Понятие налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:03, доклад

Описание работы

Нало́ги это — обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Работа содержит 1 файл

НАЛОГИ.docx

— 383.58 Кб (Скачать)

Теория жертвы – одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера  налога. Саму идею налога как жертвы мы находим у физиократов при  обосновании единого поземельного налога: «Если государство всем народным богатством, всем своим достоянием обязано земле, природным силам, то и все жертвы, которые государство  может требовать от народа, должны быть получены из этого же источника». Французский экономист Н. Канар  в книге «Принципы политической экономии» (1801) развивает идею о жертве, приносимой индивидуумом в интересах  государства при уплате налога. Русский  экономист Н. Тургенев, исследуя природу  налогов, также считал их «пожертвованиями на общую пользу». Теория жертвы получила во 2–й половине XIX в. дальнейшее развитие, сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в.

С.Ю. Витте в лекциях, прочитанных  Великому князю Михаилу Александровичу в 1900–1902 гг., определял налоги как  «принудительные сборы (пожертвования) с профита и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления  высших целей государственного общежития». И.И. Янжул писал, что «под именем налогов должно разуметь такие односторонние  экономические пожертвования граждан  или подданных, которые государство  или иные общественные группы, в  силу того, что они являются представителями  общества, взимают легальным путем  и законным способом из их частных  имуществ для удовлетворения необходимых  общественных потребностей и вызываемых ими расходов».

Идея принуждения со стороны  государства, идея определенной доли или  оклада, установленных или исчисленных  правительством, вне всякой зависимости  от воли плательщика нашла свое развитие в теории коллективных (общественных) потребностей. Теория коллективных потребностей отразила реалии последней четверти XIX — начала XX в., обусловленные резким ростом государственных издержек и  необходимостью обоснования соответствующего увеличения налогового бремени.

Итальянская финансовая школа  развивает взгляды на природу  государства и его экономическую  роль. Ф. Нитти определяет государство  как естественную форму социальной кооперации, и для человека невозможно никакое развитие без этой первоначальной и наиболее важной формы кооперации. В соответствии со своими взглядами  на экономическую роль государства  Ф. Нитти дает и обоснование налогов: «Имеются неделимые общественные услуги, как, например, внутреннее спокойствие  и внешняя безопасность, правосудие, общественная гигиена, охрана территории. Так как в этом случае не применимы  пошлины, то есть вознаграждение за специальные  делимые услуги, то необходимо, чтобы  общие расходы покрывались налогами». Ф. Нитти вводит понятие «общественных  неделимых услуг», платой за которые  и являются налоги: «Существуют коллективные потребности, отличные от индивидуальных. Удовлетворение этих коллективных потребностей производится путем общественных услуг, по природе своей неделимых и поэтому возмещаемых гражданами посредством налоговых сборов». Налог, по Нитти, «есть та часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей».

В советской Российской Федерации 20–х гг. финансовая наука в лице А.А. Буковецкого, Андрея Соколова, П.В. Микеладзе придерживалась теории коллективных потребностей. А.Соколов рассматривал государство как орган, удовлетворяющий коллективные потребности населения. П.В. Микеладзе считал, что «задача налоговой политики в том и заключается, чтобы согласовывать и экономически рационально удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности». Советская финансовая наука в 20–е гг. придерживалась определений налога, господствовавших в западной финансовой науке. Воспроизведем одно из таких определений: «налогами называются принудительные сборы, взимаемые государством или уполномоченными им публично–правовыми органами в силу права верховенства, без какого–либо эквивалента со стороны государства, на основании изданного закона и идущие на покрытие общегосударственных потребностей».

В советской финансовой Энциклопедии 1924 г. читаем: «налоги — принудительные сборы, взимаемые с населения  на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства». В годы торжества марксизма в финансовой науке все определения налога свелись к идеологическому, классовому содержанию, к определению налога как инструмента эксплуатации в буржуазных государствах.

Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками, была полностью принята  кейнсианцами и неокейнсианцами  с поправкой на «общественные  потребности» вместо «коллективных».

Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов  и налогообложения состояла в  том, что советское «общество  законодательно провозгласило построение первого в мире государства без  налогов». Осуществление экономической  реформы в Российской Федерации означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории «налог». Хотя вопрос остается дискуссионным в силу двойственной (экономической и правовой) природы налога и не только, но можно утверждать, что продвижение в этой области есть. Экономическая и финансовая литература освободились от схематичных подходов в определении категории «налог». Практика налогообложения помогла более четко определить характер экономических (финансовых) отношений между государством и налогоплательщиками.

В одном из последних учебников  «Экономика» содержится определение  налога, которое, на взгляд автора, взвешенно  и корректно характеризует права (государства) и обязанности (налогоплательщика) субъектов налогового процесса: «налоги представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления».

Налоговое законодательство РФ в части определения налога выделило его из общего понятия «налога, сбора, пошлины как обязательного взноса в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд». Налоговый кодекс, введенный в действие с 1.01.1999 г., развивает определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Экономическое содержание налога.

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического  и экономического строя общества, от природы и задачи государства. Приводимое в большинстве учебников  по финансам и налогообложению определение  налога, которое в обобщенном виде выглядит как «обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государством», экономически верное, но, думается, недостаточно полное.

 

Наиболее полное определение  налога дано в первой части Налогового кодекса России, Ст. 8 Кодекса определяет налог как обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.

В налоговую систему Российской Федерации кроме налогов как таковых входят также приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Перечень сборов, как и  налогов, в нашей стране включен  в Налоговый кодекс, и поэтому  на сборы распространяются все правила  и правоотношения, установленные  налоговым законодательством Российской Федерации.

Налог является экономической  категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с  юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и  имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Исходя из необходимости  наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также в целях выполнения налогами возложенных на них функций  государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься  по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в целостную единую систему. Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

 

Налоговые системы большинства  стран складывались столетиями под  воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что  налоговые системы разных стран  отличаются друг от друга: по видам  и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям  органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых  льгот и ряду других важнейших  признаков. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные  налоговые системы. Эти принципы многообразны и многочисленны, в  тоже время в их числе можно  выделить наиболее важные.

 

В первую очередь необходимо выделить принцип равенства и  справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, т. е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. И  юридические, и физические лица должны принимать материальное участие  в финансировании потребностей государства  соизмеримо прибылям, получаемым ими  под покровительством и при поддержке  государства. Но обложение налогами должны быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.

В мировой практике существует два подхода к реализации принципа равенства и справедливости. Первый подход состоит в обеспечении  прибытка налогоплательщика. Согласно этому подходу – уплачиваемые налоги соответствуют тем прибылям, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т. е., налогоплательщику  возвращается часть уплаченных налогов  путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения и  т. д., и т. п. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой затрат бюджета. Второй подход в реализации принципа равенства и справедливости состоит  в способности налогоплательщика  платить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре издержек бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности. В построении налоговых систем эти два подхода, как правило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа построения налоговой системы.

 

Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности  налогообложения, который вобрал в  себя ряд достаточно самостоятельных  принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

– налоги не должны оказывать  влияние на принятие экономических  решений, или, по крайне мере, это влияние  должно быть минимальным;

– налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики  страны;

– не должны устанавливаться  налоги, нарушающие единое экономическое  пространство и налоговую систему  страны. Поэтому не имеют права  на существование налоги, которые  могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе  ограничивать или создавать препятствия  не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

– налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования прибылей какого–либо субъекта Федерации  или муниципального образования  в стране, если их уплата переносится  на налогоплательщиков других субъектов  Федерации или муниципальных  образований;

– налоговая система не должна допускать произвольного  толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей  частью общества. Налог, который налогоплательщик обязан платить, должен быть определен совершенно точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона о налоге налоговым чиновником;

– максимальная эффективность  каждого конкретного налога, выражаемая в низких затратах государства и  общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. Важное значение при  формировании налоговой системы  имеет принцип универсализации  налогообложения.

Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями: налоговая система должна предъявлять  одинаковые требования к эффективности  хозяйствования конкретного налогоплательщика  вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых  льгот в зависимости от форм собственности, организационно–правовой формы  организации, гражданства физического  лица, а также от государства, региона  или иного географического места  происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика. Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев – должен быть, обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования прибыли или объекта обложения.

Информация о работе Понятие налогов