Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:03, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой «Исторические особенности туризма» заключается в следующем. Сфера социально-культурного сервиса в области туризма сложна и многогранна. Поэтому индустрия туризма требует наличия высококвалифицированных кадров и серьезной профессиональной подготовки. Особенно это актуально на современном этапе развития туризма. Туризм становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания, т.е. сферой теоретической деятельности.
Введение
1. Актуальность
2. Объект исследования
3. Предмет исследования
4. Цель
5. Задачи
6. Методы исследования
7. Структура работы
1. Побудительные мотивы путешествий
2. Первые путешествия древности
2.1. Междуречье и Месопотамия
2.2. Древний Египет
2.3. Финикия
2.4. Древний Китай
2.5. Древняя Индия
2.6. Путешествия в эпоху античности
3. Походы и путешествия Средневековья
3.1. Паломничество
3.2. Странствия миссионеров
3.3. Арабские путешественники
3.4. Норманнские мореплаватели
3.5. Крестовые походы
3.6. Путешествия Марко Поло
4. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI веков
4.1. Португальские мореплаватели. Барталамео Диаш. Васко да Гама
4.2. Путешествия Христофора Колумба
4.3. Кругосветное путешествие Фернана Магеллана
5. Открытие и освоение новых земель в Центральной и Южной Америке
5.1. Завоевания Эрнана Кортеса
5.2. Завоевания Франсиско Писарро
6. История развития туристической индустрии в XIX – XX
6.1. Первые достопримечательности
6.2. Первые туристские агентства
6.3. Первые предприятия размещения
6.4. История развития транспорта
7. Современное состояние туризма в мире
8. Заключение
ЛИТЕРАТУРА
Поэтому медициной у римлян довольно долгое время занимались, в основном, греки.
Римляне еще больше, чем греки, ценили целебные минеральные источники. Самым известным курортом уже в I в. до н.э. стали байские источники. Большой популярностью у римлян также пользовались естественные паровые серные бани, которые устраивали прямо в пещерах.
К объектам зарубежного туризма можно отнести знаменитые и до сегодняшнего дня курорты на Рейне – Висбаден и Баден-Баден, в Африке –у подножия горы Атланта, в Трансильвании.
С появлением христианства новый импульс получает паломнический туризм. Паломничество было распространено в еще в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах. В Древнем Риме еще не существовало крупных культовых сооружений, там христианство только зарождалось, а в качестве богов выступали трансформированные боги Древней Греции. И все же, путешествия к святым местам набирали силу.
Морские путешествия в Древнем Риме осуществлялись с весны до середины осени. Плавания были в основном неспешными. От Меотийского болота, как римляне называли Азовское море, до Александрии Египетской доходили за две недели.
В эпоху Древнего Рима появляется даже философия туризма. Луций Анней Сенека (4 – 65 гг. н.э.) в «Письмах к Луцилию» обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов».
Таким образом, благодаря путешественникам античности были открыты новые земли и народы, накоплен богатый географический материал, способствовавший дальнейшим путешествиям и открытиям.
3. Походы и путешествия Средневековья
3.1. Паломничество
Начало средневековья ознаменовалось «великим переселением народов». Северные европейские народы также пришли в движение в необычайных размерах.
Широкое распространение в средние века получило паломничество. Покровителями паломников в средневековье становятся волхвы: Бальтазар, Мельхиор и Каспар, совершившие странствие для поклонения Младенцу Иисусу. Они стали почитаться христианами со II века.
Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III – IV вв. При императоре Константине были построены храмы в Иерусалиме, в частности Храм «Гроба Господня». Мать Константина, царица Елена, предприняла странствие в Иерусалим, где содействовала открытию «Древа Креста Господня» в одной из пещер, недалеко от Голгофы.
По мере распространения христианства, в Европе все больше появлялось желающих посетить Палестину. В IV в. паломничество в Святую Землю сделалось настолько массовым явлением, что и среди самих паломников оно часто стало восприниматься просто как «зарубежный туризм». Уже в V в. для паломников, следовавших из Галлии, был составлен маршрут, или дорожник, который служил им путеводителем от берегов Роны и Дордоны до реки Иордан. Но в VII в. случилось событие, которое для христиан считается самым большим бедствием со времен рождения Христа. Священный город Иерусалим был захвачен мусульманами. До сих пор не стихают страсти на этой многострадальной земле. Однако даже и в этих условиях паломничество к святым местам продолжалось.
Таким образом, паломничество является одной из сторон внутренней мотивации туризма и близко самым естественным чувствам человека, помноженным на религиозный порыв. Со временем объектами поклонения паломников становятся гробницы епископов и другие святые места.
3.2. Странствия миссионеров
Паломничество породило еще один вид путешествий – странствия с миссионерскими целями. Одним из первых миссионеров, распространявших христианство еще в IV в. в европейских странах, был Мартин Турский. Начав проповедническую деятельность в районах северо-западной Галлии, он затем отправился в Британию. Там его деятельность была настолько успешна, что многие бритты, став христианами, в свою очередь занялись миссионерской деятельностью. Они распространили христианство в Ирландии и далее, вплоть до Исландии.
В IV – VIII вв. ирландская церковь по уровню культуры занимала лидирующее положение в Европе. Вслед за монахами на Ближний Восток проникали купцы. Наиболее известным из них был александрийский купец Косма.
Наряду с миссионерами и купцами, путешествия совершали пилигримы (странствующие монахи), которые переходили из одного монастыря в другой Пилигримов было столь много, что во второй половине VIII в. специально для них были созданы путеводители (итинерарии). В процессе своих путешествий пилигримы писали книги с описанием посещаемых мест.
3.3. Арабские путешественники
Несмотря на развитую систему паломничества и миссионерства в Европе, доминирующее положение в области путешествий и открытий эпохи Средневековья принадлежит арабским путешественникам.
В VII в. н.э. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, завоевали огромную территорию. На востоке – Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии – Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе – Сирию и Палестину, на западе – всю Северную Африку. В 711 г. арабы переправились через Гибралтар и завоевали почти весь Пиренейский полуостров.
Таким образом, к VIII в. арабы владели западным, восточным и южным побережьем Средиземного моря, всем побережьем Красного моря и Персидского залива, а также северным побережьем Аравийского моря. Они владели и важнейшими сухопутными дорогами, связывающими Европу с Азией и Китаем.
Одним из первых арабских путешественников был купец из Басры Сулейман. В 851 г. он совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Китай. Попутно он посетил Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова. Во время путешествия Сулейман вел записи. Впоследствии эти записи были дополнены арабским географом Абу-Зейд-Гассаном и в том виде сохранились до наших дней.
Выдающимся арабским ученым был Идриси (1100 – 1166). Он посетил Малую Азию, Англию, Францию, Испанию, а образование получил в Кордове. Идриси был приглашен сицилийским королем Рожером II в Палермо для составления географических карт. В течение 15 лет Идриси занимался обработкой доставляемых ему сведений. Итогом работы стали два больших сочинения. Первое – «Развлечения истомленного в странствии по областям». Второе – «Сад приязни и развлечение души». Под руководством Идриси в Палермо был построен макет небесного свода, а также земной диск с нанесенными на нем изображениями семи климатов Земли.
В XIII в. все географические познания арабских путешественников были обобщены в многотомном «Географическом словаре», созданном византийским греком, мусульманином по вероисповеданию Якутом
Самым выдающимся арабским путешественником XIV в. был странствующий купец Ибн Баттута (1304 – 1377). В 1325 г. он отправился в свое длительное путешествие. Он побывал во всех тогда существовавших арабских государствах, а также в Китае, Индии, на территории золотоордынской империи, восточных и юго-восточных землях Африки.
За 25 лет путешествий он прошел по суше и по морю около 120 тыс. км. Книга «Путешествия Ибн Баттуты» переведена многие европейские языки. Она содержит большой исторический, географический и этнографический материал.
Таким образом, арабские ученые-путешественники IX – XIV вв. внесли большой вклад в историю освоения и открытия новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомив Западную Европу с Азиатским материком, что способствовало сближению азиатской и европейской цивилизаций. Но арабские завоевания имели и негативный оттенок для Европы. С возникновением арабского халифата для европейцев были закрыты пути на рынки восточных и европейских стран, полностью исключалось сухопутное сообщение с Индией. Это привело к тому, что в IX в. произошел сдвиг торговых путей на север Европы.
3.4. Норманнские мореплаватели
Самыми отважными мореплавателями среди европейцев в период Средневековья были норманны. Норманнские мореплаватели были известны под различными именами: фризы, жившие на территории современных Бельгии и Голландии; кельты, англосаксы, франки, жившие на территории современных Ирландии, Англии и Франции; викинги, скандинавы, остманы, нордлейды, жившие на территории Скандинавского полуострова и другие. Норманны, т.е. северные люди, было общим названием для этих народов.
Субцивилизация норманнов существовала с середины VIII до начала XII вв. Основными занятиями норманнов были скотоводство и рыболовство.
Корабли норманнов были построены из дубового и елового дерева. Остродонные (килевые) корабли норманнов произвели настоящую революцию в кораблестроении. Впоследствии такие суда были введены на всем побережье Европы. Но самое большое достижение норманнских мореплавателей в том, что они еще в IX в. достигали берегов Северной Америки
Норманнов привлекали богатые торговые города Европы. В то время у европейцев не было регулярных армий, поэтому они оказались практически бессильными перед опустошительными набегами викингов. Норманны совершали набеги на атлантические берега Пиренейского полуострова, проникали в Средиземное море через Гибралтарский пролив, грабили Южную Европу и доходили до Сицилии.
Несмотря на грабительский характер некоторых путешествий норманнов, их открытия и усовершенствования в морском деле оказали положительное влияние на подготовку и проведение путешествий последующих мореплавателей. Кроме того, они сумели вывести европейскую торговлю из тупика, что было вызвано арабскими завоеваниями и захватом арабами основных межконтинентальных торговых путей.
3.5. Крестовые походы
В IX–XI вв. в Европе продолжал развиваться паломнический туризм, который в большей степени совершался с целью замаливания грехов.
Для приема паломников и других странников устраивались гостиницы – госпитали (hospes). В этом же веке в Испании для паломников создаются приюты – альбергерии и оспиталии, где можно было не только отдохнуть, но и получить медицинскую помощь и обменять деньги. Приюты на горных дорогах обязывали их смотрителей во время снегопада или тумана звонить в колокол и даже выступать в роли проводников.
Особую услугу для паломников оказывал рыцарский Орден госпитальеров (иоаннитов). Он берет свое начало от госпиталя, расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще задолго до арабских завоеваний принимали и лечили пилигримов, пришедших в Святую Землю. Задачей братства была помощь паломникам и купцам, а также их защита от разбоя неверных, что вызвало боевой дух рыцарей этого Ордена. Госпитальерами была создана целая сеть гостиниц по всему Ближнему Востоку.
Несмотря на развитую систему приютов и гостиниц, совершать паломничество к святым местам становится все труднее. Паломники попадали в Иерусалим через Ефраимские ворота, при входе с них брали подать. В городе царила атмосфера вражды и неприязни к христианам. Участились случаи нападения на паломников, идущих к святым местам.
В Европе забили тревогу. При массовом стечении народа зачитывались письма известных паломников о положении христиан и паломников из европейских стран на Ближнем Востоке. Нагнеталась истерия. В 1095 г. папа Урбан II перед тысячной толпой верующих города Клермона произнес проповедь, призывавшую к священной войне против неверных.
Так началась эпоха крестовых походов. Официально провозглашаемыми целями крестовых походов было освобождение Святой Земли от неверных – мусульман – и завладение общехристианскими святынями, отданными на «поругание» исламу.
Каждому, кто желал отправиться в дорогу и постоять за своих братьев по вере, священник выдавал полотно с изображение креста, а одежда окроплялась святой водой. На время отсутствия крестоносцев их имущество и семьи должны были находиться под охраной церкви. Крестоносцы на время походов освобождались от каких-либо долговых обязательств, а также от податей и налогов. Крепостные, пожелавшие принять участие в походе, освобождались от власти своих феодалов. Кроме того, церковь обещала отпущение грехов всем, кто примет крест.
Весной 1096 г. начался первый поход на Палестину. Всего походов было восемь. Последний был завершен в 1291 г. Западные европейцы впервые большими массами поднялись со своих мест, что дало им возможность познакомиться с неизвестными им странами и народами. Они частично усвоили их нравы и обычаи, частично передали им свои.
Благодаря этим походам Европа смогла познакомиться с достижениями
науки и культуры арабского мира. Европейские ученые значительно обогатили свои познания в области астрономии, географии, математики, химии.
В Европе возникают университеты. Первым университетом можно считать Болонский, основанный в конце XI в. В 1200 г. возникает Парижский университет, который учредительной грамотой Филиппа II оформляется как «Сорбонна». В XII в. были основаны Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский в Испании и Неаполитанский в Италии.
Арабские философы перевели на арабский язык и сохранили многие произведения античных авторов, в частности Аристотеля.
В XII в. в Европе начали сооружать ветряные мельницы. Крестоносцы их увидели в Сирии. Восточного происхождения некоторые ткани, например атлас, что в переводе с арабского означает «красивый». С конца XII в. стали разводить почтовых голубей, которых давно уже использовали арабы. Крестовые походы дали значительный толчок сухопутным путешествиям.