Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:43, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
На основе этого можно определить основные задачи данной дипломной работы:
исследовать нормативно-правовую базу осуществления налогового контроля;
изучить действующие формы и методы налогового контроля;
рассмотреть перечень налоговых правонарушений и ответственность, предусмотренную за их совершение.
изучить основы организации контрольной работы налоговых органов на примере ИФНС России по Заводскому району города Орла.
проанализировать объём и структуру налоговых поступлений в Орловской области.
рассмотреть существующие в настоящее время проблемы в сфере контроля за налоговыми поступлениями.
определить наиболее перспективные пути совершенствования форм и методов налогового контроля в Российской федерации.
Введение…………………………………………………………………………….......3
Глава 1 Теоретические аспекты налогового контроля в Российской Федерации…7
1.1Понятие налогового контроля, его виды, принципы и формы………………….7
1.2 Учёт организаций и физических лиц…………………………………………….10
1.3 Понятие налоговых санкций……………………………………………………..17
Глава 2 Технология организации налогового контроля в ИФНС России
по Заводскому району города Орла…………………………………………………21
2.1. Процедура проведения налоговых проверок…………………………………..21
2.2. Порядок оформления результатов налоговых проверок
в ИФНС России по Заводскому району города Орла. ………………………..…...27
2.3.Анализ налоговых поступлений по видам налогов в Орловской области…...36
Глава 3 Основные направления совершенствования порядка организации
сбора и контроля налогов …………………………………………………………40
3.1. Проблемы в сфере контроля за налоговыми поступлениями………………..40
3.2. Перспективы развития системы сбора и контроля налогов…………………47
Заключение…………………………………………………………………………..53
Библиоргафический список…………………………………………………………57
Приложения
1.1Понятие
налогового контроля,
его виды, принципы
и формы
Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, является обеспечение устойчивого сборов налогов.
Устойчивое соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и современностью поступления налогов в бюджетную систему РФ и платежей в государственные внебюджетные фонды.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах (ст. 82 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ))
Различают виды налогового контроля по времени проведения, по субъектному составу, в зависимости от места проведения и объекта налогового контроля. [Приложение А]
Деятельность налоговых органов в сфере налогового контроля основана на пяти важнейших принципах [Приложение Б]
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
Налоговые проверки. Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налоговой администрации по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы (8, стр 21.)
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов [Приложение В]:
Налоговые проверки являются основной формой налогового контроля. Налоговые органы используют другие формы налогового контроля в качестве дополнительных инструментов, помогающих сформировать наиболее полную и достоверную информацию о деятельности налогоплательщика. Такими формами являются:
Осмотр помещений. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. (ст. 92 НК РФ)
Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. (ст. 91 НК РФ)
Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.
Доступ
должностных лиц налоговых
Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
При осуществлении
налогового контроля не
Осмотр производится в присутствии понятых. О производстве осмотра составляется протокол.
При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.
На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.
Проверка отчётностей и данных налогового учёта. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах
Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов. Выделение законодателем данной формы налогового контроля выглядит довольно странным, поскольку в иных нормах главы 14 НК РФ не предусмотрен порядок получения указанных объяснений и об этой форме налогового контроля вообще не упоминается. В то же время положения НК РФ говорят о праве проверяемого лица давать объяснения при назначении и производстве экспертизы (п. 7 ст. 95 НК РФ), на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101, п.п. 7, 12 ст. 101.4 НК РФ). Однако, на наш взгляд, в приведенных нормах речь идет о других объяснениях, дача которых является правом налогоплательщика и которые не могут рассматриваться как форма налогового контроля. ( 9, стр 43)
Таким образом налоговый контроль является разновидностью финансового контроля. Под налоговым контролем принято понимать совокупную систему действий налоговых и иных государственных органов по контролю за выполнением фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства. Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды)
1.2 Учет организаций и физических лиц
Налоговое законодательство не содержит определения учета налогоплательщиков. В силу этого дискуссионным является вопрос о том, является ли учет налогоплательщиков одной из форм налогового контроля.
Форму налогового контроля можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля. (15, стр. 115.)
Учет налогоплательщиков заключается в формировании системы сведений о налогоплательщиках, необходимых для контроля за правильностью исчисления и уплаты данными налогоплательщиками установленных налогов. К указанным сведениям относятся в первую очередь сведения о наименовании (фамилии, имени, отчества) налогоплательщика, его местонахождении (месте жительства), организационно-правовой форме, сведения о руководителе налогоплательщика. Тем самым учет налогоплательщиков является необходимым условием проведения налогового контроля, поскольку именно в результате учета налогоплательщиков формируется объект налогового контроля. Учет налогоплательщиков, являясь одним из элементов системы налогового контроля, в конечном итоге ориентирован на контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Цель учета налогоплательщиков
заключается в создании
Результатом учета
Сопоставляя обозначенные цель
и результат учета
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (ст. 83 НК РФ).
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения
Министерство
финансов Российской Федерации вправе
определять особенности постановки
на учет крупнейших налогоплательщиков
а так же особенности учета
иностранных организаций и
Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Постановка
на учет организации или
При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.
В
иных случаях постановка на учет организации
в налоговых органах по месту
нахождения ее обособленных подразделений
осуществляется налоговыми органами на
основании сообщений в