Особенности маркетинга в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Чтобы преуспеть в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, но, прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации туристского продукта, нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг.

Содержание

Введение 3
1 Рынок туристических услуг: его особенности, тенденции развития
и проблемы 4
1.1 Экономическая сущность и содержание туризма 4
1.2 Формы, виды и разновидности туризма 6
1.3 Туризм в Российской Федерации 11
2 Особенности маркетинга в сфере туризма 13
2.1 Маркетинг в туризме : понятие, содержание, концепция 13
2.2 Туристский продукт, как основное понятие маркетинга туризма. 15
2.3 Маркетинговые коммуникации в сфере туризма 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение   3

1 Рынок  туристических услуг: его особенности,  тенденции развития

 и  проблемы 4

1.1 Экономическая  сущность и содержание туризма 4

1.2 Формы,  виды и разновидности туризма   6

1.3 Туризм  в Российской Федерации  11

2 Особенности  маркетинга в сфере туризма 13

2.1 Маркетинг  в туризме : понятие, содержание, концепция  13

2.2 Туристский продукт, как основное понятие маркетинга туризма. 15

2.3 Маркетинговые коммуникации в сфере туризма 17

Заключение 20

Список  использованной литературы  21

    

 
ВВЕДЕНИЕ

    В наши дни передвижение людей в  туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате – туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей  очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

    Естественно, что для высокой эффективности этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от занятых в нем людей требуются ,прежде всего, компетентность и глубокое понимание международного туризма в целом.

    Чтобы преуспеть в туристском бизнесе  необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, но, прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации туристского  продукта, нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг.

 

    1 РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ  УСЛУГ: ЕГО ОСОБЕННОСТИ,  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  И ПРОБЛЕМЫ

    1.1 Экономическая сущность и содержание туризма

 

    Туризм (фр. tourisme tour - прогулка, поездка) возник как продукт развития цивилизации. Туризм - это прежде всего удовольствие, удовлетворение любознательности.

    На  определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для таких путешествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма.

    Итак, сначала туризм возник как товар, который можно купить и продать  на потребительском рынке. Туризм как  товар реализуется в форме услуг (материальных и нематериальных).

    Возникновение туризма как товара потребовало  формирования соответствующей материально-технической  базы, наличия квалифицированных  кадров по обслуживанию туристов и  целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства.

    Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества.

    Точное  определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:

    туризм  есть результат передвижения людей  по различным туристским маршрутам;

    туризм  всегда включает два элемента: путешествие  в пункт назначения и остановку  там;

    путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

    туризм - это временное движение туриста  по туристскому маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время  к месту его постоянного проживания;

    туризм - это путешествие, не включающее деятельность по извлечению прибыли.

    Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

    Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закреплено следующее определение туризма: «Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познаваемых, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

    Туризм  характеризуется временным перемещением населения из одного региона (район, город, страна) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.

    Международный туризм сегодня представляет собой  динамично развивающуюся сферу внешнеэкономической деятельности, которая во многих странах мира превратилась в бурно растущую отрасль большого бизнеса. На долю туристского бизнеса приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% суммарных капитальных вложений, 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. В 1995 г. каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на туризм. Доля международного туризма составляет около 7% мирового экспорта. По этим показателям можно сделать вывод, что в сумме поступивших доходов от экспорта туризм занимает третье место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов и после доходов от экспорта автомобилей. Туристский бизнес привлекает предпринимателей наименьшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, постоянно растущим спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат.

    1.2 Формы, виды и разновидности туризма

    Экономическая эффективность функционирования туризма  во многом определяется классификацией его форм.

    Под классификацией форм туризма понимается их группировка по однородным признакам, которые зависят от конкретных практических целей.

    Каждая  форма туризма характеризуется  своеобразием потребностей туристов и  предполагает соответствующий набор  услуг, удовлетворяющих эти потребности.

    В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют:

    - форму туризма;

    - вид туризма;

    - разновидности туризма.

    Под формой туризма понимается, то пересекает ли турист государственную границу  своей страны, т.е. в основе деления  туризма на формы лежит страновый признак.

    По  этому признаку выделяют две формы  туризма:

    - внутренний,

    - международный.

    Внутренний  туризм - это отечественный туризм внутри своей страны, путешествия  в пределах Российской Федерации  лиц, постоянно проживающих в  РФ.

    Международный туризм - это туризм в другую страну, т.е. иностранный туризм. В свою очередь  он разделяется на выездной и въездной. Выездной туризм - это путешествия  лиц, постоянно проживающих в  Российской Федерации, в другую страну. Въездной туризм - это путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации. Международный туризм развивается под влиянием множества факторов, которые можно свести в три группы: демографические, экономические, социальные.

    К демографическим факторам относятся: рост населения мира, процесс урбанизации, приводящий к концентрации населения и формированию подвижного стереотипа жизни. Жители крупных городов остро чувствуют необходимость в смене обстановки для восстановления затрат физических и духовных сил. Возрастает интерес друг к другу народов различных стран, имеющих общий родственный язык, что связано прежде всего с отсутствием языкового барьера, общностью истории и культуры.

    Экономические факторы связаны с развитием  мировой экономики, где наблюдается устойчивая тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров и, как следствие этого, увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К экономическим факторам относятся ускорение научно-технического прогресса в отрасли туризма, увеличение доходов населения. Развитие материально-технической базы иностранного туризма, создание новых форм приема и обслуживания туристов способствуют интенсификации туристских передвижений, вовлечению в рекреационную сферу новых мест.

    Социальные  факторы - это факторы, связанные  с условиями жизни и деятельности человека. Прямое воздействие на развитие международного туризма оказывает  увеличение продолжительности оплачиваемого  отпуска, а также тенденция деления отпуска на две части, что позволяет в течение года совершать два путешествия (летом и зимой). Развитию туризма способствует также и понижение возраста выхода на пенсию, что с учетом увеличения продолжительности жизни привело к появлению туристов так называемого третьего возраста.

    Вид туризма связан со спецификой отражения  финансовых результатов в бюджете  страны или ее региона. По данному  признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

    Приезд  иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в данную страну или региона.

    Путешествие граждан одной страны в другие государства или выезд туристов из данного региона страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны или региона.

    Формы туризма по наиболее характерным  признакам делятся на отдельные  разновидности. К этим признакам  относятся: главная цель путешествия, характер организации путешествия, интенсивность туристского потока, продолжительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт, форма сотрудничества.

    В зависимости от главной цели путешествия  выделяют следующие разновидности  туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.

    Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в специальных санаториях (как при наличии больничного  листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как в данном случае санаторий - это разновидность больницы. Передвижение людей в выходные дни в целях отдыха, развлечения, занятия спортом называется туризмом «конца недели».

    Познавательный, или культурный, туризм - это путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

    В научном туризме преобладает  посещение конгрессов, симпозиумов  и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.

    Деловой туризм (поездки бизнесменов с  деловыми целями) представляет собой  наиболее динамичный и доходный вид  туризма.

    По  характеру организации путешествия  выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный), стационарный и передвижной туризм.

    Путешествие одного человека по собственному плану, включающему определение районов  посещения, продолжительность остановок, условий ночлега и т.п., называется индивидуальным, а путешествие группы людей (в том числе и семьи) на тех же условиях или по плану туристского хозяйствующего субъекта называется групповым туризмом.

Информация о работе Особенности маркетинга в сфере туризма