Основные направления совершенствования порядка организации сбора и контроля налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основе этого можно определить основные задачи данной дипломной работы:
исследовать нормативно-правовую базу осуществления налогового контроля;
изучить действующие формы и методы налогового контроля;
рассмотреть перечень налоговых правонарушений и ответственность, предусмотренную за их совершение.
изучить основы организации контрольной работы налоговых органов на примере ИФНС России по Заводскому району города Орла.
проанализировать объём и структуру налоговых поступлений в Орловской области.
рассмотреть существующие в настоящее время проблемы в сфере контроля за налоговыми поступлениями.
определить наиболее перспективные пути совершенствования форм и методов налогового контроля в Российской федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава 1 Теоретические аспекты налогового контроля в Российской Федерации…7
1.1Понятие налогового контроля, его виды, принципы и формы………………….7
1.2 Учёт организаций и физических лиц…………………………………………….10
1.3 Понятие налоговых санкций……………………………………………………..17
Глава 2 Технология организации налогового контроля в ИФНС России
по Заводскому району города Орла…………………………………………………21
2.1. Процедура проведения налоговых проверок…………………………………..21
2.2. Порядок оформления результатов налоговых проверок
в ИФНС России по Заводскому району города Орла. ………………………..…...27
2.3.Анализ налоговых поступлений по видам налогов в Орловской области…...36
Глава 3 Основные направления совершенствования порядка организации
сбора и контроля налогов …………………………………………………………40
3.1. Проблемы в сфере контроля за налоговыми поступлениями………………..40
3.2. Перспективы развития системы сбора и контроля налогов…………………47
Заключение…………………………………………………………………………..53
Библиоргафический список…………………………………………………………57
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом налоговые проверки.doc

— 812.50 Кб (Скачать)

      Однако  предприниматели в чистые помыслы  Минфина не верят. "Наибольшую тревогу  вызывает тот факт, что целью контроля Минфин по-прежнему называет пресечение практики минимизации налоговых обязательств с помощью использования механизма трансфертных цен. Контроль за трансфертными ценами призван ответить на другой вопрос: где и как должны облагаться компании налогом на прибыль. Бороться с уклонением от налогов нужно с использованием общих методов налогового контроля, что подтверждает и международная практика.

      В отношении снижения НДС Минфин указывает, что решение должно быть принято  до августа 2008 года. А это означает, что остается шанс учесть фискальное послабление в проекте бюджета 2009 года. (12, стр.11)

      Между тем, если исходить из декларированных  российским правительством целей экономической политики, направленность обложения доходов граждан должна быть прямо противоположна нынешней: высокая прогрессивность обложения особо больших и спекулятивных доходов, социальные льготы для получателей низких доходов, поддержка экономических интересов семьи, использование системы налоговых льгот с целью повышения рождаемости. Для того, чтобы на деле реализовать заявленные принципы, необходимо сместить центр тяжести в обложении доходов граждан на более обеспеченные слои населения.

      Однако  возникает вопрос: как этого добиться? Оптимальным в системе подоходного обложения было бы распределение налоговой нагрузки пропорционально степени удовлетворения социальных потребностей налогоплательщика за счет получаемых им доходов. Для реализации такого подхода следовало бы осуществить ряд принципиальных изменений в системе налогообложения доходов граждан.  (13, стр. 35)

      Как уже отмечалось ранее, большое влияние на осуществление налогового контроля оказывает нормативно правовая база, которая служит основой для установления основных элементов налогов и порядка их исчисления.

      Необходимым представляется осветить те изменения, которые коснуться налогового законодательства в период с 2009 по 2011 год.

      Администрирование налогов и сборов.

      Урегулирование  ситуации с суммами налогов, списанных  со счетов налогоплательщиков, но не перечисленных ликвидированными банками. Изменения законодательства, направленные на уточнение порядка приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей. Конкретизация видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение

      Совершенствование НДС

      Оптимизация перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой  ставки НДС. Активизация межведомственного  взаимодействия по созданию системы  контроля за вывозом товаров с  таможенной территории РФ и возмещением  налога при экспорте товаров. Уточнение порядка налогообложения организаций - собственников жилья. Изменения порядка оформления счетов-фактур, поэтапное создание системы электронного документооборота счетов-фактур. Уточнение налогообложения реализации госимущества, не закрепленного за госучреждениями. Уточнение порядка применения НДС при расчетах неденежными средствами. Повышение эффективности налогового контроля за уплатой НДС в части уточнения порядка проведения камеральных проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма к возмещению. С 2009 года освобождение от НДС реализации услуг, имеющих социальный характер. С 2010 года рассмотрение вопроса о возможности применения нулевой ставки при вывозе продуктов переработки в таможенном режиме переработки на таможенной территории РФ

      Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог

      С 2009 года увеличение размеров ряда налоговых  вычетов, а также расширение сферы  их действия. С 2009 года увеличение предельного  размера дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета с 20 тысяч до 40 тысяч рублей. С 2009 года освобождение от налога на доходы физлиц и единого соцналога взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений со стороны государства и работодателей. Освобождение от налога сумм компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждения. С 2009 года ограничение или отказ от льготы, предусматривающей освобождение от налога компенсационных выплат за тяжелые, вредные или опасные условия труда. Снятие ряда ограничений на предоставление вычетов для предотвращения падения эффективной налоговой ставки единого социального налога в среднесрочной перспективе. Совершенствование налогообложения фонда оплаты труда в увязке с принятием решений по реформе пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования. Освобождение от налогообложения материальной выгоды, возникающей в связи с оплатой среднего и высшего профессионального образования сотрудников

      Акцизы

      Дифференциация  акцизов на моторное топливо с  целью установления более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное моторное топливо. Индексация специфических  ставок акцизов на табачные изделия  на 20%, а адвалорной ставки - на 0,5%. Индексация акцизов ежегодно на 10%. С 2011 года индексация акцизов на нефтепродукты темпами, соответствующими инфляции (до 2011 года индексация не предусмотрена)

      Налог на прибыль

      Изменения состава амортизационных групп  таким образом, чтобы сократить сроки полезного использования отдельных видов амортизируемых основных средств. Внесение в законодательство с 2009 года принципа возврата льготы. Ограничения по начислению амортизации в случае, если основное средство получено дочерней компанией от материнской, и наоборот. Сокращение возможности применения ускоренного коэффициента амортизации при лизинге. Начиная с 2010 года отказ от пообъектного начисления амортизации и переход к методу убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. Устранение недостатков, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Уточнение налогообложения доходов иностранных организаций, полученных на территории РФ. Совершенствование контроля за трансфертными ценами. Обеспечение учета при налогообложении прибыли организаций всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников. С 2009 года расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в течение срока, не превышающего двух лет. Рассмотрение вопроса о целесообразности установления начиная с 2010 года отчетного периода по налогу на прибыль организаций продолжительностью один календарный год.

      Налог на добычу полезных ископаемых.

      Уточнение порядка применения учета добытой  нефти в целях применения понижающих коэффициентов и нулевой налоговой  ставки. Налоговые каникулы для нефтяных месторождений, расположенных на континентальном шельфе и морском дне, мелких месторождений, новых месторождений в Тимано-Печерском бассейне, на Ямале. Поэтапная отмена нулевой ставки НДПИ при добыче попутного нефтяного газа либо альтернативный способ решения этого вопроса в виде взимания штрафов за его сжигание. Отмена с 2009 или 2010 года нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти. Увеличение налоговых изъятий от газовой отрасли в бюджет не ранее 2011 года путем повышения ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа. С 2009 года повышение необлагаемого минимума с $9 до $15. Совершенствование налогообложения добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, с целью применения специфической ставки НДПИ к добыче различных видов твердых полезных ископаемых

      Специальные налоговые режимы

     Уточнение критериев по идентификации субъектов  предпринимательской деятельности. Уточнение базовой доходности при  налогообложении единым налогом  на вмененный доход. Изменение правил, регламентирующих применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Уменьшение объема представляемой налогоплательщиками отчетности (3.)

      Обобщая все вышесказанное можно сделать  вывод о том что налоговая  система России развивается, чему способствовали уже принятые, и  принимаемые на данный момент изменения в законодательстве. Но кроме того большие надежды возлагаются на те изменения которые в данный момент находятся на стадии разработки. всё стабильнее, что не

      Что касается обобщения проблем и  перспектив развития порядка организации сбора и контроля налогов , то необходимо отметить что  налоговая система в целом и процесс налогового контроля в частности с каждым годом становятся стабильнее, что, безусловно, положительно сказывается на экономике страны. Однако возможность быстрой мобилизации, и непосредственная зависимость налоговой политики от среднесрочных экономических целей государства так же является положительным фактором. Вместе с тем существует и ряд проблем, в большей степени косающийся уточнения порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов. При всем том наряду с внедрением новых законодательных актов, необходимо изменять отношение к процессу налогового контроля и регулирования со стороны как налоговых инспекторов, которым надлежит более добросовестно выполнять свои должностные обязанности, так и  налогоплательщиков, которым  следует законопослушно придерживаться норм налогового права и исполнять свои обязанности.

 

Заключение

      В условиях всё большего перехода к  рыночным методам управления в России прежние возможности воздействия государства на экономику сокращаются и в этих условиях налоги становятся одним из важнейших инструментов осуществления его экономической политики.

      Налогоплательщик  всегда стремится защитить свой имущественный  интерес от налоговых изъятий. В такой ситуации государство вынуждено выработать особый механизм взаимодействия с налогоплательщиками, призванный обеспечивать надлежащее исполнение ими налоговых обязательств. Этот механизм должен позволить государству проверять правильность, полноту и своевременность выполнения налоговыхобязательств налогоплательщиками, а при необходимости — принуждать их к выполнению таких обязательств. В налоговом законодательстве России данный механизм получил название «налоговый контроль».

      Налоговый контроль непосредственно затрагивает интересы всех организаций и большинства физических лиц. Любая неопределённость в понятиях, пробелы в правовом регулировании контрольной работы создают условия для взаимных претензий, конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками, стимулируют злоупотребления, приводят к росту числа налоговых споров. В ряде случаев решение налоговыми органами задач налогового контроля и повышения его эффективности сдерживается недостаточной проработкой теоретических вопросов, касающихся, в частности, определения налогового контроля, перечня его форм и методов.

      В настоящей дипломной работе были рассмотрены законодательные акты и другие нормативно-правовые акты являющиеся основой функционирования системы налогового контроля. В первую очередь порядок организации сбора и контроля налогов регламентирован Налоговым кодексом Российской федерации. Важным нормотворческим институтом выступает так же Минфин и ФНС. Контрольная деятельность налоговых органов строго регламентирована в сфере порядка исчисления и уплаты различных налогов, а так же в самой процедуре проведения налоговых проверок – основной формы налогового контроля.

      Форму налогового контроля можно определить как регламентированный нормами  налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.

      Различают виды налогового контроля по времени проведения, по субъектному составу, в зависимости от места проведения и объекта налогового контроля. Налоговые проверки являются основной формой налогового контроля. Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налоговой администрации по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы

      Учет  налогоплательщиков заключается в  формировании системы сведений о  налогоплательщиках, необходимых для  контроля за правильностью исчисления и уплаты данными налогоплательщиками установленных налогов. К указанным сведениям относятся в первую очередь сведения о наименовании (фамилии, имени, отчества) налогоплательщика, его местонахождении (месте жительства), организационно-правовой форме, сведения о руководителе налогоплательщика. Тем самым учет налогоплательщиков является необходимым условием проведения налогового контроля, поскольку именно в результате учета налогоплательщиков формируется объект налогового контроля. Учет налогоплательщиков, являясь одним из элементов системы налогового контроля, в конечном итоге ориентирован на контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Информация о работе Основные направления совершенствования порядка организации сбора и контроля налогов