Исторические особенности туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой «Исторические особенности туризма» заключается в следующем. Сфера социально-культурного сервиса в области туризма сложна и многогранна. Поэтому индустрия туризма требует наличия высококвалифицированных кадров и серьезной профессиональной подготовки. Особенно это актуально на современном этапе развития туризма. Туризм становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания, т.е. сферой теоретической деятельности.

Содержание

Введение

1. Актуальность

2. Объект исследования

3. Предмет исследования

4. Цель

5. Задачи

6. Методы исследования

7. Структура работы

1. Побудительные мотивы путешествий

2. Первые путешествия древности

2.1. Междуречье и Месопотамия

2.2. Древний Египет

2.3. Финикия

2.4. Древний Китай

2.5. Древняя Индия

2.6. Путешествия в эпоху античности

3. Походы и путешествия Средневековья

3.1. Паломничество

3.2. Странствия миссионеров

3.3. Арабские путешественники

3.4. Норманнские мореплаватели

3.5. Крестовые походы

3.6. Путешествия Марко Поло

4. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI веков

4.1. Португальские мореплаватели. Барталамео Диаш. Васко да Гама

4.2. Путешествия Христофора Колумба

4.3. Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

5. Открытие и освоение новых земель в Центральной и Южной Америке

5.1. Завоевания Эрнана Кортеса

5.2. Завоевания Франсиско Писарро

6. История развития туристической индустрии в XIX – XX

6.1. Первые достопримечательности

6.2. Первые туристские агентства

6.3. Первые предприятия размещения

6.4. История развития транспорта

7. Современное состояние туризма в мире

8. Заключение

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая 20.04.09.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

2.3. Финикия

И все же первыми мореходами древности были финикийцы. Их государство было расположено в восточном средиземноморье. Финикийцы строили большие и прочные корабли, выходили за пределы бассейна Среди­земного моря в океан, а также плавали вдоль западных берегов Европы и Аф­рики.

В VI в. до нашей эры финикийцы предприняли путешествие вокруг Аф­рики. Они провели в плавании два года, а на третий обогнули Африку и про­плыв через «Геркулесовы столбы», возвратились в Египет. Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побе­режью Африки.

Финикийцы дали название двум материкам Старого Света. Плавая по Средиземному морю, они первыми стали называть страны, лежавшие к вос­току от моря, общим словом «асу», что означает восход, а страны, располо­женные в северо-западной части Средиземного моря – словом «эреб», что зна­чит закат. Из этих названий у древних греков позднее произошли названия «Азия» и «Европа». Финикийцам принадлежит и другая заслуга, связанная с тем, что во времена путешествий к народам, говорившим на разных языках, им приходилось воспроизводить эти звуки. Впоследствии финикийцы первыми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заменили иероглифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение опреде­ленной комбинации звуков.

2.4. Древний Китай

Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуанхэ. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. В Древнем Китае про­странственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан.

Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель. Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли.

Для активизации торговли в Древнем Китае с VII в. до н.э. создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как прооб­раз путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хо­зяйство, транспорт и т.п. Примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степ­ные районы, где проживали кочевники, от земледельческих.

Интенсивность путешествий в Древнем Китае возросла в III в. до н.э. в правление династии Хань.

Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 – 120 г. до нашей эры. Первое – на юго-запад и северо-запад Китая. Второе – во вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Наиболее под­робно Сыма Цянем описаны северные соседи Китая – гунны, которые в III в. до н.э. создали военно-племенной союз. В его трудах также приводятся сведе­ния географического характера о юго-западных соседях Китая, например о Корее. Труды Сыма Цяня частично переведены и изданы на европейских язы­ках.

Значение Китая в социокультурном пространстве того времени было ог­ромно. В летописи 166 г. до н.э. содержатся сведения о посещении китайскими купцами Римской империи и их встрече с императором Марком Аврелием Антонием. Китайские купцы проложили путь через Среднюю Азию, Ближний восток, Палестину к Древнему Риму, что дало начало «Великому шелковому пути». Но ближайшими торговыми партнерами Китая были народы, населяв­шие полуостров Индостан.

2.5. Древняя Индия

На территории Древней Индии, а точнее на северо-за­паде полуострова Индостан, в третьем тысячелетии до нашей эры были два центра цивилизации: Хараппы и Мохенджо-Даро. Науке очень мало что из­вестно о культуре этих цивилизаций, так как письменность народов, населяв­ших эту территорию, до сих пор остается загадкой. Невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты путешественников. Но археологические раскопки по косвенным признакам доказывают, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем.

В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распро­страняться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая. Таким образом, во всех основных цивилиза­циях древности активно совершались путешествия и походы с различными целями. Человечество развивалось и осваивало новые территории. Наряду с этим, менялся образ жизни, традиции, происходило взаимопроникновение культур. Каждая из культур самодостаточна и уникальна и в то же время не может существовать отдельно от других культурных центров. Каждая из древ­них культур положила начало современным культурным образованиям. Несо­мненно, что колыбелью всей европейской культуры является античная куль­тура. Ей будет уделено особое внимание.

 

2.6. Путешествия в эпоху античности

Эпоха античности включает в себя несколько периодов: период архаики (Крито-Микенская культура); период начала развития цивилизации Древней Греции; эллинистический период (расцвет и закат цивилизации Древней Гре­ции и Древнего Рима). Само слово «античность» в переводе с латинского озна­чает «древность», «старина».

Корни европейской цивилизации уходят в далекие легендарные времена Критской культуры, или, как ее еще называют, Минойской. Мифы и сказания об этой земле навеяны романтикой и лиризмом.

Возникшая в середине III тысячелетия до нашей эры на острове Крит, Минойская культура, достигла своего расцвета к XVII – XVI вв. до н.э. Столи­цей Крита был город Кносс (недалеко от современного Ираклиона). В это время критский флот доминировал в Восточном Средиземноморье. Корабли критян арендовали даже египтяне. У кораблей имелись не только каюты для матросов, но и для пассажиров (в основном для знатных особ и членов их се­мей). Корабли постоянно курсировали между Египтом и материком (южной частью Балканского полуострова).

Загадка гибели критской культуры не разгадана. Возможно, она погибла от гигантского природного катаклизма, о чем свидетельствуют обнаруженные при раскопках следы пожаров и разрушений. По всем признакам катастрофа случилась мгновенно и неожиданно. Но катастрофа была не единственной причиной гибели Минойской культуры. Минойская цивилизация пала под набегами ахейских племен, пришедших с юга Балканского полуострова. Ахей­ские племена постоянно совершали набеги на Крит. Природная катастрофа лишь ускорила гибель этой великой культуры.

С XV в. до н.э. ахейцы ассимилировались с местными жителями и создали Микенскую культуру

XIV – XII в. до н.э. были расцветом микенской культуры. Причиной ги­бели Микенской культуры стали дорийские племена, пришедшие с севера Бал­канского полуострова. Они и заложили основы древнегреческой цивилизации. А Крито-Микенская культура исчезла.

С XII в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней Гре­ции.  Древние греки свободно плавали по Эгейскому морю до берегов Малой Азии и обратно, хотя эти путешествия были не лишены опасностей и приклю­чений.

В Древней Греции путешествия достигают наибольшего подъема в V – IV вв. до н.э. Этот же период является расцветом философии, искусства, матема­тики, астрономии, космологии и других наук. Центром цивилизации были Афины.

С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Но не только знания привлекали путешественников в раз­личные страны. Их привлекали грандиозные древние памятники архитектуры [cм. Приложение 2.2. Карта земли по представлению греков].

Одним из первых ученых путешественников был Геродот, который по вы­ражению Цицерона является «отцом истории». Он объехал всю Грецию и Ма­лую Азию, Северное Причерноморье (там он встретился с кочевыми племе­нами скифов), изучил Балканский полуостров.

Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах, каждая из которых назвалась по имени одной из муз.

Геродот считал, что ярчайший пример народа-путешественника являют собой этруски – выходцы из государства Лидия, находившегося на территории Малой Азии. Считается, что виноград и оливы завезли в Италию этруски. Тор­говлей занимались не только этрусские купцы, но и пираты. Этрускам припи­сывают изобретение якоря и руля, а также специального скрытого тарана, при­крепляемого к носовой части корабля.

Интересы древних греков были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света.

Греция является родиной спортивного туризма. Олимпийские игры про­ходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния. О начале Олимпийских игр греков извещали специальные по­слы – феоры, которые рассылались по всем греческим полисам.

Местом проведения Игр была Олимпия. Стадион вмещал до сорока тысяч человек, но туда допускались только мужчины.

По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Туристы осматривали древние храмы, слушали гида, рассказывающего различные ле­генды. Большой популярностью пользовался зал Эхо, стены которого семь раз повторяли произнесенные слова.

На Олимпиаде можно было встретить великих людей Греции: Фемстокла, Анаксагора, Сократа, Демосфена и др. Олимпиада продолжалась 5 дней.

Благодаря путешествиям развивается картография. Древнегреческие уче­ные создают первые в Европе географические карты. Их создание приписы­вают философу Анаксимандру – ученику легендарного Фалеса. Милетские ученые ориентировали свои карты по сторонам света, использовали названия частей света.

Рассматривая путешествия эпохи эллинизма, нельзя не отметить военные походы Александра Македонского, длившиеся в течение 10 лет. В античном мире эти походы считались неслыханным, почти легендарным подвигом.

Слава о блестящих военных победах великого Александра нашла отраже­ние в народных преданиях всего средневековья.

Не вдаваясь в военные подробности походов Александра Македонского, можно смело сказать, что завершились они для греков, а затем и для римлян, открытием пути в Индию.

Походом в Индию было положено начало музееведению. Александр после победы над персами послал своему учителю Аристотелю деньги. На эти деньги Аристотель основал естественно-научный музей. Аристотель просил своего царственного ученика присылать ему образцы неизвестных растений и шкуры или чучела необычных животных, что и исполнялось по повелению Александра.

Новые горизонты открылись и в области мореходства. Таким образом, по­ход Александра Македонского может считаться и «научной экспедицией», так как завоеватель окружал себя естествоиспытателями, математиками, истори­ками, философами, ботаниками и художниками.

Древнегреческая культура обогатила человечество знаниями об окру­жающем мире, возведя путешествия в ранг массового явления, но говорить о начальных этапах индустрии туризма можно с эпохи Древнего Рима.

Наивысшего расцвета Римская империя достигла в I – II вв. нашей эры. Путешествия могли осуществляться благодаря наличию прекрасных дорог.

Размеры Римской империи и проблемы управления ею явились причиной создания густой сети дорог. В основном римляне развивали дорожную сис­тему, исходя из военных потребностей. Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства. Для преодоления водных преград строились мосты и виадуки.

Существовали специальные карты дорог с обозначением станций, где можно было остановиться на ночлег. На картах указывалось расстояние между станциями. На главных дорогах почтовые станции размещались друг от друга на расстоянии от 6 до 15 миль. Они были составной частью государственной почтовой службы. Гостиницы существовали еще в Древней Греции, но в них не кормили. Поэтому путешественники привозили провизию с собой. Чаще всего путники останавливались у друзей и знакомых.

В Древнем Риме была создана сеть государственных гостиниц для того, чтобы окупить строительство дорог. Эти гостиницы строились через каждые 15 миль. Существовали два типа гостиниц. Гостиницы, которые предназнача­лись для патрициев, назывались мансионами. Для плебеев были гостиницы похуже, в основном частные, которые назывались стабуляриями. Это были обычные постоялые дворы, где можно было поесть и отдохнуть без удобств, накормить или поменять лошадей, починить повозку и т.п. В массионах встре­чаются элементы туристского сервиса и обслуживания (прачечные, комнаты для отдыха и развлечений, таверны и прочее).

В Древнем Риме существовали уже и путеводители, в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены.

Появляются в I в. до н.э. и туристские бюро, которые снабжали желающих путеводителями и справочниками.

Особое место в жизни древних римлян занимал лечебный туризм, кото­рый зародился еще в Древней Греции. Например, в V – IV вв. до н.э. там на­считывалось не менее 60 храмов Асклепия. Паломники, жаждущие выздоров­ления, прежде чем быть допущенными в храм к божеству, подвергались неко­торым предварительным церемониям. Это был пост, омовения, банные проце­дуры, кроме того, были и церемонии, носившие чисто религиозный характер. После этих приготовлений страждущего допускали на ночь в храм. Это назы­валось инкубацией. Утром жрецы слушали рассказ о том, что больной видел и слышал ночью в храме, соответственно этому и применялось лечение, якобы назначенное богом.

Информация о работе Исторические особенности туризма