Лыжный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:25, реферат

Описание работы

Уже давно доказано, что по силе и разносторонности оздоровительного и эстетического воздействия на человека с лыжным туризмом могут соперничать лишь немногие виды спорта. Лыжные прогулки и походы – эликсир здоровья для всех. Прежде всего, зимний отдых обладает удивительным тонизирующим эффектом. Пребывание на морозе активизирует эндокринные и другие процессы жизнедеятельности организма. И все это происходит благодаря тому, что в морозном воздухе в несколько раз больше, чем в жарком, биологически активных, отрицательных ионов, а сам воздух отличается чистотой в силу адсорбции снегом пыли и газовых примесей. Длительное пребывание на таком воздухе, оказывает исключительное оздоровительное воздействие на человека.

Работа содержит 1 файл

13 Лыжный туризм.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

Иглу (рис. 13) –  более сложное сооружение из снега, – однако, построив ее один-два раза, вы обретете требуемые навыки. Строится иглу следующим образом:

1. С помощью  шнура или лыжи вычертить круг–пол  хижины. Диаметр иглу определяется  числом участников группы. Однако  начинать учиться строить ее желательно с небольшого размера.

2. Место для  строительства иглу выбирается  в зависимости от наличия твердого  настила. Плиты для первого  ряда вырезаются размером 60×40×20 см, а для последующих – несколько меньшими. Они ставятся настовой поверхностью внутрь.

3. Плиты первого  ряда устанавливаются под углом  20-25°и срезаются наклонно, чтобы  выкладывать последующие ряды  по спирали с увеличением наклона  за виток примерно на 5°. В  этом случае угол наклона верхних  рядов будет около 45°, а диаметр  отверстия – не более 50-70 см.

4. Надежность  конструкции иглу достигается  сферической формой, укладкой плит  со спирали и формой плит, внешняя грань которых больше внутренней, что не дает возможности плите провалиться внутрь.

5. Устойчивое  положение плиты (например, № 36) будет при трех точках контактирования: по нижней грани – двумя угловыми точками (А и Б), а с предыдущей плитой (№ 35) – верхним правым углом (В). Заметное сближение хотя бы двух из трех точек контакта лишает плиту устойчивости.

6. Перед установкой  очередной плиты ей придается  форма трапеции желаемых размеров. Подгонка плиты производится на стене: боковые грани смежных плит подрезаются так, чтобы достигалось надежное контактирование во всех трех точках.

7. Окончательно  плита ставится так: вначале  – вертикально на нижнюю грань,  потом, медленно наклоняя ее вверх внутрь хижины, добиваются плотного прилегания смежных плит в верхней точке (В). Нужный наклон достигается подрезанием грани или легким постукиванием по плите снаружи.

8. Все вертикальные  стыки плит нижнего ряда должны  перекрываться плитами верхнего ряда, а некоторые плиты (например, № 37 и 45) перекрывают два стыка, иначе с уменьшением диаметра спирали плиты уменьшаются настолько, что опорные точки сблизятся, и плиты в верхних рядах потеряют устойчивость.

9. Отверстие  вверху закрывается плитой – после выравнивания верхней грани последней спирали.

10. Щели между  плитами затыкают кусками плотного  снега и забиваются рыхлым  снегом.

11. Традиционно  вход в иглу делается в виде  лаза ниже уровня пола. В нашей  практике лаз устраивается на  уровне пола (на рис. 13 – справа) и закрывается изнутри рюкзаком или занавеской (к.-л. материал, пенопластовый коврик и др.).

Опыт показывает, что менее трудоемко построить две небольшие смыкающиеся одна с другой иглу, чем одну большую на всю группу. Во всяком случае, начинающие должны не пренебрегать этим советом. 

Лыжная техника.

Подъемы. В зависимости  от крутизны и протяженности склона, а также характера снежного покрова подъем можно осуществлять ступающим шагом, елочкой, полуелочкой, лесенкой, лесенкой наискось и зигзагом (рис. 14).

Вступающим, шагом  поднимаются на ровных и пологих  склонах. При этом туловище следует  наклонять несколько больше вперед, а руками более сильно опираться  на палки. При «отдаче» лыжи нужно  ставить с прихлопом. Полуелочкой  поднимаются на более крутых склонах, двигаясь по ним наискосок: лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, а другая – несколько развернутой в сторону. Подъем елочкой применяется на склонах средней крутизны: носки лыж широко разводятся в стороны, и лыжи твердо ставятся на внутренние ребра с поочередной опорой на палки, штырьки которых втыкаются в снег позади лыж. Чтобы носки лыж при перестановке не зарывались в снег, следует одновременно приподнимать носок ботинка и нажимать на пятку.

На крутых и  обрывистых склонах лучше всего подниматься лесенкой: стоя боком к склону, последовательно переставлять вверх лыжи и палки. На склонах с твердым снежным покровом лыжу нужно ставить с прихлопыванием на ребро. На широких склонах, когда подъем прямой лесенкой из-за осыпания снега невозможен, подниматься надо лесенкой наискосок – одновременно с подъемом продвигаться несколько вперед.

На длинных  нелавиноопасных склонах средней  крутизны целесообразно подниматься  зигзагом, двигаясь скользящим шагом, полуелочкой или лесенкой наискосок.

Чтобы не «подрезать»  снег на склоне, отрезки пути от поворота до поворота нужно прокладывать не более 30 м,– длиной под прикрытием отдельных деревьев, кустов, камней, обледенелых участков. Крутизна пути выбирается такой, чтобы лыжи не скатывались назад и не пришлось «идти на руках», с силой опираясь на палки, что утомительно. Хорошо для этих целей подойдут лыжи снабженные камусом.

Перемена направления  движения производится поворотом «кругом» спиной к склону. Перед началом поворота необходимо поставить лыжи параллельно склону во избежание соскальзывания вниз. Затем лыжу, расположенную ниже по склону, поднять махом ноги и переставить носком в нужном направлении. При выполнении этого движения надо опереться на палку, воткнутую выше лыжи, а другую – отвести в сторону, чтобы она не мешала переставлять первую лыжу. Далее в нужном направлении переставить и вторую лыжу. Прием выполняется плавно, без рывков (рис. 15). Не рекомендуется разворачиваться из положения «лицом к склону»: в случае потери равновесия падение произойдет на спину вниз по склону, что затруднит быстрое самозадержание. При смене направления существует опасность упасть на товарища, стоящего ниже по склону.

Спуски. Травмы получают в основном во время спусков  – расплата за лихачество и неумелое владение приемами спусков, торможения и поворотов, из сочетания которых складывается скатывание на лыжах с гор. В зависимости от крутизны склона и характера снежного покрова выбираются стойка и способ спуска.

На ровных и  пологих склонах с глубоким снегом спускаются обычно в высокой стойке: ноги слегка согнуты в коленях, лыжи поставлены почти вплотную одна к другой, туловище немного наклонено вперед, полусогнутые в локтях руки опущены, палки держатся кольцами назад; во избежание травм старайтесь никогда не выносить их вперед.

В средней стойке спускаются на более крутых склонах: лыжи на ширине 15-20 см, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях так, чтобы были видны носки ботинок. Спуск по склону с неоднородным снежным покровом характеризуется увеличением скорости на плотном снегу и резким торможением на рыхлом, что обычно приводит к потере равновесия и падению вперед. Для сохранения устойчивости нужно сделать разножку – одну ногу с лыжей выдвинуть вперед. С увеличением тормозящего момента для погашения рывка тела вперед ногу необходимо выдвинуть еще дальше и больше согнуть в колене.

В низкой стойке спускаются на более крутых склонах  типа уступа: необходимо сильно согнуть  ноги в коленях, присесть, туловище наклонить и вы нести вперед руки.

Спуск по прямой осуществляют на пологих и хорошо просматриваемых склонах, не допуская сильного разгона. С увеличением скорости надо воспользоваться различными приемами торможения, вплоть до падения, памятуя, что лучше это сделать умышленно, чем потеряв над собой контроль.

На крутых склонах (без признаков лавинной опасности!), когда торможение не обеспечивает желаемой скорости, спускаться следует зигзагом, разворачиваясь в нужном направлении на ходу или после остановки. Каждый участник обычно спускается по своему пути. При спуске по одной лыжне, например в условиях ограниченной видимости, «гасить» скорость можно путем выката одной или обеими лыжами на свежий снег, а также торможением с помощью палок.

Боковым соскальзыванием  обычно спускаются с крутых, недлинных склонов, без обрывистых участков. Для этого необходимо поставить лыжи параллельно склону и, нажимая на внешние ребра, уменьшать сцепление лыж со снегом до момента начала скольжения. В случае увеличения скорости следует усилить упор на внутренние ребра лыж. Прием этот может выполняться как при спуске наискосок к склону, так и без продвижения вперед – прямо вниз.

Спуск лесенкой применяется на более крутых склонах, исключающих спуски зигзагом и соскальзыванием. На склоне с рыхлым снегом лыжи необходимо ставить след в след, уплотняя ступеньки и не допуская сползания снега. На склоне с настовым или обледенелым покрытием лыжи ставятся на кант с прихлопыванием. Во всех случаях опора на лыжные палки обязательна. Наиболее распространенная ошибка при спусках – сгибание корпуса до положения «угла» и попытка тормозить палками. Такое положение корпуса не обеспечивает устойчивости, особенно при спусках с рюкзаком, а выставленные вперед палки нередко приводят к серьезным травмам.

Основное условие  успешного движения на сложных склонах, сочетающих уступы, бугры, ямы и встречные склоны, – сохранение постоянного контакта лыж со снегом и устойчивости. Это достигается изменением положения тела с таким расчетом, чтобы центр тяжести всегда находился на одном уровне по высоте, независимо от неровностей склона (рис. 16). Начиная спуск с уступа, нужно присесть и принять низкую стойку, а по мере выполаживания склона – плавно выпрямлять туловище. Подъезжая к бугру, надо согнуть ноги и, освободив лыжи от нагрузки, дать им возможность мягко взойти на бугор, иначе они упрутся в него, скорость резко снизится и лыжник по инерции упадет вперед или будет подброшен за бугром и может упасть. Преодоление ямы сводится к умелому спуску с уступа и вкатыванию на бугор. Спуск с выкатом на встречный склон начинается в средней или низкой стойке, с постепенным выпрямлением туловища по мере выполаживания склона. Перед встречным склоном необходимо вновь сгруппироваться, как перед бугром. С уменьшением скорости на встречном склоне следует быстро развернуться, пользуясь поворотом переступанием, и продолжить спуск в нужном направлении или остановиться на склоне.

Торможение. Владение всеми способами торможения позволяет  осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

Торможение полуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

Для более резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 17).

Торможение плугом (двусторонний упор) используется на склонах  средней и малой крутизны при прямых спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренние ребра (рис. 18).

Торможение с  помощью палок применяется при  спусках наискосок к склону или  при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука, находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху, а другая – внизу (рис. 19). Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, нежелательно.

К остановке  падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка – падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам (рис. 20).

Повороты. При  использовании для лыжных походов  креплений позволяющих обеспечивать жесткую фиксацию ботинка возможно применять повороты, широко распространенные среди горнолыжников. Однако тяжелый рюкзак вносит свои коррективы. Поэтому туристы-лыжники пользуются наиболее простыми поворотами: переступанием, из положения плуга и полуплуга.

Поворот переступанием  используется на небольшой скорости на пологих склонах и при любом характере снежного покрова. Он напоминает движение на коньках, когда более сильные толчки делаются ногой, расположенной на внешней стороне дуги поворота. Для этого надо перенести тяжесть тела на лыжу, которая при повороте будет «наружной», и слегка присесть на нее, подтянуть и развернуть другую лыжу в нужном направлении, перенести на нее тяжесть тела и, скользя на этой (внутренней) лыже, подтянуть другую. Переступание в движении можно выполнять, отводя в сторону не носок, а запятники лыж. Этим способом обычно пользуются при движении в лесу и кустарнике.

Поворот из положения  плуга (рис. 21) обычно применяется после  замедления скорости спуска на склонах  средней крутизны при любом характере  снега. Для поворота, например, влево  надо перенести тяжесть тела на правую ногу, поставить лыжу круто на ребро, а левую – разгрузить и, подтянув запятник, поставить параллельно правой.

Поворот из положения  полуплуга (рис. 21) выполняется на более  высоких скоростях и крутых склонах, когда направление движения необходимо изменять плавными виражами. Начинать его удобней из спуска наискосок к склону: запятник разгруженной «верхней» лыжи следует отвести в сторону, лыжу поставить на ребро и перенести на нее тяжесть тела, а «нижнюю» – поставить на снег плоско и подтянуть запятник, за счет чего и осуществляется поворот.

Информация о работе Лыжный туризм