Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:43, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основе этого можно определить основные задачи данной дипломной работы:
исследовать нормативно-правовую базу осуществления налогового контроля;
изучить действующие формы и методы налогового контроля;
рассмотреть перечень налоговых правонарушений и ответственность, предусмотренную за их совершение.
изучить основы организации контрольной работы налоговых органов на примере ИФНС России по Заводскому району города Орла.
проанализировать объём и структуру налоговых поступлений в Орловской области.
рассмотреть существующие в настоящее время проблемы в сфере контроля за налоговыми поступлениями.
определить наиболее перспективные пути совершенствования форм и методов налогового контроля в Российской федерации.
Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава 1 Теоретические аспекты налогового контроля в Российской Федерации…7
1.1Понятие налогового контроля, его виды, принципы и формы………………….7
1.2 Учёт организаций и физических лиц…………………………………………….10
1.3 Понятие налоговых санкций……………………………………………………..17
Глава 2 Технология организации налогового контроля в ИФНС России
по Заводскому району города Орла…………………………………………………21
2.1. Процедура проведения налоговых проверок…………………………………..21
2.2. Порядок оформления результатов налоговых проверок
в ИФНС России по Заводскому району города Орла. ………………………..…...27
2.3.Анализ налоговых поступлений по видам налогов в Орловской области…...36
Глава 3 Основные направления совершенствования порядка организации
сбора и контроля налогов …………………………………………………………40
3.1. Проблемы в сфере контроля за налоговыми поступлениями………………..40
3.2. Перспективы развития системы сбора и контроля налогов…………………47
Заключение…………………………………………………………………………..53
Библиоргафический список…………………………………………………………57
Приложения
Одним из наиболее значимых налогов, как известно, выступает налог на добавленную стоимость (НДС). Это основной налог, наиболее доходный источник бюджета. Но он имеет и свою отрицательную сторону – неизбежное повышение цен, усиливающее инфляцию и снижающее конкурентоспособность отечественных производителей. Именно поэтому следует искать возможности для снижения налоговой ставки. И надо сказать, что этот вопрос обсуждается. Власть обещает уменьшить ставку, высказываются даже предложения о ее снижении до 13%, изменений ждут и предприниматели. То есть обсуждение пока не закончено. А значит, до тех пор, пока не разрешится вопрос о ставке – важнейшем элементе налога, говорить о том, что реформа в части НДС завершена рано.
Рассматривается так же вопрос об отмене льготной 10процентной ставки. То есть, по мнению финансового ведомства, имеет смысл для всех без исключения плательщиков НДС установить единую ставку, предварительно снизив ее до 16%. Может показаться, что так всем будет удобней, но на самом деле начнет раскручиваться инфляционная спираль. Причем розничные цены вырастут отнюдь не на разницу между 10 и 16%. Увеличатся также цены на те товары, которые сейчас этим налогом не облагаются. (14, стр. 24)
Таким образом вопрос об изменении ставок по НДС остаётся открытым и споры по нему продолжаются.
Открытой остаётся также и проблема, заключающаяся в отношениях между налоговым органом и налогоплательщиками. Помимо всех известных очередей и волокит (которые всё-таки можно оправдать сложной и доступной не каждому простому налогоплательщику системы оформления всех необходимых для уплаты налогов документов) имеет место и злоупотребление правом со стороны налоговых органов.
Наиболее
типичны следующие формы
Вместе с тем неправомерно утверждать, что все без исключения указанные формы вызваны исключительно злонамеренностью представителей налоговых органов по отношению к налогоплательщикам, своеобразной классовой враждой.
«Перегибы»,
связанные со сроками проверок и
с объемом истребуемой
К объективным причинам «злоупотреблений» следует отнести следующие:
Следует также отметить многочисленные некачественные разъяснения Минфина и ФНС по вопросам применения законодательства, дезориентирующие налоговых инспекторов на местах, что повышает неэффективность проверок (вот именно здесь усматривается некая злонамеренность, однако данный вопрос следует обсуждать отдельно).
«Перегибы»
налоговых органов в
Однако эффективность проверок оценивается налоговыми органами исключительно через показатели величины доначисленных налогов, штрафов, пени и количества найденных нарушений. Т.о., налоговыми органами искажается установленное законодательством назначение налоговых проверок: контроль соблюдения налогового законодательства. Налоговые проверки рассматриваются как дополнительное средство пополнения бюджета. Эффективность приравнивается к результативности.
Принцип профессионального скептицизма, применяемый в аудите, в налоговых проверках трансформируется в презумпцию недобросовестности налогоплательщиков, приобретает воистину маниакальный характер.
В данном месте целесообразно провести параллель между налоговыми проверками и внешним аудитом.
Налоговые проверки имеют множество общих моментов с аудиторскими проверками (в зарубежных публикациях налоговые проверки иногда называются аудиторскими проверками). Более того, до последнего времени основной функцией внешнего аудита являлась имитация налоговых проверок, т.е. проверка правильности применения законодательства о налогах и сборах и выявление нарушений законодательства о налогах и сборах.
Однако конечным результатом аудита является подтверждение отчетности с определенной степенью существенности (материальности), и аудит планируется изначально исходя из временных ограничений и знаний о субъекте. Эффективность внешнего аудита оценивается путем сопоставления трудовых и иных затрат на проведение аудита и объема проведенных процедур. При этом качество аудита оценивается не по количеству найденных нарушений, а по качеству применяемых средств и методов проверки, качеству проводимых процедур.
Налоговые органы не применяют осознанно и целенаправленно критерии существенности (материальности), что приводит к утере приоритетов проверки и ориентиров по срокам и объемам проверки. Также налоговые органы не проявляют должной заботы о качестве проводимых процедур, о разработке методик.
Т.о., сравнение аудита налоговых органов и внешнего аудита не в пользу первого. Проводимые налоговыми органами проверки, в отличие от внешнего аудита, не обеспечены развитой системой стандартов, требованиями к технологии процесса проверки, методическими материалами. Цели налоговых проверок извращены. Применяемые процедуры не направлены на подтверждение достоверности налоговой отчетности, а ориентированы на достаточно случайный поиск ошибок и нарушений. В итоге качество налоговых проверок несоизмеримо с качеством внешнего аудита.
Следует также оценить действенность выездных налоговых проверок в качестве средства налогового контроля.
Чем крупнее налогоплательщик, тем сложнее бизнес и тем менее эффективна выездная проверка. Действенность выездных проверок для крупнейших налогоплательщиков оценивается самими налоговыми органами как чрезвычайно низкая. Вместе с тем НК РФ не предусматривает особенностей администрирования крупнейших налогоплательщиков, в частности не позволяет установить увеличенные сроки проверки.
Поэтому одним из направлений решения проблемы эффективности налогового контроля является комплексное развитие администрирования крупнейших налогоплательщиков, включая создание законодательной базы администрирования. Процесс создания специализированных подразделений налоговой службы, обслуживающих средних и крупных налогоплательщиков, наблюдается во многих развитых странах. В РФ также начата работа по формированию таких подразделений, однако имеется дефицит методического обеспечения и специализированных инструментов налогового контроля.
Другим направлением повышения эффективности налогового контроля, относящимся ко всем налогоплательщикам, является развитие методов и форм камерального налогового контроля, т.е. оценки деятельности налогоплательщика и конкретизации объектов проверок без выезда на территорию налогоплательщика. На сегодняшний день камеральные проверки, как они описаны в НК РФ, могут служить лишь для проверки правильности арифметических операций и соответствия данных в разных формах налоговой отчетности. По существу налоговый орган законодательно лишен возможности провести содержательный анализ отдельных операций вне рамок выездной проверки, и в то же время в НК установлены жесткие ограничения на периодичность и предметы выездных проверок.
Очевидно, данная ситуация абсурдна. «Злоупотребления» налоговыми органами своими правами при проведении камеральных и выездных проверок есть действия, в значительной степени обусловленные скудностью норм НК РФ в отношении средств и инструментов налогового контроля.
Представляется малоосмысленным спорить по поводу толкования нормы о сроках выездной проверки и «вопиющих» нарушений при проведении камеральных проверок. Вместо этого следует обсуждать концепцию налогового контроля в целом. Решение проблемы – не в предельном упрощении законодательства и установлении отдельной «правильной» нормы в интересах налогоплательщика, но, наоборот, в дифференциации форм и способов налогового контроля с целью обеспечения действенного и эффективного налогового контроля .
Следует заключить, что на сегодняшний день НК РФ явно не справляется с функцией регламентации налогового контроля, и устранение отдельных недоработок НК РФ (даже в пользу налогоплательщика) не исправит ситуации.
Возвращаясь
к теме развития камерального налогового
контроля, имеет смысл ставить
вопрос о разумном расширении состава
информации, предоставляемой
Итак, для того чтобы разрешить проблемы злоупотреблений при проведении налоговых проверок, представляется необходимым:
3.2. Перспективы развития системы сбора и контроля налогов
В последние годы основным показателем результативности отечественной налоговой политики считалось повышение собираемости налогов и увеличение объема налоговых доходов бюджета. Решению этих задач способствовали значительные фискальные поступления от экспорта энергоносителей и сырья, а также тотального обложения налогом на добавленную стоимость продукции и услуг, производимых в России и ввозимых на её территорию.
Сегодня налоговые доходы России, выраженные в процентах к валовому внутреннему продукту, сопоставимы со странами «большой восьмерки», улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков, налоговые долги реструктурируются, реформирование налогов на доходы физических лиц, прибыль организаций и на добавленную стоимость существенно упростили налоговую систему, уменьшили их ставки.
Министерство финансов доработало и внесло в правительство проект основных направлений налоговой политики на 2009 и плановый период 2010 и 2011 годов. Одно из основных отличий новой версии документа от более ранних - пункт, касающийся предложений ведомства в сфере контроля за трансфертными ценами. До сих пор Минфин упорно отстаивал собственный законопроект о контроле за трансфертными ценами, несмотря на его жесткое неприятие со стороны бизнеса и даже тот факт, что в декабре 2007 года законопроект был отвергнут на совещании в правительстве во главе с тогдашним премьером Виктором Зубковым. Теперь авторы трехлетнего налогового плана все-таки пошли на попятную и открыто не навязывают собственную концепцию налогового контроля. В документе тактично отмечается, что нормы законодательства о таком контроле должны быть направлены на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения, но, с другой стороны, не должны создавать препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков, в том числе формирующимся на территории РФ крупным холдинговым компаниям.