Обзорные лекции по "Налогам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:40, курс лекций

Описание работы

1. Классификация налогов (критерии, виды).
2. Отчисления на социальные нужды, сущность, налоговая база, распределение платежей.
3. НДС: экономическая сущность и объекты налогообложения. Порядок исчисления и уплаты в бюджет.
4. Налог на прибыль организаций. Методы признания доходов и их определение для целей налогообложения прибыли.
5. Налог на прибыль организаций. Расходы организаций при производстве и реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли.
6. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Плательщики налога, объект налогообложения, налоговая база.
7. Упрощенная система учета и налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Обз ЛК БУАА 2012.docx

— 1.92 Мб (Скачать)

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору  в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют  права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. (но имеют право толковать нормативно-правовые акты).

 

 

Отношения, регулируемые законодательством  о налогах и сборах и основные начала законодательства о налогах и сборах

Законодательство о налогах  и сборах регулирует властные отношения  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие  в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим  в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом.

НК устанавливает основыне начала зак-ва о Н и С:

1. Каждое лицо должно  уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство  о налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения. При  установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога.

2. Налоги и сборы не  могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев.

Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в зависимости  от формы собственности, гражданства  физических лиц или места происхождения  капитала.

3. Налоги и сборы должны  иметь экономическое основание  и не могут быть произвольными.  Недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  Российской Федерации и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых  средств, либо иначе ограничивать  или создавать препятствия не  запрещенной законом экономической  деятельности физических лиц  и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым Кодексом.

6. При установлении налогов  должны быть определены все  элементы налогообложения. Акты  законодательства о налогах и  сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу  налогоплательщика (плательщика  сборов).

 

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

Акты законодательства о  налогах вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования  и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных  настоящей статьей.

Акты законодательства о  сборах вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных  настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый Кодекс в части установления новых налогов  и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов  Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом  их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о  налогах и сборах, устанавливающие  новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие  новые обязанности или иным образом  ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о  налогах и сборах, устраняющие  или смягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о  налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры  ставок налогов (сборов), устраняющие  обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Эти положения распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

 

 

  1. Роль налогов в распределении ВВП. Налоговое бремя экономики и расчет его уровня. Кривая Лаффера.

Налоги в системе  производственных отношений

Налоги ведут  свое происхождение с древнейших времен, но довольно значительную роль в бюджете государств они приобретают лишь в ХУ-ХУП веках.

В конце XIX века приходят к выводу, что налоги, кроме финансовых целей, могут использоваться как инструмент активной экономической политики.

Рассматривая историю  налогообложения, нельзя забывать трех моментов:

  • негативное первоначальное отношение к любому налоговому инструменту;
  • осознание необходимости уплаты налогов для функционирования государства;
  • использование налогов как рычагов управления экономикой.

Сущность налогов  определяется тем положением, которое  они занимают в системе производственных отношений (рис. 1.1).

 

 

Источником налогов  выступает вновь созданная стоимость -национальный доход, который Приобретает  специфические формы выражения: заработная плата, прибыль, рента, процент. Это первичное распределение дополняется перераспределением, где уже фигурируют налоги (рис. 1.1.

 

 

 

Производственные  отношения:

Производство à распределение -à обмен -à потребление

                                                                                 


 

Финансовые  отношения

                                                                                     


 

Налоговые отношения

Рис. 1.1. Взаимосвязь  производственных, финансовых и налоговых  отношений.

 

Таким образом, налоги представляют собой важнейшую финансовую форму реализации государством своего экономического права на получение части созданного в обществе чистого дохода. Государство использует свои доходы для выполнения политических, экономических, социальных и прочих функций.

Рис. 1.2. Место налогов в распределительной  системе.

Налоговая нагрузка и уровень жизни

Обычно считается, что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину сосредоточенных  в этом секторе средств по отношению  к ВВП. Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уровня жизни населения, что наглядно видно из данных таблицы. Из таблицы также ясно, что нет явной связи между уровнем жизни, развития экономики и уровнем налогов. Это объясняется наличием множества других факторов влияющих на уровень жизни, помимо налогов. Очевидно, что вне зависимости от налоговой политики уровень жизни населения сравнительно бедных стран как Турция не сможет быстро достигнуть высоких стандартов США и Европы.

Влияние налоговой  нагрузки на эффективность развития экономики

Страна

Налоговая нагрузка (% ВВП)

Уровень жизни, долл.

Швеция

51,0

25.710

Финляндия

47,3

23.240

Бельгия

46,6

26.440

Франция

44,1

26.270

Австрия

42,8

28.110

Германия

39,3

28.870

Мексика

39,3

3.600

Испания

35,8

14.350

США

31,8

28.020

Турция

22,2

2.830

Канада

16,0

19.020


В странах с большой  налоговой нагрузкой обеспечиваются более высокие социальные стандарты. Примером является Швеция (налоговая нагрузка составляет 51% ВВП), где действует тенденция снижения экономического расслоения общества. Эффективное государственное управление направлено на приоритетное развитие наукоемких технологий. Неслучайно стремление Правительства России снизить налоговую нагрузку (Ставка налога на прибыль предприятия 24% встретила негативную реакцию ряда экономистов, озабоченных скудностью средств, направляемых на развитие социально-культурной сферы). Они прямо предлагают перенести налоговую нагрузку, связанную с поддержанием образования, культуры, здравоохранения и научно технического прогресса, на инновационный сектор, заменить социальные налоги с физических лиц корпоративным социальным налогом. Пока корпоративный социальный налог в России платит топливно-энергетический комплекс (ТЭК), что не совсем верно, так как, во-первых, это не инновационный сектор, его только предстоит создать; во-вторых, предприятия ТЭКа должны платить природную ренту присваемую узкой группой лиц и составляющую, по подсчетам академика Дмитрия Львова, 60 млрд дол. ежегодно.

В России возникли и другие проблемы. Растет теневой  сектор, уменьшается объем перечисления средств в федеральный бюджет рядом регионов. Так, 12 регионов (Татарстан, Челябинская область) перечисляют менее 20% требуемых сумм. Еще одним недостатком сложившейся налоговой системы является неравномерность налоговой нагрузки по различным отраслям промышленности. К увеличению налоговой нагрузки ведут нерациональное расходование бюджетных средств, ставившее в тяжелые условия налогоплательщиков. В результате большинство российских налогоплательщиков платят не в соответствии с законом исходя из созданной налогооблагаемой базы, а учитывая лишь официально представленные финансовые возможности.

Кривая  Лаффера

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что её идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика  значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым  ликвидируются стимулы к предпринимательской  инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода  от налогообложения и стремящихся  концентрировать финансовые ресурсы  в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции  Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% добавленной стоимости  провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в  порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

 

  1. Становление налоговой системы РФ и ее реформирование. Эффективность налоговой системы.

                                                 

Доналоговый распределительный механизм

 

Налоги, прежде всего, служат источником наполнения государственного бюджета. Каким же образом формировался бюджет в нашей стране до принятия в 1991 г. налогового законодательства?

Денежные  накопления народного хозяйства  складывались из следующих источников:

  • прибыли хозрасчетных предприятий;
  • налога с оборота;
  • прочих поступлений (в том числе подоходного налога с граждан, государственных и таможенных пошлин и др.).

Информация о работе Обзорные лекции по "Налогам"