Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:03, доклад
Нало́ги это — обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.
Налоги на сделки — это особая форма косвенных налогов, представляющая собой вид пошлины, которая взимается со сделок, подлежащих регистрации в установленном порядке.
Наиболее распространенным видом налога на сделки является гербовый налог (гербовый сбор), которым облагается регистрация актов о передаче имущества, долговых долгов, доверенностей на владение или опеку имущества, расписок, квитанций и др. Гербовый налог исчисляется либо по твердым ставкам, либо в процентах к сумме сделки.
В ряде стран имеются также специальные трансфертные налоги, которыми облагаются некоторые особые виды сделок: продажа акций и облигаций; продажа земельной собственности и др.
Взносы на социальное страхование в большинстве стран имеют обязательный характер и взимаются как с лиц наемного труда, так и с предпринимателей. В некоторых странах существуют также взносы для лиц свободных профессий (адвокаты, врачи, архитекторы, артисты и др.).
В части, уплачиваемой предпринимателями, такие взносы следует относить к косвенным налогам, поскольку они включаются в качестве расходов производства в цену производимых товаров и услуг и в конечном счете перекладываются на приобретателя.
Взносы на социальное страхование, уплачиваемые предпринимателями, устанавливаются в процентах к фонду заработной платы. В некоторых странах размеры ставок достигают 15—24%, что, несомненно, является одним из факторов, способствующих ускорению темпов инфляции и роста цен в этих странах.
Определение национальной налоговой юрисдикции в отношении подоходных налогов осуществляется обычно на основе двух важнейших критериев: резидентства и территориальности.
Критерий резидентства предусматривает, что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих выгод, извлекаемых как на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемая неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты — только в отношении прибылей, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность).
Критерий территориальности устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат только доходы, извлекаемые на ее территории; соответственно любые доходы, получаемые или извлекаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.
Первый критерий, таким образом, принимает во внимание исключительно характер пребывания (проживания) налогоплательщика на национальной территории, второй — основывается исключительно на национальной принадлежности источника профита. .
Очевидно, что любой из этих критериев при условии его единообразного применения во всех странах в принципе исключал бы всякую возможность международного двойного налогообложения, т. е. обложения одного и того же объекта (прибыли, имущества, сделки и т. д.) в один и тот же период времени аналогичными видами налога в двух, а возможно, и более странах. Однако вопрос о том, осуществляется ли устранение двойного налогообложения на основе первого или второго критерия, вовсе не безразличен с точки зрения национальных интересов каждой отдельной страны. Так, для стран, граждане и компании которых получают значительные суммы выгод от их зарубежной деятельности и капиталов, помещенных за рубежом, желательнее, несомненно, разграничение налоговых юрисдикции в международном масштабе на основе критерия резидентства. Для стран, в экономике которых значительное место занимают иностранные капиталы, особый интерес приобретает отстаивание критерия территориальности. Поэтому промышленно развитые страны предпочитают основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе критерия резидентства, а развивающиеся страны защищают свое право обложения иностранных компаний и частных лиц на основе критерия территориальности.
Сущность налога. Основные принципы налогообложения
В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог - это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).
Налоги как экономическая
категория являются исходными и
основным понятием, определяющим главные,
сущностные черты налогов. Объективная
сущность налогов не зависит от конкретной
экономической
Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.
Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.
Прежде всего, остановимся
на вопросе о необходимости
Налоги – это обязательные
и безэквивалентные платежи, уплачиваемые
налогоплательщиками в бюджет соответствующего
уровня и государственные внебюджетные
фонды на основании федеральных
законов о налогах и актах
законодательных органов
Налоговая система - совокупность
предусмотренных налогов и
К ним относятся:
1) объект налога - это доходы,
цена отдельных товаров,
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. Профит, из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина
налога с единицы объекта
5) налоговая льгота - полное
или частичное освобождение
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник)
Когда объект налога дифференцирован
на группы по определенному признаку.
Перечень этих групп и их признаки
заносится в специальные
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации
Декларация - документ, в
котором плательщик налога приводит
расчет выгоды и налога с него. Характерной
чертой такого метода является то, что
выплата налога производится после
получения профита лицом
Примером может служить налог на выгода.
3) у источника
Этот налог вносится лицом выплачивающим профит. Поэтому оплата налога производится до получения прибыли, причем получатель выгоды получает его уменьшенным на сумму налога.
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь профит, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Субъективная сторона налогов (их виды, уровень ставок и т.п) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):
«1. Под налогом понимается
обязательный, индивидуальный безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях
финансового обеспечения
2. Под сбором понимается
обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических
лиц, уплата которого является
одним из условий совершения
в интересах плательщиков
Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Это обязательность, безвозмездность, безэквивалентность. Финнасы, денежное обращение и займ.
Принципы налогообложения
Налогообложение относится
к числу давно известных
1. Подданные государства
должны, по возможности,
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть аккурат определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, -все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его...
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства.
..Как видно, А.Смит исходил
из следующих принципов
равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.
Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают:
1) объект налога - это имущество, профит, продукт, наследство, подлежащие обложению;
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е.
Профит из которого
4) ставка налога - величина
налога с единицы объекта
5) налоговая льгота - полное
или частичное освобождение