Понятие налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:03, доклад

Описание работы

Нало́ги это — обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Работа содержит 1 файл

НАЛОГИ.docx

— 383.58 Кб (Скачать)

В Соединённом Королевстве  Великобритании Англии и Северной Ирландии, напротив, действует единый налог, взимаемый  с совокупной стоимости недвижимости. Базой налогообложения служит чистая годовая цена имущества, которая переоценивается в соответствии с действующей методологией. Основой для определения чистой годовой стоимости имущества является цена его найма в условиях свободного рынка, при условии, что наниматель несет все расходы, связанные с ремонтом, содержанием и техническим текущим обслуживанием и страхованием. Оценка имущества для целей налогообложения, осуществляется специальной оценочной комиссией Службы внутренних прибылей

Экономическим источником любых  форм налогов являются доходы, полученные в процессе распределения и перераспределения  национального выгоды, и, следовательно, абсолютным пределом (на более или менее продолжительный период времени) для налогообложения является сумма национального профита страны. Это очевидно, когда государство использует прямую форму мобилизации выгод в бюджет — обложение налогами первичных прибылей, которые составляют произведенный национальный профит — заработную плату рабочих и служащих, предпринимательскую выгода, процент и земельную ренту. В этом случае государство непосредственно присваивает в свою пользу часть национального прибыли, произведенного обществом.

Кроме того, государство  может использовать и косвенную  форму изъятия выгод — путем  введения надбавок к ценам товаров  и услуг, потребляемых получателями первичных прибылей (трудящимися, предпринимателями  и землевладельцами). Покупая товары и услуги, потребители не только возмещают расходы по производству этих товаров и услуг и оплачивают выгода предпринимателя, но и передают часть своих выгод в казну государства.

В зависимости от способа  изъятия прибылей первая форма обложения  называется прямым налогообложением (взимаемые  налоги — прямыми налогами), а  вторая форма — косвенным (косвенные  налоги).

Различие между прямой и косвенной формой присвоения государством части национального выгоды является фундаментальным принципом, на котором  основываются все существующие классификации  налогов.

Дальнейшая классификация  прямых налогов может быть произведена  по элементу объекта (поскольку субъект  для всех прямых налогов одинаков—собственник или распорядитель профита, имущества  и т. д.), а косвенных налогов  — по элементу субъекта (ибо для  всех косвенных налогов единым объектом является продажа или иная форма  передачи, отчуждения продукта, услуги, имущества и т. д.).

Кроме того, налоги различаются  по методу установления налоговой ставки, способу взимания, уровню подчиненности  и целевому назначению.

Налоговая ставка — это  величина налога, установленная в  расчете на определенную единицу (долю) объекта обложения. Различаются  твердые и процентные налоговые  ставки. Твердые ставки характерны для некоторых косвенных налогов, акцизных налогов, таможенных пошлин, подушного налога и др. и выражаются в некоторой денежной сумме, взимаемой с каждой единицы объекта обложения. Процентные ставки применяются для исчисления подоходных налогов, налогов с даров и наследств, косвенных налогов и др. и представляют собой выраженную в процентах долю налога по отношению к величине прибыли, стоимости имущества и т. д.

В развитых странах применяются  четыре способа взимания налогов: кадастровый, самоначисление (декларационный), административный и авансовый (или удержание налога «у источника»).

 

Кадастровый способ основывается на применении кадастров — периодически составляемых описей, в которых регистрируются или переписываются все объекты, подлежащие обложению налогом (земля, строения, граждане и т. д.). Кадастровый  способ требует от государства значительных издержек на регулярное составление  кадастров и поэтому применяется  в весьма ограниченных пределах. На основе кадастрового способа обложения  взимаются такие налоги, как поземельный, подомовой, промысловый, а также  такой архаичный налог, как подушный, сохранившийся лишь в некоторых  странах.

Самоначисление — наиболее распространенный способ обложения, применяемый  для взимания подоходных налогов. При  этом способе налогоплательщики  самостоятельно (путем представления  налоговым органам специальной  декларации) рассчитывают свои доходы, производят все установленные вычеты и льготы и определяют сумму налога к уплате. Налоговые органы проверяют  полученные декларации и дают указание о внесении налога в казну. Следует  отметить, что налогоплательщики, облагаемые налогом на основе самоначисления, несут полную ответственность (вплоть до преследования в уголовном  порядке) за правильность и полноту  представляемых ими в налоговых  декларациях сведений.

В некоторых странах применяется  административный способ взимания налога, когда налоговые власти сами определяют размер облагаемого выгоды на основе некоторых косвенных признаков (количество клиентов, рыночная конъюнктура и т. д.).

При авансовом (или предварительном) способе обложения установленная  сумма налога удерживается из профита, подлежащего перечислению в пользу получателя этого прибыли. Характерной  особенностью этого способа является то, что основную ответственность  перед казной за уплату налога несет  не получатель (собственник) выгоды, а  лицо, выплачивающее профит, — предприниматель, банк, компания и др. Такой способ обложения применяется при выплате заработной платы трудящимся, гонораров и вознаграждений за выполнение различных услуг и работ, а также при выплате некоторых регулярных выгод-дивидендов, процентов, лицензионных платежей и т. д.

По уровню подчиненности  различают центральные (федеральные) и местные налоги. Первые устанавливаются  центральным правительством и поступают  в государственный бюджет, а вторые вводятся местными властями (как правило, в пределах, установленных центральным  правительством) на своей территории и зачисляются в их бюджет на финансирование местных нужд. К центральным налогам  обычно относятся косвенные налоги, подоходные налоги с населения и  доходов корпораций и взносы по социальному страхованию. Местные налоги включают налоги с имущества, поземельные налоги, некоторые косвенные налоги и акцизные налоги и др.

В зависимости от целевого назначения нередко различают также  обычные налоги, зачисляемые общей  массой в центральный бюджет и  бюджеты местных органов власти, и целевые налоги, поступающие  в специальные фонды для расходования на строго определенные цели.

Прямые налоги в зависимости  от объекта обложения подразделяются на подоходные налоги и налоги с  имущества.

Система подоходных налогов, как правило, включает общий подоходный налог с населения, ряд специальных  налогов с отдельных видов  профита (входящих в общий подоходный налог или существующих как дополнение к нему) и налог на дохода корпораций.

Основу этой системы составляет общий подоходный налог с населения, обложению которым подлежат все  физические лица, постоянно проживающие  на территории данной страны. Подоходный налог с населения рассматривается  как «окончательный» налог, поэтому  при его исчислении принимаются  во внимание некоторые особенности  положения конкретного налогоплательщика: наличие детей, иждивенцев; проживание в собственном или арендованном доме; состояние здоровья налогоплательщика  и т. д. Кроме того, этот налог имеет  необлагаемый минимум и взимается  по прогрессивным ставкам, возрастающим по мере увеличения прибыли.

Налоги на отдельные виды прибылей взимаются по пропорциональным или прогрессивным процентным ставкам  и независимо от того, входят они  или нет в общий подоходный налог с населения, рассматриваются  как дополнение к этому общему налогу.  В связи с широким распространением новой формы предпринимательской деятельности — акционерных компаний, которые накапливали огромные суммы нераспределенных выгод, накануне первой мировой войны во многих странах был введен налог на дохода корпораций, иногда дополняемый налогом на сверхприбыли. Значение этого налога особенно выросло после второй мировой войны и сейчас он составляет значительную долю в прибылях бюджетов развитых стран.

Кроме того, в ряде стран  введен налог на прирост капитала, которым облагаются (в отличие  от регулярных выгод на вложенный  капитал в виде процентов и  дивидендов) нерегулярные доходы от перепродажи  земельных участков, пакетов акций  компаний, валютных сделок и т. д.

Налоги с имущества  занимают незначительное место в  общем объеме государственных прибылей и в большинстве стран относятся  к категории местных налогов.

Среди этих налогов основным является налог на недвижимое имущество, которым облагаются земельные участки  и строения. Ставки налога невысоки и составляют обычно 1—3% от стоимости  такого имущества. В некоторых странах  существует также налог на общую  сумму имущества, которым облагаются лишь крупные состояния, поскольку  для этого налога предусмотрен высокий  необлагаемый минимум, и состав облагаемого  имущества включаются, кроме земельных  участков и строений, пакеты акций  компаний, активы и товарные запасы индивидуальных предпринимателей, задолженность со стороны третьих лиц и т. д. Ставки налога составляют 1—2%.

Своеобразным видом налога на имущество является налог с  наследств и дарений (в некоторых  странах существуют отдельно налог  с наследств и налог с дарений). По своей форме этот налог близок к косвенным налогам, поскольку  он не имеет регулярного характера, как прямые налоги, и взимается  не с имущества как такового, а  с акта передачи имущества (сделки безвозмездного отчуждения), что отражается и в  налоговых ставках, которые возрастают не только по мере увеличения суммы  имущества, но и по мере снижения степени  родства между дарителем и  получателем, т. е. в зависимости  от изменения условий сделки. Тем  не менее налог с наследств  и дарений, несомненно, является прямым налогом с имущества, поскольку  представляет собой прямое изъятие  в пользу государства части реально  существующего имущества.

Ставки налога прогрессивные  и в отношении крупных сумм дарений и наследств могут  достигать 50%. Однако вследствие большого количества разного рода уступок  в цене и льгот крупные собственники благополучно уклоняются от уплаты этого  налога и поступления от него в  Британии и США составляют лишь 2— 3% выгод государственного бюджета.

К налогам на имущество  относятся и сохранившиеся еще  в отдельных странах промысловый  и подомовой налоги. При исчислении таких налогов за основу берется  число рабочих, станков, окон, дверей и т. д.

Во Франции и Страны восходящего солнца до сих пор применяется наиболее примитивная форма прямого налога — подушный налог (имеющий свое происхождение непосредственно от дани, которой облагали население правители древнейших государств). Налог взимается с каждого жителя по твердым ставкам, независимо от размера получаемого им выгоды и наличия имущества.

Косвенные налоги представляют собой надбавку к ценам товаров  и услуг, оплачиваемую в конечном счете приобретателем. Таким образом, косвенные налоги уплачивают лишь лица, расходующие свои доходы на цели приобретения продукта или услуги. Казалось бы, любое лицо может избежать уплаты косвенных налогов, воздерживаясь от покупки соответствующих товаров и услуг. Однако в жизни такое уклонение от налога невозможно, поскольку практически весь объем товаров и услуг широкого потребления облагается косвенными налогами.

Существует четыре вида косвенных  налогов: таможенные пошлины; акцизные сборы и другие налоги на потребление  товаров и услуг; налоги на сделки; взносы предприятий в фонды социального  страхования.

Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые  с импорта, экспорта и транзита товаров. В развитых странах преимущественно применяются импортные таможенные пошлины.

По способу исчисления различают адвалорные пошлины (в  процентах к цене продукта) и специфические  пошлины (в твердой ставке с единицы  продукта — литра, центнера и др.).

В прошлом таможенные пошлины  применялись в основном лишь в  фискальных целях, т. е. как источник прибылей для государственной казны. Среди экономических функций  таможенных пошлин можно выделить следующие: протекционистскую — для защиты национального производства от притока  в страну иностранных товаров; преференциальную — для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов; статистическую — для более точного учета внешнеторгового оборота; уравнительную — для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства и др.

Основной формой косвенного налогообложения являются акцизные сборы (налоги), представляющие собой  надбавки к ценам основных потребительских  товаров (спиртные напитки, пиво, табачные предмета торговли, легковые автомобили и др.). Такие акцизные налоги называются индивидуальными в отличие от универсального акцизного налога, которым  дополнительно облагается вся продажа  товаров и услуг на территории данной страны.

Универсальный акцизный налог  в форме налога на добавленную стоимость действует почти во всех странах Западной Европы. В США и некоторых других странах этот акцизный сбор применяется в форме налога с валовой суммы продаж.

Порядок взимания налога на добавленную стоимость предусматривает, что налог начисляется по установленным  ставкам (10—15% к цене продукта или  услуги) на каждой стадии производства и распределения продукта или услуги вплоть до конечного приобретателя. В то же время сумма налога, начисленного на предыдущих этапах движения продукта или услуги, подлежит вычету из суммы налога, уплачиваемой на каждом последующем этапе. Таким образом, реальному обложению налогом на каждом этапе подлежит только та часть стоимости продукта или услуги, которая «добавлена» на этом этапе (заработная плата плюс выгода), что и отражено в самом названии налога. В результате вся тяжесть налога перекладывается на конечного приобретателя.

Информация о работе Понятие налогов