Основные направления совершенствования порядка организации сбора и контроля налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основе этого можно определить основные задачи данной дипломной работы:
исследовать нормативно-правовую базу осуществления налогового контроля;
изучить действующие формы и методы налогового контроля;
рассмотреть перечень налоговых правонарушений и ответственность, предусмотренную за их совершение.
изучить основы организации контрольной работы налоговых органов на примере ИФНС России по Заводскому району города Орла.
проанализировать объём и структуру налоговых поступлений в Орловской области.
рассмотреть существующие в настоящее время проблемы в сфере контроля за налоговыми поступлениями.
определить наиболее перспективные пути совершенствования форм и методов налогового контроля в Российской федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава 1 Теоретические аспекты налогового контроля в Российской Федерации…7
1.1Понятие налогового контроля, его виды, принципы и формы………………….7
1.2 Учёт организаций и физических лиц…………………………………………….10
1.3 Понятие налоговых санкций……………………………………………………..17
Глава 2 Технология организации налогового контроля в ИФНС России
по Заводскому району города Орла…………………………………………………21
2.1. Процедура проведения налоговых проверок…………………………………..21
2.2. Порядок оформления результатов налоговых проверок
в ИФНС России по Заводскому району города Орла. ………………………..…...27
2.3.Анализ налоговых поступлений по видам налогов в Орловской области…...36
Глава 3 Основные направления совершенствования порядка организации
сбора и контроля налогов …………………………………………………………40
3.1. Проблемы в сфере контроля за налоговыми поступлениями………………..40
3.2. Перспективы развития системы сбора и контроля налогов…………………47
Заключение…………………………………………………………………………..53
Библиоргафический список…………………………………………………………57
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом налоговые проверки.doc

— 812.50 Кб (Скачать)

     в) п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в  установленный законодательством  срок книги покупок и книги  продаж за октябрь 2006 года (требование о представлении документов   от 3.05.2008 года), необходимых для осуществления  налоговой проверки, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ- 100 руб. (2 док. Х50 руб.).

Всего по акту начислено: 277 010 руб., в том числе:

  • налогов — 193 440 руб.,
  • пени — 19 659 руб.,
  • штрафов всего -63 911 руб.,
  • из них по ст. 119 НК РФ - 25 123руб.,
  • по ст. 122 НК РФ - 38 688   руб.,
  • по ст. 1226 НК РФ - 100 руб.

Второй  экземпляр акта 6 июня 2008 года получил  В.Н Кузькин ,о чём была сделана  пометка в акте выездной налоговой  проверки проводимой в отношении  ООО «Авиатор»

      Таким образом можно сделать краткий  вывод о  процедуре оформления результатов налоговых проверок. Акт камеральной налоговой проверки составляется в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах должностным лицом налогового органа, проводящим указанную проверку в течении десяти дней после её окончания. Акт выездной налоговой проверки  составляется по результатам выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведённой выездной налоговой проверке уполномоченным должностным лицом налогового органа. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводящими соответствующую проверку и лицом (или его представителем) в отношении которого она проводилась. Акт должен быть вручен лицу в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом свидетельствующем о  дате его получения указанным лицом (или его представителем)

2.3.Анализ  налоговых  поступлений  по видам налогов

      Налоговые поступления в Российской федерации  являются наибольшей частью доходов  бюджетов всех уровней, позволяющие государству осуществлять свои прямые функции. Трехуровневая система налогообложения в России реализуется следующим образом. Федеральный законодатель устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения. Это закреплено и в Конституции Российской Федерации, и в Налоговом кодексе Российской Федерации. На региональном и местном уровнях законодательная (представительная) власть (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ) может устанавливать конкретные налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.

      Управление  является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и  своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации  в пределах компетенции налоговых органов (Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по Орловской области)

      Статистическая  информация о  деятельности налоговых  органов в контексте количества сумм, поступивших от плательщиков налогов  и других обязательных платежей опубликована на сайте ФНС – что касается федерального уровня, и на сайтах налоговой службы в субъектах РФ – в части налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты.

      В сравнительной характеристике аналогичных  отчётных периодов в 2007году и 2008 году [Приложение Р] наглядно видно увеличение администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации. Наибольший прирост денежных средств был обеспечен за счёт увеличения поступлений налога на  добавленную стоимость, который и без того занимает лидирующее место среди прочих налогов. Стоит отметить что увеличение налоговых поступлений произошло по всем статьям налоговых доходов бюджета РФ, составив в общем приросте по результатам января 2008 к результатам января 2007 года 215,7 млрд. руб. или 47,5 %.

      Однако  стоит отметить, что уровень инфляции возрастает и как следствие -увеличение показателей по всем статьям. Принимая во внимание этот немаловажный фактор, заслуга ФНС по увеличению налоговых доходов сокращается.

      Бюджетным кодексом Российской федерации (далее  БК РФ) предусматривается, что налоговые поступления от различных налогов и других обязательных платежей перечисляются в бюджеты различных уровней.

      Налоговые доходы Орловской области поступившие  в федеральный бюджет РФ.

      Опираясь  на статистическую информацию Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области произведён анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2007 год [Приложение С] в сопоставлении планируемых показателей и их фактического исполнения. Можно сделать вывод о том что по всем статьям налоговых доходов план выполнен, а в отношении налога на прибыль организаций – значительно перевыполнен – на 27,8% по сравнению с планируемым показателем. Однако большая часть налоговых поступлений приходится на единый социальный налог, который в общей сумме налоговых доходов Орловской области поступивших в федеральный бюджет за 2007 год составляет  96%.

      Налоговые доходы Орловской области поступившие  в территориальный бюджет.

      По  итогам 2007 года предоставляется возможным  сравнение показателей налоговых  доходов поступивших в территориальный  бюджет Орловской области за два отчётных периода: 2006 и 2007 год [Приложение Т]. Наибольшее увеличение налоговых поступлений в денежном выражении произошло в отношении налога на доходы физических лиц. Увеличение составило 868 280 тысяч рублей или 29,2%. Значительно возросли так же платежи по налогу на прибыль организаций, увеличившись в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 301 386 тысяч рублей или 15,7%. Необходимо отметить что в процентном соотношении увеличились поступления от земельного налога (увеличение составило свыше 50 %), который является местным, но денежные средства в процессе его взимания поступают и в территориальный бюджет Орловской области. Всего объём налоговых поступлений в территориальный бюджет увеличился на 14,9%, что составило 1 155 444 тысяч рублей.

      Налоговые доходы местного бюджета города Орла.

      Объём налоговых поступлений в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличился в общей сумме на 484 579 тысяч рублей или 28,4%. [Приложение У]

      Тенденция увеличения поступлений земельного налога сохраняется и на местном бюджетном уровне. Объём налоговых поступлений по этому виду налога возрос на 52,7%, что составило 88 425 тысяч рублей. Однако наибольшая доля налоговых поступлений приходится на налог на доходы физических лиц в части тех денежных средств, которые перечисляются в местный бюджет. Увеличение этого показателя составило 395 263 тысяч рублей или 32,9%

      Обобщая вышеуказанные данные можно сказать, что налоговая система в интересах государственного бюджета успешно функционирует, о чём свидетельствует увеличение налоговых поступлений. Тем не менее, не стоит забывать о повышении уровня инфляции и как следствие – увеличение денежной массы во всех сферах экономики. В интересах достоверного хронологического анализа, вышеприведённые показатели должны быть скорректированы таким образом, чтобы исключить влияние фактора инфляции на сравнительные данные отчётных периодов.

      Подводя итоги практической части дипломной  работы, необходимо отметить, что налоговые  проверки служат основными методами осуществления налоговыми органами налогового контроля. Процедура их проведения отражена во многих нормативно-правовых актах. Для камеральной и выездной налоговой проверки критерии оценки деятельности налогоплательщика разные. Выездная налоговая проверка – более глубокое и детальное изучение финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, чем камеральная. В ИФНС России по Заводскому району города Орла налоговые инспекторы как и в других налоговых инспекциях составляют акты камеральных и выездных налоговых проверок, в которых находят отражение налоговые правонарушения налогоплательщиков, меры ответственности применяемее к ним и рекомендации налогового органа в отношении исчисления уплаты налогов и сборов данными налогоплательщиками.

      Орловская область, как субъект  Российской Федерации дополняет налоговыми доходами консолидированный бюджет России. Анализ статистических данных даёт основания, для того чтобы можно было говорить о постоянно совершенствующимся уровне контрольных мероприятий в Орловской области. Необходимо так же отметить что на федеральном уровне налоговые доходы так же возрастают, что свидетельствует о комплексном улучшении процесса администрирования налоговых доходов.

 

       3. Основные направления  совершенствования  порядка организации  сбора и контроля  налогов

      3.1. Проблемы в сфере контроля над налоговыми поступлениями

   Сложившаяся к настоящему времени система  налогового контроля не обеспечивает требуемого повышения эффективности деятельности налоговых органов. Несмотря на перевыполнение планов по мобилизации налоговых доходов бюджета, задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней остаётся достаточно высокой. В этих условиях наиболее остро встаёт проблема эффективности налогового контроля., который,  как уже отмечалось ранее, влияет на величину бюджетных доходов. (17, с.32-34)

   Особого внимания в части структуры, мобилизации  и регулирования налоговых поступлений  заслуживают бюджеты субъектов  РФ. В целом ряде из них структура  доходов отличается высоким удельным весом финансовой помощи из федерального бюджета. Помощи вынужденной, поскольку сумма собственных и регулирующих доходов не обеспечивает финансирования расходов даже на уровне минимальных социальных стандартов. Решение вопроса об укреплении доходной части базы субъектов РФ с низкой бюджетной обеспеченностью связано, прежде всего, с наращиванием экономического потенциала, развитием промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, а также с совершенствованием межбюджетных отношений, как в части доходов, так и расходов. Продолжая анализ налоговой составляющей бюджетов субъектов РФ необходимо отметить, что имели случаи проявления сепаратизма, т. е. проведение налоговой политики и порядка расчетов с бюджетом с нарушением налогового законодательства.

   Весьма  актуальным является проблема финансовой устойчивости местных бюджетов, которая практически полностью определяется долями и суммами отчислений от регулирующих налогов, а также размерами финансовой помощи из вышестоящих бюджетов в форме дотаций, трансфертов, субвенций и других. Поэтому, в данном случае, речь идёт не только об увеличении поступлений регулирующих налоговых доходов, но и о проведении целой системы мероприятий в рамках бюджетной и налоговой реформ. Цель этой реформы - обеспечение финансовой самостоятельности бюджета каждого уровня в объемах, регулируемых законодательством. Контрольная функция, как одна из основных функций  налоговых органов в данном вопросе очень актуальна, поскольку именно от её эффективного осуществления зависит объём налоговых поступлений.

   Минфин  России сформулировал стратегическую цель — формирование налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы страны. Стимулирование экономического роста может осуществляться в отраслевом и региональном аспектах. Наполнение консолидированных региональных бюджетов происходит за счет как собственных доходов (скажем, региональных и местных налогов), так и средств вышестоящих бюджетов. Федеральный законодатель для целей экономического стимулирования освободил некоторые объекты от региональных и местных налогов, однако не предложил механизм корректировки доходов консолидированного регионального бюджета по выпадающим при этом суммам

   На  величину бюджетных доходов от налоговых  поступлений в свою очередь влияют три их потока:

    • налоговые поступления, служащие основной финансовой базой для обеспечения деятельности государства и муниципальных образований;
    • налоговые суммы, которые могли бы пополнить соответствующий бюджет, но объекты, с обложения которых они могли быть получены, федеральный законодатель исключил из обложения тем или иным конкретным налогом;
    • налоговые суммы, которые могли бы пополнить соответствующий бюджет, но объекты, с обложения которых они могли быть получены, региональный (местный) законодатель освободил от обложения тем или иным конкретным налогом или уменьшил сумму налоговых обязательств по ним.

    Бюджетная система, если она ориентирована  на прозрачность, должна обеспечивать полную управляемость налоговыми доходами и эффективное администрирование всеми указанными налоговыми потоками. На сегодня можно сказать, что более или менее уверенно контролируется лишь первый поток (в том числе Федеральной налоговой службой и Федеральным казначейством России). Система же налогового администрирования, по сути, только строится. Наиболее хорошо обстоит дело с администрированием собственно налоговых поступлений.

    Вместе  с тем следует отметить, что один из элементов обратной связи в рассматриваемом деле, а именно налоговая отчетность от налогоплательщиков, в настоящее время не позволяет вполне реально оценить налоговые суммы, выпадающие из налоговых поступлений. (18, стр. З1-34)

   Необходимо  отметить, что деятельность налоговых  органов строится на постоянно изменяющейся законодательной основе.  Поэтому  в контексте усовершенствования налогового контроля необходимо затронуть и вопрос об изменении нормативно правовых  документов регулирующих процесс исчисления и уплаты налогов и сборов в Российской Федерации.

Информация о работе Основные направления совершенствования порядка организации сбора и контроля налогов