Содержание
Введение……………………………………………………………….…..2
1. Понятие налога……………………………………………………….3-7
2. Роль налогов в формировании
финансов государства…………...8-9
3. Заключение…………………………………………………………….10
4. Список использованной литературы…………………………….11-12
Введение
Одним
из важнейших инструментов осуществления
экономической политики государства
всегда были и продолжают оставаться
налоги.
Особенно
наглядно это проявляется в
период перехода от командно-административных
методов управления к рыночным отношениям,
когда в условиях сузившихся возможностей
государства оказывать воздействие на
экономические процессы налоги становятся
реальным рычагом государственного регулирования
экономики.
Вместе с тем государство только
в том случае может реально использовать
налоги через присущие им функции, и прежде
всего фискальную и стимулирующую, если
в обществе создана атмосфера уважения
к налогу, основанная на понимании, как
экономической необходимости существования
налоговой системы, так и установленных
государством правил взимания конкретных
налогов.
В
связи с этим знание налогового
законодательства, порядка и условий
его функционирования является
непременным условием восприятия
налоговой культуры как обществом в целом, так и
каждым его членом.
До перехода
к рыночным отношениям, в условиях
централизованной плановой экономики,
налоговая система в нашей
стране практически отсутствовала.
Существовавшие ее отдельные
элементы представляли интерес
исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов.
При этом в СССР одной из целей экономической
политики государства было провозглашено
построение первого в мире государства
без налогов, что не могло не привести
клегативному, пренебрежительному отношению
большинства членов общества к налогам
как таковым.
1. Понятие налога
Категория «налог»
в российском законодательстве
проделала сложную эволюцию от
«широкого» понимания к «дифференцированному».
До принятия НК РФ все обязательные платежи
в бюджет и внебюджетные фонды объединялись
законодателем понятием «налоговая система».
В литературе налог определялся как «всякий
общеобязательный платеж, взимаемый с
физических и юридических лиц».
Под налогом, сбором,
пошлиной и другим платежом понимался
обязательный взнос в бюджет соответствующего
уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и на условиях,
определяемых законодательными актами[1].
Далее законодатель
указывал: совокупность налогов, сборов,
пошлин и других платежей, взимаемых в
установленном порядке, образует налоговую
систему. Включение «других платежей»
в сферу налогово-правового регулирования
не оставляло сомнения в их налоговом
характере с точки зрения законодателя.
Примечательно, что в тексте Закона РСФСР
«Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» все перечисленные платежи
охватывались понятием «налог», используемым
как обобщающая категория. Таким образом,
действовавшее до НК РФ налоговое законодательство
подразумевало под налоговыми платежами
практически всю совокупность бюджетных
доходов.
С принятием
НК РФ и БК РФ налоги и
сборы как правовые категории
были нормативно отграничены
от неналоговых платежей. В частности,
БК РФ закрепил в ст. 41 «Виды
доходов бюджетов» положение о том, что
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых
и неналоговых видов доходов, а также за
счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
При этом БК РФ отнес к налоговым доходам
все предусмотренные налоговым законодательством
федеральные, региональные и местные налоги
и сборы, а также пени и штрафы[2].
Как видим, термином
«налоговые доходы» охватываются
два вида обязательных бюджетных
платежей – налоги и сборы.
Еще до принятия
НК РФ налог было определен
как основанная на законе денежная
форма отчуждения собственности с целью
обеспечения расходов публичной власти,
осуществляемая на началах обязательности,
безвозвратности, индивидуальной безвозмездности[3].
Налог представляет собой обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований[4].
Сущность налога
состоит в отчуждении государством
в свою пользу принадлежащих
частным лицам денежных средств.
Известно, что еще Фома Аквинский
определял налог как дозволенную
законом форму грабежа.
Посредством налогообложения
государство в одностороннем порядке
изымает в централизованные фонды определенную
части ВВП для реализации публичных задач
и функций. При этом часть собственности
налогоплательщиков – физических лиц
и организаций – в денежной форме переходит
в собственность государства.
Определение налога
как основанную на законе денежную
форму отчуждения собственности
с целью обеспечения расходов
публичной власти впервые сформулировал
КС РФ. Налогоплательщик не вправе
распоряжаться по своему усмотрению
той частью своего имущества, которая
в виде определенной денежной суммы подлежит
взносу в казну, и обязан регулярно перечислять
эту сумму в пользу государства, так как
иначе были бы нарушены права и охраняемые
законом интересы других лиц, а также государства.
При этом, по мнению КС РФ, взыскание налога
не может расцениваться как произвольное
лишение собственника его имущества, -
оно представляет собой законное изъятие
части имущества, вытекающее из конституционной
публично-правовой обязанности[5].
«Налоги есть
форма перераспределения национального
дохода, – верно утверждает С.Д. Цыпкин.
– Они (налоги) связаны с наличием различных
форм собственности. Уплата налогов всегда
означает переход части средств из собственности
отдельных плательщиков в собственность
государства»[6]. В этом состоит одно из
существенных отличий налогового права
от гражданского, которое основывается
на признании неприкосновенности собственности[7].
НК устанавливает:
ни на кого не может быть
возложена обязанность уплачивать
налоги и сборы, а также иные
взносы и платежи, обладающие установленными
НК РФ признаками налогов или сборов, не
предусмотренные НК РФ либо установленные
в ином порядке, чем это определено НК
РФ. В этой связи особое значение приобретают
признаки налогов, к которым относятся:
1) обязательность; 2) индивидуальная безвозмездность;
3) денежная форма уплаты; 4) публичные цели
налогообложения[8].
Обязательный
характер налога. Уплата налога
является конституционно-правовой
обязанностью, а не благотворительным
взносом или добровольным пожертвованием.
Не случайно в древнерусском языке «налогу»
соответствовали значения «тягость»,
«обременение», «неудобство», «натуга».
Заметим, что
идея налога как осознанного
дара на общие нужды изредка
еще встречаются в литературе.
Так, Т.Ф. Юткина полагает, что в налоге
отражается общечеловеческая потребность
жертвовать во благо всех, особенно во
благо нуждающихся в общественной защите
и помощи[9]. Налогообложение не предполагает
каких-либо форм кредитования государства
и всегда характеризуется безвозвратностью.
Лишь в случае установления ряда налоговых
льгот, переплаты налога или неправомерного
взыскания недоимки налоговое законодательство
предусматривает возврат из бюджета соответствующих
денежных средств. Налоговые изъятия не
являются также наказанием (мерой ответственности)
за неправомерное поведение и тем самым
отграничиваются от штрафных санкций.
Налог устанавливается
государством в одностороннем
порядке, причем, всегда в форме
закона. Таким образом, возникновение
и исполнение налоговой обязанности
не основано на соглашении государства
с налогоплательщиком и тем более не зависит
от индивидуального усмотрения последнего.
«О налогах не договариваются» - правовая
аксиома налогового законодательства.
Согласование
воли и интересов налогоплательщиков
по вопросам налогообложения в определенном
смысле осуществляется в рамках законодательного
процесса. По меткому утверждению Д. Ллойда,
«согласие налогоплательщиков на налогообложение
в условиях современного демократического
государства означает одобрение налогового
законодательства свободно избранным
представительным органом»[10]. Участвуя
в парламентских процедурах, депутаты
должны выражать и отстаивать интересы
различных социальных групп. При этом
порядок взимания налоговых платежей
вырабатывается в рамках парламента как
представительного органа, выражающего
интересы всего населения в целом, но не
согласовывается индивидуально с каждым
налогоплательщиком. Именно поэтому в
ряде стран, включая Россию, установлен
запрет выносить налоговые вопросы на
референдум.
Иногда наряду
с обязательностью в юридической
литературе выделяют принудительный
характер налога в качестве
его отдельного, специфического
признака. Действительно, исполнение
налоговой обязанности поддерживается
мощной, специализированной системой
государственного принуждения. Как указал
КС РФ, в целях обеспечения выполнения
налоговой обязанности и возмещения ущерба,
понесенного казной в результате ее неисполнения,
законодатель вправе устанавливать меры
принуждения в связи с несоблюдением законных
требований государства. Эти меры могут
быть как правовосстановительными, обеспечивающими
погашение недоимки и возмещение ущерба
казны от несвоевременной и неполной уплаты
налога, так и штрафными, возлагающими
на нарушителей дополнительные выплаты
в качестве меры ответственности[11].
Однако
принудительность не является
специфической особенностью именно
налоговой обязанности. Принудительность
вытекает из общеобязательности
права как официального регулятора
социальных взаимодействий. В то
время как моральные, корпоративные, традиционные,
религиозные и иные социальные нормы поддерживаются
общественными санкциями, право охраняется
и гарантируется государством. В случае
необходимости правопорядок обеспечивается
государственным вмешательством – своеобразным
«легализованным насилием». При нарушениях
правовых норм (включая налоговые) применяются
различные меры государственного принуждения.
Таким образом, государство контролирует
соблюдение права участниками правоотношений,
пресекает правонарушения, привлекает
нарушителей к ответственности. Очевидно,
что правовых обязанностей без корреспондирующих
им санкций не существует. Любая обязывающая
норма предполагает возможность государственного
принуждения к ее исполнению. И налоговая
обязанность исключением не является.
Говорить
о принудительном характере изъятия
налога как существенном признаке
налоговых платежей некорректно, поскольку согласно
НК РФ налог должен быть уплачен самим
налогоплательщиком. В законодательстве
устанавливается презумпция добросовестного
налогоплательщика, подразумевающая добровольный
порядок уплаты налогов. Налогоплательщик
обязан самостоятельно исполнить обязанность
по уплате налога, если иное не предусмотрено
налоговым законодательством[12]. Речь
идет не о том, что налогоплательщику предоставлено
право самому решать – платить налоги
или нет; однако любая правовая обязанность
может быть исполнена как добровольно,
так и принудительно. Лишь в случае неисполнения
налоговой обязанности взыскание недоимки
и пени осуществляется в принудительном
порядке.
«Налоги
не взимаются в форме отчуждения,
– подчеркивает Н.И. Осетрова,
– а осуществляются налогоплательщиками»[13]. В.А.
Соловьев утверждает, что налог – это
платеж, не взимаемый с налогоплательщиков
(как указано в ст. 8 НК РФ), но уплачиваемый
последними[14]. Аналогичной позиции придерживаются
и многие другие авторы[15]. На наш взгляд,
эти позиции верны лишь отчасти. Налог
может быть либо уплачен добровольно,
либо взыскан принудительно. То есть налог
уплачивается либо самим налогоплательщиком,
либо принудительно взимается государством.
При этом возможность добровольного исполнения
всегда предшествует государственному
принуждению. Таким образом, термин «отчуждение
денежных средств», используемый в определении
налога, является обобщающей категорией,
охватывающей и уплату налога налогоплательщиком,
и его принудительное взыскание государством.
2. Роль налогов в формировании
финансов государства.
Налоги
олицетворяют собой ту часть
совокупности финансовых отношений,
которая связана с формированием
денежных доходов государства
(бюджета и внебюджетных фондов),
необходимых ему для выполнения соответствующих
функций - социальной, экономической, военно-оборонительной,
правоохранительной, по развитию фундаментальной
науки и др. Как составная часть производственных
отношений налоги (через финансовые отношения)
относятся к экономическому базису. Налоги
являются объективной необходимостью,
ибо обусловлены потребностями поступательного
развития общества. Государство, исходя
из объективной необходимости, формирует
соответствующую налоговую систему, совершенствует
ее структуру и механизм функционирования
в финансовой системе страны.
Факторы
социального и экономического
порядка стимулируют обновление
производственных отношений в
части налогов: так, переход
к рыночной системе хозяйствования
объективно потребовал от государства
проведения коренной перестройки
налоговой системы и бюджетной политики.
Формирование рынка труда, его функционирование
не могут быть эффективными без создания
государственного фонда содействия занятости.
Такой фонд образуется за счет обязательных
отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей)
на стадии распределения первичных доходов.
Так же создается фонд обязательного медицинского
страхования. В этом проявляется диалектика
взаимосвязей между экономическим базисом
и политической надстройкой. В переходный
период взаимовлияние экономики и бюджета
выражается в усилении инфляции при спаде
производства либо в развитии экономики
на дефляционной основе и зависит от того,
как организовано формирование доходной
и расходной частей[16].