Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:25, реферат
Уже давно доказано, что по силе и разносторонности оздоровительного и эстетического воздействия на человека с лыжным туризмом могут соперничать лишь немногие виды спорта. Лыжные прогулки и походы – эликсир здоровья для всех. Прежде всего, зимний отдых обладает удивительным тонизирующим эффектом. Пребывание на морозе активизирует эндокринные и другие процессы жизнедеятельности организма. И все это происходит благодаря тому, что в морозном воздухе в несколько раз больше, чем в жарком, биологически активных, отрицательных ионов, а сам воздух отличается чистотой в силу адсорбции снегом пыли и газовых примесей. Длительное пребывание на таком воздухе, оказывает исключительное оздоровительное воздействие на человека.
4. При движении по узким каньонам следует наблюдать за снежными надувами, карнизами, ледовыми стенами и наплывами, отмечая и обходя места со следами обвалов снега и льда. По особо опасным участкам проходят по одному в ускоренном темпе. Прохождение таких мест нужно планировать на время с устойчивой морозной погодой. Запрещается движение по узким каньонам с нависающими козырьками во время или сразу после снегопада или сильной метели, в условиях плохой видимости или при раскисающем снеге. В этих условиях необходимо найти другой, безопасный вариант пути или дождаться устойчивого состояния снежного покрова.
Движение по плато с обрывами и каньонами следует планировать только при хорошей погоде, когда эти потенциально опасные участки хорошо просматриваются. При резком ухудшении погоды на этапе подъема к плато необходимо немедленно вернуться вниз в безопасную зону, при нахождении на плато - движение прекратить и быстро организовать бивак с защитой палатки от ветра. В случаях крайней необходимости допускается продолжение движения в условиях пониженной видимости.
При этом группа должна двигаться компактным коллективом, по одной лыжне. Необходимо организовать передовую двойку-связку для страховки на случай срыва с карниза или вертикального обрыва. В таких условиях запрещается самостоятельное, отдельно от группы, движение участников с целью поиска рационального пути или удобного места спуска. Руководитель обязан двигаться в основной группе, чтобы в случае срыва туристов распорядиться действиями оставшихся.
5. При движении
по руслам рек и водоемов
соблюдают дистанцию между
Движение по
таким участкам допускается только
в крайних случаях при
Для оказания помощи провалившемуся, следует как можно быстрее достать или изготовить подручные спасательные средства. К таким средствам относится веревка, которую при выходе группы на реку укладывают сверху, положив ее под клапан. Она должна находиться у замыкающего – он быстрее, чем передние, увидит происшествие и окажет помощь. Подручным средством могут быть и соединенные лыжные палки. Спасательное средство нужно протянуть пострадавшему из положения «лежа», стараясь при этом находиться как можно дальше от опасного участка. Вытаскивающему нужно закрепиться (зацепиться) на льду, так как пострадавший может притянуть к себе спасателя. Вылезать из пролома следует в положении «лежа», не вставая на колени. При первой возможности нужно освободиться от рюкзака, навалив его на край пролома. Это поможет снизить удельное давление на краевой участок льда.
Вытащив пострадавшего, быстро организуют бивак (разводят костер или зажигают все примусы в палатке), переодевают в запасной комплект одежды и согревают чаем или другими согревающими средствами. При переодевании полезно растереться сухой шерстяной одеждой, а затем интенсивно помахать руками и ногами или побегать.
При прохождении незамерзший реки следует вначале поискать выше или ниже по течению замерзший участок, искусственный или снежный мост. Такие участки проходят по одному со страховкой с берега, при этом первый участник - разведчик идет без груза. Пересекать ненадежные ледовые участки и снежные мосты на реках нужно на лыжах для снижения удельного давления на снег или лед. Если таких участков поблизости нет, переправу организуют так же, как и в летних условиях.
Вначале выбирают участок реки, где она на взгляд достаточно мелкая, а ниже по течению нет выступающих камней, кустарника, плавника, застрявших льдин, за которые может зацепиться страхующая веревка. Выбрав место переправы, организуют переход первого туриста. Он должен снять ботинки, оставшись в толстых носках, приготовить запасную одежду: брюки, носки, закрепить лыжи под клапаном рюкзака. При переходе удобно пользоваться сдвоенными лыжными палками в качестве дополнительной опоры. Перейдя реку, участник должен быстро переодеться, развести костёр, а затем закрепить веревку для переправы остальных. В глухих таежных районах допускается переправа по клади (по поваленному поперек русла дереву).
6. Меры против переохлаждения и отморожения.
Профилактика этих, самых распространенных в зимнем туризме видов травм, предусматривает комплекс мер, включающий правильный выбор снаряжения, умелую тактику передвижения и регулярный контроль состояния участников на марше.
Количество надетого на участнике теплоизоляционного снаряжения должно соответствовать темпу движения и охлаждающему воздействию среды. Нужно стремиться, чтобы организм всегда находился в оптимальных температурных условиях. Поэтому в начале движения следует надеть дополнительную одежду (пуховую или ватную куртку, свитер), а спустя 10-30 мин., когда организм разогреется движением, часть снаряжения можно снять. При сильных ветрах, которые «продувают насквозь», полезно надевать ветрозащитные куртки и брюки (или комбинезон). Они не должны стеснять движений и быть, по возможности, легкими. Наиболее практичным материалом для изготовления такого снаряжения являются коландрированный капрон, болонья, легкий, но плотный брезент.
На остановках следует надевать дополнительное снаряжение, чтобы не дать организму остыть.
При очень сильных
ветрах и низкой температуре воздуха
нужно защитить пах. Для этого
под ветрозащитные брюки
Влияние тактики движения на профилактику переохлаждения заключается в правильном выборе темпа движения, регламента остановок и дистанции между участниками. Следует периодически осматривать открытые части тела, что поможет избежать отморожения. Даже при незначительной потери чувствительности пальцев ног и рук, являющейся признаком начала отморожения, рекомендуется остановиться и оттереть или отогреть замерзшие части тела на животе, под мышками.
Отогреть ноги можно энергичными махами до появления боли и чувствительности в пальцах.
Если это не
помогает, нужно снять ботинки, носки
и растереть ноги (обе одновременно)
сухим материалом (не снегом!). Применяют
также согревание ног на животе товарища
и в теплой ванне. После согревания отмороженного
участка в течение получаса его следует
забинтовать и максимально утеплить. Надо
помнить, что каждый участник должен при
малейшей потере чувствительности части
тела сказать об этом руководителю или
товарищу и принять меры к немедленному
отогреванию. Ложный стыд или пренебрежение
могут не только привести пострадавшего
к тяжелым последствиям, но и поставить
группу в критическое положение, сорвать
поход. Чтобы избежать общего переохлаждения
организма (например, при длительном нахождении
в лавине или вне группы в недостаточно
теплой одежде) следует быстро организовать
бивак, поставить палатку, раздеть пострадавшего
и применить растирание и массаж.
Опасности зимнего маршрута.
Проблема обеспечения безопасности в туризме вообще и в лыжном туризме в частности – важнейшая. Слишком тяжела расплата пусть даже за самые высочайшие и выдающиеся спортивные достижения.
Нельзя сказать, что федерации туризма не уделяют должного внимания обеспечению безопасности туристских путешествий. В основе этой работы – мероприятия профилактического характера. Главное среди них – обучение туристским навыкам, знаниям и умениям всех, кто отправляется в походы, от новичков до участников и руководителей сложных походов, а также проверка готовности групп перед выходом на маршрут. Во время проверок комиссии лыжного туризма, маршрутно-квалификационные комиссии и подразделения МЧС должны убедиться в знании теоретических основ и практических умений туристов. В противном случае группы лишаются права выхода на маршрут. И тем не менее ЧП происходят ежегодно. Подавляющее большинство участников групп, в которых произошли несчастные случаи, обычно выделяют три категории причин: неблагоприятные обстоятельства случайного характера; отсутствие достаточного количества современного страховочного снаряжения и средств связи с МЧС; несовершенная организация спасательных мероприятий.
Подавляющее большинство несчастных случаев в лыжном туризме произошло в результате схода лавин. Из-за лавин погибли две трети туристов, одна треть – в результате замерзания, падения с крутых склонов и болезней на маршруте.
Вывод: лавины –
главная причина гибели туристов-лыжников.
Это убедительно
Наиболее тщательно изучаются обстоятельства и причины схода лавин. Установлено, что в 18 из 22 случаев гибели от лавин причинами схода были неправильные действия групп на заснеженных склонах, в 4 случаях несчастье произошло, когда группы находились на биваке. Это говорит о неумении правильно выбирать оптимально безопасный путь движения по заснеженному склону и безопасные места биваков, а значит, о тактической безграмотности туристов.
Статистические данные подтверждают известное положение, что лавины чаще всего сходят в середине дня. Именно на это время пришелся сход большей части лавин, а число погибших составило 68%. Зафиксированы также случаи схода лавин ночью.
Помните: каждый заснеженный склон является потенциально лавиноопасным в любое время дня и ночи.
Особого внимания заслуживают следующие данные. Из общего количества туристов-лыжников, попавших в лавины, 26% оказались засыпанными снегом на небольшой глубине и выбрались сами или с помощью товарищей. Обычно удавалось откопать почти всех своих товарищей, но живыми – только 18% из них, если это делалось в течение 30 минут. Спасти остальных уже не было возможности: слишком долго пострадавшие находились без воздуха. Причина трагедий – отсутствие у каждого участника полного комплекта лавинного снаряжения.
Как свидетельствует печальный опыт, навыками критического, всестороннего и объективного анализа реальных условий снежной обстановки и умением выбирать безопасный путь движения в достаточной степени владеют лишь немногие туристы, поэтому мы сочли необходимым поделиться некоторыми практическими советами по этим вопросам, в частности по методам оценки лавиноопасности склона.
Вы подошли к заснеженному склону, по которому намечено движение группы. Не спешите начать его и не поддавайтесь очарованию кажущейся безопасности снега.
Крутизна, форма и ориентация склона формируют снегонакопление и определяют лавинную динамику снежной массы. Особую опасность, даже при небольшом количестве снега, представляют склоны от 25° до 50°: на них хорошо удерживается выпадающий и переносной снег, накапливаясь вплоть до критической массы. Отмечаются случаи схода лавины со склонов крутизной 15°-20°. Склоны круче 60° обычно считаются нелавиноопасными, поскольку снег с них скатывается и не накапливается в количествах, достаточных для образования лавин.
Особую осторожность следует проявлять при встрече с полого-вогнутой формой склона, в понижении которой скапливаются большие массы снега, готовые низвергнуться, стоит только подрезать снежный покров лыжным следом. Самое правильное – обойти такое место.
На склонах смешанной формы (рис. 23) отрыв лавины обычно происходит на участке перегиба, характеризующегося неустойчивостью снежного покрова, из-за расположенного снизу участка сползания снега. Выход группы на такой участок нарушает устойчивое состояние, что приводит к превышению предела прочности и разрыву снега в зоне максимального напряжения, вследствие чего неизбежна лавина. Опасность такой лавины заключается в том, что на группу обрушивается масса снега, набравшего большую скорость, поскольку отрыв бывает значительно выше нахождения группы. Пересекать такой склон безопаснее на выположенном участке выше перегиба.
Наиболее лавиноопасны предперевальные верховья лощин, где обильное снегонакопление формируется на трех сторонах, и с каждой из них возможен сход лавины. Самый безопасный путь преодоления таких участков – отказ от движения с подрезанием склона. Правы руководители, которые ведут группу на перевал, прижимаясь к гребню одного из боковых отрогов, выше границы основного снегосбора, или по гребню.