. Последний способ считается аварийным, когда торможение необходимо, а другого снаряжения нет. Репшнур или веревка делают лыжника неустойчивым, при этом возникает риск потянуть голеностоп. Кроме того, шнур истирается и не годится в дальнейшем для страховочных работ.

Информация о работе Лыжный туризм