Обзорные лекции по "Налогам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, курс лекций

Описание работы

1. Классификация налогов (критерии, виды).
2. Отчисления на социальные нужды, сущность, налоговая база, распределение платежей.
3. НДС: экономическая сущность и объекты налогообложения. Порядок исчисления и уплаты в бюджет.
4. Налог на прибыль организаций. Методы признания доходов и их определение для целей налогообложения прибыли.
5. Налог на прибыль организаций. Расходы организаций при производстве и реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли.
6. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Плательщики налога, объект налогообложения, налоговая база.
7. Упрощенная система учета и налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Обз ЛК БУАА 2012.docx

— 1.92 Мб (Скачать)

До  хозяйственной реформы 1965 г. основной формой денежных накоплений был налог с оборота (до 46% в 1965 г.), затем стал увеличиваться удельный вес прибыли и с 1985 г. он составлял более 57%.

 

Поступления в бюджет из прибыли зависели от того, каким образом распределялась прибыль предприятия (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1. Системы распределения прибыли

Система распределения прибыли

Платежи в госбюджет, банку

Фонды экономического стимулирования (ФЭС) предприятий

1986 - 1987 гг. Нормативная

1 . Плата за производственные фонды

2. Отчисления от прибыли в  бюджет

3. Проценты за кредит

4. Отчисления в Единый фонд  развития науки и техники

5. Отчисления в резерв министерства

1. Фонд развития производства(ФРП)

2. Фонд материального поощрения  (ФМП)

3. Фонд социально-культурных мероприятий  и жилищного строительства (ФСКМ  и ЖС)

4. Финансовые резервы

 

 

 

1988 - 1990 гг.

Нормативная в условиях полного хозяйственного расчета

 1. Плата за производственные фонды

2. Отчисления в бюджет (в том  числе местный)

3. Проценты за кредит

4. Отчисления министерству

5.  Плата за трудовые ресурсы

Модели хозрасчета

Первая                            Вторая

1. Фонд развития производства, науки  и техники(ФРПН и Т)

2. ФМП                                Нет

3.  Фонд социального развития (ФСР)

4.  Финансовые резервы

5.  Валютный фонд

6. Нет                    Единый фонд

                                оплаты труда


 

Из данных табл. 3.1 видно, что прибыль была не только источником бюджетных средств, но и источником различных фондов экономического стимулирования предприятия. На уровне отрасли образуется Единый фонд развития науки и техники и финансовый резерв, которые с 1988 г. заменяются едиными отчислениями министерству по нормативу. С этого же года вводится плата за трудовые ресурсы, а в сумме средств, перечисляемых государству, выделяются отчисления в местный бюджет.

Наиболее  сложный механизм распределения  характерен для 1988-1990 гг., когда стали  действовать I и II модели хозяйственного расчета, получившие свое название в соответствии с тем, что 0дЛежало распределению на уровне предприятия: прибыль или доход.

Не  случайно поэтому при формировании налоговой системы в 1991 г. ориентировались именно на эти две формы распределительного механизма. Так, некоторые платежи, которые раньше осуществлялись из прибыли или дохода, преобразовывались в налоговые платежи. Например, отчисления от расчетной прибыли в бюджет трансформировались в налог на прибыль, плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства - в налог на имущество предприятий и т. д.

Нормативы отчислений в бюджет и министерствам  стали прообразом налоговых ставок. Налоговые льготы были введены прежде всего на те затраты, которые раньше предприятия осуществляли из прибыли (например, для образования ФСР, ФРПН и Т). При этом указанные черты были характерны как для союзного, так и для республиканского (в том числе российского) налогового законодательства.

Однако  такой подход к формированию налоговой  системы просуществовал недолго, всего один год. Налогообложение с 1992 г. стало все в большей степени ориентироваться на опыт западных стран в части установления состава налогов, величины их ставок и направлений льготирования, а также учета затрат. Игнорирование отечественных условий и опыта привело к тяжелым экономическим последствиям, которые с течением времени не только не ликвидируются, но и усугубляются.

Конечно, причины экономического кризиса  в стране нельзя связывать только с нерациональной налоговой системой. Однако ее «вклад» в дестабилизацию экономики довольно значителен. С одной стороны, она породила невиданный до сих пор дефицит бюджета. С другой стороны, чтобы ликвидировать этот дефицит, вводились новые налоги, увеличивались ставки налогов, введенных ранее, менялась система льгот, налоговые базы, объекты налогообложения. Все это привело к неоправданному усложнению налогового законодательства.

С введением в действие Налогового кодекса наблюдается некоторая либерализация в сфере налогообложения: существенно снижается ответственность за налоговые правонарушения, прослеживается тенденция снижения ставок при одновременном сокращении льгот. Однако кардинальных изменений налоговой системы е сторону ее упрощения нет. Налогообложение в России остается сложным, запутанным, противоречивым и нестабильным. Если раньше происходило постоянное изменение налоговых законов и конкретизирующих эти законы инструкций, то в настоящее время происходит постоянное изменение уже действующих положении Налогового кодекса. В целом российское законодательство о налогах и сборах включает в себя сотни нормативных актов.

 

Согласно  теории предложения повышение налогов  подавляет экономические связи  на внутреннем рынке и инвестиции в производство. Налоги являются одним  из экономических барьеров или тарифов, вынуждающих экономических субъектов  переходить к менее эффективной  экономической деятельности, в частности, менее специализированной и менее  квалифицированной. Понижение налогов  на внутреннем рынке производит такой  же эффект, что и понижение таможенных тарифов на внешнем, то есть активизирует свободное перемещение товаров и капиталов, что приводит к экономической экспансии.

 


Информация о работе Обзорные лекции по "Налогам"