Исторические особенности туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой «Исторические особенности туризма» заключается в следующем. Сфера социально-культурного сервиса в области туризма сложна и многогранна. Поэтому индустрия туризма требует наличия высококвалифицированных кадров и серьезной профессиональной подготовки. Особенно это актуально на современном этапе развития туризма. Туризм становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания, т.е. сферой теоретической деятельности.

Содержание

Введение

1. Актуальность

2. Объект исследования

3. Предмет исследования

4. Цель

5. Задачи

6. Методы исследования

7. Структура работы

1. Побудительные мотивы путешествий

2. Первые путешествия древности

2.1. Междуречье и Месопотамия

2.2. Древний Египет

2.3. Финикия

2.4. Древний Китай

2.5. Древняя Индия

2.6. Путешествия в эпоху античности

3. Походы и путешествия Средневековья

3.1. Паломничество

3.2. Странствия миссионеров

3.3. Арабские путешественники

3.4. Норманнские мореплаватели

3.5. Крестовые походы

3.6. Путешествия Марко Поло

4. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI веков

4.1. Португальские мореплаватели. Барталамео Диаш. Васко да Гама

4.2. Путешествия Христофора Колумба

4.3. Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

5. Открытие и освоение новых земель в Центральной и Южной Америке

5.1. Завоевания Эрнана Кортеса

5.2. Завоевания Франсиско Писарро

6. История развития туристической индустрии в XIX – XX

6.1. Первые достопримечательности

6.2. Первые туристские агентства

6.3. Первые предприятия размещения

6.4. История развития транспорта

7. Современное состояние туризма в мире

8. Заключение

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая 20.04.09.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

 

3.6. Путешествия Марко Поло

И все же самым знаменитым путешественником Средневековья считается венецианский купец Марко Поло [cм. Приложение 3.1. Карта путешествий Марко Поло].

В XIII в. в акватории Средиземного моря господствовали венецианские и генуэзские купцы. Именно они пытались составить конкуренцию арабским купцам в борьбе за рынки сбыта Востока, Центральной Азии и Китая. Самыми богатыми купцами Венеции, которых по уровню доходов можно было поставить в один ряд с дворянами, были братья Николо и Маффео Поло. Они жили в Константинополе, где в то время господствовали венецианские купцы, по воле которых крестоносцы и захватили этот город. Оттуда братья с целью установления новых торговых связей отправились на северо-восток, в страну татар. В 1266 г. они прибыли к хану Хубилаю, четвертому сыну Чингисхана. Монголы приняли предложение купцов и решили отправить посольство, поручив братьям Поло быть его представителями перед папой Григорием X. Венецианцы вернулись домой в 1269 г.

В следующее путешествие братья Поло взяли с собой сына Николо Марко. Второе путешествие началось в 1271 г. из Акры. Константинополь в то время был уже отвоеван у крестоносцев, и там господствовали византийские и генуэзские купцы – злейшие враги венецианцев.

В 1295 г. Марко Поло вернулся в Венецию. К этому времени вражда между венецианскими и генуэзскими купцами достигла своего предела. Это вылилось в открытое противостояние. В 1298 г. генуэзский флот напал на венецианскую республику. Генуэзцы нанесли венецианцам поражение. Среди пленных венецианцев был Марко Поло. Его заточили в крепость, и там он продиктовал свою книгу «Книга М. Поло о разнообразии мира», которую записал товарищ по заключению Рустичиано. В 1299 г. был заключен мир, и Марко Поло вернулся домой.

Книга Марко Поло, по мнению многих ученых, занимает исключительное место среди произведений средневековых путешественников и географов. В ней содержится множество сведений о Восточной, Южной и западной Азии. М. Поло также собрал сведения о Китае, описал земли от Японии до Мадагаскара. В этой книге содержатся сведения даже о странах, в которых Поло никогда не был. Именно это дало повод некоторым ученым усомниться в достоверности материалов книги.

 

4. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI веков

Со второй половины XV в. средиземноморские купцы стали испытывать за­труднения в налаживании контактов с восточными странами, что заставило ис­кать их новые пути к этим странам и, в конечном счете, привело к Великим гео­графическим открытиям.

Эпоха Великих географических открытий имела ряд социально-политиче­ских, экономических и научно-технических причин. Сначала трудности были связаны с обилием посредников между Европой и Азией. Но главной причи­ной затруднений в торговле были Турецкие завоевания. В 1453 г. турки за­хватили Константино­поль. Византийская империя перестала существовать. На огромной территории образовалась Османская империя, которая занимала территорию от Средиземного моря до Армении и Курдистана.

Великий шелковый путь, существовавший на протяжении сотен лет, практи­чески был перекрыт. Этот путь проходил от Восточного Средиземноморья, через Сирию к Ирану. Оттуда вел к Бухаре и Самарканду, затем через Север­ный Памир к Кашгару и Яркенду. Здесь он раздваивался, обходя с севера и с юга пустыню Такла-Макан, и сходился у озера Лоб-Нор, а от него шел в степи, населенные ко­чевыми народами, и далее в Китай.

4.1. Португальские мореплаватели. Барталамео Диаш.                 Васко да Гама

Первой европейской страной, активно приступившей к далеким путешествиям и открытию новых земель, была Португалия. После того как Португалии удалось отделиться от Испании, и определились к середине XIII в. Ее границы, она оказа­лась совершенно отрезанной и изолированной от Европы. Поэтому правительство этой страны оказывало покровительство морским путешествиям.

Наиболее выдающейся фигурой был принц Инфант Энрикеш, прозванный Генрихом Мореплавателем. В 1415 г. под его предводительством была осуществ­лена успешная военная операция, в результате которой у арабов была отбита Се­ута – важный стратегический порт на севере Марокко. Это дало возможность пор­тугальцам проникать во внутренние области Африки.

Дело, начатое Генрихом Мореплавателем, продолжил другой португальский путешественник Барталамео Диас (Диаш). В 1487 г. он предпринял морскую экс­педицию вдоль западного побережья Африки. Португальские корабли еще в 60-е годы XV столетия достигали экватора и пересекали его.

На картах были обозначены Берег Слоновой кости, Гвинейский залив. Ко­рабли доходили до территории современных экваториальной Гвинеи и Респуб­лики Конго. Диас повел свои корабли дальше на юг. Миновав экватор, он поплыл вдоль берегов Африки и в 1488 г. достиг ее южной оконечности, названной им мысом Бурь. Впоследствии этот мыс был переименован португальским королем         Жоаном II в мыс Доброй Надежды.

В то время как Испания в поисках Индии продолжала морские путешествия на запад, Португалия не оставляла свои попытки достичь Индии восточным пу­тем.

Известие об открытиях Колумба вызвало в Португалии большую тревогу. В 1494 г. в городе Тордесильясе был подписан договор, по которому была прове­дена черта от полюса до полюса, проходящая в 2 053 километрах к западу от ост­ровов Зеленого мыса, так называемый «папский меридиан». Все вновь открытые земли к западу от этой границы становились колониальными владениями испан­цев, а к востоку – португальцев.

В сложившихся условиях португальцы поспешили с открытием морского пути в Индию. Летом 1497 г. португальский король Мануэле I назначил руководителем экспедиции в Индию одного из придворных, представителя старинного дворян­ского рода Васко да Гама. Васко да Гамма до этого имел опыт плавания к берегам Гвинеи. Полагают, что он совершил три плавания вдоль западного берега Африки и даже

пересекал экватор.

Плавание началось 8 июля 1497 г. из предместья Лиссабона – Риштеллу [см. Приложение 4.1. Карта путешествия Васко да Гамы]. Эскадра состояла из че­тырех кораблей средней величины водоизмещением примерно 100–120 тонн. Флагманский корабль назывался «Сан-Габриэл», второй корабль – «Сан-Рафаэл». Третья каравелла называлась «Берриу». Четвертое судно было грузовым. Всего на кораблях было 170 человек. Сначала экспедиция дошла до Канарских островов, затем до островов Зеленого Мыса и продолжала идти вдоль брега Африки на юг. Но в районе Сьера-Леоне корабли повернули на юго-запад, пересекли экватор и далее поменяли курс на юго-восток, потом – строго на восток. Через три месяца мореплаватели достигли Африканского берега где-то в районе современного го­рода Людериц в Намибии. Еще через три недели эскадра достигла открытого еще в 1488 г. Барталамео Диасом мыса Доброй Надежды, и, обогнув Африку, пошла дальше (теперь уже на север) вдоль восточного побережья Африки к экватору.

Идя вдоль восточно-африканского побережья, корабли старались не терять из виду землю. Так они прошли Мозамбикский пролив, сделали остановку в одном из портов близ современного города Накала в Мозамбике.

Следующая остановка была в порту Малинди. В то время это был крупный центр торговли арабов с Индией. Шейх Малинди хорошо принял мореплавателей и прислал на флагманский корабль лучшего лоцмана, уже ранее упоминавшегося, Ахмеда ибн-Маджида. Вот так произошла встреча двух великих мореплавателей: арабского и европейского. Прекрасно зная маршрут, Ибн-Маджид через 23 дня привел корабли Васко да Гама в Индийский порт Каликут (юго-западное побере­жье Индии). В Средневековье этот город славился производством хлопчатобу­мажной ткани «калико». В Европе эта ткань больше известна под названием «миткаль». Но в Каликуте господствовали арабские купцы, которые восприняли португальцев как конкурентов, и поэтому отнеслись к ним враждебно. После дли­тельных переговоров европейцам было разрешено торговать в городе Каннаноре.

Португалия торжествовала. Васко да Гама получил титул «дона», а также ти­тул «адмирала Индийского моря». В этом титуле Васко да Гама вторично отпра­вился в Индию в 1503 г. и возвратился с грузом золота и драгоценностей.

Португальцы стремились к захвату не столько обширных территорий, сколько стратегически важных пунктов, дававших им возможность контролировать торго­вые пути. Такими опорными пунктами стали: Аден у выхода из Красного моря в Индийский океан, Ормуз в Персидском заливе, Молуккский пролив, путь к ро­дине пряностей Малуккские острова. В начале XVI в. главным торговым центром Европы стал Лиссабон.

4.2. Путешествия Христофора Колумба

Известно, что Колумб родился в местечке недалеко от Генуи в 1451 г. В семье небогатого ткача, который арендовал жилье в монастыре Сан-Стефано.

С 1480 г. Колумб жил в Лиссабоне и участвовал в нескольких плаваниях к бе­регам Гвинеи. Но в перспективность этих плаваний он не верил. Его больше заин­тересовала идея шарообразности Земли. Колумб вел переписку с Мартином Бе­хойном и Паоло Тосканелли. Считается, что именно Тосканелли вдохновил Ко­лумба на плавание к берегам Индии в западном направлении.

Сначала Колумб предложил свои услуги португальскому королю Жоану II. Но получил отказ, так как проводить масштабные плавания одновременно на юг вдоль берегов Африки и на запад в Атлантический океан было слишком дорогим предприятием. Тогда Колумб обратился к противникам португальцев испанцам.

Первоначально Колумб предложил свой план герцогу Медина Сидония и гер­цогу Мединасели, но получил отказ от обоих.

В 1488 г. Колумб вновь обращается к португальскому королю, но опять полу­чает отказ. Брат Колумба даже попытался заинтересовать этим проектом англий­ский двор, но безуспешно. В 1490 г. Колумб снова настойчиво предлагает свои услуги Испании. Но назначенная королевой Изабеллой Комиссия в очередной раз отвергла проект Колумба. Аргументы были просты: «слишком далеко, долго, не­надежно и дорого». Кроме того, согласно мнению блаженного Августина, на про­тивоположной от Европы стороне земного шара – нет суши. И всё же в 1492 г., после освобождения Гранады, в Испании проект Колумба был одобрен, хотя в ус­пех этой экспедиции мало кто верил. Просто Испания не могла больше ничего противопоставить португальской экспансии на море. Правительство Испании все затраты на экспедицию свело к минимуму. Это потом в XVII в. возникнет легенда о том, что королева Изабелла якобы заложила все свои драгоценности для снаря­жения экспедиции. На самом деле Колумбу было выделено два небольших ко­рабля водоизмещением в 40 тонн: «Пинта» и «Нинья».

Колумб посчитал, что двух небольших судов для такого путешествия не-

достаточно и с помощью спонсоров нанял еще одно судно – «Санта Мария», на котором он отплыл в качестве капитана.

Путешествие началось 3 августа 1492 г. из Севильи [см. Приложение 4.2. Карта путешествий Х. Колумба]. Сначала корабли достигли Канарских остро­вов, а оттуда взяли курс строго на запад в открытый океан и 12 октября этого же года достигли суши. Это был один из Багамских островов в Карибском море, ко­торый измученные долгим плаванием матросы назвали «Сан-Сальвадор», что в переводе значит «святой спаситель».

Продолжая плавание, корабли повернули на юг и 25 октября 1492 г. достигли острова Куба. Далее Колумб направил свои корабли вдоль берега этого острова, повернув на восток. Он посчитал, что это не остров, а часть большого континента. Все участники экспедиции были уверены в том, что

достигли берегов Японии, Китая или Индии. Условно они назвали открытые земли Вест-Индией, а местных жителей – индейцами.

Весной 1493 г. путешественники с триумфом вернулись в Испанию. Останав­ливаясь на островах, Колумб вел наблюдения за жизнью бытом местных жителей, изучал флору и фауну. И хотя Колумб не привез после своего первого путешест­вия сокровищ и золота, главный итог был в том, новые земли были открыты, а значит возникла необходимость новых плаваний. За это путешествие Колумбу был пожалован личный герб и присвоено звание адмирала.

Второе путешествие Колумб предпринял в 1493 г. Во время этого путешест­вия он снова проплыл вдоль западного побережья Кубы, в результате чего его вера в то, что это часть материка, еще более окрепла. На кубе Колумб провел два года. В марте 1495 г. Колумб, взяв с собой образцы диковинных плодов и расте­ний, а также семена кукурузы и ямса, вернулся в Испанию.

В третье путешествие Колумб отправился в мае 1498 г. Его путь лежал через Канарские острова и острова Зеленого мыса. Затем он направился на юго-запад в Атлантический океан. Через два месяца Колумб достиг берега Южной Америки в районе современного Тринидада, где нашел жемчуг. Далее его путь лежал на ост­ров Гаити. Он провел там почти два года, вел наблюдения, собирал данные, искал золото и другие ценности. Но в 1500 г. по ложному доносу Колумб был арестован, закован в кандалы и отправлен в Испанию.

Через три года Колумб был оправдан и снова отправился в путешествие.

В четвертое путешествие Колумб отправился в сентябре 1504 г. Он снова шел через Канарские острова, а от них повернул на запад и достиг острова Гаити. Но долго останавливаться там не стал, направил свои корабли дальше – в Карибское море, обследовал очертания побережья от мыса Гондурас до Дарьенского залива и несколько архипелагов в Карибском море. На обратном пути Колумб заболел, и хотя достиг Испанского берега, но в Севилью так и не попал. Он умер в 1506 г. в городе Вальядолид.

4.3. Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

В 1513 г. испанский мореплаватель Васко Нуньес Бальбоа пересекает Панам­ский перешеек и открывает Южное море – Тихий океан. Испанцы считали, что расстояние до Молуккских островов, если продолжать двигаться на запад по этому Южному морю, совсем незначительное. Но Бальбоа считал, что должен был быть проход из Атлантического океана в Южное море (Тихий океан). Поиски этого прохода велись не только испанцами, но и португальцами. Англия и Фран­ция так же не скрывали своей заинтересованности в этой проблеме. Но материалы этих экспедиций тщательно хранились в королевских архивах. Король Мануэл разглашение результатов экспедиций приравнял к государственной измене, за ко­торую полагалась смертная казнь. Все капитаны кораблей после возвращения из плавания обязаны были под расписку сдавать все карты в казну. Но открыть путь на Острова Пряностей, следуя на запад, выпало на долю португальского мореплавателя Фернана Магеллана.

Информация о работе Исторические особенности туризма