Обзорные лекции по "Налогам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, курс лекций

Описание работы

1. Классификация налогов (критерии, виды).
2. Отчисления на социальные нужды, сущность, налоговая база, распределение платежей.
3. НДС: экономическая сущность и объекты налогообложения. Порядок исчисления и уплаты в бюджет.
4. Налог на прибыль организаций. Методы признания доходов и их определение для целей налогообложения прибыли.
5. Налог на прибыль организаций. Расходы организаций при производстве и реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли.
6. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Плательщики налога, объект налогообложения, налоговая база.
7. Упрощенная система учета и налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Обз ЛК БУАА 2012.docx

— 1.92 Мб (Скачать)

Не признаются дивидендами:

• выплаты акционеру (участнику) организации в денежной или натуральной  форме при ликвидации этой организации;

• выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций  этой же организации в собственность.

Процент это любой заранее  установленный доход, в том числе  в виде дисконта, полученный по долговому  обязательству любого вида, включая  доходы, полученные по денежным вкладам  и долговым обязательствам.

 

Налоговая база это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Порядок определения налоговой базы устанавливается НК РФ. Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода. Она определяется на основе данных бухгалтерского учета либо иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

Налоговая ставка важный элемент налога, который выражает величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В практике налогообложения применяются процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки устанавливаются в процентах к налоговой базе. Процентные ставки различают: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные ставки это ставки, которые применяются  в одинаковом размере (единая процентная ставка) к объекту налогообложения  без учета его величины. Они  применяются, например, при исчислении налога на имущество организаций, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и др.

Прогрессивные ставки это  такие ставки, величина которых возрастает по мере увеличения объекта налогообложения. Например, в настоящее время такие  ставки применяются при исчислении налога на имущество физических лиц, на наследование или дарение.

Прогрессивное налогообложение  может применяться как дополнение к пропорциональному налогообложению. Данная методика применялась при  исчислении налога на прибыль по предприятиям союзного и республиканского подчинения при выполнении плана по прибыли.

Регрессивные ставки это  ставки, величина которых уменьшается  по мере увеличения объекта налогообложения. В настоящее время такие ставки применяются при исчислении единого  социального налога.

Твердые (специфические) ставки устанавливаются в абсолютной сумме  на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Твердые ставки, например, установлены по транспортному налогу.

Налоговые ставки по федеральным  налогам устанавливаются НК РФ, а  также Правительством РФ в порядке  и пределах, определяемых указанным  Кодексом.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются  соответственно законами субъектов  РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления в  пределах, установленных НК РФ.

 

Налоговые льготы это полное или частичное освобождение от уплаты налогов и сборов отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

Налоговый период. Под налоговым  периодом принимается календарный  год или иной период времени (месяц  или квартал) применительно к  отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

При создании организации  после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания (дня  государственной регистрации) до конца  текущего года.

При создании организации  в день, приходящийся на период с 1 декабря  по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня  создания (дня государственной регистрации) до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца  календарного года, последним налоговым  периодом для нее является период от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная  после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца года, налоговым  периодом для нее является период времени со дня создания до дня  ликвидации (реорганизации).

Данные правила не применяются  в отношении организаций, из состава  которых выделяются либо к которым  присоединяются одна или несколько  организаций.

Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, то налоговый период по налогу на это  имущество определяется как период фактического нахождения имущества  в собственности налогоплательщика  в данном календарном году.

 

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налогового периода. Если законодательством о налогах и сборах обязанность по исчислению сумм налога возложена на налоговый орган или налогового агента, то в этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может  быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному  представителю) или физическому  лицу (его законному или уполномоченному  представителю) лично под расписку или другим способом, подтверждающим факт и дату его получения. В тех  случаях, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, то оно направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление  считается полученным по истечении  шести дней с даты направления  заказного письма.

 

Сроки уплаты налогов и сборов. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

При уплате налога и сбора  с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени. Сумма  соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от налоговых санкций за нарушение  налогового законодательства. Пеня начисляется  за каждый календарный день просрочки  исполнения налогового обязательства  по уплате налога или сбора, начиная  со следующего дня их уплаты в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога и сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора  или после их уплаты в полном объеме.

 

Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога или в другом порядке, предусмотренном НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Уплата налогов (сборов) производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается  применительно к каждому налогу.

 

  1. Понятие и экономическая сущность налогов, этапы их развития.

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических  лиц, необходимое для осуществления  государством своих функций.

Доктринальные определения налога

Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев, русский экономист (1818) : «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».

А. А. Исаев (1887) : «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928) : «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Мюррей Ротбард (1982) : «Все другие личности и группы в обществе (за исключением отдельно взятых преступников, таких, как воры и грабители банков) приобретают свой доход на основе добровольных контрактов: или продавая товары и услуги потребителям, или посредством акта дарения (то есть членство в клубе или ассоциации, завещание наследства, получение наследства). Только государство добывает свой доход посредством насилия, угрожая ужасными взысканиями, если доход не появляется. Такое насилие известно как налогообложение, хотя в менее развитые времена его называли данью. Налогообложение — это попросту чистое воровство, и воровство это — поразительных масштабов, с которыми ни один преступник и не сравнится. Это принудительное изъятие собственности жителей или подданных государства».

Государство может  устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения  до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

С точки зрения макроэкономики

Снижение налогов  стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения.

Чем меньше налогов  нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растет совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают  налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики».

Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что  они сокращают предложение своего товара. В общем, сокращение предложений  фирм ведет к сокращению совокупного  предложения. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость  между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический  советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»).

В 1990-е годы уровень налогообложения  в России был завышенным и неприемлемым для фирм и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства в те годы, предприятия продолжали массово и успешно уклоняться от налогов. В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост.

Хронология

29 декабря 2000 года принят федеральный закон N 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2001 года.

В 2001 году была отменена прогрессивная шкала подоходного налога и введена единая ставка этого налога в размере 13 %. Налоги на фонд оплаты труда были объединены в единый социальный налог с регрессивной шкалой, причём произошло снижение максимальной ставки с 38 % до 36,5 %. В том же году был отменён оборотный налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы, а также снижен налог на содержание автомобильных дорог. Совокупная ставка оборотных налогов стала составлять 1 %.

6 августа 2001 года принят федеральный закон № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

31 декабря 2001 года принят федеральный закон № 198-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», который вступил в силу 1 января 2002 года.

В 2002 году ставка налога на прибыль была снижена с 35 — 43 % до 24 %. В том же году были введены новые правила взимания НДС: вместо кассового метода стал применяться метод начисления. Также были отменены льготы по налогу на прибыль и НДС.

20 февраля 2002 года принято постановление правительства России № 121 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации по вопросам налогообложения прибыли организаций».

Информация о работе Обзорные лекции по "Налогам"