Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, курс лекций
1. Классификация налогов (критерии, виды).
2. Отчисления на социальные нужды, сущность, налоговая база, распределение платежей.
3. НДС: экономическая сущность и объекты налогообложения. Порядок исчисления и уплаты в бюджет.
4. Налог на прибыль организаций. Методы признания доходов и их определение для целей налогообложения прибыли.
5. Налог на прибыль организаций. Расходы организаций при производстве и реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли.
6. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Плательщики налога, объект налогообложения, налоговая база.
7. Упрощенная система учета и налогообложения.
До хозяйственной реформы 1965 г. основной формой денежных накоплений был налог с оборота (до 46% в 1965 г.), затем стал увеличиваться удельный вес прибыли и с 1985 г. он составлял более 57%.
Поступления в бюджет из прибыли зависели от того, каким образом распределялась прибыль предприятия (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Системы распределения прибыли
Система распределения прибыли |
Платежи в госбюджет, банку |
Фонды экономического стимулирования (ФЭС) предприятий |
1986 - 1987 гг. Нормативная |
1 . Плата за производственные 2. Отчисления от прибыли в бюджет 3. Проценты за кредит 4. Отчисления в Единый фонд развития науки и техники 5. Отчисления в резерв |
1. Фонд развития производства( 2. Фонд материального поощрения (ФМП) 3. Фонд социально-культурных 4. Финансовые резервы
|
1988 - 1990 гг. Нормативная в условиях полного хозяйственного расчета |
1. Плата за производственные фонды 2. Отчисления в бюджет (в том числе местный) 3. Проценты за кредит 4. Отчисления министерству 5. Плата за трудовые ресурсы |
Модели хозрасчета Первая Вторая 1. Фонд развития производства, науки и техники(ФРПН и Т) 2. ФМП Нет 3. Фонд социального развития (ФСР) 4. Финансовые резервы 5. Валютный фонд 6. Нет Единый фонд |
Из данных табл. 3.1 видно, что прибыль была не только источником бюджетных средств, но и источником различных фондов экономического стимулирования предприятия. На уровне отрасли образуется Единый фонд развития науки и техники и финансовый резерв, которые с 1988 г. заменяются едиными отчислениями министерству по нормативу. С этого же года вводится плата за трудовые ресурсы, а в сумме средств, перечисляемых государству, выделяются отчисления в местный бюджет.
Наиболее сложный механизм распределения характерен для 1988-1990 гг., когда стали действовать I и II модели хозяйственного расчета, получившие свое название в соответствии с тем, что 0дЛежало распределению на уровне предприятия: прибыль или доход.
Не случайно поэтому при формировании налоговой системы в 1991 г. ориентировались именно на эти две формы распределительного механизма. Так, некоторые платежи, которые раньше осуществлялись из прибыли или дохода, преобразовывались в налоговые платежи. Например, отчисления от расчетной прибыли в бюджет трансформировались в налог на прибыль, плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства - в налог на имущество предприятий и т. д.
Нормативы отчислений в бюджет и министерствам стали прообразом налоговых ставок. Налоговые льготы были введены прежде всего на те затраты, которые раньше предприятия осуществляли из прибыли (например, для образования ФСР, ФРПН и Т). При этом указанные черты были характерны как для союзного, так и для республиканского (в том числе российского) налогового законодательства.
Однако такой подход к формированию налоговой системы просуществовал недолго, всего один год. Налогообложение с 1992 г. стало все в большей степени ориентироваться на опыт западных стран в части установления состава налогов, величины их ставок и направлений льготирования, а также учета затрат. Игнорирование отечественных условий и опыта привело к тяжелым экономическим последствиям, которые с течением времени не только не ликвидируются, но и усугубляются.
Конечно, причины экономического кризиса в стране нельзя связывать только с нерациональной налоговой системой. Однако ее «вклад» в дестабилизацию экономики довольно значителен. С одной стороны, она породила невиданный до сих пор дефицит бюджета. С другой стороны, чтобы ликвидировать этот дефицит, вводились новые налоги, увеличивались ставки налогов, введенных ранее, менялась система льгот, налоговые базы, объекты налогообложения. Все это привело к неоправданному усложнению налогового законодательства.
С введением в действие Налогового кодекса наблюдается некоторая либерализация в сфере налогообложения: существенно снижается ответственность за налоговые правонарушения, прослеживается тенденция снижения ставок при одновременном сокращении льгот. Однако кардинальных изменений налоговой системы е сторону ее упрощения нет. Налогообложение в России остается сложным, запутанным, противоречивым и нестабильным. Если раньше происходило постоянное изменение налоговых законов и конкретизирующих эти законы инструкций, то в настоящее время происходит постоянное изменение уже действующих положении Налогового кодекса. В целом российское законодательство о налогах и сборах включает в себя сотни нормативных актов.
Согласно
теории предложения повышение налогов
подавляет экономические связи
на внутреннем рынке и инвестиции
в производство. Налоги являются одним
из экономических барьеров или тарифов,
вынуждающих экономических