Основные направления совершенствования порядка организации сбора и контроля налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основе этого можно определить основные задачи данной дипломной работы:
исследовать нормативно-правовую базу осуществления налогового контроля;
изучить действующие формы и методы налогового контроля;
рассмотреть перечень налоговых правонарушений и ответственность, предусмотренную за их совершение.
изучить основы организации контрольной работы налоговых органов на примере ИФНС России по Заводскому району города Орла.
проанализировать объём и структуру налоговых поступлений в Орловской области.
рассмотреть существующие в настоящее время проблемы в сфере контроля за налоговыми поступлениями.
определить наиболее перспективные пути совершенствования форм и методов налогового контроля в Российской федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава 1 Теоретические аспекты налогового контроля в Российской Федерации…7
1.1Понятие налогового контроля, его виды, принципы и формы………………….7
1.2 Учёт организаций и физических лиц…………………………………………….10
1.3 Понятие налоговых санкций……………………………………………………..17
Глава 2 Технология организации налогового контроля в ИФНС России
по Заводскому району города Орла…………………………………………………21
2.1. Процедура проведения налоговых проверок…………………………………..21
2.2. Порядок оформления результатов налоговых проверок
в ИФНС России по Заводскому району города Орла. ………………………..…...27
2.3.Анализ налоговых поступлений по видам налогов в Орловской области…...36
Глава 3 Основные направления совершенствования порядка организации
сбора и контроля налогов …………………………………………………………40
3.1. Проблемы в сфере контроля за налоговыми поступлениями………………..40
3.2. Перспективы развития системы сбора и контроля налогов…………………47
Заключение…………………………………………………………………………..53
Библиоргафический список…………………………………………………………57
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом налоговые проверки.doc

— 812.50 Кб (Скачать)

      За  совершение налогового правонарушения к субъектам налоговых правонарушений (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, налоговым агентам и сборщикам налогов), а также к банкам применяются налоговые санкции.

      Наложение налоговой санкции носит имущественный  характер и связано с принудительным изъятием у нарушителя части его собственности. Поэтому в соответствии с требованиями Конституции РФ и НК РФ взыскание штрафов, предусмотренных за совершение налоговых правонарушений, осуществляется только в судебном порядке. (16, стр 588)

      При установлении и назначении мер юридической ответственности за нарушения налогового законодательства необходимо соблюдать определенные принципы.

      Конституционный Суд Российской Федерации указал, что "в выборе принудительных мер  законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель также должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.55)".

      Можно выделить несколько основных видов  нарушения налогового законодательства [Приложение И]

    Налоговым кодексом установлен перечень нарушений  за которые предусмотрена ответственность виновных лиц:

  • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
  • Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
  • Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
  • Непредставление налоговой декларации
  • Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
  • Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
  • Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
  • Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
  • Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
  • Ответственность свидетеля
  • Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
  • Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
  • Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

          А так же виды нарушений совершаемых  банками:

  • Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику
  • Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора)
  • Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
  • Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога и сбора, а также пени
  • Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган

      [Приложение  К]

      После вынесения решения о привлечении  проверявшегося лица к ответственности, налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции. При этом до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции. В случае, если налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции за совершение налогового правонарушения.(16, стр. 590)

      В заключении необходимо отметить что  в обществе сейчас бытует мнение, что  налоговое правонарушение - это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками. Это  не так. Хотя неуплата налогов и является в настоящее время наиболее часто встречающимся видом налоговых нарушений, существуют другие виды деяний подобного рода, совершаемых иными участниками налоговых отношений ,за которые предусмотрена административная ответственность. А незнание, как известно от этой ответственности не освобождает.

Подводя итог первой главы, можно сделать вывод о том что формы и методы налогового регулирования разнообразны и налоговые органы применяют те или иные в порядке предусмотренном законодательством (в частности Налоговым кодексом Российской Федерации)  Основными же формами налогового контроля являются налоговые проверки. Все остальные формы налогового контроля используются налоговыми органами в дополнение к основным. Немаловажное значение имеет и  учёт налогоплательщиков. Налоговым органам подведомственны все вопросы о регистрации, изменении, ликвидации и реорганизации юридических лиц, постановке на учёт и снятия с учёта физических лиц и индивидуальный предпринимателей.  В контексте налогового контроля выявил особую актуальность вопрос об ответственности за налоговые правонарушения. Зависимость государственного бюджета в основном от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее четкой правовой регламентации. 
Глава 2 Технология организации налогового контроля в ИФНС России по Заводскому району города Орла.

      2.1. Процедура проведения  налоговых проверок

      Контрольные мероприятия в виде проверок проводятся в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) а также налоговых агентов (организации, индивидуальные предприниматели). При этом целью налоговых проверок выступает осуществление контроля за полнотой и своевременностью выполнения плательщиками и иными фискально обязанными лицами обязанностей по правильному исчислению, полной и своевременной уплате налогов, а также обязанности в сфере налоговой отчетности, представления фискально значимой информации и т.д. (10, стр 89.)

      Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов. Налоговой проверкой могут  быть охвачены только три календарных  года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.  
Например, если налоговая инспекция вышла на проверку в 2007 году, то она имеет право проверить это предприятие за 2004-2006 годы включительно, а также за прошедшие налоговые периоды 2007 года (к примеру, по НДС налоговым периодом является месяц или квартал).

      Если  при проведении камеральных и  выездных налоговых проверок у налоговых  органов возникает необходимость  в получении информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, проводится так называемая встречная налоговая проверка. При проведении такой проверки налоговые органы получают от этих иных лиц (например, экономически связанных с проверяемым едиными технологическими цепочками производства поставщиков оборудования, комплектующих) документы, относящиеся к деятельности проверяемого.

      Порядок проведения камеральных  налоговых проверок

      Камеральная проверка представляет собой процедуру, проводимую налоговым органом в отношении конкретного лица и состоящую из ряда последовательных действий.

      Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, расчётов и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового, органа (ст. 88 НК РФ). Налоговые проверки такого вида на практике именуют документальными. Камеральная налоговая проверка проводится в течении трёх месяцев со дня предоставления налогоплательщиком декларации, расчёта и других документов необходимых для осуществления налоговой проверки.

      Налоговые органы на практике очень широко используют камеральную проверку как форму налогового контроля. Объясняется это, с одной стороны, высокой финансовой, временной, кадровой затратностью выездных проверок в сравнении с камеральными проверками. С другой стороны, традиционно именно камеральные проверки являются для налоговых органов основным источником сведений, необходимых для назначения выездной проверки, - сведений относительно потенциальных кандидатов на выездную проверку, сведений относительно предмета будущих выездных проверок. (11, стр.76)

      Можно выделить несколько обязательных этапов проведения камеральной налоговой проверки:

       1. проверка полноты представления  налогоплательщиком документов  налоговой отчетности, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах;

       2. визуальная проверка правильности  оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);

       3. арифметический контроль;

       4. проверка своевременности представления  данных налоговой отчетности;

       5. проверка обоснованности применения  налоговых ставок, льгот;

       6. проверка правильности исчисления  налоговой базы

       1. Первый этап камеральной проверки  проходит уже при приеме налоговой  отчетности и заключается в  проверке полноты представления  налогоплательщиком документов  налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством. Данная проверка проводится специалистом отдела по работе с налогоплательщиками, принимающим налоговую отчетность у налогоплательщиков.

      2. На втором этапе камеральной  проверки проводится визуальный  контроль представленной налоговой отчетности. Под визуальным контролем подразумевается проверка полноты и четкости заполнения необходимых реквизитов, наличия подписей. Таким образом, на данном этапе проверки специалист отдела по работе с налогоплательщиками, принявший у налогоплательщика налоговую отчетность, контролирует наличие всех необходимых реквизитов: наименования налогоплательщика, ИНН, налогового периода, за который представляется отчетность, и др.

        На данном этапе проверки налоговый  инспектор не вправе отказать  в принятии налоговой отчетности, за исключением случая ее представления налогоплательщиком по неустановленной форме. Согласно Регламенту в том случае, если налоговая декларация (расчет) представлены налогоплательщиком по неустановленной форме, должностное лицо отдела по работе с налогоплательщиками в 3-хдневный срок подготавливает уведомление о необходимости представления налоговой декларации по установленной законодательством форме.

        Вместе с тем, если в представленной  налоговой отчетности налогоплательщик  не указал какой-либо из обязательных реквизитов (ИНН или налоговый период), нечетко заполнил отдельные реквизиты или заполнил их карандашом, внес исправления, не заверив их своей подписью, должностное лицо отдела по работе с налогоплательщиками уведомляет налогоплательщика о необходимости в установленные сроки внести исправления и привести налоговую отчетность в соответствие с формой, утвержденной налоговым законодательством.

       3. На третьем этапе камеральной  проверки специалисты налогового  органа осуществляют арифметический контроль данных представленной налоговой отчетности. Данный контроль производит отдел, ответственный за ввод налоговой отчетности

        Если в процессе ввода налоговой  отчетности во взаимосвязи показателей  строк и граф, предусмотренных  формой налоговой декларации, выявляются арифметические ошибки (в автоматизированном режиме), то специалист, осуществлявший ввод, составляет протокол таких ошибок и передает данный протокол в отдел камеральных проверок.

        В случае если в процессе  арифметического контроля не  выявлено каких-либо неточностей, налоговая отчетность также передается в отдел камеральных проверок с соответствующей отметкой специалиста, осуществлявшего ввод.

        Таким образом, все операции  по проведению камеральной проверки  после проведения арифметического контроля представленной налоговой отчетности осуществляются специалистами отдела камеральных проверок налогового органа.

       4. Четвертый этап камеральной  проверки заключается в проверке  своевременности представления  налогоплательщиком налоговой отчетности.

        Данный этап не идентичен этапу,  на котором проводится проверка  полноты представления налогоплательщиком  документов налоговой отчетности. Проверка своевременности представления  налоговой отчетности означает  проверку соблюдения налогоплательщиком  предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой отчетности, а проверка полноты представления указанной отчетности - это проверка самого факта ее представления безотносительно к установленным срокам. В связи с этим к налогоплательщикам применяются различные меры налоговой ответственности.

Информация о работе Основные направления совершенствования порядка организации сбора и контроля налогов