Основные направления совершенствования порядка организации сбора и контроля налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основе этого можно определить основные задачи данной дипломной работы:
исследовать нормативно-правовую базу осуществления налогового контроля;
изучить действующие формы и методы налогового контроля;
рассмотреть перечень налоговых правонарушений и ответственность, предусмотренную за их совершение.
изучить основы организации контрольной работы налоговых органов на примере ИФНС России по Заводскому району города Орла.
проанализировать объём и структуру налоговых поступлений в Орловской области.
рассмотреть существующие в настоящее время проблемы в сфере контроля за налоговыми поступлениями.
определить наиболее перспективные пути совершенствования форм и методов налогового контроля в Российской федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава 1 Теоретические аспекты налогового контроля в Российской Федерации…7
1.1Понятие налогового контроля, его виды, принципы и формы………………….7
1.2 Учёт организаций и физических лиц…………………………………………….10
1.3 Понятие налоговых санкций……………………………………………………..17
Глава 2 Технология организации налогового контроля в ИФНС России
по Заводскому району города Орла…………………………………………………21
2.1. Процедура проведения налоговых проверок…………………………………..21
2.2. Порядок оформления результатов налоговых проверок
в ИФНС России по Заводскому району города Орла. ………………………..…...27
2.3.Анализ налоговых поступлений по видам налогов в Орловской области…...36
Глава 3 Основные направления совершенствования порядка организации
сбора и контроля налогов …………………………………………………………40
3.1. Проблемы в сфере контроля за налоговыми поступлениями………………..40
3.2. Перспективы развития системы сбора и контроля налогов…………………47
Заключение…………………………………………………………………………..53
Библиоргафический список…………………………………………………………57
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом налоговые проверки.doc

— 812.50 Кб (Скачать)

      Помимо  привлечения к налоговой ответственности  за несвоевременное предоставление налоговой отчётности  (ст. 119 НК РФ), непредставление налогоплательщиком в налоговый орган деклараций в десятидневный срок по истечении установленного срока представления таких деклараций (отказ от представления деклараций) влечет приостановление налоговым органом операций по счетам данного налогоплательщика. Если такое решение принято, налоговый орган направляет его в банк и одновременно уведомляет об этом налогоплательщика. После того как налогоплательщик представит налоговую декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. Это делается не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.

        5. На пятом этапе специалисты  отдела камеральных проверок  проводят проверку обоснованности  применения налогоплательщиком  налоговых ставок и налоговых  льгот. Речь идет о проверке  факта наличия у налогоплательщика  оснований для применения льгот, установленных законодательством о налогах и сборах, а также налоговых ставок, предусмотренных как федеральным, так и местным законодательством о налогах и сборах.

      6. Завершающим этапом камеральной  проверки является проверка правильности  исчисления налогоплательщиком налоговой базы.

      Порядок проведения выездных налоговых проверок.

      Выездная  налоговая проверка представляет собой  более развернутую и подробную  форму налогового контроля, она проводится с выездом к месту нахождения фискально обязанного лица. Во время проведения проверки налоговые органы вправе исследовать документы, связанные с налогообложением, а также использовать иные формы и методы налогового контроля (ст. 89 НК РФ)

      Выездные  проверки дифференцируют как:

       1) Комплексные и выборочные. При комплексной проверке проверяется правильность расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке - по какому-то одному или нескольким налогам.

       2) Первичные и повторные. В  ходе повторных проверок может  проверяться тот налоговый период и исполнение налоговых обязанностей по тем налогам, которые уже были ранее проверены в ходе первичной выездной проверки. Повторная проверка может проводиться либо тем налоговым органом, который проводил первичную проверку, либо вышестоящим органом в порядке внутриведомственного контроля. Повторные проверки проводятся только в случаях, которые прямо указаны в п. 10 ст. 89 НК РФ. (Приложение Л)

       3) Обычные и контрольные. Обычные  проверки проводятся налоговыми  органами, составляющими первичное  звено всей структуры налогового ведомства (как правило, это районные либо межрайонные инспекции ФНС РФ). Контрольная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

       4) Плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок. В то же время в течение года у налогового органа от различных источников могут появиться сведения о возможных нарушениях, что вызывает необходимость оперативного контроля. В связи с этим могут проводиться и внеплановые проверки. (10, стр. 154)

      Выездная  налоговая проверка проводится на основании  решения руководителя (его заместителя) налогового органа.(приложение М) Решение о назначении выездной налоговой проверки должно содержать следующие реквизиты:

    • наименование налогового органа;
    • номер решения и дату его вынесения;
    • наименование фискально обязанного лица и его ИНН;
    • период финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанного лица, за который проводится проверка;
    • виды налогов, по которым проводится проверка;
    • Ф.И.О., должности и классные чины проверяющих;
    • подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

      Выездная  налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

      Срок  проведения налоговой проверки не должен превышать двух месяцев (срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого фискально обязанного лица). Однако в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агент».

      Запрещается проведение повторных выездных налоговых  проверок по одним и тем же налогам, за уже проверенный период, за исключением случаев:

    • реорганизации или ликвидации фискально обязанного лица
    • проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

      Должностные лица налоговых органов перед началом проведения проверки обязаны предъявить свои удостоверения и ознакомить проверяемых лиц с решением о назначении проверки. В случае отсутствия вышеперечисленных документов налогоплательщик вправе отказать им в допуске на территорию и в помещения, а также в предоставлении документов.

      Доступ  должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, в жилые помещения  помимо или против воли проживающих  в них лиц возможен только в  случаях, установленных федеральным  законом или на основании судебного  решения. При необходимости проверяющие могут проводить инвентаризацию имущества фискально обязанного лица, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, истребовать необходимые для проверки документы. Отказ налогоплательщика представить документы влечет наступление ответственности, а также выемку документов.

      В заключении необходимо отметить, что Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налоговой администрации по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы. Камеральная проверка наряду с выездной проверкой занимает центральное место в системе налогового контроля. Предусмотренные законодателем иные способы налогового контроля (получение объяснений, проверка учета и отчетности, осмотр помещений и др.) по сути являются контрольными мероприятиями, проводимыми, как правило, в рамках камеральной либо выездной налоговой проверки. 

2.2. Порядок оформления результатов налоговых проверок в ИФНС России по Заводскому району города Орла.

      Камеральная налоговая  проверки.

      Оформление  результатов камеральной проверки напрямую зависит от итогов проверки представленной налогоплательщиком налоговой  отчетности.

        Если в представленной декларации (расчете) налоговый орган не  выявил каких-либо ошибок и  противоречий, то, проводивший проверку  налоговый инспектор подписывает  проверенную налоговую декларацию (расчет) с указанием даты проверки  на титульном листе.

        Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

        Между тем НК РФ не предусматривает  обязанности налоговых органов  информировать налогоплательщика  о завершении камеральной проверки. Такое же правило действовало и до вступления в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ. В частности, как указано в Письме УФНС РФ по г. Москве от 12.01.2005 N 11-11н/00280 "О порядке проведения камеральной проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС", по итогам камеральной проверки налоговые органы не обязаны выдавать проверенному налогоплательщику справку о результатах проверки. Тем самым в случае правомерности и непротиворечивости представленной на проверку налоговой отчетности результаты камеральной проверки фактически никак не оформляются, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 ст. 88 НК РФ.

      Статья 100 НК РФ регламентирует в настоящее время оформление результатов как выездных, так и камеральных налоговых проверок.

        В соответствии с п. 1 ст. 100 НК  РФ в случае выявления нарушений  законодательства о налогах и  сборах в ходе проведения камеральной  налоговой проверки должностными  лицами налогового органа, проводящими  вышеуказанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

        Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ акт  налоговой проверки подписывается  лицами, проводившими соответствующую  проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

        Об отказе лица, в отношении  которого проводилась налоговая  проверка, или его представителя  подписать акт в акте налоговой  проверки делается соответствующая  запись.

      Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

        К таким существенным условиям  относится обеспечение возможности  лица, в отношении которого проводилась  проверка, участвовать в процессе  рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

        Основаниями для отмены вышеуказанного  решения налогового органа вышестоящим  налоговым органом или судом  могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

        Согласно п. 15 ст. 101 НК РФ по  выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, осуществляются в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

      Что касается структуры акта налоговой  проверки, то в п. 3 ст. 100 НК РФ закреплен  перечень обязательных реквизитов, в  том числе:

    • дата акта налоговой проверки, под которой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
    • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации приводятся полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
    • фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
    • дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
    • дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
    • перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
    • период, за который проведена проверка;
    • наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
    • даты начала и окончания налоговой проверки;
    • адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
    • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
    • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
    • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Информация о работе Основные направления совершенствования порядка организации сбора и контроля налогов