Предприниматели, применяющие УСН,
должны представить в налоговую
инспекцию декларацию по налогу, уплачиваемому
в связи с применением упрощенной
системы налогообложения, не позднее
30 апреля года, следующего за отчетным,
то есть 30 апреля 2013 года
Ведение бухучёта
и сдача бухгалтерской отчётности
В настоящее время существует правовая
неопределённость с порядком ведения
в полном объёме бухгалтерского учёта.
Формально организации, состоящие
на УСН, могут не вести бухучёт. За
исключением учета основных средств
и нематериальных активов. Однако данная
льгота часто не действует.
Однозначно должны вести и сдавать отчётность плательщики,
совмещающие УСН с ЕНВД, акционерные общества
и предприятия, осуществляющие деятельность,
подлежащую лицензированию, и (или) выплачивающие дивиденды.
C 1 января 2013 года все организации-«упрощенцы»
должны вести бухгалтерский учет в полном
объеме. Для субъектов малого предпринимательства
предусмотрен упрощенный вариант ведения
бухгалтерского учета. Индивидуальные
предприниматели, применяющие УСН, освобождены
от ведения бухучета.
Статистика
Организации, являющиеся малыми предприятиями,
сдают форму ПМ и годовую декларацию
по УСН. Предприятия, в число учредителей
которых входит иностранный гражданин,
сдают полным списком. Кроме этого,
могут быть различные отраслевые
формы. Микропредприятия сдают раз
в год форму МП (микро). При сдаче
нулевой отчетности во многих налоговых
инспекциях требуют предоставить справку
из банка об отсутствии выплаты заработной
платы. Начиная с 2013 года «упрощенцы»
должны будут в отделение статистики
представлять также годовую бухгалтерскую
отчетность.
Переход на УСН
Организации и ИП подают уведомления
о переходе на УСН не позднее 31 декабря
года, предшествующего году ее применения.
Ранее, до 2012 года организации и ИП
оформляли заявления, которые можно
было подавать лишь в период с 1 октября
по 30 ноября года, предшествующего году
применения УСН. [[2]]. В уведомлении нужно указать
выбранный объект налогообложения (доходы
или доходы минус расходы), остаточную
стоимость основных средств и размер доходов
по состоянию на 1 октября. Вновь зарегистрированные
организации и ИП подают уведомление в
пятидневный срок с момента регистрации
в налоговом органе (с 2013 года в течение
30 календарных дней). Чтобы не пропустить
срок подачи уведомления о переходе на
УСН, следует подать уведомление о применении
УСН одновременно с документами на государственную
регистрацию юридического лица или индивидуального
предпринимателя.
Уведомление о переходе на УСН подается
по форме N 26.2-1, утвержденной Приказом
ФНС России от 02.11.12 № ММВ-7-3/829@. Налогоплательщик
имеет право изменить объект налогообложения
при УСН, уведомив об этом инспекцию
не позднее 31 декабря года, предшествующего
году, начиная с которого объект
предполагается изменить.
УСН не имеют права применять, в
частности:
- организации, имеющие филиалы
и (или) представительства;
- банки;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные
фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники
рынка ценных бумаг;
- ломбарды;
- организации и ИП, занимающиеся
производством подакцизных товаров, а
также добычей
и реализацией полезных ископаемых,
за исключением общераспространенных
полезных ископаемых. Полный список приведен
в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Потеря
права применения УСН
Условия, при которых налогоплательщик
теряет право применять УСН, изложены
в ст. 346.13 НК, основным из которых
является требование к максимальному
размеру оборота предприятия (в 2009
году лимит составлял 57 904 102,94 руб.).
С 2010 года лимит составляет 60 млн руб.[3]
ИП не касается лимит в 100 млн рублей
по ОС. Поэтому если они его превысят (правда,
представить это можно только теоретически),
то они не потеряют право применять УСН.
Расходы
Список расходов, на которые можно
уменьшить доходы, приведен в ст.
346.16 Налогового кодекса. Материальные
расходы принимаются к расходам
согласно ст. 254. В особом порядке
при расчете единого налога по
УСН учитываются: - стоимость основных
средств и нематериальных активов
. - стоимость покупных товаров, предназначенных
для реализации.
Упрощённая система
налогообложения на основе патента
Для индивидуальных предпринимателей
предусматривается возможность
оплаты налога по упрощенной системе
налогообложения путем выкупа патента.
Порядок уплаты патента по УСН
фактически заимствует правовой механизм
единого налога на вмененный доход,
так как цена патента будет
определяться на основании потенциального
дохода, размер которого будут устанавливать
субъекты РФ. Порядок определения
потенциального дохода в главе 26.2 НК
РФ предусматривает возможность
не более чем в 30 раз увеличить
показатели базовой доходности, определяемые
для единого налога на вмененный
доход.
Решение о возможности применения
ИП упрощенной системы налогообложения
на основе патента на территориях
субъектов РФ принимается законами
соответствующих субъектов. Субъекты
РФ с 1 января 2009 г. потеряли право выбирать
конкретные перечни видов предпринимательской
деятельности, и теперь в случае принятия
закона о патентной УСН, патент можно получить
по всем видам, перечисленным в ст. 346.25.1
НК РФ. В некоторых субъектах (например,
в Санкт-Петербурге) закон по УСН на основе
патента не принят.
С 1 декабря 2012 года патентная система
становится отдельным спецрежимом и перестает
быть частью упрощенной системы налогообложения.
С 1 января 2013 года патенты будут выдаваться
по новым правилам. Патенты, выданные в
2012 году и срок действия которых истекает
после 1 января 2013 года, действуют по 31
декабря 2012 года включительно.
- Налог на доходы физических лиц Плательщики налога, объект налогообложения, налоговые льготы и вычеты.
Налогоплательщиками налога на доходы
физических лиц согласно статье 207 НК РФ
признаются физические лица, являющиеся
налоговыми резидентами Российской Федерации,
а также физические лица, получающие доходы
от источников в Российской Федерации,
не являющиеся налоговыми резидентами
Российской Федерации.Объектом налогообложения (статья
209 НК РФ) признается доход, полученный
налогоплательщиками:
- от источников в Российской
Федерации и (или) от источников за пределами
Российской Федерации — для физических
лиц, являющихся налоговыми резидентами
Российской Федерации;
- от источников в Российской
Федерации — для физических лиц, не являющихся
налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы (статья 210 НК РФ) учитываются
все доходы налогоплательщика, полученные
им как в денежной, так и в натуральной
формах, или право на распоряжение которыми
у него возникло, а также доходы в виде
материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика
по его распоряжению, по решению суда или
иных органов производятся какие-либо
удержания, такие удержания не уменьшают
налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно
по каждому виду доходов, в отношении которых
установлены различные налоговые ставки.
Налоговый период регламентируется статьей
216 НК РФ и составляет календарный год.
Налоговые вычеты по налогу на доходы
на физических лиц делятся на:
- Стандартные налоговые вычеты
(статья 218 НК РФ)
- Социальные налоговые вычеты
(статья 219 НК РФ)
- Имущественные налоговые вычеты
(статья 220 НК РФ)
- Профессиональные налоговые
вычеты (статья 221 НК РФ)
Основная налоговая ставка — 13 %.
Доходы, освобождаемые от
налогообложения в РФ
- государственные пособия, за
исключением пособий по временной нетрудоспособности
(включая пособие по уходу за больным ребёнком),
а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые
в соответствии с действующим законодательством.
При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению,
относятся пособия по безработице, беременности
и родам;
- пенсии по государственному
пенсионному обеспечению и трудовые пенсии,
назначаемые в порядке, установленном
действующим законодательством;
- все виды установленных действующим
законодательством Российской Федерации,
законодательными актами субъектов Российской
Федерации, решениями представительных
органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных
с:
- возмещением вреда,
причинённого увечьем или иным повреждением
здоровья;
- бесплатным предоставлением
жилых помещений и коммунальных услуг,
топлива или соответствующего денежного
возмещения;
- оплатой стоимости
и (или) выдачей полагающегося натурального
довольствия, а также с выплатой денежных
средств взамен этого довольствия;
- оплатой стоимости
питания, спортивного снаряжения, оборудования,
спортивной и парадной формы, получаемых
спортсменами и работниками физкультурно-спортивных
организаций для учебно-тренировочного
процесса и участия в спортивных соревнованиях;
- увольнением работников,
за исключением компенсации за неиспользованный
отпуск;
- гибелью военнослужащих
или государственных служащих при исполнении
ими своих служебных обязанностей;
- возмещением иных
расходов, включая расходы на повышение
профессионального уровня работников;
- исполнением налогоплательщиком
трудовых обязанностей (включая переезд
на работу в другую местность и возмещение
командировочных расходов).
- вознаграждения донорам за сданную
кровь, материнское молоко и иную помощь;
- алименты, получаемые налогоплательщиками;
- суммы, получаемые налогоплательщиками
в виде грантов (безвозмездной помощи),
предоставленных для поддержки науки
и образования, культуры и искусства в
Российской Федерации международными,
иностранными и (или) российскими организациями
по перечням таких организаций, утверждаемым
Правительством Российской Федерации;
- суммы, получаемые налогоплательщиками
в виде международных, иностранных или
российских премий за выдающиеся достижения
в области науки и техники, образования,
культуры, литературы и искусства по перечню
премий, утверждаемому Правительством
Российской Федерации;
- суммы единовременной материальной
помощи, оказываемой:
- налогоплательщикам
в связи со стихийным бедствием или другим
чрезвычайным обстоятельством в целях
возмещения причинённого им материального
ущерба или вреда их здоровью на основании
решений органов законодательной (представительной)
и (или) исполнительной власти, представительных
органов местного самоуправления либо
иностранными государствами или специальными
фондами, созданными органами государственной
власти или иностранными государствами,
а также созданными в соответствии с международными
договорами, одной из сторон которых является
Российская Федерация, правительственными
и неправительственными межгосударственными
организациями;
- работодателями
членам семьи умершего работника или работнику
в связи со смертью члена (членов) его семьи;
- налогоплательщикам
в виде гуманитарной помощи (содействия),
а также в виде благотворительной помощи
(в денежной и натуральной формах), оказываемой
зарегистрированными в установленном
порядке российскими и иностранными благотворительными
организациями (фондами, объединениями),
в соответствии с законодательством Российской
Федерации о благотворительной деятельности
в Российской Федерации;
- налогоплательщикам
из числа малоимущих и социально незащищённых
категорий граждан в виде сумм адресной
социальной помощи (в денежной и натуральной
формах), оказываемой за счёт средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и внебюджетных
фондов в соответствии с программами,
утверждаемыми ежегодно соответствующими
органами государственной власти;
- налогоплательщикам,
пострадавшим от террористических актов
на территории Российской Федерации, независимо
от источника выплаты;
- суммы полной или частичной
компенсации стоимости путёвок, за исключением
туристических, выплачиваемой работодателями
своим работникам и (или) членам их семей,
инвалидам, не работающим в данной организации,
в находящиеся на территории Российской
Федерации санаторно-курортные и оздоровительные
учреждения, а также суммы полной или частичной
компенсации стоимости путёвок для детей,
не достигших возраста 16 лет, в находящиеся
на территории Российской Федерации санаторно-курортные
и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
- за счёт средств
работодателей, оставшихся в их распоряжении
после уплаты налога на прибыль организаций;
- за счёт средств
Фонда социального страхования Российской
Федерации;
- суммы, уплаченные работодателями,
оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций,
за лечение и медицинское обслуживание
своих работников, их супругов, их родителей
и их детей, суммы, уплаченные общественными
организациями инвалидов за лечение и
медицинское обслуживание инвалидов при
условии наличия у медицинских учреждений
соответствующих лицензий, а также наличия
документов, подтверждающих фактические
расходы на лечение и медицинское обслуживание;
- стипендии учащихся, студентов,
аспирантов, ординаторов, адъюнктов или
докторантов учреждений высшего профессионального
образования или послевузовского профессионального
образования, научно-исследовательских
учреждений, учащихся учреждений начального
профессионального и среднего профессионального
образования, слушателей духовных учебных
учреждений, выплачиваемые указанным
лицам этими учреждениями, стипендии,
учреждаемые Президентом Российской Федерации,
органами законодательной (представительной)
или исполнительной власти Российской
Федерации, органами субъектов Российской
Федерации, благотворительными фондами,
стипендии, выплачиваемые за счёт средств
бюджетов налогоплательщикам, обучающимся
по направлению органов службы занятости;
- суммы оплаты труда и другие
суммы в иностранной валюте, получаемые
налогоплательщиками от финансируемых
из федерального бюджета государственных
учреждений или организаций, направивших
их на работу за границу, — в пределах
норм, установленных в соответствии с
действующим законодательством об оплате
труда работников;
- доходы налогоплательщиков,
получаемые от продажи выращенных в личных
подсобных хозяйствах, находящихся на
территории Российской Федерации, скота,кроликов, нутрий, птицы, диких животных
и птиц (как в живом виде, так и продуктов
их убоя в сыром или переработанном виде),
продукции животноводства,растениеводства, цветоводства и пчеловодства как
в натуральном, так и в переработанном
виде;
- доходы членов крестьянского
(фермерского) хозяйства, получаемые в
этом хозяйстве от производства и реализации
сельскохозяйственной продукции, а также
от производства сельскохозяйственной
продукции, её переработки и реализации,
— в течение пяти лет, считая с года регистрации
указанного хозяйства;
- доходы налогоплательщиков,
получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей
продукции организациям и (или) индивидуальным
предпринимателям, имеющим разрешение
(лицензию) на промысловую заготовку (закупку)
дикорастущих растений, грибов, технического
и лекарственного сырья растительного
происхождения, за исключением доходов,
полученных индивидуальными предпринимателями
от перепродажи указанной в настоящем
подпункте продукции;
- доходы (за исключением оплаты
труда наемных работников), получаемые
членами зарегистрированных в установленном
порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования,
от реализации продукции, полученной в
результате ведения ими традиционных
видов промысла;
- доходы охотников-любителей,
получаемые от сдачи обществам охотников,
организациям потребительской кооперации
или государственным унитарным предприятиям
добытых ими пушнины, мехового или кожевенного
сырья или мяса диких животных, если добыча
таких животных осуществляется по лицензиям,
выданным в порядке, установленном действующим
законодательством;
- доходы в денежной и натуральной
формах, получаемые от физических лиц
в порядке наследования, за исключением
вознаграждения, выплачиваемого наследникам
(правопреемникам) авторов произведений
науки, литературы, искусства, а также
открытий, изобретений и промышленных
образцов;
- доходы в денежной
и натуральной формах, получаемые от физических
лиц в порядке дарения, за исключением
случаев дарения недвижимого имущества,
транспортных средств, акций, долей, паев,
если иное не предусмотрено настоящим
пунктом.
- доходы, полученные от акционерных
обществ или других организаций:
- акционерами этих акционерных
обществ или участниками других организаций
в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно
полученных ими акций (долей, паев), распределенных
между акционерами или участниками организации
пропорционально их доле и видам акций,
либо в виде разницы между новой и первоначальной
номинальной стоимостью акций или их имущественной
доли в уставном капитале;
- акционерами этих
акционерных обществ или участниками
других организаций при реорганизации,
предусматривающей распределение акций
(долей, паев) создаваемых организаций
среди акционеров (участников, пайщиков)
реорганизуемых организаций и (или) конвертацию
(обмен) акций (долей, паев) реорганизуемой
организации в акции (доли, паи) создаваемой
организации либо организации, к которой
осуществляется присоединение, в виде
дополнительно и (или) взамен полученных
акций (долей, паев);
- призы в денежной и (или) натуральной
формах, полученные спортсменами, в том числе спортсменами-инвалидами,
за призовые места на следующих спортивных
соревнованиях:
- Олимпийских, Параолимпийских и Сурдлимпийских играх, Всемирных шахматных
олимпиадах, чемпионатах и кубках мира
и Европы от официальных организаторов
или на основании решений органов государственной
власти и органов местного самоуправления
за счет средств соответствующих бюджетов;
- чемпионатах, первенствах
и кубках Российской Федерации от официальных
организаторов;
- суммы, выплачиваемые организациями
и (или) физическими лицами детям-сиротам в
возрасте до 24 лет на обучение в образовательных
учреждениях, имеющих соответствующие
лицензии, либо за их обучение указанным
учреждениям;
- суммы оплаты за инвалидов организациями
или индивидуальными предпринимателями технических
средств профилактики инвалидности и реабилитацию
инвалидов, а также оплата приобретения
и содержания собак-проводников для инвалидов;
- вознаграждения, выплачиваемые
за передачу в государственную собственность кладов;
- доходы, получаемые индивидуальными
предпринимателями от осуществления ими
тех видов деятельности, по которым они
являются плательщиками единого налога
на вменённый доход для отдельных видов
деятельности, а также при налогообложении
которых применяется упрощённая система
налогообложения и система налогообложения
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог);
- суммы процентов по государственным
казначейским обязательствам, облигациям
и другим государственным ценным бумагам
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и бывшего СССР, а также по облигациям
и ценным бумагам, выпущенным по решению
представительных органов местного самоуправления;
- доходы, получаемые детьми-сиротами
и детьми, являющимися членами семей, доходы
которых на одного члена не превышают прожиточного
минимума, от благотворительных фондов,
зарегистрированных в установленном порядке,
и религиозных организаций;
- доходы в виде процентов, получаемые
налогоплательщиками по вкладам в банках,
находящихся на территории Российской
Федерации, если:
- проценты по рублёвым
вкладам выплачиваются в пределах сумм,
рассчитанных исходя из действующей ставки
рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации, в течение периода,
за который начислены указанные проценты;
- установленная ставка
не превышает 9 процентов годовых по вкладам
в иностранной валюте;
- доходы, не превышающие 4 000
рублей, полученные по каждому из следующих
оснований за налоговый период:
- стоимость подарков,
полученных налогоплательщиками от организаций
или индивидуальных предпринимателей;
- стоимость призов
в денежной и натуральной формах, полученных
налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях,
проводимых в соответствии с решениями
Правительства Российской Федерации,
законодательных (представительных) органов
государственной власти или представительных
органов местного самоуправления;
- суммы материальной
помощи, оказываемой работодателями своим
работникам, а также бывшим своим работникам,
уволившимся в связи с выходом на пенсию
по инвалидности или по возрасту;
- возмещение (оплата)
работодателями своим работникам, их супругам,
родителям и детям, бывшим своим работникам
(пенсионерам по возрасту), а также инвалидам
стоимости приобретённых ими (для них) медикаментов,
назначенных им лечащим врачом. Освобождение
от налогообложения предоставляется при
представлении документов, подтверждающих
фактические расходы на приобретение
этих медикаментов;
- стоимость любых
выигрышей и призов, получаемых в проводимых
конкурсах, играх и других мероприятиях
в целях рекламы товаров (работ, услуг);
- суммы материальной
помощи, оказываемой инвалидам общественными
организациями инвалидов;
- доходы солдат, матросов, сержантов и старшин,
проходящих военную службу по призыву,
а также лиц, призванных на военные сборы,
в виде денежного довольствия, суточных
и других сумм, получаемых по месту службы,
либо по месту прохождения военных сборов;
- суммы, выплачиваемые физическим
лицам избирательными комиссиями, комиссиями
референдума, а также из средств избирательных
фондов кандидатов на должность Президента
Российской Федерации, кандидатов в депутаты
законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, кандидатов на должность
в ином государственном органе субъекта
Российской Федерации, предусмотренном
конституцией, уставом субъекта Российской
Федерации и избираемом непосредственно
гражданами, кандидатов в депутаты представительного
органа муниципального образования, кандидатов
на должность главы муниципального образования,
на иную должность, предусмотренную уставом
муниципального образования и замещаемую
посредством прямых выборов, избирательных
фондов избирательных объединений, избирательных
фондов региональных отделений политических
партий, не являющихся избирательными
объединениями, из средств фондов референдума
инициативной группы по проведению референдума
Российской Федерации, референдума субъекта
Российской Федерации, местного референдума,
инициативной агитационной группы референдума
Российской Федерации, иных групп участников
референдума субъекта Российской Федерации,
местного референдума за выполнение этими
лицами работ, непосредственно связанных
с проведением избирательных кампаний,
кампаний референдума;
- выплаты, производимые профсоюзными
комитетами (в том числе материальная помощь)
членам профсоюзов за счёт членских взносов,
за исключением вознаграждений и иных
выплат за выполнение трудовых обязанностей,
а также выплаты, производимые молодёжными
и детскими организациями своим членам
за счет членских взносов на покрытие
расходов, связанных с проведением культурно-массовых,
физкультурных и спортивных мероприятий;
- выигрыши по облигациям государственных
займов Российской Федерации и суммы,
получаемые в погашение указанных облигаций.
- помощь (в денежной и натуральной
формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной
войны, инвалидами Великой Отечественной
войны, вдовами военнослужащих, погибших
в период войны с Финляндией, Великой Отечественной
войны, войны с Японией, вдовами умерших
инвалидов Великой Отечественной войны
и бывшими узниками нацистских концлагерей,
тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними
узниками концлагерей, гетто и других
мест принудительного содержания, созданных
фашистами и их союзниками в период Второй
мировой войны, в части, не превышающей
10 000 рублей за налоговый период.
- Налоговые санкции за налоговые правонарушения и порядок их взыскания.
В соответствии с п. 1 ст. 114
НК РФ налоговая санкция является
мерой ответственности за совершение
налогового правонарушения.
Налоговая санкция представляет
собой форму реагирования государства
на нарушение налогового законодательства
и является внешним материальным
выражением государственно-властного
принуждения за совершение налогового
проступка".
В этой связи необходимо учитывать,
что меры государственно-правового
принуждения имеют широкий спектр
целей своего применения. Кроме того,
анализируя нормы законодательства
о налогах и сборах, нельзя не
обратить внимания на то, что налоговые
санкции содержат не только меры штрафного
(карательного) воздействия, но и меры,
направленные на пресечение нарушения
налогового законодательства (ст. 76, ст.
77 НК РФ), направленные на восстановление
налогового правопорядка и возмещение
причиненного налоговым деликтом ущерба
(ст. 46, 47, 48, 75 НК РФ), направленные на процессуальное
обеспечение доказательственной базы
для производства по делам о налоговых
правонарушениях (ст. 94 НК РФ).
Таким образом, содержательный
аспект категории "налоговая санкция"
достаточно широк, однако законодатель
в п. 1 ст. 114 НК РФ обозначил в качестве
налоговой санкции исключительно
штрафной характер применяемых мер
государственно-правового принуждения,
определив налоговую санкцию
в виде мер налоговой ответственности.
Санкции в налоговом праве
можно рассматривать в двух аспектах:
широком и узком. Санкции в
широком смысле являются элементом
налоговой нормы, предусматривающим
неблагоприятные последствия неисполнения
налоговых обязанностей. Институт налоговых
санкций в узком смысле закрепляется
ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая
санкция выражена штрафом.
В этой связи необходимо отметить,
что после 1 января 1999 года, НК РФ, сформулировав
в п. 1 ст. 114 НК РФ понятие налоговой
санкции, свел все разрозненные виды
ответственности за нарушение налогового
законодательства в единую систему,
в соответствии с которой налогоплательщики,
налоговые агенты и иные обязанные
лица несут ответственность исключительно
в виде денежных взысканий (штрафов),
размер которых установлен статьями
гл. 6 и гл. 18 НК РФ.
Штраф, как таковой, представляет
собой денежное взыскание, меру материального
воздействия, которая применятся в случаях
и порядке установленным законодательными
актами. Штраф определяется либо в твердой
сумме, либо в процентном отношении к сумме
нарушенного обязательства.
В административном праве
и смежных с ним отраслях штраф -
это взыскание имущественного характера,
которое выражается в получении с правонарушителя
в доход государства установленной суммы
денежных средств.
Таким образом, единственной
мерой ответственности за совершение
налогового правонарушения являются налоговые
санкции, которые взыскиваются только
в виде штрафа. Никаких альтернативные
виды взысканий, которые имеют место
в других отраслях законодательства
(например, предупреждение, конфискации
и др.), при совершении налоговых
правонарушений не применяются.
Никакие иные
взыскания, кроме тех, которые предусмотрены
статями гл. 16 НК и 18 РФ, не могут быть
признаны налоговыми санкциями. Так, в
судебной практике взыскание недоимок,
пени, а также иных обязательных
платежей в принудительном порядке
не рассматривается в качестве взыскания
налоговой санкции, в том смысле,
которые придается данной процедуре
ст. 114 НК РФ.
Взыскание налоговой санкции
В соответствии с положениями
НК РФ процедура привлечения налогоплательщика
или иного обязанного лица к налоговой
ответственности формализована - данная
процедура имеет процессуально-правовую
форму и состоит из нескольких самостоятельных
стадий. Причем стадия взыскания налоговой
санкции является одной из стадий данного
процесса. В этой связи необходимо отметить,
что процесс и производство соотносятся
как общее и особенное: процесс сумма производств;
производство - органическая часть процесса.
Налоговый процесс состоит из нескольких
производств, в том числе - производства
по делам о нарушениях законодательства
о налогах и сборах.
Процесс привлечения лица
к ответственности за совершение
налогового правонарушения состоит
из трех самостоятельных производств:
а) производство налогового
контроля;
б) производство по делу о
налоговом правонарушении;
в) производство по взысканию
налоговой санкции.
Первоначально налоговый
орган проводит налоговую проверку
(выездную, камеральную), в процессе
которой осуществляет выявление, сбор
и фиксацию сведений о нарушении
налогоплательщиком и иным обязанным
лицом законодательства о налогах
и сборах. Далее, налоговый орган
представляет выявленные и зафиксированные
им сведения о нарушении законодательства
о налогах и сборах налогоплательщику
и иному обязанному лицу, рассматривает
его разногласия по этому поводу
и, в конце концов, выносит решение
о привлечении лица к налоговой
ответственности, которое является
основанием для взыскания налоговой
санкции. Одновременно с таким решением
налоговый орган направляет налогоплательщику
(иному лицу) требование об уплате налоговой
санкции, где указывается срок ее
уплаты, тем самым налоговый орган
предлагает налогоплательщику (иному
лицу) добровольно уплатить данную
санкцию (абз. 2 ст. 104 НК РФ).
В том случае, если налогоплательщик
(иное обязанное лицо) отказывается
добровольно уплачивать сумму налоговой
санкции или пропустил срок уплаты,
указанный в требовании, налоговый
орган обращается в суд с исковым
заявлением о взыскании с данного
лица налоговой санкции, установленной
НК РФ (абз. 3 ст. 104 НК РФ).