Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:03, доклад
Нало́ги это — обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.
Налог на выгода,
Акцизные сборы на группы и виды товаров,
Налог на добавленную стоимость,
Налог на покупку иностранных банкнот и платежных документов в инвалюте,
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
плата за пользование водными объектами,
подоходный налог с физических лиц,
Налог на игорный бизнес,
платежи за пользование недрами,
гербовый сбор,
государственная пошлина,
Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения,
плата за пользование водными объектами,
сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Второй уровень — налоги республик в составе России и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:
лесной налог;
единый налог на вмененный профит для определенных видов деятельности;
Налог на имущество предприятий;
Налог с продаж.
Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:
Налог на имущество физических лиц;
земельный налог;
регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;
Налог на промышленное строительство в курортной зоне
курортный сбор;
сбор за право торговли;
целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;
сбор за право использования местной символики;
Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;
сбор с владельцев собак;
лицензионный сбор за право винной торговли;
лицензионный сбор за право проведения продаж с молотка и лотерей;
сбор за выдачу ордера на квартиру;
сбор за парковку автотранспорта;
Налог на рекламу;
сбор за участие в бегах;
сбор за выигрыш на бегах;
сбор с лиц, играющих на тотализаторе;
сбор с биржевых сделок;
сбор за проведение кино- и телесъемок;
сбор за уборку территории;
сбор за открытие игорного бизнеса;
Налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.
Бюджетное устройство России, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.
Каждому органу управления
трехуровневая система
Классификация по объектам налогообложения
По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на выгода (профит), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на выгода относятся налог на выгода предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц – налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования – налоги на фонд оплаты труда.
Раскладочные и количественные налоги
Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть конкретный затрата (например, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог.
Закрепленные и регулирующие налоги
В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.
Общие и целевые налоги
Целевые налоги могут вводиться по ряду причин.
Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.
Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному государственному органу.
В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость определенных издержек вызвана получением определенных выгод.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно три основные функции: фискальную, перераспределительную и стимулирующую.
Фискальная функция
Распределительная функция обеспечивает выравнивание выгод и затрат налогоплательщиков, перенаправление потоков вложения инвистиций между различными отраслями экономики, распределение прибылей между центральными, региональными и местными бюджетами и т. п. Эта функция реализуется путем изменения налоговых ставок, включая применение прогрессивных или регрессивных налоговых ставок, изменения соотношения объемов налоговых изъятий между бюджетами различных уровней, изменением структуры налоговых изъятий по их видам, регулирования налоговой базы и т. п.
Стимулирующая функция отвечает
задачам создания наиболее благоприятных
условий для развития отдельных
отраслей или экономики в целом,
а также направления
Общие принципы налогообложение зарубежных стран
Налогообложение юридических лиц
Налоговая система — важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многом зависит успех экономики в стране. В нашем обществе, к сожалению, усилиями и органов власти, и экономической науки, и практики за долгие годы создано негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области должно приниматься с учетом возможных социальных и политических последствий. Для этих целей в значительной мере может быть использован огромный практический и теоретический опыт экономически развитых стран в этой области, но с учетом экономических, социальных и политических условий развития РФ.
Существенное отличие
западных налоговых систем – обычно
третьестепенное (после подоходного
налога и акцизных сборов) место
налогов на доходы юридических лиц
(обычно называемые выгодами корпораций).
Это связано с политикой
Вот пример важнейшего пункта рекомендаций но унификации налога на выгода в рамках стран ЕС: "Ввести минимальную ставку корпорационного налога в 30% и максимальную ставку в 40% (включая и местные налоги на предпринимательский профит").
Ряд льгот направлен на
помощь компаниям для сохранения
их экономической устойчивости (льготы
по отчислениям в резервные и
родственные фонды компаний и
пр.). Используются также льготы социального
характера (например, на отчисления в
благотворительные фонды). Устойчивый
характер носят налоговые льготы,
направленные на стимулирование инвестиционной
и научно-технической
Особая разновидность налогового инвестиционного ссуды - так называемые уступки в цене на истощение недр, заметно уменьшающие налогообложение дохода отдельных отраслей добывающей промышленности. Подобная льгота сыграла важную роль в развитии добывающей промышленности США; используется она и сейчас. Уступка в цене обусловливается требованием реинвестировать полученные средства в те же отрасли и течение двух лет (нефть и газ) или пяти лет (твердые минералы). В ряде стран распространена еще одна форма налогового займа, связанная с уменьшением корпорационного налога на часть издержек на НИОКР. Среди налоговых льгот, используемых во многих странах - полное освобождение от налогов или отсрочка их оплаты (что при длительной отсрочке в условиях роста цен может быть равнозначно полному или хотя бы частичному освобождению от налога). В Финляндии периодическое освобождение от налога, наряду с инвестиционным займом, используется для стимулирования судостроения и судоходства. В Бельгии десятилетнее освобождение от налога (правда, не всегда полное) применяется для стимулирования малых венчурных фирм. Здесь же на шесть лет освобождаются от корпорационного налога те компании, которые добиваются роста плодотворности труда при одновременном увеличении трудоустроенности и улучшении использования производственных мощностей. Среди распространенных налоговых льгот - уменьшение ставок налога на выгода для среднего и мелкого предпринимательства. Специфика указанной льготы в том, что она редко открыто объявляется налоговой льготой. Обычно пониженные ставки налога на выгода вводятся в виде самостоятельного направления налоговой политики, что отчасти служит обходным маневром против политики уменьшения налоговых льгот. В США, например, на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога , для средних и мелких корпораций используются две более низкие ставки. В Британии выделяется специальная пониженная ставка корпорационного налога на мелкое предпринимательство. Пониженные ставки налога на выгода для мелкого и отчасти среднего предпринимательства используются и во многих других развитых странах. Анализ льгот по налогообложению выгоды показывает наличие больших различий между странами. Но при всем этом разнообразии четко прослеживается одна закономерность: снижение налоговых льгот с 1980-х годов не привело к принципиальному демонтажу их системы. Продолжает сохраняться система льгот, обеспечивающая прежде всего эффективное функционирование механизмов налогового стимулирования научно-технического развития (независимо от вида льгот, используемых той или иной страной. Значение льгот в налогообложении профита весомо для большинства стран и в количественном отношении. Об этом свидетельствуют оценки, полученные японскими экспертами для начала 1990-х годов. По этим оценкам, льготы уменьшают общую станку налога на выгода в США до 32%;, в Великобритании - до 24,6% (то есть на 20% и 25% соответственно). Общая ставка налога на нераспределенную выгода в германии при вычете из нее той части промыслового налога при вычете налоговых льгот она снижается примерно на 16%. В Италии льготы уменьшают общую ставку налога на выгода примерно до 43%. В целом поиски оптимального сочетания фискальной и производственно - стимулирующей функций в налоге на выгода привели к достаточно умеренному его значению в общих налоговых поступлениях, особенно по сравнению с такими решающими налогами, как индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги на потребление. Для правильного понимания показателей таблицы необходимо определить, насколько точь-в-точь данные по налогу на выгода отражают поступление (или непоступление) всех налоговых изъятий из дохода. С этой целью требуется прежде всего установить возможности укрытия выгоды от налогов. Существует множество способов подобных укрытий: использование налоговых льгот к той части профита, которая не подпадает под эти льготы; завышение расходов производства; манипуляция с формами собственности; использование страновых различий в налогообложении, особенно огромных налоговых льгот в так называемых оффшорных зонах и др. Однако в результате смягчения фискальной направленности налогообложения дохода и развития налоговых служб сегодня укрытие выгоды от налогов не превышает 10-15% налога на выгода, то есть составляет относительно умеренную величину (особенно с учетом того, что суммарное укрытие от всех налогов оценивается в 15-20%) Однако практически во всех развитых странах действует, как правило, либо один, либо большее число поимущественных налогов. Наиболее значимые из них - налог на чистое богатство предпринимательства (движимое и недвижимое имущество компаний) и налог лишь на недвижимое имущество. Правда, усиление нынешнего налогообложения профита компаний с помощью поимущественных налогов не надо переоценивать. По косвенным оценкам, эти налоги увеличивают изъятия по сравнению с собственно налогами на выгода примерно в 1,1-1,3 раза. Очевидно, что учет такой умеренной повышательной корректировки (в среднем соответствующей уменьшению налогообложения дохода с помощью различных льгот) не меняет кардинальных выводов. Налогообложение выгоды составляет незначительную часть в выполнении фискальной функции во всех развитых странах. Практика последних десятилетий свидетельствует, что налоговая политика, при которой в распоряжении компаний остается 60-70% их профита (а в отдельных странах, например в Италии - не менее 50%), стала устойчивым и действенным стимулом научно-технической и инвестиционной деятельности. Единственное исключение представляет Страна восходящего солнца. Здесь главенство фискального начала в налогообложении дохода проявляется и в высоких ставках соответствующих налогов, относительно малом значении налоговых льгот и существенной доле налоговых поступлений от выгоды (около 1/5). Причина - в использовании Страной восходящего солнца более активной промышленной политики, включая и административные методы, что нейтрализует отрицательное влияние чрезмерного налогообложения профита. Альтернативными источниками налоговых поступлений служат косвенные налоги на потребление и индивидуальный подоходный налог, что стало возможным в условиях устойчивого роста жизненного уровня населения в последние десятилетия. Обычно компании платят также поимущественный и поземельный налоги, в известной мере они являются и плательщиками косвенных налогов – НДС и акцизных сборов (налогов).