Исторические особенности туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой «Исторические особенности туризма» заключается в следующем. Сфера социально-культурного сервиса в области туризма сложна и многогранна. Поэтому индустрия туризма требует наличия высококвалифицированных кадров и серьезной профессиональной подготовки. Особенно это актуально на современном этапе развития туризма. Туризм становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания, т.е. сферой теоретической деятельности.

Содержание

Введение

1. Актуальность

2. Объект исследования

3. Предмет исследования

4. Цель

5. Задачи

6. Методы исследования

7. Структура работы

1. Побудительные мотивы путешествий

2. Первые путешествия древности

2.1. Междуречье и Месопотамия

2.2. Древний Египет

2.3. Финикия

2.4. Древний Китай

2.5. Древняя Индия

2.6. Путешествия в эпоху античности

3. Походы и путешествия Средневековья

3.1. Паломничество

3.2. Странствия миссионеров

3.3. Арабские путешественники

3.4. Норманнские мореплаватели

3.5. Крестовые походы

3.6. Путешествия Марко Поло

4. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI веков

4.1. Португальские мореплаватели. Барталамео Диаш. Васко да Гама

4.2. Путешествия Христофора Колумба

4.3. Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

5. Открытие и освоение новых земель в Центральной и Южной Америке

5.1. Завоевания Эрнана Кортеса

5.2. Завоевания Франсиско Писарро

6. История развития туристической индустрии в XIX – XX

6.1. Первые достопримечательности

6.2. Первые туристские агентства

6.3. Первые предприятия размещения

6.4. История развития транспорта

7. Современное состояние туризма в мире

8. Заключение

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая 20.04.09.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

Бурное развитие гостиничного хозяйства продолжалось в XX веке. Этому способствовало резкое качественное и количественное увеличение автомобиль­ного, авиационного и железнодорожного транспорта, оживление торговых кон­тактов между государствами.

6.4. История развития транспорта

Транспортные компании и организации - одна из пяти главных движущих сил современного международного туристского рынка.

Основными видами транспорта в туризме в настоящее время являются: авиа­ция, автобусы и автомобили, теплоходы морские и речные, железнодорожные по­езда. Самыми ранними видами транспорта были: упряжки, лодки и колесные по­возки.

Автобусный транспорт. Почтовые кареты, изобретенные в Венгрии в XV в., стали предшественниками автобусов. Первые автобусы были изобретены в Анг­лии в 1830 г. Они предназначались для перевозки небольших групп пассажиров, приводились в движение паровым двигателем и назывались омнибусами. Корни этого слова уходят в латинский язык, где оно означало «транспорт для всех».

В 1885 г. в Германии был сооружен восьмиместный автобус с одноцилиндро­вым двигателем мощностью 6 лошадиных сил. К 1915 г. Автобус стал доступным общественным городским транспортом во многих городах мира.

Водный транспорт. Начало морского туризма можно отнести к середине XIX в. Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажир­ских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Ислан­дии. В 1837 г. была основана судовладельческая компания «Р&О».

Наряду с морскими путешествиями активно развивались и речные маршруты. В 1843 г. Томас Кук организовал лодочные экскурсии по Темзе; одновременно на другом континенте «Америкэн Экспресс» выполняла экскурсии по Миссисипи.

Обострившаяся в начале XX в. конкуренция вынуждала судовладельцев по­стоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему об­служивания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высококомфорта­бельные плавучие гостиницы.

Железнодорожный транспорт. Появление железных дорог произвело на­стоящую революцию в путешествиях. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы сделали железнодорожные станции центрами близлежащих районов. Лошадь (как самое распространенное средство передвижения до 1830 г.) не могла сравниться с «железным конем» в скорости и стоимости перевозок. Ус­пех железных дорог был моментальным и распространялся повсюду.

Пионером и крупнейшей фирмой в мире, имеющей более чем вековую исто­рию и профессионально занимающейся железнодорожным туризмом до сего вре­мени, является компания «International Company of Wagons-Lit», основанная братьями Пульман в 1872 г. в США.

Автомобильный транспорт. Начало XX в. связано с возникновением и раз­витием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Так, в 1904 г. в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло 132315. Авто­мобили взошли на туристскую сцену США, когда в 1908 г. Генри Форд предста­вил свою известную модель «Т». Этот относительно дешевый автомобиль рево­люционизировал путешествия в стране, создал спрос на хорошие дороги.

В 1920 г. сеть дорог стала доступной, что привело к доминированию ходовых автомобилей в туристской индустрии. Сегодня автомобиль используется в 84 % всех международных поездок. Автотуристы стали причиной появления первых туристских площадок (1920-е годы), которые впоследствии превратились в мо­тели.

Авиационный транспорт. Создание летательного аппарата легче воздуха из­вестило об открытии эры воздухоплавания. Простота конструкции воздушных шаров способствовала началу практических работ в этой области. Первый полет на воздушном шаре выполнен в Москве в 1805 г.

В 1852 г. состоялся первый полет на аэростате с паровым двигателем, постро­енном французом А. Жиффаром.

В начале XIX в. английский ученый и изобретатель Д. Кэйли построил и ис­пытал модель планера, который до начала XX в. оставался единственным типом летательного аппарата тяжелее воздуха.

Регулярные воздушные перевозки впервые появились в Германии. Это был маршрут «Берлин - Лейпциг - Веймар», а перевозчик позднее стал известен как «Lufthansa».

Скорость, комфорт и относительная безопасность сделали авиапутешествия лидирующим видом транспорта в туристских перевозках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Современное состояние туризма в мире

За послевоенные годы международный туризм приобрел широкие мас­штабы. Международные туристские связи стали составной частью общего процесса интернационализации социально-экономических отношений. К на­стоящему времени во многих странах сформировалась и довольно стабильно развивается индустрия туризма.

Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и орга­низаций участвует в обслуживании туристов. Среди туристских организаций выделяются туроператоры, занимающиеся производством туристского про­дукта, а затем реализующие его через туристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли.

Возникновение бизнеса туроператоров связано с тем, что при увеличи­вающихся возможностях предложения гостинично-ресторанного обслужи­вания, а также в связи со строительством новых крупных туристских и ку­рортных центров турист, купив тур, включающий только размещение и пи­тание, не имеет возможности отдохнуть полноценно. Очевидно, что более значительные суммы денег расходуются туристами на досугово-развлека­тельные мероприятия. Кроме того, туристы не прочь заняться спортом, полу­чить дополнительные курортные, бытовые и другие услуги. Вовлечение ор­ганизаций, предприятий и фирм, предоставляющих такие услуги, в сферу ту­ристского обслуживания, комплектация разнообразных тематических туров со специальным набором услуг - одна из основных задач туристского пред­принимательства. В международном туризме действует множество туропера­торов. В настоящее время такие фирмы представлены на рынке в виде мел­ких, средних предприятий, а также в виде крупных корпораций.           

В настоящее время наблюдается активное проникновение капитала от­дельных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот процесс пойдет еще интенсивнее. Особенно высок процент иностранного участия в туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании. На­против, французские, итальянские и английские компании демонстрируют нежелание пускать на свой рынок «чужих».

Наиболее широко распространили свое влияние немецкие туроператоры, контролируя ряд крупнейших фирм за пределами своей страны. К примеру, концерн «ТУИ» имеет дочерние компании «Терра райзен» в Австрии и «Ам­басадор туре» в Испании, совместное предприятие с австрийской националь­ной авиакомпанией - бюро путешествий «Туропа». Концерну принадлежит 40 % акций в компании «Арке райцеп» (Нидерланды) и 46 % во французской «Хорус туре». Оборот «ТУИ» в настоящее время достиг свыше 5 млрд не­мецких марок.

Второй крупнейший концерн Германии - «НУР-туристик» (оборот свыше 3 млрд немецких марок) - владеет одноименными дочерними фирмами в Голландии, Австрии, Бельгии и имеет 25 % акций испанской фирмы «Ибе­роджет».

Среди других известнейших туроператоров можно назвать: «Америкэн Экс­пресс», «Карлсон» (США); «Томсон туропе-рейшн», «Оунерс эброад групп», «Айртурс», Туристское агентство Кука (Великобритания); «Нувель Фронть­ерз», «Клуб Медиттеран», «Вояж» (Франция); скандинавские компании: «Спайс», «Нордиск»; швейцарские: «Интерхоум», «Куони» и многие другие.

Наравне с туроператорами в развитых туристских странах действует множество турагентств, охватывая большой потребительский рынок, состав­ляя друг другу рыночную конкуренцию.

В настоящее время среднее соотношение количества турагентств к коли­честву жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в районе показателя 1/10000. Это довольно высокий показатель: на 1 тыс. жителей - одно туристское бюро. Например, в Великобритании этот показатель состав­ляет примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в Бельгии - 1:10 тыс., в Нидер­ландах - 1:13,5 тыс. Такой показатель признан оптимальным, так как, с одной стороны, достаточно широкая сеть турагентств делает рынок туристских про­даж рынком потребителей, а с другой стороны, конкуренция, достаточно же­сткая, все же не принимает слишком сложные формы.

Еще одной характерной особенностью туристского рынка на современ­ном этапе является концентрация производства путем укрупнения отдельных производственных единиц и сосредоточения в рамках монополистического объединения большого числа предприятий. Примером концентрации произ­водства в туризме является возникновение гостиничных цепей. Образование гостиничных цепей играет свою определенную роль, оно позволяет продви­гать на мировой рынок гостиничных услуг высокие стандарты обслуживания, а также способствует поддержке гостиничного обслуживания туристов.

Большое количество международных гостиничных цепей принадлежит США. Например, цепи класса люкс: «Hyatt», «Hilton», «West Inn», и цепи среднего класса: «Holiday Inn», «Marriott», «Sheraton», «Ramada».

Кроме американских гостиничных цепей в мире известны такие цепи, как «Ассог» (Франция), «Transthousc Fort» (Великобритания), «Club Meditrans» (Франция), «Gionp Sol» (Испания).

За последние десятилетия наблюдались значительные изменения в тури­стской отрасли мира. Так, например, в 1950 г. было отмечено 25,3 млн при­бытий в мире, а в 1995 г. - уже 600 млн прибытий. К настоящему времени ту­ризм получил значительное развитие во всем мире. Правда, в различных ре­гионах его рост был неодинаковым. Динамика развития мирового туризма по регионам мира в 1999 и 2020 гг. представлена в Гистограмме 7.1. Статистика и прогноз туристических прибытий, а статистика туристических прибытий 1950 – 2020 гг. представлена в Гистограмме 7.2. Статистика туристических прибытий. 

 

 

 

 

Несмотря на кризис, мировой туризм продолжает устойчиво развиваться. В международном туризме существуют две тенденции: его подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке.
Согласно данным за 1998 г., наиболее сильно экономический кризис сказался на туризме в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе: международные ту­ристские прибытия здесь снизились на 1,2 %, а доходы сократились на 4 %. Сократились потоки как делового туризма, так и туризма с целью отдыха в связи с беспорядками на местных валютных биржах и политическими про­блемами, охватившими некоторые страны. Нестабильность на мировых фи­нансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов: увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время от­дыха уменьшились.

По туристским прибытиям самым быстро развивающимся регионом мира стала Африка, где рост числа прибытий составил 7,5 %. Резкое увеличение туристских показателей преимущественно объясняется ростом потоков туристов - любителей природы в Южную Африку и европейских посетителей в Северную Африку. На Ближнем Востоке отмечен самый высокий рост по­ступлений от туризма - 6,4 %.

Туристская индустрия Европы развивается в унисон с общей тенденцией экономического роста в регионе. Здесь отмечен рост турприбытий на 3,6 %. На туристские показатели повлияли некоторые события мирового масштаба, в частности проведение чемпионата мира по футболу во Франции и выставка Экспо'98 в Португалии.

Показатели туризма в регионе Северной и Южной Америки увеличились только на 1,4 %. Это объясняется в первую очередь снижением туристского потока в США, на долю которого приходится 3/4 всего объема туризма в ре­гионе.

Итак, в результате анализа современного состояния мировой туристской индустрии можно сделать следующие выводы:

•    несмотря на политический и экономический кризис, в туристском сек­торе отмечается рост показателей туристской деятельности;

•    наблюдается большая конкуренция среди регионов в привлечении ту­ристов;

•    происходит активное продвижение капиталов отдельных туристских компаний на зарубежные рынки;

•    происходит концентрация товаров и производства услуг в туризме;

•    в туризме активно используется компьютерная техника.

В связи с этим можно наметить основные черты развития туризма в пред­стоящее первое десятилетие XXI века: дальнейший рост показателей между­народной туристской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Заключение

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы. Ту­ризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

Первый этап – от древности до начала XIX века.

Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

В основу данной периодизации положены технико-экономические и соци­альные предпосылки, а также целевые функции туризма на разных этапах раз­вития.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда ос­новными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, обра­зование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удален­ных уголков Греции.

Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Возрож­дения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер путешествий.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Именно на этом этапе начинают создаваться первые специализированные предприятия по производству туристских услуг. Важнейшую роль на этом этапе развития ту­ризма сыграли революционные изменения в транспорте. Изменились средства доставки и передвижения.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Информация о работе Исторические особенности туризма