Понятие налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:03, доклад

Описание работы

Нало́ги это — обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Работа содержит 1 файл

НАЛОГИ.docx

— 383.58 Кб (Скачать)

Порядок и размеры производимых вычетов и уменьшения прибыли  определяются в законодательстве. Практически  во всех странах существуют расхождения  между правилами расчета налогооблагаемой дохода и правилами бухгалтерского учета. Для целей налогообложения  некоторые доходы могут не учитываться, с другой стороны, может существовать целый ряд правовых норм, на основании  которых определенные виды приростов  стоимости, размеров переоценок основных средств и товарных запасов, отчислений включаются в налогооблагаемый профит даже в том случае, если они не являются таковыми по внутренним или  международным правилам бухгалтерского учета.

Для вычета расходов, связанных  с производством и реализацией  товаров и услуг, необходимым  условием является наличие связи  между полученным выгодой и произведенными затратами. Вычет затрат, не связанных  с получением выгоды, может быть оспорен (опротестован) налоговыми органами. В этом случае неправильно произведенные  вычеты будут рассматриваться как  уменьшение или сокрытие налогооблагаемого  профита. Не разрешается относить на расхода по текущей деятельности издержки капитального характера, которые  должны списываться в порядке, предусмотренном  для амортизационных отчислений.

Существуют многочисленные правила на выплату заработной платы, особенно для членов советов директоров и руководящего исполнительного  аппарата предприятия. Заработная плата  этих категорий служащих должна соответствовать  выплатам на других аналогичных предприятиях, в противном случае превышение может  рассматриваться как объект обложения  корпорационным налогом. Подобные правила  применяются также и в отношении  уплаты процентов и рентных платежей.

Значительная специфика  существует в отношении отчислений в амортизационные фонды. Нормы  и правила проведения амортизационных  отчислений устанавливаются в законодательном  порядке, их нарушение также может  рассматриваться как сокрытие объекта  налогообложения со всеми вытекающими  последствиями. Нормы амортизационных  отчислений, как правило, являются не фиксированными, а предельными, что  означает, с одной стороны, невозможность  их превышения, а с другой стороны, разрешает предприятию устанавливать  уровень отчислений произвольно. Износа подлежат как материальные (вещественные, осязаемые) активы – здания, машины, оборудование, сооружения и т.д., так и нематериальные (невещественные, неосязаемые) активы: авторские права, товарные (торговые) марки, патенты и т.д. Амортизация может быть пропорциональной или ускоренной. При пропорциональной износа предусматривается списание стоимости амортизированного актива равными ежегодными долями на протяжении всего периода, а при ускоренной износа большая доля стоимости списывается в первые годы. Ускоренная амортизация, в отличие от пропорциональной, не является обязательной. Обычно пропорциональная амортизация применяется в отношении пассивной части основных фондов (здания и сооружения), а активная часть основных фондов (машины, станки, оборудование, установки) амортизируются в ускоренном режиме.

Помимо амортизационных  отчислений, большое значение имеют  отчисления в, различного рода, специальные  резервные фонды. Количество таких  фондов может исчисляться десятками. К основным, из них, относятся фонды  покрытия сомнительных задолженностей, покрытия издержек и убытков будущих периодов, таких, как обесценение материальных и товарных запасов, валютные риски, и др.

Систему вычетов из валового прибыли часто дополняет система  налоговых займов. Налоговый займ представляет собой вычет из суммы начисленных налоговых долгов. Налоговые займы можно подразделить на три группы:

- Займы по ранее уплаченным  налогам, т.е. уменьшение суммы  налоговых займов на величину уплаченных главным образом за рубежом налогов;

- инвестиционные займы,  вычеты определенной части фактически  произведенных инвестиций;

- специальные налоговые  займы (по стимулированию НИОКР, занятости населения определенных категорий рабочих и служащих, профессиональному обучению и др.).

Наряду с общими налоговыми режимами в ряде стран действуют  специальные налоговые режимы по отраслям экономики. К таким отраслям обычно относятся: сельское хозяйство, лесное хозяйство, горнодобывающая, нефтяная и газовая промышленность, энергетика. Для этих отраслей могут применяться особые системы износа основных фондов, вводиться дополнительные инвестиционные льготы.

Важное значение для определения  уровня налогового бремени по корпорационному  налогу имеют законодательно установленные  режимы зачета или компенсации понесенных убытков. Как правило, убытки подразделяются на коммерческие (по текущей деятельности) и некоммерческие убытки, включающие потерю капитала (уменьшение стоимости), потерю выгоды от земельной собственности. Коммерческие убытки подлежат вычету из профита отчетного периода, а также могут быть перенесены на будущие периоды. Некоммерческие убытки подлежат вычету только в определенных размерах и принимаются в зачет только в отношении выгод от прироста стоимости определенных активов. Другими словами, уменьшение стоимости капитала может быть компенсировано лишь путем вычета из прибыли от прироста капитала того же вида активов за один и тот же период. Возможности зачетов в отношении прибылей от прироста капитала в будущие периоды ограничены.

Важную группу налоговых  льгот представляют собой отсрочки по уплате налогов. Для налогоплательщика  отсрочка по уплате равноценна предоставлению беспроцентного или льготного банковского  займа. Широкое распространение  получили отсрочки, предоставляемые  по отраслевому принципу. Особые режимы отсрочек по уплате налогов предоставляются  в сфере страхования, инвестиционной деятельности, добывающей промышленности, сельском хозяйстве, при экспорте отдельных  видов товаров и услуг. Так, страховые  компании Объединенного Королевства Великобритании Англии и Северной Ирландии имеют отсрочку по уплате корпорационного налога сроком в три года, т.е. в текущем финансовом году осуществляется фактическое погашение налоговых долгов, возникших три года назад. Наряду с отраслевыми отсрочками могут предоставляться отсрочки и рассрочки по уплате корпорационного налога в связи с особыми обстоятельствами.

Уплата корпорационного  налога осуществляется равными долями в течение года, ежеквартально  или ежемесячно. В ряде стран для  отдельных категорий плательщиков устанавливаются особые сроки по внесению платежей. По истечении года, на основании представления годовой  налоговой декларации, осуществляется определение окончательных налоговых  задолженностей и производится либо доплата налога, либо компенсация  суммы переплаты. Как для недоимок, так и для переплат предусматриваются  системы корректировки, на базе действующей  в стране учетной ставки народного банка, т.е. если в течение одного квартала имело место превышение фактически уплаченных сумм по сравнению с налоговыми долгами за тот же период, то сумма превышения должна быть увеличена на % ставку национального банка, а при недоплате налога за определенный период в таком же порядке, должна быть увеличена сумма недоплаты. Переплаты могут быть по выбору налогоплательщика либо возвращены путем перечисления на его счет, либо приняты к зачету в счет погашения налоговых займов будущего периода.

Доля корпорационного  налога в структуре обязательных отчислений (платежей) в странах  ОЭСР составляет 5–10%, что в несколько  раз меньше доли поступлений по подоходному  налогу с физических лиц. Это связано, со стремлением государств облагать налогами главным образом доходы, перераспределяемые на нужды личного  потребления, стимулируя инвестиционную активность.

Виды и принципы налогообложения имущества в  развитых странах 

Налогообложение имущества  в развитых странах осуществляется на основе двух групп налогов: общих  налогов на личное состояние и  налогов на конкретные виды имущества.

Налогом на личное состояние  облагается цена имущества физических лиц за вычетом долгов, возникающих  в связи с владением имуществом. Оценка имущества производится на основе рыночной стоимости, определяемой в  соответствии с методами, установленными законом. Как правило, от обложения  налогом на личное состояние освобождаются  мебель и иная домашняя утварь, произведения искусства, патенты, страховые полисы, определенные виды частных коллекций, транспортные средства личного пользования, а также здания, строения, земельные участки в тех случаях, когда они подлежат обложению специальными налогами.

Налог на личное состояние  может взиматься либо по единой ставке, либо в соответствии со шкалой прогрессивного налогообложения. Единая ставка налогообложения  применяется в германии, Бельгии, Исландии и Люксембурге. Система прогрессивного налогообложения действует в Швеции, Финляндии, Норвегии, Испании и Швейцарии. В других развитых странах указанный вид налогообложения не применяется. Важная особенность этого налога заключается в достаточно высокой первоначальной сумме, с которой начинается обложение, а также значительные льготы, предоставляемые различным категориям плательщиков. В структуре общих налоговых поступлений доля налогов на личное состояние редко превышает 0,5%. Единственной страной, где доля этого налога существенна, является Швейцария. В начале 90–х гг. доля налогов на личное состояние в общем, объеме налоговых поступлений в этой стране составляла около 2,2%, что объясняется особой спецификой швейцарской налоговой системы.

С налогом на личное состояние  в принципе сходна система ежегодного налогообложения имущества юридических  лиц. Эти налоги объединяет объект налогообложения  – имущество – за вычетом задолженностей, связанных с его владением  или распоряжением, и иных предоставляемых  льгот. Поступления по данному виду налогов в общем, объеме налоговых  поступлений к началу 90–х гг. составляли: в Люксембурге – 2,93%, в Швейцарской  Конфедерации – 1,49%, в германии – 0,9%, в Стране кленового листа – 0,85%, в Австрии – 0,65%, в Норвегии – 0,35%, в Финляндии – 0,02%, в Швеции – 0,01%. В остальных странах ОЭСР систем единого налогообложения имущества юридических лиц не существует.

Специальные налоги на отдельные  виды имущества отличаются чрезвычайным разнообразием. Чаще всего, этими налогами облагаются жилые дома, строения, сооружения и установки, застроенные и незастроенные  земельные участки, средства транспорта (грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, моторные лодки, самолеты и др.).

Все поимущественные налоги относятся к региональным или  местным налогам, однако, по обыкновению, на центральном (федеральном, конфедеративном) уровне осуществляется общая регламентация  их взимания. Специальные поимущественные  налоги являются исторически самыми устоявшимися налогами. Доля поступлений  по этим налогам в общем, объеме налоговых  поступлений в развитых странах  сильно различается. Так, если в Объединенном Королевстве Великобритании Британии и Северной Ирландии эта доля составляет свыше 10%, то в Бельгии, Греции, Австрии, Италии, Люксембурге, Турции, Финляндии, Швейцарии и Швеции, Испании она не превышает 1%. К странам с высокой долей поступлений по налогам на отдельные виды имущества относятся: США – (свыше 9%), Страна кленового листа – (свыше 8%), Новая Зеландия – (около 6%), Австралия – (почти 5%), Ирландия – (2,5%), Франция – (около 2,01%).

Наибольшую долю поступлений  по поимущественному налогообложению  дают налоги, взимаемые с недвижимого имущества, условия обложения и ставки которых обычно связаны с материалом строений, способом крепления к земле, размерами и назначением. Как правило, различаются системы налогообложения жилых домов и строений промышленного или иного хозяйственного назначения.

Налогообложение земельных  участков различается в зависимости  от хозяйственного назначения. Существуют различные системы налогообложения  застроенных земельных участков, земель, используемых в сельском хозяйстве, и незастроенных земельных участков, не используемых для сельскохозяйственного  назначения. Ставки этих налогов обычно устанавливаются в процентах  от кадастровой стоимости земельного участка. От этих налогов освобождаются  объекты, находящиеся в государственной  собственности, в собственности  органов местного самоуправления, а  также в собственности ряда организаций, список которых устанавливается  законодательно.

От поимущественных налогов  следует отличать налоги на доходы от реализации имущества и налоги на доходы от владения или распоряжения имуществом. Эти группы налогов имеют  разные объекты обложения:

- объектом обложения поимущественными  налогами является цена имущества  (или ее оценка);

- Налогами на доходы  от реализации имущества облагается маржа между продажной и покупной стоимостью;

- объектами обложения  налогом на доходы от владения  имуществом являются, как правило,  арендные платежи, получаемые  собственником от сдачи имущества  в рентау.

Налогообложение выгод второго  и третьего типов осуществляется либо в рамках общей системы подоходного  налогообложения (налог на доходы физических лиц и корпорационный налог), либо путем введения специальных (дополнительных) налогов. К таким специальным  налогам относится налог на прирост  капитала, взимаемый с прибылей от реализации определенных видов имущества (ценных бумаг, застроенных и незастроенных  земельных участков, зданий, строений, сооружений). Доходы от владения и распоряжения имуществом, несмотря на то, что они  чаще всего облагаются налогом в  рамках общей системы подоходного  налогообложения, имеют определенную специфику. Эти доходы облагаются налогом  не только с учетом затрат на приобретение и содержание имущества: к ним  почти всегда применяются особые режимы определения налоговой базы, для них характерен относительно высокий необлагаемый минимум, система  различного рода зачетов и снижений цены. На практике налогообложение  выгод от реализации и владения имуществом включает в себя индексацию издержек на его приобретение и содержание с учетом инфляции. Во всех странах ОЭСР ежегодно публикуется официальный индекс инфляции, на размер которого корректируются (увеличиваются) расходы по приобретению и содержанию имущества либо вычитаемые из прибылей от реализации, либо учитываемые при определении налоговых займов по прибылям в форме рентных платежей.

Система индексации может  применяться для пересчета первоначальной (покупной, балансовой) стоимости имущества. Система учета затрат на содержание имущества может не применяться  в связи с тем, что объектом налогообложения выступает не профит, а сама цена имущества.

Системы налогообложения  имущества, особенно налогообложения  отдельных его видов в большинстве  случаев не связаны с системами  подоходного налогообложения. Нередко  этим занимаются разные службы, например, в США эксперты, производящие оценку стоимости недвижимости, даже не имеют доступа к информации о выгодах налогоплательщиков, поступающих в федеральный орган – Службу внутренних выгод. Практика поимущественного налога в США имеет и такую особенность, как раздельное налогообложение определенных объектов на уровне различных звеньев административной иерархии: муниципалитета, графства, школьного округа.

Информация о работе Понятие налогов