Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:03, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой «Исторические особенности туризма» заключается в следующем. Сфера социально-культурного сервиса в области туризма сложна и многогранна. Поэтому индустрия туризма требует наличия высококвалифицированных кадров и серьезной профессиональной подготовки. Особенно это актуально на современном этапе развития туризма. Туризм становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания, т.е. сферой теоретической деятельности.
Введение
1. Актуальность
2. Объект исследования
3. Предмет исследования
4. Цель
5. Задачи
6. Методы исследования
7. Структура работы
1. Побудительные мотивы путешествий
2. Первые путешествия древности
2.1. Междуречье и Месопотамия
2.2. Древний Египет
2.3. Финикия
2.4. Древний Китай
2.5. Древняя Индия
2.6. Путешествия в эпоху античности
3. Походы и путешествия Средневековья
3.1. Паломничество
3.2. Странствия миссионеров
3.3. Арабские путешественники
3.4. Норманнские мореплаватели
3.5. Крестовые походы
3.6. Путешествия Марко Поло
4. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI веков
4.1. Португальские мореплаватели. Барталамео Диаш. Васко да Гама
4.2. Путешествия Христофора Колумба
4.3. Кругосветное путешествие Фернана Магеллана
5. Открытие и освоение новых земель в Центральной и Южной Америке
5.1. Завоевания Эрнана Кортеса
5.2. Завоевания Франсиско Писарро
6. История развития туристической индустрии в XIX – XX
6.1. Первые достопримечательности
6.2. Первые туристские агентства
6.3. Первые предприятия размещения
6.4. История развития транспорта
7. Современное состояние туризма в мире
8. Заключение
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Актуальность
2. Объект исследования
3. Предмет исследования
4. Цель
5. Задачи
6. Методы исследования
7. Структура работы
1. Побудительные мотивы путешествий
2. Первые путешествия древности
2.1. Междуречье и Месопотамия
2.2. Древний Египет
2.3. Финикия
2.4. Древний Китай
2.5. Древняя Индия
2.6. Путешествия в эпоху античности
3. Походы и путешествия Средневековья
3.1. Паломничество
3.2. Странствия миссионеров
3.3. Арабские путешественники
3.4. Норманнские мореплаватели
3.5. Крестовые походы
3.6. Путешествия Марко Поло
4. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI веков
4.1. Португальские мореплаватели. Барталамео Диаш. Васко да Гама
4.2. Путешествия Христофора Колумба
4.3. Кругосветное путешествие Фернана Магеллана
5. Открытие и освоение новых земель в Центральной и Южной Америке
5.1. Завоевания Эрнана Кортеса
5.2. Завоевания Франсиско Писарро
6. История развития туристической индустрии в XIX – XX
6.1. Первые достопримечательности
6.2. Первые туристские агентства
6.3. Первые предприятия размещения
6.4. История развития транспорта
7. Современное состояние туризма в мире
8. Заключение
ЛИТЕРАТУРА
Введение
1. Актуальность
Актуальность темы данной курсовой «Исторические особенности туризма» заключается в следующем. Сфера социально-культурного сервиса в области туризма сложна и многогранна. Поэтому индустрия туризма требует наличия высококвалифицированных кадров и серьезной профессиональной подготовки. Особенно это актуально на современном этапе развития туризма. Туризм становится не только областью практической реализации путешествий, но и особой отраслью знания, т.е. сферой теоретической деятельности.
Последнее время можно говорить о становлении науки о туризме. Наряду с традиционным пониманием туризма как сферы экономики туризм может рассматриваться как социокультурный феномен, как сфера культуры и человеческой деятельности.
В настоящее время история туризма является учебной дисциплиной, которая создает фундамент для научных исследований в области туризма. Эта дисциплина важна для специалистов по туризму, поскольку позволяет понять специфику туризма в том или ином регионе мира с учетом его исторических и национальных особенностей.
История туризма и путешествий является частью истории культуры. Нет ни одной культуры, в истории которой не выделялась бы история путешествий.
Именно поэтому тема данной работы является актуальной и важной в изучении туристической индустрии.
2. Объект исследования
Объектом исследования данной курсовой работы является туристическая индустрия.
3. Предмет исследования
Предметом исследования данной курсовой работы является история туризма.
4. Цель
Цель данной работы состоит в изучении истории туризма, как фундаментальной науки в цикле наук о туризме.
5. Задачи
Задачами данной работы являются:
1. установить побудительные мотивы путешествий;
2. определить исторические особенности туризма;
3. восстановить цепь событий прошлого;
4. проследить последовательность географических открытий и путешествий;
5. исследовать и познать логику поступков и действий предшественников;
6. изучить закономерности развития знаний и представлений людей об окружающем мире.
6. Методы исследования
Данный курсовой проект был написан на основе следующих методах исследования:
1. литературный;
2. описательный;
3. метод картографирования;
4. сравнительно-исторический метод;
5. историко-логический метод.
7. Структура работы
Данная курсовая работа состоит из пятидесяти двух страниц, восьми глав, шести приложений и двух таблиц.
1. Побудительные мотивы путешествий
Невозможно определить, с какого времени люди стали путешествовать. Скорее всего, начало истории путешествий следует вести со времен, когда стал происходить процесс выделения человека из животного мира. Во всяком случае, нет сомнения в том, что начало путешествиям было положено тогда, когда закладывались основы человеческой цивилизации.
Что заставляло наших далеких предков перемещаться по бескрайним просторам Земли? Побудительные мотивы путешествий были таковы:
1. Первобытный человек вынужден был переходить из одной местности в другую в поисках пищи (охота, рыболовство и т.п.). Несмотря на то, что такие переходы делают и животные (например, стада антилоп преодолевают до тысячи километров за сезон), все-таки подобные перемещения в пространстве характерны для человека, так как носят осмысленный и целенаправленный характер.
2. С возникновением скотоводства первобытный человек стал совершать длительные переходы в поисках пастбищ, прокладывая тропы и запоминая их. Нередко пастухи отмечали свой путь специальными знаками на местности.
3. С развитием примитивного земледелия значительно расширился интерес человека к территориальному размещению растительного мира. Человек перемещался в поисках более лучших и плодородных земель и даже стремился изменить ландшафт земель, непригодных для посевов.
4. Развитие ремесла и торговли поставили перед необходимостью создавать схемы маршрутов. Ориентирами служили наиболее заметные черты рельефа (гора, скала, высокое дерево и т.п.). Революционным этапом перемещения людей стало изготовление и использование плавсредств для преодоления расстояния по воде. Сначала использовалось течение воды, а затем и сила ветра. Ориентирами на море служили солнце и звезды.
5. С развитием межгруппового общения создаются привычные пути между селениями. Развивается межплеменное общение и перемещение.
Такой вид перемещений называют миграцией, которая бывает сезонной либо вызывается другими причинами. К причинам миграции можно отнести:
– Климатические факторы. К ним относятся разливы рек, извержения вулканов, сходы лавин, камнепады и прочие природные катаклизмы.
– Биологические факторы. Они связаны с тем, что первобытные люди часто были вынуждены спасаться от нападения хищных зверей и при этом даже менять первоначальное место своей стоянки.
– Социальные факторы. К ним относятся войны, межплеменные столкновения, необходимость укрыться от внешней агрессии, а также преследование противника и захват его территории.
В эпоху первого общественного разделения труда на земледельцев, ремесленников, торговцев и скотоводов-кочевников начинается дифференциация миграционных процессов в зависимости от видов деятельности. Происходит изменение обычных маршрутов, меняется их значение. При этом древние люди старались зафиксировать маршруты своих перемещений. Это положило начало первым элементам картографии. Первые так называемые «карты» рисовались на земле, камнях, обломках деревьев, на шкурах и костях животных. Это были примитивные схемы с условными обозначениями с элементами рисунков. Там изображались не только схема местности, но и направление ветров, течений, указаны броды, рифы и подводные коралловые острова. К древнейшим известным нам картам можно отнести карты, которые выполнены на костях животных. Возраст этих карт около 12 тыс. лет. Со временем, когда появляется пиктография, карты стали изображать на стенах пещер. Эти карты полны до сих пор еще до конца не разгаданных символов.
В эпоху мезолита (10 – 3 тыс. лет назад) начинают складываться первые торговые маршруты. Иногда торговцы проходили сотни и даже тысячи километров. Персона странствующего торговца считалась неприкосновенной. Многим купцам выдавались «посланнические жезлы», по которым их легко можно было узнать. Таким образом, в доисторические времена основные мотивы путешествий были обусловлены объективными причинами, главной из которых было выживание. Но была и внутренняя мотивация для путешествий людей, а именно, взаимные визиты представителей разных племен, да и простое человеческое любопытство узнать: «что там за горизонтом?».
2. Первые путешествия древности
2.1. Междуречье и Месопотамия
Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие неведомые края. Первые сведения о путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов. В XVII в. на Ближнем Востоке были найдены глиняные таблички с клинописными письменами, подтверждающими существование там великих центров мировых культур – Междуречья и Месопотамии. В этих письменах содержатся сведения и о первых путешественниках. Сведения о первых путешествиях содержатся и в древнем литературном памятнике Шумеро-аккадской культуры «Сказание о Гильгамеше».
Согласно этим письменам, шумерская культура считается одной из древнейших. По преданию, первые поселенцы появились в южной Месопотамии еще X – IX тысячелетии до н.э. Своей родиной шумеры считали один из островов в Персидском заливе. Достигнув «большой земли», шумерские путешественники осваивали искусство вождения речных судов. К концу IV тысячелетия до н.э. возникли шумерские города, ставшие центрами торговли и ремесла. На глиняных табличках, хранящихся в настоящее время в национальном музее Ирака, можно найти сведения с указанием расстояний и времени пути от одного города к другому, сведения о военных походах, биографии правителей. Имеются даже фрагменты географических карт, изображавших земли древнего Шумерского царства.
Шумерам были хорошо известны не только просторы иранских пустынь, но и природа Индии. Из расшифрованных текстов известно, что шумеры активно торговали со страной Мелуха (так они называли государство на северо-западе полуострова Индостан).
Первое централизованное государство, сведения о котором дошли до нас, возникло в третьем тысячелетии до н.э. Правителем этого государства был Саргон Великий. Шумеры полагали, что Земля заключена между двумя морями – морем Восхода (Персидский залив) и морем Захода (Средиземное море).
Самым знаменитым из городов Месопотамии был легендарный Вавилон, расположенный на реке Евфрат. Название этого города переводится как «Врата Бога». По тем временам (VII век до н.э.) этот город был гигантских размеров с фантастической для этого периода численностью населения – 1 млн человек. Главными достопримечательностями Вавилона были храм Мардука и грандиозная 90-метровая Вавилонская башня. В Вавилоне было еще одно «чудо света» – висячие сады Семирамиды. В Вавилон стекалось огромное количество путешественников и торговцев. Безусловно, это был самый развитый центр культуры на Ближнем Востоке [cм. Приложение 2.1. Вавилонская карта].
2.2. Древний Египет
Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит). Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье Аденского залива. В настоящее время считают что, это территория современного Сомали и Йемена. Главными предметами вывоза из Пунта были рабы, золото, черное дерево, слоновая кость и ароматические смолы мирровых деревьев. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха и пополнения запасов продовольствия.
Речное судостроение развивалось у египтян очень рано. Частые наводнения, которым подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древних египетских гробниц встречаются изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из папируса. На памятниках и стенах древних храмов запечатлены большие речные суда со снастями, каютами и прочими атрибутами настоящего корабля.
За две с лишним тысячи лет до нашей эры неоднократно совершались экспедиции в южные страны, а также в Сирию и Палестину.
Путешествие в страну Пунт по праву считается одним из первых путешествий с разведывательными целями.
Мореплавание активизировало контакты между странами. Необходимую древесину (например, сосну, кедр) доставляли из Сирии и Ливана. Из гаваней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, Индию, велась также посредническая торговля с Китаем. Активно шла торговля с государствами Восточной Африки, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.